Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6723

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Раннее детство

(3—6 лет): возникает убеждение у ребенка, что

он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри-
имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замед-
ляет  формирование  инициативности, способствует  закреплению
пассивности, неуверенности, чувства вины.

Среднее детство

(6—12 лет): возможности развития в рамках

семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка-
ми в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи
приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен-
ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга-
ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может
закрепиться на всю жизнь.

Отрочество и юность

(12—20 лет): формируется окончательно

"эго-идентичность". Бурный рост и половое созревание  создают
озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не-
обходимость профессионального самоопределения. Если на ран-
них  стадиях  у ребенка сформировалась автономия, инициатива,
доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на-
ходит свое "Я", признание окружающих. В противном случае про-
исходит диффузия идентичности, он не может найти свое "Я", не
осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди-
венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство
тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с про-
тивоположным полом.

Ранняя взрослость

(20—25 лет): актуален поиск спутника жизни,

укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится
обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин-
тимности с определенными окружающими людьми. Однако, если
диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы-
кается, закрепляется изоляция и одиночество.

Средняя взрослость

(25—65 лет): дальнейшее развитие идентич-

ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей.
Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на
кого излить свое "Я". В противном случае — опустошенность, зас-
той и косность, психологический и физиологический регресс.

Поздняя  взрослость

(65 лет и  более): создание завершенной

формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности,
переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь —
это неповторимая судьба и ее надо "принять" такой, какая она есть.
Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует
разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла
неверно, зря.

47


background image

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия

развития

Психо-

социальные
кризисы

Нормальная линия
развития

Аномальная линия
развития

Референтное
О1фу-жение

Раннее мла-

денчество: до
1года
("орально-
сенсорная")

Базальное

доверие или
базальное
недоверие

Любовь, доверие к

родителям и об-
щение с ними

Недоверие к лю-

дям —результат
плохого обраще-
ния, эмоциональ-
ной деприваиии

Мать

Позднее

младенчество
до 3 лет
("мышечно-
анальная")

Автономия

или стьщи
сомнение

Уверенность в

себе, самостоя-
тельность

Сомнения, стыд-

ливость. Желание
скрыть недостатки
речи, ходьбы и т.п.

Родители

Раннее дет-

ство: до 6 лет
("локомотор-
но-генитапь-
ная")

Инициатив-

ность или
чувство вины

Любознательность,

подражание
взрослым, вклю-
чение в роле-
половое поведение.

Пассивность в

общении, инфан-
тильная зависть к
другим детям Нет
роле-полового
поведения.

Семья

Среднее
детство, или
возраст игры:
до 12лет
("латентная")

Осмысленная

работа,
трудолюбие
или чувство
неполноцен-
ности

Трудолюбие,

стремление к
успехам, развитие
умений и навыков,
ориентированность
на задачу

Слабость развития

трудовых навыков,
робость, комплексы,
избегание сложных
заданий и
соревнования

Двор,

школа

Отрочество и
юность: до 20
лет

Эго-идентич-
ност ьилиее
диффузия,
ролевое
смешение

Жизненное само-
определение, миро-
воззрение. Учение,
планы на будущее.
Четкая половая
поляризация

Путаница ролей,
выраженное желание
разобраться в себе в
ущерб внешней
активности

Лидеры
какобраз-
цы,"свои" и
посто-
ронние
группы

Ранняя

зрелость: до

25 лет
("гениталь-
ная")

Интимность

исолидар-
ностьили
изоляция

Контактность.
Любовь и работа.
Рождение и вос-
питание детей

Трудности характера,
поведенческая
непредсказуемость.
Непризнание Офу-
жаюшими. Психопа-
тология

Друзья.
Сослу-
живцы.
Соперники.
Сексу-
альные
партнеры

Средняя

зрелость:
до 64 лет

Продуктив-

ностьили
застой,
инертность и
самоуничи-
жение.

Творчество, удов-

летворенность,
воспитание нового
поколения

Застой,эгоцен-

тризм. Непродук-
тивность в работе.
Ранняя инвалид-
ность

Работа.
Семья

Поздняя

зрелость: 65
лет и более

Цельность,

эго-интегра-
цияили
отчаяние

Полнота жизни,

мудрость, ощуще-
ние полезности
прожитого, смире-
ние с неизбежной
смертью.

Отчаяние, желание

прожить жизнь
заново, потеря веры
в себя, страх смерти.

"Челове-

чество",

"люди

моего
типа".

48


background image

Глава 18
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)

Постулаты поведенческой психологии изначально были сформу-

лированы как альтернатива неудачам в классической ассоциативной
психологии. Ее интроспективный метод исследования психики не
удовлетворял научным критериям, так как давал нестабильные и не
повторяемые результаты. Поэтому бихевиористы предложили  отка-
заться от интроспекции и таких не проверяемых научными метода-
ми понятий классической психологии, как сознание, ассоциация,
чувство и др., а рассматривать лишь те проявления психики челове-
ка, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в
условиях лабораторного эксперимента. Такими внешними проявле-
ниями психики является поведение. В отличие от процессов созна-
ния, которые протекают внутри субъекта и обнаруживаются лишь
путем самонаблюдения (субъективный метод исследования), пове-
дение происходит во внешнем мире и обнаруживается объективно
путем внешнего наблюдения. Несмотря на своеобразную термино-
логию и отрицание даже самого понятия "личность" в традицион-
ном понимании, в бихевиоризме и в этом плане получены интерес-
ные  результаты.  Поэтому  поведенческая  психология  включена  в
число направлений, предлагающих данные относительно личности и
личностных проявлений.

