Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6839
Скачиваний: 24
Раннее детство
(3—6 лет): возникает убеждение у ребенка, что
он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри-
имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замед-
ляет формирование инициативности, способствует закреплению
пассивности, неуверенности, чувства вины.
Среднее детство
(6—12 лет): возможности развития в рамках
семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка-
ми в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи
приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен-
ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга-
ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может
закрепиться на всю жизнь.
Отрочество и юность
(12—20 лет): формируется окончательно
"эго-идентичность". Бурный рост и половое созревание создают
озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не-
обходимость профессионального самоопределения. Если на ран-
них стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива,
доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на-
ходит свое "Я", признание окружающих. В противном случае про-
исходит диффузия идентичности, он не может найти свое "Я", не
осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди-
венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство
тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с про-
тивоположным полом.
Ранняя взрослость
(20—25 лет): актуален поиск спутника жизни,
укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится
обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин-
тимности с определенными окружающими людьми. Однако, если
диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы-
кается, закрепляется изоляция и одиночество.
Средняя взрослость
(25—65 лет): дальнейшее развитие идентич-
ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей.
Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на
кого излить свое "Я". В противном случае — опустошенность, зас-
той и косность, психологический и физиологический регресс.
Поздняя взрослость
(65 лет и более): создание завершенной
формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности,
переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь —
это неповторимая судьба и ее надо "принять" такой, какая она есть.
Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует
разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла
неверно, зря.
47
Стадии развития личности по Э. Эриксону
Стадия
развития
Психо-
социальные
кризисы
Нормальная линия
развития
Аномальная линия
развития
Референтное
О1фу-жение
Раннее мла-
денчество: до
1года
("орально-
сенсорная")
Базальное
доверие или
базальное
недоверие
Любовь, доверие к
родителям и об-
щение с ними
Недоверие к лю-
дям —результат
плохого обраще-
ния, эмоциональ-
ной деприваиии
Мать
Позднее
младенчество
до 3 лет
("мышечно-
анальная")
Автономия
или стьщи
сомнение
Уверенность в
себе, самостоя-
тельность
Сомнения, стыд-
ливость. Желание
скрыть недостатки
речи, ходьбы и т.п.
Родители
Раннее дет-
ство: до 6 лет
("локомотор-
но-генитапь-
ная")
Инициатив-
ность или
чувство вины
Любознательность,
подражание
взрослым, вклю-
чение в роле-
половое поведение.
Пассивность в
общении, инфан-
тильная зависть к
другим детям Нет
роле-полового
поведения.
Семья
Среднее
детство, или
возраст игры:
до 12лет
("латентная")
Осмысленная
работа,
трудолюбие
или чувство
неполноцен-
ности
Трудолюбие,
стремление к
успехам, развитие
умений и навыков,
ориентированность
на задачу
Слабость развития
трудовых навыков,
робость, комплексы,
избегание сложных
заданий и
соревнования
Двор,
школа
Отрочество и
юность: до 20
лет
Эго-идентич-
ност ьилиее
диффузия,
ролевое
смешение
Жизненное само-
определение, миро-
воззрение. Учение,
планы на будущее.
Четкая половая
поляризация
Путаница ролей,
выраженное желание
разобраться в себе в
ущерб внешней
активности
Лидеры
какобраз-
цы,"свои" и
посто-
ронние
группы
Ранняя
зрелость: до
25 лет
("гениталь-
ная")
Интимность
исолидар-
ностьили
изоляция
Контактность.
Любовь и работа.
Рождение и вос-
питание детей
Трудности характера,
поведенческая
непредсказуемость.
Непризнание Офу-
жаюшими. Психопа-
тология
Друзья.
Сослу-
живцы.
Соперники.
Сексу-
альные
партнеры
Средняя
зрелость:
до 64 лет
Продуктив-
ностьили
застой,
инертность и
самоуничи-
жение.
Творчество, удов-
летворенность,
воспитание нового
поколения
Застой,эгоцен-
тризм. Непродук-
тивность в работе.
Ранняя инвалид-
ность
Работа.
Семья
Поздняя
зрелость: 65
лет и более
Цельность,
эго-интегра-
цияили
отчаяние
Полнота жизни,
мудрость, ощуще-
ние полезности
прожитого, смире-
ние с неизбежной
смертью.
Отчаяние, желание
прожить жизнь
заново, потеря веры
в себя, страх смерти.
"Челове-
чество",
"люди
моего
типа".
48
Глава 18
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)
Постулаты поведенческой психологии изначально были сформу-
лированы как альтернатива неудачам в классической ассоциативной
психологии. Ее интроспективный метод исследования психики не
удовлетворял научным критериям, так как давал нестабильные и не
повторяемые результаты. Поэтому бихевиористы предложили отка-
заться от интроспекции и таких не проверяемых научными метода-
ми понятий классической психологии, как сознание, ассоциация,
чувство и др., а рассматривать лишь те проявления психики челове-
ка, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в
условиях лабораторного эксперимента. Такими внешними проявле-
ниями психики является поведение. В отличие от процессов созна-
ния, которые протекают внутри субъекта и обнаруживаются лишь
путем самонаблюдения (субъективный метод исследования), пове-
дение происходит во внешнем мире и обнаруживается объективно
путем внешнего наблюдения. Несмотря на своеобразную термино-
логию и отрицание даже самого понятия "личность" в традицион-
ном понимании, в бихевиоризме и в этом плане получены интерес-
ные результаты. Поэтому поведенческая психология включена в
число направлений, предлагающих данные относительно личности и
личностных проявлений.
