Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3342
Скачиваний: 41
31
позитивный трансфер
.
Позднее чувства пациента станут эдиповыми по природе и на
них можно будет воздействовать более привычными интерпретациями
.
Позитивный
трансфер
,
в свою очередь
,
не прорабатывается до тех пор
,
пока он не станет
сопротивлением
.
Пока
овладевают
концептуальными
инструментами
трансфера
и
сопротивления в указанной выше последовательности чтобы разрешать особые
сопротивления при шизофрении
,
подверженность враждебности пациента
индуцирует в аналитике страх
,
тревогу и ненависть
.
Он может начать осознавать не
только эмпатию
,
но и сильный негативный контртрансфер
,
который начинает
возрастать до сопротивления
.
Он может захотеть оставить лечение
,
освободив
пациента как неподходящего для анализа
,
или найти любые другие способы
прекратить отношения
.
Тем не менее
,
если терапевт сможет предохранить себя от
отыгрывания внутрь
(acting on)
этих индуцированных чувств и будет способен
проанализировать их
,
они помогут ему понять как враждебные импульсы пациента
были организованы
.
Существует множество ловушек в ненавистном контртрансфере
и его производных
;
однако они представляют собой важный источник
терапевтического рычага
.
Если шизофренический пациент эффективно лечится в соответствии с только
что описанными терапевтическими принципами
,
то психодинамика процесса
выздоровления отличается от той
,
которая безоговорочно выражена в базовой
теории аналитической техники
.
То
,
что обычно рассматривается как средняя фаза
анализа
,
не начинает развиваться до тех пор
,
пока нарциссический трансфер не
развернется
,
а объектный трансфер не установится
.
Хотя подходы используемые в
лечении временами все еще требуются
,
лечение по своей сути сходно с лечением
психоневротического
пациента
,
после
того
как
объектный
трансфер
стабилизируется
.
Последовательность событий
,
которая имеет место в ходе лечения
,
выражена в нижеприведенной схеме
;
1.
Развивается и анализируется нарциссический трансфер
(
молчаливо
).
2.
Изучаются попытки пациента войти в контакт с аналитиком чтобы
определить их источник и историю
,
а также решается вопрос как необходимо
контролировать интенсивность сопротивления
.
3.
Признается
и
анализируется
нарциссическое
контртрансферное
сопротивление
.
4.
На нарциссическое трансферное сопротивление эффективно воздействуют
посредством присоединения к резистивным попыткам пациента установить контакт
.
5.
Прорабатывается нарциссическое трансферное сопротивление
.
6.
Развивается и изучается объектный трансфер
.
7.
Признается и анализируется контртрансферное сопротивление
,
8.
Интерпретируется объект-трансферное сопротивление
.
9.
Прорабатывается объект-трансферное сопротивление
.
10.
Разрешается сопротивление к окончанию лечения
.
Понятно что лечение подобного рода не легко предпринять
.
Нарциссическая
защита сдерживает контролирующие силы которые могут быть взрывоопасными как
динамит при неумелом обращении
,
силы
,
которые могут детонировать в отношениях
32
без вреда для каждой стороны
.
Задача основывается на понимании роли которую
играют агрессивные побуждения в организации личности пациента и их влиянии на
его здесь-и-сейчас функционирование в аналитических отношениях
.
ГЛАВА
4
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
,
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД
К КОММУНИКАЦИИ
Природа движется неумолимо от события к событию
,
предположительно через
причины и следствия
.
Человек движется неуверенно когда он пытается проверить
это отношение
,
особенно если он это делает недирективным методом
.
Суть такого
метода ясно выражена в Записных Книжках Леонардо да Винчи
:
Хотя природа начинает со смысла и заканчивает опытом
,
нам во всем
приходится действовать иным образом
,
т.е
. ...
начинать с опыта и с его помощью
искать смысл
.
Опыт никогда не ошибается
;
единственное что может ошибаться
—
это наше суждение предсказывающие результаты которые не могут быть получены в
наших опытах
.
Пока действует какое-либо внешнее препятствие
,
данная причина
,
того что следует воле необходимости
,
будет ее истинным результатом
.
Суть последнего предложения переданного более сжато в схематичном языке
используется сейчас в научных изысканиях
:
Причина
Результат
1
Причина
Препятствие
Результат
1
Результат
2
Эти диаграммы предполагают что исследователь пытался восстановить
причину до ее
"
настоящего
"
результата
(
Результат
1
),
который он знает
,
фокусируясь
на неизвестном препятствии и в конце концов аннулируя его
.
Для того чтобы
установить природу препятствия и устранить его чтобы получить Результат
1
вместо
Результата
2
работают
недирективным методом исследования
.
