Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6729
Скачиваний: 24
значимость подкрепителя для человека. Кроме того, научение за-
висимо и от присущего каждому специфического личностного
свойства —
"локуса контроля ":
чувствует ли себя человек актив-
ным деятелем в достижении целей поведения или полагается на
обстоятельства.
Другим важным параметром для описания социального поведения
является "поведенческий потенциал", т.е. тот набор поведенческих реак-
ций и навыков, который нажит человеком в течение жизни. Поведенчес-
кий потенциал включает 5 основных блоков поведенческих реакций или
"техник существования":
1) реакции, направленные на достижение успеха, социального при
знания;
2) реакции приспособления и адаптации к требованиям других лю
дей и общества;
3) защитные реакции при превышении возможностей человека (от
рицание, подавление желаний, обесценивание и другие);
4) техники избегания напряжения (уход, бегство, отдых и другие);
5) агрессивные реакции (реальная физическая агрессия и ее симво
лические формы — ирония, критика, насмешка, интриги и другие).
К
ОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Концепция невроза.
Адаптивное поведение направлено на адек-
ватное приспособление к жизненным условиям. Неправильные (не-
адаптивные) формы поведения закрепляются только тогда, когда им
сопутствует некий положительный результат. Отсюда можно пред-
положить, что при неврозах таким подкрепителем может являться
"условная приятность, выгодность " болезни,
так как она освобож-
дает больного от ряда обязанностей или дает ему большее внимание
со стороны близких (Dollard, Miller, 1967).
Однако другая и более оригинальная концепция невроза была
предложена Вольпе (Wolpe J., 1958) и Айзенком(Еу5епскН., 1961).
Основное значение ими придается
страху и тревоге,
которые воз-
никают у человека при психотравмирующей ситуации. Неадаптив-
ное поведение человека, в том числе невротическое и психотичес-
кое, возникает, подкрепляется и фиксируется в силу того, что оно
способствует
снижению
уровня самого этого страха и тревоги.
Другими словами, невротическое поведение — это выученная
и
зафиксированная реакция избегания возбудителя страха и тревоги,
приобретенный навык неадекватного, хотя и приспособительного,
поведения.
57
Этим выводам предшествовали наблюдения возможности фор-
мирования методом условных рефлексов у лабораторных животных
экспериментальных неврозов и психозов — состояний, сходных с
таковыми у человека. Кроме того, в обычных условиях жизни у жи-
вотных иногда также встречаются состояния, напоминающие невро-
зы и психозы у людей. Например, описана коллективная истерия сре-
ди своры охотничьих собак, реакции "мнимой смерти" при испуге, а
также истерические судороги и "мнимая" беременность у некото-
рых животных.
Поведенческая психотерапия.
Понятие "поведенческая (би-
хевиориальная) терапия" впервые ввели в практику Арнольд Ла-
зарус и Ганс Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большое
распространение имел термин "условно-рефлекторная терапия"
(Бехтерев В.М., 1917; КонтаровичН.В., 1929).
Поведенческая терапия направлена на изменение, точнее, "пе-
реучивание", неправильно усвоенного поведения, т.е. симптома
болезни. Это "переучивание" может достигаться различными спо-
собами. Например, метод
оперантного обуславливания
направ-
лен на изменение поведения пациента, научение его новым навы-
кам или отказу от нежелательных форм поведения с помощью
поощрения и наказания ("жетонная" система, удары током и дру-
гие). Так, при терапии алкоголизма широко использовался
условно-
рефлекторный метод (аверсия)
— сочетание приема алкоголя с
дачей рвотных средств, а Франкль (Frankle, 1966) предложил метод
"парадоксальной интенции "
(интенция — намерение), когда
больному с фобиями предлагается с юмором имитировать свои
страхи — "делать то, чего он боится".
Как уже отмечалось, страх и тревога лежат в основе большин-
ства невротических состояний и рассматриваются в бихевиориз-
ме как выученная условно-рефлекторная эмоциональная реак-
ция. Она может быть подавлена, если объединить в одно и то же
время стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные
страху. Тогда произойдет
противообуславливание
и стимул, не
вызывающий страх, погасит прежний рефлекс. В экспериментах
на животных таким противообуславливающим страх стимулом
является кормление. У человека одним из наиболее действенных
стимулов, противоположных страху, является
релаксация
(рас-
слабление). Практический прием, вытекающий из этого (предло-
жен Джозефом Вольпе), заключается в постепенном, поэтапном
демонстрировании больному, находящемуся в полной релакса-
ции, иерархии обстоятельств, вызывающих страх. Этот терапевти-
ческий прием постепенного, поэтапного погашения страха и тре-
58
воги был назван
систематической десенсибилизацией
и имеет
много модификаций.
Угашение страха возможно и без релаксации — просто демонст-
рацией объекта страха. При методике
"наводнения "
пациента по-
буждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и
находиться в ней до тех пор, пока страх не уменьшится. Методика
"имплозии "
отличается от методики "наводнения" только лишь тем,
что такие тренировки проводятся не в реальной ситуации, а с ее мо-
делированием в воображении пациента. Цель имплозивной терапии
состоит в том, чтобы вызвать интенсивный страх, который приведет к
уменьшению страха в реальной ситуации.
Последние годы широкое распространение получили
группо-
вые варианты поведенческой психотерапии:
методики социаль-
ного тренинга или моделирования, тренинг уверенности в себе,
тренинг умений и другие. Кроме того, повысился интерес и к ког-
нитивным факторам поведения (оценка, установка и убеждения),
что привело к созданию
поведенческо-когнитивной терапии
(А. Эллис, 1962; Рудестам, 1990). Усилия группы здесь сосредоточе-
ны вокруг логического преодоления иррациональных страхов и
убеждений. Члены группы совместно подыскивают аргументы, ли-
шающие эти убеждения и страхи непреодолимой силы, а новые
формы поведения вырабатываются и закрепляются рядом практи-
ческих поведенческих приемов.
Главными особенностями любых способов поведенческой тера-
пии являются следующие (Bergin A.E., Garfield S.L., 1994).
1. Изменению подвергается поведение, а не внутреннее состояние.
2. Осуществляются упражнения, которые активно контролируют
ся терапевтом.
3. Симптомы устраняются даже без обсуждения их причин.
4. Занимают сравнительно мало времени — максимум несколь
ко месяцев.
5. Методы основываются на данных, полученных эксперимен
тально.
Глава 19
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ПСИХОЛОГИИ
А. М
АСЛОУ
(M
ASLOW
A.H.):
ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Американский психолог
Абрахам Харол ьд Маслоу
(1908-
1
970) —
один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев-
реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес-
кое образование, стал профессором психологии, являлся членом
ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос-
нователем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала
трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в
последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия"
(1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо-
тивация и личность" (1987) и другие.
А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой
для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго-
ден как теория для объяснения всего человеческого поведения.
Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных
людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых,
наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая,
что только при изучении лучших представителей человеческого
рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей
и их исследовать.
Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не
оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их
всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил
как
самоактуализация
(Self-Actualization).
Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом
Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму-
лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами
с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию
как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа-
ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль-
ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только
позитивные последствия для индивидуума.
Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление
к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан-
тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая
60
гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует
у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать
то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем
заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали-
зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе-
ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в
основе неврозов.
В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации.
Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что
делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в
иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по-
требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности
и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува-
жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования).
Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает
возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей
более высокого порядка.
Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу
в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд
"типов поведения", ведущих к самоактуализации:
1.
Свежесть восприятия.
Обычно мы мало и поверхностно со
знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви — все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
2.
Личностный рост и центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности были при
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное —
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя
61