Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 2956

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

позитивный трансфер

Позднее чувства пациента станут эдиповыми по природе и на

них можно будет воздействовать более привычными интерпретациями

Позитивный

трансфер

в  свою  очередь

не  прорабатывается  до  тех  пор

пока  он  не  станет

сопротивлением

.

Пока 

овладевают 

концептуальными 

инструментами 

трансфера 

и

сопротивления  в  указанной  выше  последовательности  чтобы  разрешать  особые
сопротивления  при  шизофрении

подверженность  враждебности  пациента

индуцирует в аналитике страх

тревогу и ненависть

Он может начать осознавать не

только  эмпатию

но  и  сильный  негативный  контртрансфер

который  начинает

возрастать  до  сопротивления

Он  может  захотеть  оставить  лечение

освободив

пациента  как  неподходящего  для  анализа

или  найти  любые  другие  способы

прекратить  отношения

Тем  не  менее

если  терапевт  сможет  предохранить  себя  от

отыгрывания  внутрь

 (acting on) 

этих  индуцированных  чувств  и  будет  способен

проанализировать  их

они помогут ему понять  как враждебные  импульсы пациента

были организованы

Существует множество ловушек в ненавистном контртрансфере

и  его  производных

однако  они  представляют  собой  важный  источник

терапевтического рычага

.

Если шизофренический пациент эффективно лечится в соответствии с только

что  описанными  терапевтическими  принципами

то  психодинамика  процесса

выздоровления  отличается  от  той

которая  безоговорочно  выражена  в  базовой

теории  аналитической  техники

То

что  обычно  рассматривается  как  средняя  фаза

анализа

не  начинает  развиваться  до  тех  пор

пока  нарциссический  трансфер  не

развернется

а  объектный  трансфер  не  установится

Хотя  подходы  используемые  в

лечении  временами  все  еще  требуются

,  

лечение  по  своей  сути  сходно с  лечением

психоневротического 

пациента

после 

того 

как 

объектный 

трансфер

стабилизируется

Последовательность событий

которая имеет место в ходе лечения

,

выражена в нижеприведенной схеме

;

1. 

Развивается и анализируется нарциссический трансфер

 (

молчаливо

).

2. 

Изучаются  попытки  пациента  войти  в  контакт  с  аналитиком  чтобы

определить  их  источник  и  историю

а  также  решается  вопрос  как  необходимо

контролировать интенсивность сопротивления

.

3. 

Признается 

и 

анализируется 

нарциссическое 

контртрансферное

сопротивление

.

4. 

На  нарциссическое  трансферное  сопротивление  эффективно  воздействуют

посредством присоединения к резистивным попыткам пациента установить контакт

.

5. 

Прорабатывается нарциссическое трансферное сопротивление

 .

6. 

Развивается и изучается объектный трансфер

.

7. 

Признается и анализируется контртрансферное сопротивление

,

8. 

Интерпретируется объект-трансферное сопротивление

.

9. 

Прорабатывается объект-трансферное сопротивление

.

10. 

Разрешается сопротивление к окончанию лечения

.

Понятно  что  лечение  подобного  рода  не  легко  предпринять

Нарциссическая

защита сдерживает контролирующие силы которые могут быть взрывоопасными как
динамит при неумелом обращении

силы

которые могут детонировать в отношениях


background image

32

без  вреда  для  каждой  стороны

Задача  основывается  на  понимании  роли  которую

играют агрессивные побуждения в организации личности пациента и их влиянии на
его здесь-и-сейчас функционирование в аналитических отношениях

.

ГЛАВА

 4

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

К КОММУНИКАЦИИ

Природа движется неумолимо от события к событию

предположительно через

причины  и  следствия

Человек  движется  неуверенно  когда  он  пытается  проверить

это  отношение

особенно  если  он  это  делает  недирективным  методом

Суть такого

метода ясно выражена в Записных Книжках Леонардо да Винчи

:

Хотя  природа  начинает  со  смысла  и  заканчивает  опытом

нам  во  всем

приходится  действовать  иным  образом

т.е

. ...

