Файл: Спотниц Х. - Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 3341
Скачиваний: 41
36
энергию в круговые процессы
(
патологические круги-прим
.
перев
.).
Эти защитные
паттерны
,
в той мере
,
в которой они продолжают существовать и защищать его от
эффективного усвоения опыта
,
который может служить редукции его потребностей
,
становятся мальадаптациями
.
Их действие препятствует развитию следующих
созревающих последовательностей
.
Эти два типа препятствий личностному развитию
,
в психодинамических
терминах
,
изображены на рисунке
I.
Специфически причастной к шизофрении оказывается фрустрирующая
ситуация
,
которая была связана с ранними созревающими последовательностями и
субъективно переживалась как слишком сильная и продолжительная
.
Более того
,
ситуация мобилизовала чрезмерное количество агрессивной энергии
,
и ее
экспрессия на объект подвергаясь крайней степени подавления и вытеснения
.
37
РИСУНОК
1
(Личность в младенчестве
)
(Неправильная встреча
созревающих потребностей
)
(Фрустрирующая ситуация
)
Препятствующие факторы
:
первый тип
(Хроническое
дефицитное состояние
)
(Хроническое состояние
негодования
(
ярости
)
второй тип
(Защита против дефицитного
состояния
)
(Защита от
высвобождения
мобилизованной агрессии
)
Следствия
:
Вложение либидной энергии в
повторяющиеся паттерны
замещающего удовлетворения
Сдерживание агрессивной
энергии в повторяющихся
паттернах
,
тормозящих ее
высвобождение на объекты
Истощение энергии необходимой для целей созревания
Дефектная
(
незрелая
)
личность
Лечебные отношения реактивируют оба типа препятствующих факторов
:
дефицитные
состояния
,
созданные неправильной встречей созревающих
потребностей так же
,
как и паттерны мальадаптации
,
которые
,
возможно
,
вытекают
из попыток справиться с этими состояниями
.
По различным причинам
,
препятствия
первого типа не являются фокусом в лечении
.
Направлять его на редукцию
созревающих потребностей должно быть настолько же бессмысленно
,
насколько
обжорством в двадцать лет искоренять память о голоде в раннем детстве
.
Последствия первоначальной фрустрации или депривационного опыта не стираются
подобным образом
.
Аналитик
,
следовательно
,
концентрируется на втором типе
препятствий
.
Разрешение паттернов мальадаптации
,
которые заключают энергию
,
требующуюся для дальнейшего личностного роста
,
является его первичным
интересом
.
Другими словами
,
аналитик действует
недирективно
,
как посредник
созревания
,
который принимается скорее за блокировки
,
чем за потребности
.
Ненамеренно
,
некоторые
потребности роста
,
которые не были удовлетворены в
ранней жизни
,
удовлетворяются
—
символически
—
в процессе разрешения
блокировок
.
Тем не менее конечной целью лечения является
разрешение
поведенческих тенденций
которые предохраняли пациента от редукции этих
потребностей
.
С разрешением беспокоящих паттернов
,
ментальная энергия
,
которую
они удерживали под контролем
,
становится доступной для дальнейшего
эмоционального роста
.
Разум или психический аппарат
,
с которым аналитик соприкасается
,
оказывается продуктом специфической нейронной организации
.
Интеграция
современных знаний об этой
"
структуре
"
с психоаналитической теорией повышает
38
понимание определенного рода психотерапевтического воздействия
,
к которому
восприимчив шизофренический индивид
,
и сопутствующих модификаций в
способах нейронного функционирования
-
объективно определяемого фактора
изменения
.
Нейропсихологический подход предлагает дополнительное руководство
для коммуникации
,
один из аспектов которого может быть с достаточной точностью
определен количественно
,
для того чтобы удовлетворить потребности клинициста
.
Объяснение значения нейронных процессов для поведения является более
простым делом
,
чем описание этих процессов
.
Без погружения в лабиринты
нейроанатомии
,
нейрохимии
,
или электрофизиологии
,
нейрофизиологические
наблюдения и идеи об активности нервной системы могут быть приведены в
гармонию с только что представленными мультидисциплинарными гипотезами
.
Существующие психические паттерны
,
которые действуют как препятствия к
личностному созреванию
,
являются паттернами
,
заложенными ранним обучением в
орган психики
.
Если аналитик имеет некоторое представление о взаимосвязи
психических и физических структур
,
он более способен задействовать обе
.
