Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 2952

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

вызывает собственный отказ ребенка

поскольку

, “

начиная с этой стадии

источник

всех его аффектов

  

находится в

  

матери

."

Освещая  тему  ого  жертвенности

д

-p Lewis B. Hill 

подчеркивал

 (1955), 

что

грудь

которая

 "

ненадежна  защищена

достаточно  легко  теряясь

подвергается

переоценке

". 

Чувствуя  нестабильность  матери

младенец  сдерживает  свой  гнев

и

"процессы  не  устанавливаются

и  не  формируются  приемы

при  помощи

  

которых

злость  и  агрессия  могут  быть  направлены  вовне

". 

В  результате  шизофреническая

психика содержит

 "

значительное количество деструктивности

которая очень сильно

угрожает  интеграции  эго

... 

Вдобавок  к  сильной  злости  имеется  страх

Данная

комбинация  равна  продолжительной  ненависти

которую  пациент  полностью  не

осознает

". Hill 

рассматривает  разрыв  с  реальностью  как

 "

глубинную  защиту

,

имеющую  обратное  направление

от  действий  лиц  из  окружения

". 

Он  наблюдал

также  что  шизофреник

никогда  не  имея  полного  отделения  себя  от  своей  матери

,

"испытывает  постоянное  желание  вернуться  к  дообъектному  и

конечно

,

довербальному отношению мать-дитя

". [64].

Характерно

но не единодушно

теоретики подчеркивают экзогенные факторы

,

которые  составляют  список  обвинений  против  матери  пациента

В  своей  первой

книге

 (1953), 

д-р

 John N. Rosen, 

показавший  психологическую  обратимость

шизофренического  психоза

охарактеризовал  мать  как  личность  страдающую  от

"извращения  материнского  инстинкта

" [89].

Впоследствии

 Rosen 

модифицировал

этот  взгляд

Сейчас  он  придерживается  мнения

что  мать  сама  находится  под

влиянием  других  людей

которые  принимают  участие  в

 "

процессе  материнства

,

благоприятно  или  неблагоприятно

", 

ситуационных  стрессов

а  также  всех  тех

воздействий  на  ребенка

которые

 Rosen 

подразумевает  под

 "

ранним  материнским

окружением

". 

Тяга

 "

неоконченных  дел

привязывает  незрелую  личность  к  этому

окружению

и она воспроизводит их в психозе

 [91]. 

Согласно

 Rosen`y (I963), 

психоз

выполняет  основную  функцию  предохранения  индивида  от

 "

осознания  скрытого

источника ужаса

который

... 

он испытывал с ранним материнским окружением в том

виде как он истолковывал его

" [90].

Нейропсихологическая 

формулировка

 (1962) 

также 

подчеркивает

фрустрационный  фактор

Д-р

 Benno Schlesinger 

проводит  различие  между

психогенной  формой  шизофрении

в  которой  биохимический  дефицит  остается

скрытым

исключая  состояния  стресса

и  физиогенной  формой

которая  может

развиваться в отсутствие внешних событий

Он полагает

что никакая из этих форм

не  может  быть  полностью  объяснена  пережитыми  факторами

. Schlesinger

продолжает

: "

Общим знаменателем психологических стрессовых ситуаций является

фрустрация

а

... 

нестандартное  соотношение  фрустрация-удовольствие  ускоряет

развитие  болезни

придавая  определенное  наследственно-конституциональное

предрасположение

 [97, 

р

.I93] .

ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ ЯДРО

Формулировки  и  наблюдения

которые  мы  только  что  рассмотрели

,

охватывают  успешные  стадии  в  развитии  психоаналитического  понимания
шизофрении и касаются многих аспектов всей клинической картины

Некоторые из


background image

22

психических механизмов упоминались при работе с особыми

  

случаями

  

или имели

вторичное значение

.

Три других фактора

 - 

первичны

агрессия

защита объекта и принесение себя в

жертву

Это  элементы

которые  комбинируясь

создают  шизофреническое  ядро

личности

Операциональная концепция следующая

 :

Шизофрения  является  организованной  психической  ситуацией

структурно

сложной

но  психологически  неуспешной  защитой  от  деструктивного  поведения

.

