Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3338
Скачиваний: 41
21
вызывает собственный отказ ребенка
,
поскольку
, “
начиная с этой стадии
,
источник
всех его аффектов
находится в
матери
."
Освещая тему ого жертвенности
,
д
-p Lewis B. Hill
подчеркивал
(1955),
что
грудь
,
которая
"
ненадежна защищена
,
достаточно легко теряясь
,
подвергается
переоценке
".
Чувствуя нестабильность матери
,
младенец сдерживает свой гнев
,
и
"процессы не устанавливаются
,
и не формируются приемы
,
при помощи
которых
злость и агрессия могут быть направлены вовне
".
В результате шизофреническая
психика содержит
"
значительное количество деструктивности
,
которая очень сильно
угрожает интеграции эго
...
Вдобавок к сильной злости имеется страх
.
Данная
комбинация равна продолжительной ненависти
,
которую пациент полностью не
осознает
". Hill
рассматривает разрыв с реальностью как
"
глубинную защиту
,
имеющую обратное направление
,
от действий лиц из окружения
".
Он наблюдал
также что шизофреник
,
никогда не имея полного отделения себя от своей матери
,
"испытывает постоянное желание вернуться к дообъектному и
,
конечно
,
довербальному отношению мать-дитя
". [64].
Характерно
,
но не единодушно
,
теоретики подчеркивают экзогенные факторы
,
которые составляют список обвинений против матери пациента
.
В своей первой
книге
(1953),
д-р
John N. Rosen,
показавший психологическую обратимость
шизофренического психоза
,
охарактеризовал мать как личность страдающую от
"извращения материнского инстинкта
" [89].
Впоследствии
Rosen
модифицировал
этот взгляд
.
Сейчас он придерживается мнения
,
что мать сама находится под
влиянием других людей
,
которые принимают участие в
"
процессе материнства
,
благоприятно или неблагоприятно
",
ситуационных стрессов
,
а также всех тех
воздействий на ребенка
,
которые
Rosen
подразумевает под
"
ранним материнским
окружением
".
Тяга
"
неоконченных дел
"
привязывает незрелую личность к этому
окружению
,
и она воспроизводит их в психозе
[91].
Согласно
Rosen`y (I963),
психоз
выполняет основную функцию предохранения индивида от
"
осознания скрытого
источника ужаса
,
который
...
он испытывал с ранним материнским окружением в том
виде как он истолковывал его
" [90].
Нейропсихологическая
формулировка
(1962)
также
подчеркивает
фрустрационный фактор
.
Д-р
Benno Schlesinger
проводит различие между
психогенной формой шизофрении
,
в которой биохимический дефицит остается
скрытым
,
исключая состояния стресса
,
и физиогенной формой
,
которая может
развиваться в отсутствие внешних событий
.
Он полагает
,
что никакая из этих форм
не может быть полностью объяснена пережитыми факторами
. Schlesinger
продолжает
: "
Общим знаменателем психологических стрессовых ситуаций является
фрустрация
,
а
...
нестандартное соотношение фрустрация-удовольствие ускоряет
развитие болезни
,
придавая определенное наследственно-конституциональное
предрасположение
[97,
р
.I93] .
ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ ЯДРО
Формулировки и наблюдения
,
которые мы только что рассмотрели
,
охватывают успешные стадии в развитии психоаналитического понимания
шизофрении и касаются многих аспектов всей клинической картины
.
Некоторые из
22
психических механизмов упоминались при работе с особыми
случаями
или имели
вторичное значение
.
Три других фактора
-
первичны
:
агрессия
,
защита объекта и принесение себя в
жертву
.
Это элементы
,
которые комбинируясь
,
создают шизофреническое ядро
личности
.
Операциональная концепция следующая
:
Шизофрения является организованной психической ситуацией
,
структурно
сложной
,
но психологически неуспешной защитой от деструктивного поведения
.
Оба
,
как агрессивный
,
так и либидный импульсы
.
фигурируют в этой
организованной ситуации
;
агрессивны
e
побуждения обеспечивают взрывную силу
,
в
то время как либидные побуждения играют тормозящую роль
.
