Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6729

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

значимость  подкрепителя для  человека. Кроме  того, научение  за-
висимо  и  от  присущего  каждому  специфического  личностного
свойства —

"локуса контроля ":

чувствует ли себя человек актив-

ным  деятелем  в  достижении  целей  поведения  или  полагается  на
обстоятельства.

Другим важным параметром для описания социального поведения

является "поведенческий потенциал", т.е. тот набор поведенческих реак-
ций и навыков, который нажит человеком в течение жизни. Поведенчес-

кий потенциал включает 5 основных блоков поведенческих реакций или
"техник существования":

1) реакции, направленные на достижение успеха, социального при

знания;

2) реакции приспособления и адаптации к требованиям других лю

дей и общества;

3) защитные реакции при превышении возможностей человека (от

рицание, подавление желаний, обесценивание и другие);

4) техники избегания напряжения (уход, бегство, отдых и другие);
5) агрессивные реакции (реальная физическая агрессия и ее симво

лические формы — ирония, критика, насмешка, интриги и другие).

К

ОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Концепция невроза.

Адаптивное поведение направлено на адек-

ватное приспособление к жизненным условиям. Неправильные (не-
адаптивные) формы поведения закрепляются только тогда, когда им
сопутствует некий положительный результат. Отсюда можно пред-
положить, что при неврозах таким подкрепителем может являться

"условная приятность, выгодность " болезни,

так как она освобож-

дает больного от ряда обязанностей или дает ему большее внимание
со стороны близких (Dollard, Miller, 1967).

Однако другая и более оригинальная концепция невроза была

предложена Вольпе (Wolpe J., 1958) и Айзенком(Еу5епскН., 1961).
Основное значение ими придается

страху и тревоге,

которые воз-

никают у человека при психотравмирующей ситуации. Неадаптив-
ное поведение человека, в том числе невротическое и психотичес-
кое, возникает, подкрепляется и фиксируется в силу того, что оно
способствует

снижению

уровня самого этого страха и тревоги.

Другими словами, невротическое поведение — это выученная

и

зафиксированная реакция избегания возбудителя страха и тревоги,
приобретенный навык неадекватного, хотя и приспособительного,
поведения.

57


background image

Этим выводам предшествовали наблюдения возможности фор-

мирования методом условных рефлексов у лабораторных животных
экспериментальных неврозов и психозов — состояний, сходных с
таковыми у человека. Кроме того, в обычных условиях жизни у жи-
вотных иногда также встречаются состояния, напоминающие невро-
зы и психозы у людей. Например, описана коллективная истерия сре-
ди своры охотничьих собак, реакции "мнимой смерти" при испуге, а
также истерические судороги и "мнимая" беременность у некото-
рых животных.

Поведенческая  психотерапия.

Понятие "поведенческая (би-

хевиориальная) терапия" впервые ввели в практику Арнольд Ла-
зарус и Ганс Айзенк в конце 50-х годов. В нашей стране большое
распространение имел термин "условно-рефлекторная терапия"
(Бехтерев В.М., 1917; КонтаровичН.В., 1929).

Поведенческая терапия направлена на изменение, точнее, "пе-

реучивание", неправильно  усвоенного  поведения, т.е. симптома
болезни. Это "переучивание" может достигаться различными спо-
собами. Например, метод

оперантного  обуславливания

направ-

лен на изменение поведения пациента, научение его новым навы-
кам  или  отказу  от  нежелательных  форм  поведения  с  помощью
поощрения и наказания ("жетонная" система, удары током и дру-
гие). Так, при терапии алкоголизма широко использовался

условно-

рефлекторный метод (аверсия)

— сочетание приема алкоголя  с

дачей рвотных средств, а Франкль (Frankle, 1966) предложил метод

"парадоксальной  интенции "

(интенция — намерение), когда

больному  с  фобиями  предлагается  с  юмором  имитировать  свои
страхи — "делать то, чего он боится".