Бихевиоризм

(от англ. behavior

поведение)

направле-

ние в психологии, отрицающее сознание как предмет научно-
го исследования и сводящее психику и личность

к

различным

формам  поведения, понимаемого  как  совокупность  реакций
организма на стимулы внешней среды.

Бихевиоризм возникает в

США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное
направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления
обычно  выделяют  классический (радикальный) бихевиоризм  и
необихевиоризм.

Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение

определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к

нему можно отнести:

1) все внешние проявления физиологических процессов, связанные

с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интона

ции, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.);

2) отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кула

ков и др.);

49


background image

3) действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде

ленный смысл (просьбы, приказы и т.п.);

4) поступки как акты поведения с определенным значимым резуль

татом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).

В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в

связи  с  научением  организма  в  процессе  приспособления  к  среде.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма по-

стоянной выработки форм поведения, направленных на восстановле-
ние нарушенного равновесия или на достижение определенных целей.
Эта  непрерывная  адаптация  осуществляется  благодаря  процессам,
которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления.
Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут пре-
терпевать значительных изменений, то, напротив,

приобретенные по-

веденческие реакции

могут существенно и стойко меняться. Именно

эти  изменения  поведения  возникают  в  результате  приобретаемого
опыта жизни — научения.

В  бихевиоризме  выделено  три  категории  научения: реактивное,

оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено так-
же подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации са-

мого  процесса  научения: классическое  Павловское  обуславливание
(Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное,
обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концеп-
ции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).

Н

АЧАЛО БИХЕВИОРИЗМА

,

 КЛАССИЧЕСКИЙ

(

РАДИКАЛЬНЫЙ

)

БИХЕВИОРИЗМ

Американский психолог

Эдуард Торндайк

(

1

874-1949) считается

родоначальником поведенческой психологии, хотя он не пользовал-
ся термином "поведение", а предпочитал  слово "коннексия", обо-
значающее связь между реакцией и ситуацией. Им было описано
научение

методом проб и ошибок.

Этот вид научения сам по себе

считается не очень эффективным, но, вероятно, в процессе эволю-
ции он приводил к выработке различных навыков у наших предков.
Свои наблюдения Э.Л. Торндайк сделал в опытах с так называемыми

проблемными клетками,

куда помещалось голодное животное. Для

получения пищи животному требовалось выйти  из нее, нажав на
педаль, связанную с дверью.

Оказалось, что после случайно успешного действия животного

вероятность повторения этого действия у него возрастает. Так им в
1898 году был сформулирован

"закон эффекта ",

позволяющий по-

строить "кривую научения", где каждая новая попытка исполнения
более эффективна, чем предыдущая. Из этого закона следовало так-

50


background image

же, что действия, которые не ведут к достижению цели, напротив, от
пробы к пробе сокращаются и тормозятся.

Торндайком при моделировании поведения был выявлен и ряд

других закономерностей:

закон упражнения

— реакция на ситуа-

цию связывается пропорционально с частотой повторения связи и
ее силой;

закон готовности

— упражнения меняют, усиливают го-

товность организма к проведению нервных импульсов;

закон ассо-

циативного сдвига

— если при одновременном действии раздра-

жителей один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают
способность вызывать ту же самую реакцию.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал американский пси-

холог Джон Брод ее Уотсон (Watson, 1878-1958), которыйв 1913 году
открыто заявил, что психология должна быть чисто эксперименталь-
ной, объективной наукой, а известное утверждение, что объектом
психологии является сознание, — ошибочно. Все, что происходит
внутри  сознания, нельзя  научно  зарегистрировать  и  измерить.
Объективно изучать и регистрировать можно только реакции, вне-
шние действия человека и те стимулы—ситуации, которые эти реак-
ции обуславливают.

Таким образом, психология как наука о поведении должна пре-

небречь несколькими из ее традиционно существующих проблем, а
оставшиеся сформулировать таким образом, чтобы их можно было
решить с помощью строго объективных методов. Основной целью
психологии должно быть описание, предсказание и управление по-
ведением, а ее девизом является известная формула (единица пове-
дения): "стимул-реакция" (S—»R).

Для Д. Уотсона причинно объяснить какое-либо действие че-

ловека (R) означает найти внешнее воздействие^), которое его
вызвало. Ближайшие задачи психологии он определил как выявле-
ние и описание возможных типов реакций, исследование процес-
сов  их  образования  и  закономерностей  их  комбинирования  в
сложное поведение. Одновременно в качестве общих окончатель-
ных задач психологии Д. Уотсон отметил две: 1) прийти к тому,
чтобы  по ситуации (стимулу) предсказать  поведение (реакцию)
человека, и наоборот, — 2) по реакциям (поведению) определить
стимулы, лежащие в их основе.

С точки зрения Д. Уотсона, большинство известных психических

явлений можно переформулировать и описать в терминах поведе-
ния. Так, например, эмоции возникают как условно-рефлекторная
связь между внешними раздражителями и несколькими базальными
аффектами; мышление идентично субвокальному (неслышимому)
проговариванию звуков громкой речи — сигналов, обозначающих

51