Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3427
Скачиваний: 41
126
В моём опыте главным источником контртрансферного сопротивления в
отношениях с шизофреническим пациентом является потребность терапевта
защищать себя от ярости и тревоги
,
индуцированной враждебными импульсами
пациента
.
Подавление или отрицание индуцированных чувств исключает
возможность использовать их как терапевтический рычаг
,
а также делает
практически невозможным понять эмоциональную историю пациента
.
Полная свобода вербализации ненависти и ярости исключается
,
если врачу
трудно задавать вопросы о реальных или фантазийных действиях насилия иди
помогать пациенту обсуждать их
.
Большинство студентов-аналитиков испытывает
сильное отвращение в курсе таких исследований
,
особенно когда у них имеется
огромная потребность отрицать их собственные смертоносные чувства
.
ПОТРЕБНОСТЬ НРАВИТЬСЯ
Bullard
констатировал
, "
По-моему
,
одним из серьёзных отступлений от
эффективной терапии является потребность некоторых терапевтов нравиться
,
чувствовать что их ценят и что их усилия тепло принимаются
"[I4],
Потребность
нравиться дает начало мощному контртрансферному сопротивлению при лечении
шизофрении
.
Когда выходит большое количество трансферной ненависти
,
аналитик
чувствует себя несчастным потому что пациент оказывается таким враждебным
.
Полная неосведомленность пациента об огромных усилиях
,
затраченных на то чтобы
помочь ему
,
также причиняет боль и обижает аналитика
,
у которого имеется сильная
потребность нравиться
.
Недостаток оценки обижает
.
Вместо нескольких глотков
молока человеческой доброты
,
которые могут предвкушаться
,
пациент отвечает
яростью
.
Врач может
,
в конце концов
,
начать отказываться работать с
неблагодарным человеком
.
Когда он говорит
, "
Я больше не приду
",
он может быть
уверенным что пациент действительно подразумевает это
.
Пациент может сказать
,"
Вы не понимаете меня
.
Вы не помогаете мне
.
Я
ничего не достиг
."
Терапевт
,
которого ранят такие обвинения
,
склонен пропадать в
нарциссических поглощенностях и сомнениях
-
жертвой контртрансферного
сопротивления
.
Тому кто не попал под давление быть оцененным
,
не составляет
труда сказать пациенту
,"
Допустим
,
для целей лечения
,
что вы правы
.
Почему я
ничего не достиг
?"
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРАВЫМ
Еще одним мощным источником контрсопротивления является потребность
быть правым
.
Под её давлением терапевт начинает осознавать сильное желание
всегда давать научно правильные и полные интерпретации
,
вместо того
,
чтобы
отвечать на непосредственную потребность пациента в коммуникации
,
которая
должна иметь специфический эффект созревания
.
Начинающий аналитик часто боится сказать
"
неправильную вещь
"
пациенту
.
Одна студентка была убеждена в том
,
что она поступает подобным образом
,
когда
пациент жаловался что она разговаривает подобно его
"
ужасной
"
матери.Её
127
нежелание спросить его как
,
он думает
,
она должна разговаривать
,
было разрешено
когда она признала что впечатления пациента
,
о том что она сказала
,
было более
значимо чем корректность её коммуникаций
.
После этого она почувствовала
большее спокойствие когда разговаривала с ним и была способна делать это более
спонтанно
.
Сходная проблема пробуждается тогда
,
когда существует сильная потребность
демонстрировать компетенцию пациенту и заслужить его уважение
.
Терапевт
,
у
которого эта потребность сильна
,
находит унизительным работать с пациентом
,
который атакует его повторно и на всех уровнях
.
Поскольку является
антитерапевтичным проявлять разногласия
,
критика может быть воспринята и
просто исследована совместно с пациентом
.
Следовательно
,
здесь не место
выстраивать чьё-либо самоуважение
.
ДРУГИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Другая проблема была поднята студентом-аналитиком в его супервизорских
сессиях
,
сконцентрированных вокруг его желания быть
"
хорошим
"
по отношению к
пациенту и отвечать на его страстное желание в любви
.
В ранних взаимоотношениях
часто испытывается потребность быть
"
лучше
"
чем оригинальный объект
,
успокаивать
,
умиротворять и утешать
.
Кроме этого
,
студент сообщил мне что он
чувствовал себя подобно психопату
,
когда ограничивался только работой с
сопротивлением
.
Он мог чувствовать
,
что он ничего не делает для того чтобы
заслужить свой гонорар
;
и его чувство вины усиливалось
,
когда пациент спрашивал
,
"
Что вы делаете для того чтобы получать ваши деньги
?"