Оба

как  агрессивный

так  и  либидный  импульсы

фигурируют  в  этой

организованной ситуации

агрессивны

побуждения обеспечивают взрывную силу

в

то  время  как  либидные  побуждения  играют  тормозящую  роль

Действие  защиты

предохраняет  объект  от  высвобождения  вулканической  агрессии

но  вызывает

разрушение  психического  аппарата

Уничтожение  объектного  поля  психики  и

фрагментация эго выступают как вторичные следствия защиты

.

Эта 

ситуация 

по-видимому 

была 

организована 

во 

время

недифференцированной  фазы  развития

Единственный  объект

который  ребенок

может  защитить

 - 

объект  в  своей  психике

однако  на  этой  фазе  он  не  способен

различать  психическую  реальность  и  реальность  материальную

Более  того

то  что

рассматривалось  как  защита  объекта  может  быть  защитой  себя

так  как  данные

репрезентации  частично  совпадают  на  этом  раннем  уровне  развития

Термин

"объектное  поле

включает  в  себя  как  самые  ранние  саморепрезентации

так  и

объектные репрезентации

.

НА ТРАВМАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

В

  "

Толковании  сновидений

" (1900), 

Фрейд  соединил  ранние  представлении  о

жизненной  активности  с  работой  примитивного  психического  аппарата

 [52, chapter

7, C]. 

Аппарат  представлен  как  рефлекторная  дуга  с  сенсорным  приемником

где

расположены  системы  восприятия  и  памяти

с  одной  стороны,и  системой

управления  движениями

 - 

с  другой

Он  предполагает

что  аппарат  изначально

стремится  держать  себя  свободным  от  стимуляции

насколько  это  возможно

,

разгружая  возбуждения  в движение

Фрейд иллюстрирует такое функционирование

описанием поведения голодного ребенка

.

Возбуждение

порожденное потребностью в пище и пытающееся разрядиться

в  движение

описывается  как

 "

внутреннее  изменение

или

 "

выражение  эмоции

".

Изменение  не  может  иметь  места  без  посторонней  помощи

ребенок  должен  быть

накормлен  до

 "

переживания  удовлетворения

", 

которое  положит  конец  внутренней

стимуляции

Жизненно  важным  компонентом  такого  опыта  является

 "

особое

восприятие

...

мнестический

  образ  которого  остается  связанным  с  этого  времени  с

оставшимся  в  памяти  следом  возбуждения

порожденного  потребностью

". 

В

результате

как  только  ребенок  становится  голодным

возникает  психический

импульс  или  желание

В  состоянии  напряжения  он  пытается

 "

рекатектировать

мнестический 

образ

...

чтобы 

восстановить 

ситуацию 

первоначального

удовлетворения

". 

Кратчайший  путь  к  удовлетворению  желания  ведет  прямо  от

возбуждения  к  сложному  катексису  восприятия

То

что  Фрейд  описывает  как

"перцептуальную идентичность

является повторением восприятия пищи

связанным

с  удовлетворением  потребности

Цель  первичной  психической  активности


background image

23

заключается  в том

чтобы  обеспечить  некоторое  уменьшение  напряжения  путем

создания перцептуальной идентичности

.

Что  происходит  в  психическом  аппарате

если  эта  потребность  оказывается

фрустрированной

Крик  и  физические  проявления  недовольства  до  некоторой

степени снимают напряжение у голодного ребенка

но потребность остается

Он не

способен достичь своего переживания удовлетворения

пока ему отказывают в пище

.

Возбуждение

возникшее  от  голодных  болей

течет  тогда  обратно

 - 

регресс

 - 

по

направлению  к  сенсорному  концу  психического  аппарата

Ребенок

посредством

воспоминаний

пытается  достичь  удовлетворения

в  котором  ему  было  отказано

внешним объектом

.

Тем  не  менее

вызывание  воспоминания  о  предыдущем  кормлении

недостаточно  для  того

чтобы  получить  желаемую  перцептуальную  идентичность

.

Даже  если  в  результате  может  произойти  легкое  уменьшение  напряжения

более

яркие фантазии о груди

дающей молоко в его рот

никогда не удовлетворят так

как

это сделает актуальный опыт

.

Разумно  допустить

что  фрустрация  мобилизует  агрессию  у  голодного

ребенка

Удовлетворение  от  полученного  молока  отвергается  им

но  месть  тоже

удовлетворяется

Выплеснуть  свой  гнев  физически  на  депривирующий  объект  во

внешнем  мире  выше  его  сил

однако он может разрушить  его  в своей психике

Он

разрушает  этот  объект психически погружением  в сон

поглощая  его  яростью

Сон

приносит  удовлетворение

и  не  только  потому

что это безобъектное состояние

он

также  анестезирует  голодные  боли  и  уменьшает  жажду  объекта

В  общем

сон

снимает напряжение

.