Бихевиоризм
(от англ. behavior
—
поведение)
—
направле-
ние в психологии, отрицающее сознание как предмет научно-
го исследования и сводящее психику и личность
к
различным
формам поведения, понимаемого как совокупность реакций
организма на стимулы внешней среды.
Бихевиоризм возникает в
США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное
направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления
обычно выделяют классический (радикальный) бихевиоризм и
необихевиоризм.
Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение
определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к
нему можно отнести:
1) все внешние проявления физиологических процессов, связанные
с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интона
ции, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.);
2) отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кула
ков и др.);
49
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде
ленный смысл (просьбы, приказы и т.п.);
4) поступки как акты поведения с определенным значимым резуль
татом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).
В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в
связи с научением организма в процессе приспособления к среде.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма по-
стоянной выработки форм поведения, направленных на восстановле-
ние нарушенного равновесия или на достижение определенных целей.
Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам,
которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления.
Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут пре-
терпевать значительных изменений, то, напротив,
приобретенные по-
веденческие реакции
могут существенно и стойко меняться. Именно
эти изменения поведения возникают в результате приобретаемого
опыта жизни — научения.
В бихевиоризме выделено три категории научения: реактивное,
оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено так-
же подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации са-
мого процесса научения: классическое Павловское обуславливание
(Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное,
обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концеп-
ции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).
Н
АЧАЛО БИХЕВИОРИЗМА
,
КЛАССИЧЕСКИЙ
(
РАДИКАЛЬНЫЙ
)
БИХЕВИОРИЗМ
Американский психолог
Эдуард Торндайк
(
1
874-1949) считается
родоначальником поведенческой психологии, хотя он не пользовал-
ся термином "поведение", а предпочитал слово "коннексия", обо-
значающее связь между реакцией и ситуацией. Им было описано
научение
методом проб и ошибок.
Этот вид научения сам по себе
считается не очень эффективным, но, вероятно, в процессе эволю-
ции он приводил к выработке различных навыков у наших предков.
Свои наблюдения Э.Л. Торндайк сделал в опытах с так называемыми
проблемными клетками,
куда помещалось голодное животное. Для
получения пищи животному требовалось выйти из нее, нажав на
педаль, связанную с дверью.
Оказалось, что после случайно успешного действия животного
вероятность повторения этого действия у него возрастает. Так им в
1898 году был сформулирован
"закон эффекта ",
позволяющий по-
строить "кривую научения", где каждая новая попытка исполнения
более эффективна, чем предыдущая. Из этого закона следовало так-
50
же, что действия, которые не ведут к достижению цели, напротив, от
пробы к пробе сокращаются и тормозятся.
Торндайком при моделировании поведения был выявлен и ряд
других закономерностей:
закон упражнения
— реакция на ситуа-
цию связывается пропорционально с частотой повторения связи и
ее силой;
закон готовности
— упражнения меняют, усиливают го-
товность организма к проведению нервных импульсов;
закон ассо-
циативного сдвига
— если при одновременном действии раздра-
жителей один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают
способность вызывать ту же самую реакцию.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал американский пси-
холог Джон Брод ее Уотсон (Watson, 1878-1958), которыйв 1913 году
открыто заявил, что психология должна быть чисто эксперименталь-
ной, объективной наукой, а известное утверждение, что объектом
психологии является сознание, — ошибочно. Все, что происходит
внутри сознания, нельзя научно зарегистрировать и измерить.
Объективно изучать и регистрировать можно только реакции, вне-
шние действия человека и те стимулы—ситуации, которые эти реак-
ции обуславливают.
Таким образом, психология как наука о поведении должна пре-
небречь несколькими из ее традиционно существующих проблем, а
оставшиеся сформулировать таким образом, чтобы их можно было
решить с помощью строго объективных методов. Основной целью
психологии должно быть описание, предсказание и управление по-
ведением, а ее девизом является известная формула (единица пове-
дения): "стимул-реакция" (S—»R).
Для Д. Уотсона причинно объяснить какое-либо действие че-
ловека (R) означает найти внешнее воздействие^), которое его
вызвало. Ближайшие задачи психологии он определил как выявле-
ние и описание возможных типов реакций, исследование процес-
сов их образования и закономерностей их комбинирования в
сложное поведение. Одновременно в качестве общих окончатель-
ных задач психологии Д. Уотсон отметил две: 1) прийти к тому,
чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию)
человека, и наоборот, — 2) по реакциям (поведению) определить
стимулы, лежащие в их основе.
С точки зрения Д. Уотсона, большинство известных психических
явлений можно переформулировать и описать в терминах поведе-
ния. Так, например, эмоции возникают как условно-рефлекторная
связь между внешними раздражителями и несколькими базальными
аффектами; мышление идентично субвокальному (неслышимому)
проговариванию звуков громкой речи — сигналов, обозначающих
51