начинать  с  опыта  и  с  его  помощью

искать  смысл

Опыт  никогда  не  ошибается

единственное что может ошибаться

 —

это наше суждение предсказывающие результаты которые не могут быть получены в
наших  опытах

Пока  действует  какое-либо  внешнее  препятствие

данная  причина

,

того что следует воле необходимости

будет ее истинным результатом

.

Суть последнего предложения переданного более сжато в схематичном языке

используется сейчас в научных изысканиях

:

Причина

Результат

1

Причина

Препятствие

      

Результат

1

Результат

2

Эти  диаграммы  предполагают  что  исследователь  пытался  восстановить

причину до ее

 "

настоящего

результата

 (

Результат

1

), 

который он знает

фокусируясь

на  неизвестном  препятствии  и  в  конце  концов  аннулируя  его

Для  того  чтобы

установить природу препятствия и устранить его чтобы получить Результат

1

 вместо

Результата

2

 работают

  

недирективным методом исследования

.

Для  ученого-физика  Результат

1

  может означать  направление заданное волной

возбуждения  при  отсутствии  внешних  помех

а  Результат

2

отклонение

произведенное действующей силой

Если бы он хотел восстановить течение энергии

в  первоначальном  направлении

он  скорее  бы  отнес  себя  к  неизвестному

препятствию

чем  пытался  изменить  Результат

2

директивно

После  того  как  станет

известно что это и почему это действует в данном случае

он попытается устранить

 .

Если он успешен в преобразовании Результата

2

 в Результат

1

он может допустить что

его понимание препятствия является верным и что он может нейтрализовать его

.

Фрейд  адаптировал  недирективный  метод  к  клиническому  изучению

психических  процессов

В  результате  его  систематического  применения  в

исследовании  психопатологии  были  получены  основные  сведения  о  развитии
личности

были 

открыты 

препятствия 

к 

здоровому 

психическому


background image

33

функционированию  и  были  разработаны  психологические  техники  для  их
устранения

Таким образом знания

полученные этим методом были преобразованы

в терапевтическую мощь

.

Клинические  концепции  и  терминология  отражают  другие  сходства  между

подходом  ученого  к  явлениям  во  внешнем  мире  и  подходом  психоаналитика  к
явлениям  в психике

Например

ученый-физик  описывает волны возбуждения как

 "

пульсации  энергии

 ", 

а  препятствия

с  которыми  они  сталкиваются  в  физической

области

как

 "

сопротивление

"; 

аналитик  говорит  о  психологических  импульсах  и  о

сопротивлениях  к  их  разгрузке  в  действиях  и  словах

Тенденция  научного  разума

относить  подобного  рода  структуры  к  физическим  и  психическим  фактам  для
многих может объяснить такие параллели

однако они поддерживают мнение о том

что  подобные  силы  действуют  в  обоих  сферах  и  что  различная  организация

,

компоненты

или  выражение  этих  сил  наблюдаются  каждой  группой

исследователей

.

Общее  понимание  явлений  часто  влечет  за  собой  объединение  наблюдаемых

фактов и теорий основанных на изучении различных аспектов функционирования

.

Тем не  менее

общие  объяснения  не  всегда  требуются  в клинической работе

.

Чисто  психологические  объяснения  часто  снабжают  психотерапевта  достаточным
пониманием каких-либо неглубоких расстройств для того чтобы удовлетворительно
работать  с  ними

Хотя  Фрейд  неоднократно  обращал  внимание  на  возможную

органическую  вовлеченность  при  неврозах

он  пояснял

 (1933):"

Наш  аналитический

опыт

которому  они  могут  широко  подвергаться

если  исторически  обусловленные

причины  и  дополнительные  второстепенные  факторы  болезни  будут  разрешены

,

привел  нас  к  пренебрежению  конституциональным  фактором  в  нашей
терапевтической практике

" [40].