Понимание изменений в нейронном функционировании
,
которое связано с
психологическими изменениями
,
помогает удовлетворить потребности в конкретных
объяснениях результатов аналитических процедур
.
R. W. Gerard [57,
р
.1945],
красноречивый толкователь современных открытий
в нейронных механизмах поведения
,
сообщает о физическом импринтинге того
,
что
я концептуализировал как созревающие взаимодействия
:
Сырой опыт ребёнка прогрессивно категоризируется и дифференцируется до
уровня высоко специфических перцепций и понятий взрослого индивида
успешными
шагами паттернизирования
в его нервной системе
... .
Постоянные или регулярно
повторяемые
констелляции сенсорных входов
генерируют реальности нашего
универсального опыта
,
первоначальные материальные объекты
....
Следы
,
оставленные опытом являются реальными и специфическими паттернами в
нервной системе
,
с морфологическим локусом и физиологическими свойствами
.
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ФРЕЙДА
Фрейд заложил основание для нейропсихологического подхода в
1895
году
,
когда вышла в свет публикация
Исследований Истерии
.
Исходя из нее
,
с его
пониманием церебральной физиологии
,
опыта в лечении заболеваний нервной
системы и огромного интереса в изучении как нормального
,
так и анормального
ментальных процессов
,
попытка вывести психологию из нейропсихологии была
ожидаемой
.
Начиная с того
,
что он спроектировал как психологию для
,
и на языке
неврологов
,
он выкристаллизовал то что было известно в то время о мозговом
функционировании и облачил в своё интроспективное понимание и клинический
опыт работы с психиатрическими пациентами
,
чтобы расшифровать психические
процессы
,
которые не были объяснены
.
Он знал
,
например
,
что психическое
функционирование различно в состояниях бодрствования и сна
,
но он не имел
объективных доказательств того
,
что это было верно для центральной нервной
системы
.
39
Проработав несколько месяцев
,
он
,
тем не менее
,
оставил работу
,
решив
,
что
было невозможно рассчитать всю психическую активность в нейропсихологических
терминах
.
Его неоконченный манускрипт
,
спасённый от забвения
,
был посмертно
опубликован
(I960)
под названием
"
Проект Научной Психологии
"[45].
Фрейд оставил бесконечную психологию с целью
"
локализации
"
психологических открытий в психике
.
Тем не менее
,
когда он обнаруживал
,
что тот
или иной психический процесс совпадал с одной из нейрологических формулировок
1895
года
,
она интегрировалась в тело психоаналитической теории
,
обычно с
некоторой ревизией
.
Взгляды
,
произошедшие из его неврологической подоплеки
были
,
таким образом
,
постепенно пересажены в новую науку
.
Следовательно
,
психоаналитическая теория имеет силу будучи связанной с психологической
реальностью как наблюдаемая интроспективно
,
а с физиологической реальностью
как наблюдаемая объективно
.
Опубликование
"
Проекта
"
сделало возможным отделить
"
чисто психические
"
аспекты теории
-
идеи
,
произошедшие в целом из психологических наблюдений
-
от
нейрофизиологических постулатов
.
За более чем полвека
,
игнорирование его
аккуратного использования этих постулатов сделало невозможным проверить
валидность рабочих гипотез Фрейда
,
как я
,
лично
,
обнаружил в
1930
г.г
.,
когда
пытался отследить некоторые из предположений
,
на которых они были основаны
.
Очевидное доказательство правомерности его заключений в области психо-телесных
отношений было проверено экспериментальными техниками и инструментами этой
эры
.
В течение сна
,
изучаемого особенно
,
значительный прогресс был достигнут на
пересечении физического и психического функционирования
,
биологические
феномены были рассмотрены в психологических терминах и наоборот
.
Некоторые из теорий Фрейда были подтверждены
;
другие оказались
неверными
.
Чтобы понять где он ошибался
,
нужно изучить нейрофизиологию того
времени и сравнить её с современной нейрофизиологией
.
Но это уже другая
история
.
Значительное сходство обнаружилось в формулировках
"
Проекта
"
и
формулировках современных нейронаук
.
Некоторые из этих корреляций
,
психологически наблюдаемых процессов и нейронных функций
,
которые могут быть
охвачены только
a priori,
разумно соответствуют в своей сути современным знаниям
об активности нервной системы
.
