Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6720

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к
миру взрослых развивается специфический для каждого человека
стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к
превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в
виде "цели победы". Даже агрессия Адлером рассматривается ско-
рее как инициатива к преодолению препятствий и не отождествляет-
ся с враждебностью.

Чувство неполноценности, хотя оно и порождается органичес-

ким несовершенством человека, его слабостью, является все же
"социальным  чувством". Именно  оно  подталкивает  человека  к
его  преодолению, начиная  со "стремления  к  превосходству" и
кончая "стремлением к совершенству". Таким образом, в отли-
чии от понятия "воля к власти" философа Ф. Ницше, адлеровское
"стремление к превосходству" имеет более широкий смысл — это
еще и побуждения улучшить себя, развить свои способности. Не
случайно эти идеи стали позже активно развиваться в гуманисти-
ческой психологии.

Постепенно  индивидуальные  способы  адаптации  становятся

привычными и определяют

стиль жизни

человека, его способы ре-

шения в трех главных сферах — в работе, дружбе и любви. Стиль
жизни уже прочно складывается и закрепляется в дошкольном воз-
расте, а в дальнейшем он является лишь только совершенствованием
своей основной структуры. Стиль жизни определяет основные типы
личности: управляющий, берущий, избегающий или социально по-
лезный. Только последний тип Адлером считается социально зре-
лым, проявляющим истинную заботу о других и заинтересованным
в общении с ними.

Стремление  к  превосходству  в  каждом  человеке  уникально,

так как каждый человек ставит перед собой только ему свойствен-
ные  жизненные  цели. Преодоление  чувства  неполноценности
может быть успешным и адекватным, но иногда оно преодолева-
ется  посредством "сверхкомпенсации" (одностороннее  приспо-
собление  к жизни в результате чрезмерного  развития  какой-то
одной  черты  или  способности) или  механизмами "ухода  в  бо-
лезнь" (своеобразной "выработкой" невротических  симптомов
для оправдания неудач).

В понимании Адлера, для больных неврозами характерно

сниже-

ние  уровня  активности,

необходимой  для  правильного  решения

своих жизненных проблем. Они хотят, чтобы другие им помогали
разрешать их повседневные заботы, баловали и все прощали. Они
борются за свои

эгоистические жизненные цели.

Истинные причи-

ны невроза кроются в детстве, выработке невротического стиля жиз-

37


background image

ни. Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приводит к
столкновению с реалиями жизни, которые становятся пусковой си-
туацией болезни. Целью терапии неврозов является выявление оши-
бочных суждений больного о себе и других людях, устранение лож-
ных  жизненных  целей  и  формирование  новых, помогающих
реализовать личностный потенциал.

К. Х

ОРНИ

(H

ORNEY

К.):

ТЕОРИЯ

"

БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ

"

Карен Хорни (1885-1952) родилась недалеко от Гамбурга в нор-

вежско-голландской семье, принявшей немецкое гражданство. Она
получила медицинское образование  и занималась психоаналитичес-
кой практикой в клиниках Берлина. В 1932 году из-за начавшихся го-
нений на психоаналитиков К. Хорни переехала в США. В 1941 году за
отступничество  от  ряда  положений  ортодоксального  фрейдизма
была  исключена  из  Американской  психологической  ассоциации.
Тогда же с группой единомышленников она создала параллельную
Ассоциацию развития психоанализа, в которой активно работала до
конца жизни. Основные работы: "Невротическая личность нашего
времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ"
(1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Невроз и человечес-
кий рост. Борьба за самореализацию" (1950).

К. Хорни — одна из создателей неофрейдизма, и ее

социокуль-

турную концепцию личности

отличает отказ от упрощенного биоло-

гизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она
видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испы-
тывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего су-
ществования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и
становится  внутренним  свойством  психической  деятельности —

"'базальной тревогой"

'.

Внутреннее  беспокойство  порождает  желание  избавиться  от

него, что и является основной глубинной мотивацией поведения.
Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безо-
пасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не прово-
цировать ее усиления.

Ключевой период

в

процессе формирования личности — дет-

ство. Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в
особо уязвимую, зависимую позицию. Множество внешне различ-
ных особенностей родительского поведения (недостаток любви и за-

38


background image

боты, запугивание, неадекватное восхваление, игнорирование само-
стоятельности и прочие) приводят в конечном итоге к одному ре-
зультату — ребенок оказывается не способным выработать в себе
должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в
себе, одиночеством, страхами, ощущением обиды, то есть в основе
своей тревожно-враждебным отношением к миру, чаще всего глу-
боко бессознательным.

Со временем дети интуитивно находят способы, как справиться

со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь
вспышками гнева, кто-то — уходом в мир грез и фантазирование, а
кто-то — слепой преданностью и послушанием. В любом случае
ребенок вынужден расплачиваться за "выживание" в подавляющей
или  эмоционально  холодной  атмосфере  семьи

утратой  своей

внутренней свободы

— свободы в своих чувствах, желаниях, в отно-

шениях к людям и даже к самому себе. Здесь заключены источники
невротических наклонностей, которые могут властвовать над чело-
веком всю его жизнь.