Действие защиты
предохраняет объект от высвобождения вулканической агрессии
,
но вызывает
разрушение психического аппарата
.
Уничтожение объектного поля психики и
фрагментация эго выступают как вторичные следствия защиты
.
Эта
ситуация
по-видимому
была
организована
во
время
недифференцированной фазы развития
.
Единственный объект
,
который ребенок
может защитить
-
объект в своей психике
,
однако на этой фазе он не способен
различать психическую реальность и реальность материальную
.
Более того
,
то что
рассматривалось как защита объекта может быть защитой себя
,
так как данные
репрезентации частично совпадают на этом раннем уровне развития
.
Термин
"объектное поле
"
включает в себя как самые ранние саморепрезентации
,
так и
объектные репрезентации
.
НА ТРАВМАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
В
"
Толковании сновидений
" (1900),
Фрейд соединил ранние представлении о
жизненной активности с работой примитивного психического аппарата
[52, chapter
7, C].
Аппарат представлен как рефлекторная дуга с сенсорным приемником
,
где
расположены системы восприятия и памяти
,
с одной стороны,и системой
управления движениями
-
с другой
.
Он предполагает
,
что аппарат изначально
стремится держать себя свободным от стимуляции
,
насколько это возможно
,
разгружая возбуждения в движение
.
Фрейд иллюстрирует такое функционирование
описанием поведения голодного ребенка
.
Возбуждение
,
порожденное потребностью в пище и пытающееся разрядиться
в движение
,
описывается как
"
внутреннее изменение
"
или
"
выражение эмоции
".
Изменение не может иметь места без посторонней помощи
;
ребенок должен быть
накормлен до
"
переживания удовлетворения
",
которое положит конец внутренней
стимуляции
.
Жизненно важным компонентом такого опыта является
"
особое
восприятие
...
мнестический
образ которого остается связанным с этого времени с
оставшимся в памяти следом возбуждения
,
порожденного потребностью
".
В
результате
,
как только ребенок становится голодным
,
возникает психический
импульс или желание
.
В состоянии напряжения он пытается
"
рекатектировать
мнестический
образ
...
чтобы
восстановить
ситуацию
первоначального
удовлетворения
".
Кратчайший путь к удовлетворению желания ведет прямо от
возбуждения к сложному катексису восприятия
.
То
,
что Фрейд описывает как
"перцептуальную идентичность
"
является повторением восприятия пищи
,
связанным
с удовлетворением потребности
.
Цель первичной психической активности
23
заключается в том
,
чтобы обеспечить некоторое уменьшение напряжения путем
создания перцептуальной идентичности
.
Что происходит в психическом аппарате
,
если эта потребность оказывается
фрустрированной
?
Крик и физические проявления недовольства до некоторой
степени снимают напряжение у голодного ребенка
,
но потребность остается
.
Он не
способен достичь своего переживания удовлетворения
,
пока ему отказывают в пище
.
Возбуждение
,
возникшее от голодных болей
,
течет тогда обратно
-
регресс
-
по
направлению к сенсорному концу психического аппарата
.
Ребенок
,
посредством
воспоминаний
,
пытается достичь удовлетворения
,
в котором ему было отказано
внешним объектом
.
Тем не менее
,
вызывание воспоминания о предыдущем кормлении
недостаточно для того
,
чтобы получить желаемую перцептуальную идентичность
.
Даже если в результате может произойти легкое уменьшение напряжения
,
более
яркие фантазии о груди
,
дающей молоко в его рот
,
никогда не удовлетворят так
,
как
это сделает актуальный опыт
.
Разумно допустить
,
что фрустрация мобилизует агрессию у голодного
ребенка
.
Удовлетворение от полученного молока отвергается им
,
но месть тоже
удовлетворяется
.
Выплеснуть свой гнев физически на депривирующий объект во
внешнем мире выше его сил
,
однако он может разрушить его в своей психике
.
Он
разрушает этот объект психически погружением в сон
,
поглощая его яростью
.