Как уже отмечалось, страх и тревога лежат в основе большин-

ства невротических состояний и рассматриваются в бихевиориз-
ме  как  выученная  условно-рефлекторная  эмоциональная  реак-
ция. Она может быть подавлена, если объединить в одно и то же
время стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные
страху. Тогда  произойдет

противообуславливание

и стимул, не

вызывающий страх, погасит прежний рефлекс. В экспериментах
на животных таким противообуславливающим страх стимулом
является кормление. У человека одним из наиболее действенных
стимулов, противоположных  страху, является

релаксация

(рас-

слабление). Практический прием, вытекающий из этого (предло-
жен Джозефом Вольпе), заключается в постепенном, поэтапном
демонстрировании  больному, находящемуся в полной релакса-
ции, иерархии обстоятельств, вызывающих страх. Этот терапевти-
ческий прием постепенного, поэтапного погашения страха и тре-

58


background image

воги был назван

систематической десенсибилизацией

и имеет

много модификаций.

Угашение страха возможно и без релаксации — просто демонст-

рацией объекта страха. При методике

"наводнения "

пациента по-

буждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и
находиться в ней до тех пор, пока страх не уменьшится. Методика

"имплозии "

отличается от методики "наводнения" только лишь тем,

что такие тренировки проводятся не в реальной ситуации, а с ее мо-
делированием в воображении пациента. Цель имплозивной терапии
состоит в том, чтобы вызвать интенсивный страх, который приведет к
уменьшению страха в реальной ситуации.

Последние годы широкое распространение получили

группо-

вые варианты поведенческой психотерапии:

методики социаль-

ного тренинга или моделирования, тренинг уверенности в себе,
тренинг умений и другие. Кроме того, повысился интерес и к ког-
нитивным факторам поведения (оценка, установка и убеждения),
что  привело  к  созданию

поведенческо-когнитивной  терапии

(А. Эллис, 1962; Рудестам, 1990). Усилия группы здесь сосредоточе-
ны  вокруг  логического  преодоления  иррациональных  страхов  и
убеждений. Члены группы совместно подыскивают аргументы, ли-
шающие эти убеждения и страхи непреодолимой силы, а новые
формы поведения вырабатываются и закрепляются рядом практи-
ческих поведенческих приемов.

Главными особенностями любых способов поведенческой тера-

пии являются следующие (Bergin A.E., Garfield S.L., 1994).

1. Изменению подвергается поведение, а не внутреннее состояние.
2. Осуществляются упражнения, которые активно контролируют

ся терапевтом.

3. Симптомы устраняются даже без обсуждения их причин.
4. Занимают сравнительно мало времени — максимум несколь

ко месяцев.

5. Методы основываются на данных, полученных эксперимен

тально.


background image

Глава 19
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ПСИХОЛОГИИ

А. М

АСЛОУ

(M

ASLOW

A.H.):

ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Американский психолог

Абрахам Харол ьд Маслоу

(1908-

1

970) —

один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев-
реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес-
кое образование, стал профессором психологии, являлся членом
ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос-
нователем "Журнала  гуманистической  психологии" и "Журнала
трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в
последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия"
(1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо-
тивация и личность" (1987) и другие.

А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой

для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго-
ден  как  теория  для  объяснения  всего  человеческого  поведения.
Маслоу свое исследование основывал  не на изучении  больных
людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых,
наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая,
что только при изучении лучших  представителей человеческого
рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей
и их исследовать.

Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не

оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их
всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил
как

самоактуализация

(Self-Actualization).

Термин "самоактуализация" впервые  был  предложен  Куртом

Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму-

лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами

с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию

как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа-

ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль-

ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только

позитивные последствия для индивидуума.
Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление

к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан-
тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая

60


background image

гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует
у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать
то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем
заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали-
зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе-
ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в
основе неврозов.

В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации.

Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что

делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в

иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по-

требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности

и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува-

жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования).

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает

возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей

более высокого порядка.
Концепция самоактуализации — наиболее важный вклад Маслоу

в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд
"типов поведения", ведущих к самоактуализации:

1.

Свежесть восприятия.

Обычно мы мало и поверхностно со

знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви — все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

2.

Личностный рост и центрированность на проблеме.

Маслоу считал, что все обследованные им личности были при
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное —
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост — значит открыть себя

61