Возможно  этот  фактор  имеет  большее  значение  при  шизофрении

Чем  более

примитивен  эмоциональный  уровень  на  котором  функционирует  пациент

тем

больше  потребность  понять  взаимодействие  между  психодинамикой  и
биодинамикой  болезни

Современные  исследования  молекулярной  биологии  и

биохимии  дают  некоторые  ключи  к  природе  такого  взаимодействия

Находки  в

обеих  этих  областях  пока  еще  не  дали  информации  которая  имеет  отношение  к
психологическому  лечению

за  исключением

как  дальнейшего  подтверждения

,

факта  что  лечебный  процесс  вызывает  значительные  изменения  в  общем
функционировании  организма

Нарушенное  функционирование  эндокринной

системы

например

означает  что  имеются  метаболические  отклонения

таким

образом

метаболические  повреждения  должны  происходить

и  они  происходят  со

временем

С  другой  стороны

церебральные  физиологи  и  другие  исследователи

нервной  системы  описывают  гипотезы  и  наблюдения  которые  имеют  отношение  к
лечению  шизофренических  индивидов  и

действительно

применяются  в

психоаналитической  терапии

Их  особое  значение  для  коммуникаций  терапевта

обсуждается в этой главе в рамках мультидисциплинарной формулировки

.

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ


background image

34

Недирективный  метод  исследования  основывается  на  предположении  что

отношение между причиной и результатом являются константными до тех пор

пока

,

повторяя слова да Винчи

 "

действует какое-либо внешнее препятствие

".

Для  исследователя  жизненных  явлений  это  предположение  может  означать

что  здоровое  оплодотворенное  яйцо  последовательно  развивается  в  условиях
благоприятного окружения пока оно не достигнет вершины своего роста и развития
как  здоровое  взрослое  существо

Сосредотачиваясь  на  одном  аспекте  этого

беспрепятственного  движения

допускается  что  в  отсутствие  значительных

неблагоприятных внешних воздействий личность продолжает развиваться

пока она

не достигнет эмоциональной зрелости в полном смысле этого слова

.

(Личность в младенчестве

)

(Удовлетворение

созревающих

потребностей

)

(Зрелая личность

)

Удовлетворение  созревающих

7

  потребностей  является  благоприятным

результатом серии взаимодействий с окружающими силами

 — 

физиохимическими и

биологическими  в  такой  же  мере  как  и  психологическими

 — 

в  которые  организм

вовлекается  исходя  из  концепции  прогрессивного  развития

Эти  взаимодействия

составляют  различные  виды  совместных  действий

каждое  из  которых  вносит

особый  вклад  в  длительный  процесс  встречи  изменяющихся  эмоциональных
потребностей  ребенка

Первым  окружающим  посредником

с  которым  он

объединяется

является  его  мать

Современные  исследования  придают  решающее

значение  их  совместному  функционированию  для  становления  личности

 [96].

Созревающий  опыт  в  течение  эдипова  периода  развития  приобретает  особую
специфичность  в  семье

Позднее

совместная  деятельность  включает  в  себя

расширяющийся круг взрослых и сверстников

.

Окружающие  взаимодействия  растущего  ребенка  приводят  психическую

энергию  в  действие  и  создают  условия  для  ее  конструктивной  утилизации

При

рождении  организм  представляет  собой  связку  телесной  и  нервной  энергии

,

оснащенную  рефлексами

которые  автоматически  высвобождают  давление  многих

видов возбуждения на нервную систему

Тем не менее психическая или ментальная

энергия очевидно развивается позднее и ее разгрузка может быть паттернизирована

.