Для ученого-физика Результат
1
может означать направление заданное волной
возбуждения при отсутствии внешних помех
,
а Результат
2
-
отклонение
произведенное действующей силой
.
Если бы он хотел восстановить течение энергии
в первоначальном направлении
,
он скорее бы отнес себя к неизвестному
препятствию
,
чем пытался изменить Результат
2
директивно
.
После того как станет
известно что это и почему это действует в данном случае
,
он попытается устранить
.
Если он успешен в преобразовании Результата
2
в Результат
1
,
он может допустить что
его понимание препятствия является верным и что он может нейтрализовать его
.
Фрейд адаптировал недирективный метод к клиническому изучению
психических процессов
.
В результате его систематического применения в
исследовании психопатологии были получены основные сведения о развитии
личности
,
были
открыты
препятствия
к
здоровому
психическому
33
функционированию и были разработаны психологические техники для их
устранения
.
Таким образом знания
,
полученные этим методом были преобразованы
в терапевтическую мощь
.
Клинические концепции и терминология отражают другие сходства между
подходом ученого к явлениям во внешнем мире и подходом психоаналитика к
явлениям в психике
.
Например
,
ученый-физик описывает волны возбуждения как
"
пульсации энергии
",
а препятствия
,
с которыми они сталкиваются в физической
области
,
как
"
сопротивление
";
аналитик говорит о психологических импульсах и о
сопротивлениях к их разгрузке в действиях и словах
.
Тенденция научного разума
относить подобного рода структуры к физическим и психическим фактам для
многих может объяснить такие параллели
;
однако они поддерживают мнение о том
что подобные силы действуют в обоих сферах и что различная организация
,
компоненты
,
или выражение этих сил наблюдаются каждой группой
исследователей
.
Общее понимание явлений часто влечет за собой объединение наблюдаемых
фактов и теорий основанных на изучении различных аспектов функционирования
.
Тем не менее
,
общие объяснения не всегда требуются в клинической работе
.
Чисто психологические объяснения часто снабжают психотерапевта достаточным
пониманием каких-либо неглубоких расстройств для того чтобы удовлетворительно
работать с ними
.
Хотя Фрейд неоднократно обращал внимание на возможную
органическую вовлеченность при неврозах
,
он пояснял
(1933):"
Наш аналитический
опыт
,
которому они могут широко подвергаться
,
если исторически обусловленные
причины и дополнительные второстепенные факторы болезни будут разрешены
,
привел нас к пренебрежению конституциональным фактором в нашей
терапевтической практике
" [40].
Возможно этот фактор имеет большее значение при шизофрении
.
Чем более
примитивен эмоциональный уровень на котором функционирует пациент
,
тем
больше потребность понять взаимодействие между психодинамикой и
биодинамикой болезни
.
Современные исследования молекулярной биологии и
биохимии дают некоторые ключи к природе такого взаимодействия
.
Находки в
обеих этих областях пока еще не дали информации которая имеет отношение к
психологическому лечению
,
за исключением
,
как дальнейшего подтверждения
,
факта что лечебный процесс вызывает значительные изменения в общем
функционировании организма
.
Нарушенное функционирование эндокринной
системы
,
например
,
означает что имеются метаболические отклонения
;
таким
образом
,
метаболические повреждения должны происходить
,
и они происходят со
временем
.
С другой стороны
,
церебральные физиологи и другие исследователи
нервной системы описывают гипотезы и наблюдения которые имеют отношение к
лечению шизофренических индивидов и
,
действительно
,
применяются в
психоаналитической терапии
.
Их особое значение для коммуникаций терапевта
обсуждается в этой главе в рамках мультидисциплинарной формулировки
.
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
34
Недирективный метод исследования основывается на предположении что
отношение между причиной и результатом являются константными до тех пор
,
пока
,
повторяя слова да Винчи
"
действует какое-либо внешнее препятствие
".
Для исследователя жизненных явлений это предположение может означать
что здоровое оплодотворенное яйцо последовательно развивается в условиях
благоприятного окружения пока оно не достигнет вершины своего роста и развития
как здоровое взрослое существо
.
Сосредотачиваясь на одном аспекте этого
беспрепятственного движения
,
допускается что в отсутствие значительных
неблагоприятных внешних воздействий личность продолжает развиваться
,
пока она
не достигнет эмоциональной зрелости в полном смысле этого слова
.
(Личность в младенчестве
)
(Удовлетворение
созревающих
потребностей
)
(Зрелая личность
)
7
потребностей является благоприятным
результатом серии взаимодействий с окружающими силами
—
физиохимическими и
биологическими в такой же мере как и психологическими
—
в которые организм
вовлекается исходя из концепции прогрессивного развития
.