Сон
приносит удовлетворение
,
и не только потому
,
что это безобъектное состояние
;
он
также анестезирует голодные боли и уменьшает жажду объекта
.
В общем
,
сон
снимает напряжение
.
В бодрствующем состоянии
,
когда желание объекта остается огромным
,
позитивный объект-катексис продолжает существовать и
,
в отсутствие реального
объекта
,
может быть израсходован направляясь лишь на психологический объект
.
Это встречается
,
указывает Фрейд
, "
в галлюцинаторных психозах и голодных
фантазиях
,
которые истощают всю психическую активность
,
направляясь на объект
их желания
" [52].
Шизофреническая психика направляется на объект либидным катексисом
,
а
уничтожает его агрессивным
.
Это основные паттерны
.
После их формирования
,
эго
устанавливает контроль над побуждениями
,
так как оно действует
,
чтобы
обеспечить защиту объекта
.
Либидная энергия используется с такой целью когда
,
в
отсутствие уменьшающего напряжение удовольствия от объекта
,
уничтожающий
паттерн начинает нагружаться агрессивным катексисом
.
Интеграция психики и судьба внешнего объекта являются ставкой в битве
между агрессивным объект-катексисом
,
сражающимся за контроль над
побуждением
,
и либидным катексисом
,
контролирующим побуждение
,
чтобы
предотвратить агрессивное действие
.
В этих очень напряженных состояниях энергия
либидо адекватна тому
,
чтобы сдерживать враждебное поведение
,
однако слишком
опустошена
,
чтобы выступать организующей силой психического аппарата
.
Исход
этой битвы предрешен в пользу более мощного соперника
.
Установление паттернов
шизофренической реакции уменьшает напряжение
,
достаточное для того чтобы
предохранить объект
,
но дезорганизует психический аппарат
.
24
Очевидность подобного рода примирения конфликтующих сторон требует
любви
,
и ненависти
,
которые наблюдаются в психотических состояниях
.
Если
разрушения психики недостаточно для того
,
чтобы уменьшить враждебность
,
сдерживаемую от объектов
,
защита может повлечь за собой самоповреждение или
суицид
[78].
Если же эта защита терпит поражение
,
что наблюдается иногда
,
то
имеют место действия
маньяка-убийцы
.
КЛИНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Клинически
,
в латентных случаях шизофрении
,
защита обнаруживает себя во
многих
различных
реакциях
.
Агрессивные
импульсы
принудительно
инактивируются
;
либидные импульсы бесчисленными путями переплетаются вокруг
агрессии
.
Откровения девушки о ее у чувствах и поведении во время встречи со
знакомой иллюстрируют инфантильный паттерн
.
Она сказала
:
Я чувствовала себя чудовищем с Бетти
.
Я была напугана тем
,
что я так сильно
ненавидела ее
.
Чем больше я ненавидела ее
,
тем больше я ненавидела себя
.
Я
чувствовала себя глупой и подавленной
,
поэтому курила больше и больше
,
Я
ненавидела ее потому
,
что она была тем же
,
чем и я
.
Нет
,
конечно же не совсем так
.
Она была более нервной чем я
.
Она расстраивала меня
,
она заставляла меня
чувствовать себя никчемной
.
Бессознательно она передала такое сообщение
:
Бетти гораздо агрессивнее
,
чем
я
.
Ее поведение мобилизует враждебные чувства во мне
.
Я хочу напасть на нее
.
Это
заставляет меня чувствовать себя чудовищем
,
поэтому я начинаю бояться и
отступаю
.
Чувствуя тупость и никчемность
,
я пытаюсь контролировать себя
беспрестанным курением
.
Оральное удовлетворение нагружает мое эго либидным
катексисом
,
в результате чего я не могу выразить свою враждебность
.
Это делает
"безопасным
"
для меня разговор с Бетти
,
а ситуацию
"
безопасной
"
для нее
.
Аффективное ядро здесь имеет дело с неразряженной агрессией
.
Проблема
возвращается к специфическому типу повреждающей неудачи на ранней стадии
созревания
.