Подобно подающему
надежды акушеру
,
принимающему нормальные роды
,
студент-аналитик
,
работающий с шизофреническим пациентом в состоянии развернутого
нарциссического трансфера
,
обычно чувствует что ему
,
практически
,
нечего делать
и хочет вмешиваться более активно
*
чем того требует ситуация
.
Молодой
терапевт
,
консультировавшийся
у
меня
по
поводу
девятнадцатилетнего шизофренического пациента
,
описывал трудности при работе с
его инфантильными запросами в любви
.
У пациента было впечатление что терапевт
не говорит потому что у него нет интереса к пациенту
.
Юноша упрекал терапевта в
невнимательности и сообщал что он не может ни о чем говорить потому что
находится
"
в скорлупе
".
Терапевт признал что он чувствовал большую робость в
работе с
"
вы невнимательны
"
сопротивлением
.
Он недостаточно отследил то
,
что
происходило во взаимоотношениях
.
В супервизорской сессии он стал осознавать что его робость
,
в ответ на
обвинения пациента
,
была связана со страхом
"
разбить его вдребезги
",
как он это
выразил
.
Требования пациента убедиться что терапевт любит его возбудили мощное
формирование реакции
,
связанное с собственным паттерном терапевта
,
регулирующем доминирующее поведение отца
.
Осознание этой тенденции помогло терапевту овладеть своей боязнью
вступать в эмоциональную коммуникацию
.
В конце концов пациент также развил
сильные позитивные трансферные чувства к нему
.
128
Когда аналитик ощущает неприятные чувства пациента и сохраняет свою
способность понимать и коммуницировать
,
пациент испытывает взаимоотношения
,
которых у него не было в прошлом
.
Понимание того что аналитик может переживать
эти чувства и
,
тем не менее
,
вести
(
себя
)
соответственно
,
бессознательно
стимулирует желания у шизофренического пациента доказать аналитику и себе что
он может выносить эти чувства и все же вести
(
себя
)
соответствующим образом
.
Отказ переживать чувства пациента и отыгрывание вовнутрь
(acting on)
их
определенным образом чтобы заставить пациента оставить лечение
,
является
общими формами контртрансферного сопротивления
,
при лечении пациентов с
тяжелыми нарушениями
.
Студентка
-
аналитик
,
описывающая что пациент чувствовал безнадежность и
несчастность
,
добавила что она тоже чувствовала несчастность
.
Она понимала что
ощущала его чувства и противилась этому
.
На вопрос почему она не хочет
чувствовать их она ответила
, "
Когда я чувствую таким же образом как и он
,
я
перестаю видеть то что происходит между нами
.
Я не хочу быть понятой
.
Я просто
хочу дать ему пинка из офиса
".
После того как она стала понимать что пациент индуцировал в ней чувства
,
которые он испытывал от своей матери
,
и что их воссоздание в отношениях было
лечебным механизмом
,
она восприняла
"
повторное переживание
" (reexperiencing)
как реквизит успешного лечения
.
Неопытные аналитики часто описывают что они приходят в ярость с
шизофреническим пациентом из-за того что в сессиях он не функционирует так как
они от него хотят
.
Они могут не понимать что это их обязанность точно определить
то что предохраняет его от кооперирования и адресовать эти препятствия самим
себе
.
В общем и целом шизофренический пациент возбуждает много эмоций по
поводу того
,
что кто-то либо недостаточно делает
,
либо вообще ничего не может
сделать для него
.
Бывают периоды когда терапевт чувствует что лечение ничего не
достигло и что он не может больше за него ручаться
.
Восприятие действительности
этих чувств и развитие способности выдерживать их спокойно
,
ни отыгрывая их
,
ни
вербализуя их пациенту
,
исключая работу с лечебным сопротивлением
,
часто
являются трудными принципами для овладения
.
Это те проблемы
,
на которых я фокусировался с терапевтами
,
начинающими
работать с шизофреническими пациентами
.
Такая работа требует особого рода
супервизии и тренинга
.
Контртрансферное сопротивление анализируется и
начинающему помогают разрешить его в супервизорской сессии
[107].
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЕ
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
Обычно допускается что первые коммуникации исходят от пациента к
аналитику
.
В лечении крайне нарциссического индивида полезно действовать
основываясь на предположении о том
,
что двойной путь невербальной
коммуникации осуществляется с первого контакта
,
вне зависимости от того осознает
ли это та или другая сторона
.