В  бодрствующем  состоянии

когда  желание  объекта  остается  огромным

,

позитивный  объект-катексис  продолжает  существовать  и

в  отсутствие  реального

объекта

может  быть  израсходован  направляясь  лишь  на  психологический  объект

.

Это встречается

указывает  Фрейд

, "

в  галлюцинаторных  психозах  и  голодных

фантазиях

которые истощают всю психическую активность

направляясь на объект

их желания

" [52].

Шизофреническая  психика  направляется  на  объект  либидным  катексисом

а

уничтожает его агрессивным

Это основные паттерны

После их формирования

эго

устанавливает  контроль  над  побуждениями

так  как  оно  действует

чтобы

обеспечить защиту объекта

Либидная энергия используется с такой целью когда

в

отсутствие  уменьшающего  напряжение  удовольствия  от  объекта

уничтожающий

паттерн начинает нагружаться агрессивным катексисом

.

Интеграция  психики  и  судьба  внешнего  объекта  являются  ставкой  в  битве

между  агрессивным  объект-катексисом

сражающимся  за  контроль  над

побуждением

и  либидным  катексисом

контролирующим  побуждение

чтобы

предотвратить агрессивное действие

В этих очень напряженных состояниях энергия

либидо  адекватна тому

чтобы сдерживать  враждебное поведение

однако слишком

опустошена

чтобы  выступать  организующей  силой  психического  аппарата

Исход

этой битвы предрешен в пользу более мощного соперника

Установление паттернов

шизофренической  реакции  уменьшает  напряжение

достаточное  для  того  чтобы

предохранить объект

но дезорганизует психический аппарат

.


background image

24

Очевидность  подобного  рода  примирения  конфликтующих  сторон  требует

любви

и  ненависти

которые  наблюдаются  в  психотических  состояниях

Если

разрушения  психики  недостаточно  для  того

чтобы  уменьшить  враждебность

,

сдерживаемую  от  объектов

защита  может  повлечь  за  собой  самоповреждение  или

суицид

 [78]. 

Если  же  эта  защита  терпит  поражение

что  наблюдается  иногда

то

имеют место действия

  

маньяка-убийцы

.

КЛИНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Клинически

в латентных случаях шизофрении

защита обнаруживает себя во

многих 

различных 

реакциях

Агрессивные 

импульсы 

принудительно

инактивируются

либидные импульсы бесчисленными путями переплетаются вокруг

агрессии

.

Откровения  девушки  о  ее  у  чувствах  и  поведении  во  время  встречи  со

знакомой иллюстрируют инфантильный паттерн

Она сказала

:

Я чувствовала себя чудовищем с Бетти

Я была напугана тем

что я так сильно

ненавидела  ее

Чем  больше  я  ненавидела  ее

тем  больше  я  ненавидела  себя

Я

чувствовала  себя  глупой  и  подавленной

поэтому  курила  больше  и  больше

Я

ненавидела ее потому

,

что она была тем же

чем и я

Нет

конечно же не совсем так

.

Она  была  более  нервной  чем  я

Она  расстраивала  меня

она  заставляла  меня

чувствовать себя никчемной

.

Бессознательно она передала такое сообщение

Бетти гораздо агрессивнее

чем

я

Ее поведение мобилизует враждебные чувства во мне

Я хочу напасть на нее

Это

заставляет  меня  чувствовать  себя  чудовищем

поэтому  я  начинаю  бояться  и

отступаю

Чувствуя  тупость  и  никчемность

я  пытаюсь  контролировать  себя

беспрестанным  курением

Оральное  удовлетворение  нагружает  мое  эго  либидным

катексисом

в  результате  чего  я  не  могу  выразить  свою  враждебность

Это  делает

"безопасным

для меня разговор с Бетти

а ситуацию

 "

безопасной

для нее

.

Аффективное  ядро  здесь  имеет  дело  с  неразряженной  агрессией

Проблема

возвращается  к  специфическому  типу  повреждающей  неудачи  на  ранней  стадии
созревания

В результате ребенок характерно реагирует на чрезмерную фрустрацию

,

чрезмерное  удовлетворение

или  на  то  и  другое

 - 

накапливанием  огромного

количества  деструктивной  импульсивности  в  своем психическом  аппарате

вместо

того чтобы разряжать ее на объектах

.