Время  и  количество  стимуляции

которой  подвергается  ребенок

помогают

определить  вид  паттернов  его  психики

организованных  для  распределения  этой

энергии

Стимулы

соответствующие  каждой  созревающей  последовательности

в

балансе  с  его  собственной  импульсивностью  облегчают  течение  психической
энергии  и  ее  удовлетворяющую  разрядку  в  эмоциях

действиях  и  словах

.

Эффективная  энергораспределительная  система  является  атрибутом  зрелой
личности

.

Если  личность  не  смогла  реализовать  свой  потенциал  роста

то  резонно

предположить что индивид отклонялся от пути своего естественного развития из-за
его окружения

или недостатка основных компонентов роста

либо из-за того что на

него  действовали  силы

борящиеся  против  его  поведения

которого  требовали

импульсы  его  роста

В  некоторых  случаях  могут  быть  инкриминированы  оба

7

 Используется в значении

 "

развивающиеся

или

 "

растущие

потребности

.


background image

35

фактора

Серьезные препятствия

достаточные для того чтобы вызвать мучительные

или  калечащие  симптомы

предполагают  что  некоторое  повреждение

которое  он

получил  в  своих  ранних  взаимодействиях  с  окружением

защищает  его  от

спокойного обращения с непосредственными реальностями его жизни

.

Очень  специфичные  реакции  на  недостаток  созревания  могут  быть

классифицированы

Они  образуют  спектр  функциональных  расстройств  от  легких

форм  психоневрозов  до  психотических  состояний

Между  этими  полюсами

располагаются  импульсивные  расстройства

расстройства  характера  и  некоторые

психосоматические  нарушения

Позиция  каждого  компонента  на  спектре

предполагает

в  обратном  порядке

стадию

на  которой  был  нарушен  процесс

созревания

Чем раньше это происходит

тем более разрушительными для организма

оказываются  эти  влияния

Психоз  связан  с  разрушением  созревавших

последовательностей

которые разворачиваются в течение первых двух лет жизни

 —

преэдипов  период

Относительно  бедное  событиями  завершение  этих  ранних

последовательностей  располагается  в других  местах  классификации

Превратности

,

происходящие  на  поздних  уровнях  созревания

связаны  с  психоневрозами  и

относительно  неглубокими  нарушениями

которые

 "

нормальная

личность

испытывает в эмоционально-стрессовых обстоятельствах

.

В  отличие  от  расстройств  которые  приводят  к  постоянному  повреждению

центральной нервной системы

таких как церебральная атрофия или опухоль мозга

,

не  существует  доказательств  того

что  функциональные  расстройства  необратимы

.

Психоаналитик  работает  с  ними  основываясь  на  предположении  что  они
психологически обратимы

и обратимы посредством недирективного метода

В роли

терапевтического  объекта  он  обеспечивает  дополнительные  серии  взаимодействий
для  личности

созревающие  потребности  которой  были  неправильно  или

неадекватно  встречены  в  его  взаимодействии  с  настоящими  объектами

Лечебные

отношения  предназначены  для  того  чтобы  помочь  пациенту  достичь  настолько
быстро

насколько  это  возможно

высокого  уровня  развития

характеризующего

эмоционально зрелую личность

.

(Личность в младенчестве

)

(Зрелая личность

)

Неправильное удовлетворение
 созревающих
потребностей во взаимодействии
с настоящими объектами

Дополнительные

серии созревающих

 взаимодействий с

терапевтическим объектом

 (

Дефектная

 [

незрелая

]

личность

)

У личности

находящейся в психоаналитическом лечении важно признать два

разных типа препятствий в личностном росте

:

(I) 

Она в определенной степени страдает от последствий недостаточности

или

воспоминании  о  недостаточности  при  встрече  его  созревающих  потребностей

что

ведет к фиксациям или задержкам в эмоциональном росте

. (2) 

Пытаясь справиться с

этими  фиксациями  или  задержками

он  соединяет  эту  недостаточность  с

определенными  повторяющимися  паттернами  поведения

которые  дренируют