Тем не менее
,
основной подход и терминология
,
в
которой эта активность сейчас концептуализирована
,
являются более менее
механистичными
,
чем основная схема Фрейда
,
соединяющая ментальные и
физические события
,
которая отражает дух неврологии конца
19
века
.
Всестороннее
обозрение схемы будет поэтому иметь небольшую ценность для клинициста
,
однако
я упомяну несколько подходящих формулировок
.
Психические процессы концептуализируются в
"
Проекте
"
как
"
количественно
определённые состояния
"
структурных единиц нервной системы
-
нервных клеток
или нейронов
.
Предполагается
,
что это будут
"
специфические материальные
частицы
".
Идея о
"
рассматриваемом нейронном возбуждении как количествах в
текучем состоянии
"
была внушена Фрейду
"
чрезмерно сильными мыслями
"
пациентов с истерией и обсессивными неврозами
,
а так же необходимостью
описания конверсии
,
разрядки и других механизмов
,
связанными с этими
расстройствами
.
40
Превалирующая тогда теория нейронной инерции отражается в утверждении
Фрейда что нейроны
"
стремятся избавиться от количества
" (
суммы возбуждения
).
Их разделение на два класса
-
сенсорные и моторные нейроны
-
служило как
"приспособление для противодействия восприятию количества
".
Используя его
"только для того
,
чтобы освободиться от этого количества посредством связывания
пути
,
ведущего к мускульным механизмам
",
первичная нейронная система
"
держит
себя свободной от стимулов
.
Этот процесс разрядки является первичной функцией
нейронной системы
".(
Курсив автора
.)
Нервная система выполняет вторую из этих двух основных функций
,
согласно
Фрейду
,
сохраняя уровень напряжения близкий к нулю
,
когда имеется препятствие с
тенденцией к инерции
.
Предпочтительные методы разрядки влекут за собой бегство
от стимулов
,
однако временами организм подвергается стимуляции от которой он не
может убежать
.
Примечательно что стимул
,
исходящий от собственного тела
,
сам по
себе
(
эндогенно
)
продолжает действовать до тех пор
,
пока разрядка
"
специфическим
действием
"
не будет инициирована внешней силой
;
например
,
голодные боли
сохраняются до тех пор
,
пока потребность в пище не удовлетворится
.
Поскольку
"жизненная необходимость
"
может не допускать такого действия
,
нервная система
"должна научиться выдерживать дополнительное количество
...
достаточное чтобы
удовлетворить потребности в специфическом действии
.
Поскольку это так и
происходит
,
подобная тенденция всё ещё существует в модифицированной форме
,
в
наклонности удерживать это количество на минимуме
,
насколько это возможно
,
и
избегать любого его увеличения
(
то есть
,
сохранять уровень его напряжения
константным
)".
В дополнение к двум периферическим системам сенсорных и моторных
нейронов
,
которые воспринимают и разгружают сенсорный вход
,
Фрейд допускает
существование
"
третьей
системы нейронов
...
которая в состоянии возбуждения
вызывает различные качества
-
являясь
,
так сказать
,
сознательными ощущениями
.
...
Предполагается что такая система состоит из приспособлений для перевода
количества
в
качество
".
В другой ссылке на систему
,
которая поддерживает
поведенческие паттерны
,
модифицируемые в лечении
,
Фрейд утверждает
: "
Мы
знаем из анатомии что существует
...
покрывающая система
(
серое вещество мозга
),
которая не имеет прямых периферических контактов
,
но которая ответственна за
развитие нейронной системы и за психические функции
".
Основные идеи Фрейда выдвинутые в
"
Проекте
"
для того чтобы сделать
психические процессы
"
ясными и лишёнными противоречий
",
также как и его
рассмотрение нейрона как
"
модели
"
нервной системы
,
и его формулировки о
соотнесённом функционировании трёх больших групп нейронов находятся в
соответствии с современными познаниями
.
Сегодня нейрон понимается как
интегративная единица нервной системы
.
Фундаментальная активность системы
связана с электрическими изменениями или потенциалами которые продуцируют
нейроны когда они проводят импульсы и передают возбуждение или торможение
через связывающие их волокна
(
синапсы
).
Таким образом передаются сообщения
которые относятся к очень сложным психологическим процессам
. "
Проект
"
предвидел восстановление дружеских отношений между психологией и
нейропсихологией на уровне нейронов и групп нейронов
.