Эти взаимодействия
составляют различные виды совместных действий
,
каждое из которых вносит
особый вклад в длительный процесс встречи изменяющихся эмоциональных
потребностей ребенка
.
Первым окружающим посредником
,
с которым он
объединяется
,
является его мать
.
Современные исследования придают решающее
значение их совместному функционированию для становления личности
[96].
Созревающий опыт в течение эдипова периода развития приобретает особую
специфичность в семье
.
Позднее
,
совместная деятельность включает в себя
расширяющийся круг взрослых и сверстников
.
Окружающие взаимодействия растущего ребенка приводят психическую
энергию в действие и создают условия для ее конструктивной утилизации
.
При
рождении организм представляет собой связку телесной и нервной энергии
,
оснащенную рефлексами
,
которые автоматически высвобождают давление многих
видов возбуждения на нервную систему
.
Тем не менее психическая или ментальная
энергия очевидно развивается позднее и ее разгрузка может быть паттернизирована
.
Время и количество стимуляции
,
которой подвергается ребенок
,
помогают
определить вид паттернов его психики
,
организованных для распределения этой
энергии
.
Стимулы
,
соответствующие каждой созревающей последовательности
,
в
балансе с его собственной импульсивностью облегчают течение психической
энергии и ее удовлетворяющую разрядку в эмоциях
,
действиях и словах
.
Эффективная энергораспределительная система является атрибутом зрелой
личности
.
Если личность не смогла реализовать свой потенциал роста
,
то резонно
предположить что индивид отклонялся от пути своего естественного развития из-за
его окружения
,
или недостатка основных компонентов роста
,
либо из-за того что на
него действовали силы
,
борящиеся против его поведения
,
которого требовали
импульсы его роста
.
В некоторых случаях могут быть инкриминированы оба
7
Используется в значении
"
развивающиеся
"
или
"
растущие
"
потребности
.
35
фактора
.
Серьезные препятствия
,
достаточные для того чтобы вызвать мучительные
или калечащие симптомы
,
предполагают что некоторое повреждение
,
которое он
получил в своих ранних взаимодействиях с окружением
,
защищает его от
спокойного обращения с непосредственными реальностями его жизни
.
Очень специфичные реакции на недостаток созревания могут быть
классифицированы
.
Они образуют спектр функциональных расстройств от легких
форм психоневрозов до психотических состояний
.
Между этими полюсами
располагаются импульсивные расстройства
,
расстройства характера и некоторые
психосоматические нарушения
.
Позиция каждого компонента на спектре
предполагает
,
в обратном порядке
,
стадию
,
на которой был нарушен процесс
созревания
.
Чем раньше это происходит
,
тем более разрушительными для организма
оказываются эти влияния
.
Психоз связан с разрушением созревавших
последовательностей
,
которые разворачиваются в течение первых двух лет жизни
—
преэдипов период
.
Относительно бедное событиями завершение этих ранних
последовательностей располагается в других местах классификации
.
Превратности
,
происходящие на поздних уровнях созревания
,
связаны с психоневрозами и
относительно неглубокими нарушениями
,
которые
"
нормальная
"
личность
испытывает в эмоционально-стрессовых обстоятельствах
.
В отличие от расстройств которые приводят к постоянному повреждению
центральной нервной системы
,
таких как церебральная атрофия или опухоль мозга
,
не существует доказательств того
,
что функциональные расстройства необратимы
.
Психоаналитик работает с ними основываясь на предположении что они
психологически обратимы
,
и обратимы посредством недирективного метода
.
В роли
терапевтического объекта он обеспечивает дополнительные серии взаимодействий
для личности
,
созревающие потребности которой были неправильно или
неадекватно встречены в его взаимодействии с настоящими объектами
.
Лечебные
отношения предназначены для того чтобы помочь пациенту достичь настолько
быстро
,
насколько это возможно
,
высокого уровня развития
,
характеризующего
эмоционально зрелую личность
.
(Личность в младенчестве
)
(Зрелая личность
)
Неправильное удовлетворение
созревающих
потребностей во взаимодействии
с настоящими объектами
Дополнительные
серии созревающих
взаимодействий с
терапевтическим объектом
(
Дефектная
[
незрелая
]
личность
)
У личности
,
находящейся в психоаналитическом лечении важно признать два
разных типа препятствий в личностном росте
:
(I)
Она в определенной степени страдает от последствий недостаточности
,
или
воспоминании о недостаточности при встрече его созревающих потребностей
,
что
ведет к фиксациям или задержкам в эмоциональном росте
. (2)
Пытаясь справиться с
этими фиксациями или задержками
,
он соединяет эту недостаточность с
определенными повторяющимися паттернами поведения
,
которые дренируют