129
Поскольку источник непосредственно испытываемого чувства часто неясен и
достаточно долгое время не может быть установлен
,
желательно оставаться
бдительным к двум возможностям
.
Первая из них та
,
что у пациента может быть
индуцированное чувство
.
Во время сессии
,
когда терапевт стал осознавать сильное
чувства раздражения
,
которое он не мог объяснить
,
он спросил пациентку не
находит ли она его особенно раздраженным в этот день
.
Она ответила
,
Как вы
догадались
?
Вы должно быть умеете читать мысли
.
просто думала по дороге в офис
о том
,
что мой муж был ужасно раздражен этим утром
".
Возможно
,
также
,
что то
,
что кажется трансферной реакцией пациента
,
может оказаться контрреакцией на
невербализованные чувства терапевта
,
В то время
,
когда терапевт
,
например
,
испытывает личную неудачу
,
пациент может приписывать чувство самому себе и
-
возможно
,
первое время
-
начнет горевать о чьей-либо смерти
,
кто был очень
значимым для него
.
Характерные проблемы могут возникнуть если пациент эготизирует свои
восприятия чувств аналитика как защиту от своих собственных чувств
.
Такие
эмоциональные идентификации могут привести к временному улучшению
,
однако
они сделают более трудным для пациента развитие полного осознания своих
собственных истинных чувств и действовавние в их терминах
.
Он неспособен стать
полностью интегрированной личностью
,
и продолжает чувствовать собственное
отчуждение
.
Проблем подобного рода можно избежать когда аналитик помогает пациенту
провести различие между его собственными чувствами и объектными чувствами
,
которые он эготизировал в ранней жизни
.
Техники присоединения к сопротивлению
(иллюстрированные в главе
10)
облегчают возбуждение
,
вначале
,
эготизированных
объектных чувств
.
После того как эти чувства станут де-эготизированными
,
пациенту помогают артикулировать собственные чувства
.
СВОБОДНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Большая сила эго требуется для того чтобы работать спокойно и незащищено
,
пока выдерживается смертоносные чувства шизофренического пациента и
происходит их утилизация для его благополучия
.
если чувства отрицаются
,
невозможно достичь понимания того
,
как они пробуждаются во взаимоотношениях
и как пациент защищает себя от них
,
если
,
с другой стороны
,
осознание
индуцированных чувств приведет врача к состоянию парализующей тревоги
,
пациенту откажут в относительно безопасной атмосфере
,
которая ему требуется для
эмоционального созревания
.
То
,
что первично требуется
,
является сочетанием эмоциональной
отзывчивости с высоким уровнем самовладения
.
Под эмоциональной отзывчивостью
я подразумеваю открытость к трансферным чувствам пациента и индуцированным
чувствам без того чтобы оказаться охваченным ими и говорить в терминах их
.
Аналитик не показывает эмоциональной отзывчивости в своей манере
проведения лечения
.
Удобства профессионального отношения соблюдаются
соответственно
.
Он учтиво приветствует пациента по прибытии
,
вежливо дает
объяснения
,
и не показывает обиды на оскорбление и провокационные замечания
.
Он выражает отношение
:
Мои чувства не важны
.
То
,
что важно
,
дано знать вам
,
130
Самовладение влечет за собой способность переносить кем-либо совершенные
ошибки
,
без того чтобы чрезмерно расстраиваться ими
.
Обычно легко
освобождаться от чувства вины признанием или отрицанием их
.
Но признавать или
отрицать чьи-либо ошибки по отношению к шизофреническому пациенту
,
перед тем
как он станет способным вербализовать свое негодование свободно редко бывает
желательным
,
если пациент обвиняет меня в совершении ошибки
,
я обычно
спрашиваю его
, "
Допустим что вы правы в том что я совершил ошибку
,
куда она
нас ведет
?"
Обычно пациент хочет знать
,
действительно ли аналитик
,
во время
выполнения и вне своих профессиональных обязанностей
,
заинтересован в том
,
чтобы помочь ему
.
Всегда имеется определенная проверка на этот счет
.
Вместо того
чтобы отрицать или признавать личный интерес прямо
,
обычно хорошей идеей
бывает
исследовать
вместе
с
пациентом
терапевтические
вложения
удовлетворяющие или отвергающие особые требования
,
которые он выставляет или
благосклонности
,
которых он ищет
.
В результате аналитик представляет собой
грубоватого родителя
,
исполняющего свою обязанность
.
В конце концов
,
пациент
понимает что аналитик изначально заинтересован в нем и позволяет ему сделать это
открытие для него самого
.