Примитивное эго было обучено тому

 - 

рассматривая объект как очень ценный

что  освобождение  агрессии  было  нежелательным  и  действовало  насколько

возможно

чтобы  сдержать  ее

Когда  это  оказалось  невозможным

агрессия  была

разряжена таким образом

который не смог бы нанести вреда крайне необходимому

реальному  объекту

вместо  того

чтобы  направиться  на  объект  и  эготизировать

объект-репрезентации  в  психику

Процессы  роста  были  прерваны  или

реверсированны  этим  патологическим  ответом  на  неразряженную  агрессию

Ее

накопление в застойном психическом аппарате обеспечивает оптимальное состояние
для развития шизофренической реакции

.


background image

25

Проясняя  бессознательную  операцию

я  подчеркиваю  идею

что  пациент

постоянно  испытывает  давление  сильного  побуждения  убить  и  защищает  себя  от
него  тем

что  делает  свой  психический  аппарат

с  его  высоким  потенциалом

деструктивных действий

неисправным

Это все равно

что разбить оружие

защитив

себя  от  тяги  к  спусковому  крючку

Представление  о  том

что  психологическое

убийство  объекта  и  психологический  суицид  являются  способом  борьбы  против
поднятия  барьеров  от  действительного  убийства  и  суицида

помогает

  

понять  как

поведение пациента

так и само его расстройство

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Научные открытия и наблюдения многих психоаналитиков

как я уже заметил

,

внесли свой вклад в формулировку только что предоставленной рабочей гипотезы и

,

в какой-то мере

расширили такое понимание шизофрении

В этих концептуальных

рамках есть возможность рассмотреть их клинические находки и оценить некоторые
терапевтические неудачи

которые были описаны при лечении данного состояния

.

Наблюдения  Фрейда  стали  фундаментом  нашего  познания  феноменологии

болезни

а  его  понимание  их  важных  результатов  оказалось  достаточно  глубоким

.

Он признает что ее симптомы имеют смысл

что эротические импульсы фигурируют

в шизофренической защите

что регрессия происходит с попыткой восстановления

и

что  Эго  позволяет  себе  оказаться  затопленным  ид  под  воздействием  фрустрации

.

Ретроспективно  признается

что  развитие  терапевтической  концепции  было

задержано  его  ранней  неспособностью  четко  разделить  импульсы  любви  и
ненависти

а  также  его  недостаточным  пониманием  шизофрении  как  защиты  от

враждебности

Под  влиянием его  формулировок по нарциссизму

некоторые  из его

современников  стали  интересоваться  феноменологией  и  абстрактными  догмами
касающимися любви к себе

а также сексуальными проблемами

вместо того

чтобы

изучать  каждый  случай  в  терминах  межперсональных  взаимоотношений  и

,

соответственно

проводить свои собственные исследования

.

Federn 

не  признавал  что  регрессия  к  недифференцированному  состоянию

психологического  функционирования  вызывается  агрессивными  импульсами

или

что  эго

 - 

границы  также  могут  быть  повреждены  коррозивными  эффектами

агрессии

Тем  не  менее

его  описательные  формулировки  заметно  улучшили  наше

понимание  субъективного  опыта  при  шизофрении  и  обеспечили  ценным
инструментом для работы с нарциссическим трансфером

.

Nunberg. Hendrick, Klein 

наблюдали сильный агрессивный катексис к объекту в

шизофренической  психике

Их  описания  клинического  феномена

относящегося  к

агрессивным импульсам

появились в то время

когда почти нераздельное взимание

было приковано к судьбе либидных импульсов

.

Фрустрация  потребности  выражать  агрессию  была  подчеркнута

 Sechehaye 

и

хорошо  проиллюстрирована  на  ее  выдающемся  клиническом  материале

Она

недостаточно  развила  идею  о  том

что  агрессия  поворачивается  обратно  на

психический  аппарат  из-за  уважения  к  объекту

и  не  признала

что  однажды

представленные импульсы разрушить его мотивировали

 "

камуфляжные действия

ее

пациентки

Ее  теорию  сложно  применять  из-за  отсутствия  фокуса  на  личностной

динамике

Она  концептуализировала  терапевтический  процесс  как  процесс