В результате ребенок характерно реагирует на чрезмерную фрустрацию
,
чрезмерное удовлетворение
,
или на то и другое
-
накапливанием огромного
количества деструктивной импульсивности в своем психическом аппарате
,
вместо
того чтобы разряжать ее на объектах
.
Примитивное эго было обучено тому
-
рассматривая объект как очень ценный
-
что освобождение агрессии было нежелательным и действовало насколько
возможно
,
чтобы сдержать ее
.
Когда это оказалось невозможным
,
агрессия была
разряжена таким образом
,
который не смог бы нанести вреда крайне необходимому
реальному объекту
;
вместо того
,
чтобы направиться на объект и эготизировать
объект-репрезентации в психику
.
Процессы роста были прерваны или
реверсированны этим патологическим ответом на неразряженную агрессию
.
Ее
накопление в застойном психическом аппарате обеспечивает оптимальное состояние
для развития шизофренической реакции
.
25
Проясняя бессознательную операцию
,
я подчеркиваю идею
,
что пациент
постоянно испытывает давление сильного побуждения убить и защищает себя от
него тем
,
что делает свой психический аппарат
,
с его высоким потенциалом
деструктивных действий
,
неисправным
.
Это все равно
,
что разбить оружие
,
защитив
себя от тяги к спусковому крючку
.
Представление о том
,
что психологическое
убийство объекта и психологический суицид являются способом борьбы против
поднятия барьеров от действительного убийства и суицида
,
помогает
понять как
поведение пациента
,
так и само его расстройство
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Научные открытия и наблюдения многих психоаналитиков
,
как я уже заметил
,
внесли свой вклад в формулировку только что предоставленной рабочей гипотезы и
,
в какой-то мере
,
расширили такое понимание шизофрении
.
В этих концептуальных
рамках есть возможность рассмотреть их клинические находки и оценить некоторые
терапевтические неудачи
,
которые были описаны при лечении данного состояния
.
Наблюдения Фрейда стали фундаментом нашего познания феноменологии
болезни
,
а его понимание их важных результатов оказалось достаточно глубоким
.
Он признает что ее симптомы имеют смысл
,
что эротические импульсы фигурируют
в шизофренической защите
,
что регрессия происходит с попыткой восстановления
,
и
что Эго позволяет себе оказаться затопленным ид под воздействием фрустрации
.
Ретроспективно признается
,
что развитие терапевтической концепции было
задержано его ранней неспособностью четко разделить импульсы любви и
ненависти
,
а также его недостаточным пониманием шизофрении как защиты от
враждебности
.
Под влиянием его формулировок по нарциссизму
,
некоторые из его
современников стали интересоваться феноменологией и абстрактными догмами
касающимися любви к себе
,
а также сексуальными проблемами
,
вместо того
,
чтобы
изучать каждый случай в терминах межперсональных взаимоотношений и
,
соответственно
,
проводить свои собственные исследования
.
Federn
не признавал что регрессия к недифференцированному состоянию
психологического функционирования вызывается агрессивными импульсами
,
или
что эго
-
границы также могут быть повреждены коррозивными эффектами
агрессии
.
Тем не менее
,
его описательные формулировки заметно улучшили наше
понимание субъективного опыта при шизофрении и обеспечили ценным
инструментом для работы с нарциссическим трансфером
.
Nunberg. Hendrick, Klein
наблюдали сильный агрессивный катексис к объекту в
шизофренической психике
.
Их описания клинического феномена
,
относящегося к
агрессивным импульсам
,
появились в то время
,
когда почти нераздельное взимание
было приковано к судьбе либидных импульсов
.
Фрустрация потребности выражать агрессию была подчеркнута
Sechehaye
и
хорошо проиллюстрирована на ее выдающемся клиническом материале
.
Она
недостаточно развила идею о том
,
что агрессия поворачивается обратно на
психический аппарат из-за уважения к объекту
,
и не признала
,
что однажды
представленные импульсы разрушить его мотивировали
"
камуфляжные действия
"
ее
пациентки
.
Ее теорию сложно применять из-за отсутствия фокуса на личностной
динамике
.
Она концептуализировала терапевтический процесс как процесс