Стремление к  удовлетворению  своих желаний, противоречащее

стремлению к безопасности, может вырабатывать определенные спо-
собы ("стратегии") поведения — "невротическое стремление к люб-
ви" как средство безопасности в жизни; "невротическое стремление к
власти", объясняющееся страхом и враждебностью к людям; страте-
гия самоизоляции от людей ("бегство от окружения") и стратегия при-
знания своей беспомощности ("невротическая покорность"). Разница
между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к
степени выраженности  конфликтующих  тенденций. Под  влиянием
внешних временных обстоятельств возникают "ситуационные невро-
зы", а в случае "изначального конфликта" возникает подлинная бо-
лезнь —"невроз характера".

Стратегии поведения могут выступать не только предпосылка-

ми неврозов, но й в качестве защитных механизмов личности. К. Хор-
ни предлагает сделать психоаналитический процесс доступным для
всех людей, заинтересованных в своем развитии. Поискам подходов
к этой проблеме и посвящена ее книга "Самоанализ". Избавление
от невроза К. Хорни видит в освобождении от своего "идеализиро-
ванного Я". Искажения личности происходят не из-за стремления к
идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Струк-
тура личности при более мягких неврозах является менее ригидной,
чем при тяжелых неврозах, и даже единичное обнаружение бессоз-
нательного конфликта может быть поворотным пунктом к  более
свободному развитию человека. Опыт работы К. Хорни показал ре-

39


background image

альность для некоторых пациентов самостоятельного преодоления
своих внутренних психологических ограничений, оставленных про-
шлыми переживаниями.

Г. С

АЛЛИВАН

(S

ILLIVAN

H.S.):

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ

ТЕОРИЯ

Гарри Стэк Салливан (1892-1949)—американский психиатр и пси-

холог, представитель неофрейдизма. Его основные положения отно-
сительно теории личности изложены в книге "Межличностная теория
в психиатрии" (1963). Теория Салливана сложилась под влиянием мно-
гих психологических школ—G. Mead, S. Freud, К. Lewin.

По мнению Салливана, поведение человека направляется двумя

основными стремлениями:

к удовлетворению

(реализация биологи-

ческих потребностей) и

безопасности

(удовлетворение личностных

потребностей). Воплощение этих  стремлений  возможно  только

в

контакте с другими людьми.

Следовательно, объектом психологи-

ческого исследования должна быть личность как относительно ус-
тойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, так как

личность формируется и проявляется в межличностных отно-
шениях

(как реальных, так и воображаемых).

Ребенок при рождении испытывает дискомфорт и беспокойство

(тревогу), поэтому основными механизмами личностного развития
являются

потребность в безопасности

(нежности, ласке) и

стрем-

ление избежать тревогу.

Удовлетворение даже сугубо органичес-

ких  потребностей  ребенка  в  человеческом  обществе  непременно
требует участия другого человека. Таким образом, ребенок с мо-
мента рождения  сразу включен в существующие  межличностные
(социальные) отношения. На этой основе Салливан выделил ряд ста-
дий (периодов) онтогенетического развития личности, связанных с
изменениями складывающихся межличностных отношений.

Антенатальный период

изначально психологически безопасен

для ребенка, находящегося в утробе матери. Однако уже в это время
складывается определенная расстановка сил, межличностных отно-
шений, связанных с его будущим рождением, — антенатальная дис-
позиция (законный  брак  или  внебрачный  ребенок, беременность
желательна или не желательна для женщины). Антенатальная диспо-
зиция в итоге может повлиять на обеспеченность удовлетворения
основных потребностей ребенка после рождения, а значит и на ста-
новление его как личности.

Второй период,

"первичная

семья "(мать—ребенок) начинается

с момента родов, который сопровождается физиологическим и пси-

40


background image

хологическим  дискомфортом  ребенка, обозначаемым  первичным
страхом. В норме этот "первичный психологический страх", чувство
беспомощности ребенка систематично купируются заботливой ма-
терью, которая его кормит и ласкает, формируя таким образом вто-
ричное чувство безопасности ("психологическое рождение"). Если
мать аутична и неласкова, то процесс "снятия" первичного психоло-
гк теского страха протекает неполноценно и может служить в буду-
щем основой повышенного риска возникновения для таких людей
различных заболеваний (неврозов, психозов, психосоматических
расстройств), а также антисоциального поведения.

Третий период—

"нуклеарная (ядерная) семья",

по мнению

Салливана, моделирует главные межличностные отношения (вер-
тикальные, горизонтальные и ролеполовые), существующие в об-
ществе и неосознанно усваиваемые ребенком. Теоретически та-
кая  семья  пятичленна: ребенок, его  родители, а  также  брат  и
сестра. Любая семья так или иначе воспроизводит и демонстри-
рует ребенку взаимоотношения полов (отношения между отцом
и  матерью, братьями  и  сестрами), отношения  субординации  и
соподчиненности — вертикальные  связи (старший—младший,
родитель—ребенок, начальник—подчиненный) и  отношения
внутри  каждого  субординационного  уровня (между  взрослыми,
между детьми).

На четвертом этапе, с возраста около 4-х лет, ребенок включается

в

дошкольную группу,

где осваивает определенные социальные роли

и впервые приобретает социальный статус. При вхождении в группу
сверстников ребенок может находиться там на правах полноценного
члена, и у него вырабатывается адекватное социально-ролевое пове-
дение, но может быть и иначе. Возможны варианты неполноценного
члена группы, а то и вовсе отверженного. Для вхождения в группу
важное значение часто приобретают различные внешние атрибуты,
зависящие от традиций, других социокультуральных и этнографи-
ческих условий.

В возрасте 7-10 лет —

младшая школьная группа

— основное

внимание должно уделяться "отработке и тренировке" взаимоотно-
шений по вертикали. Важно выработать у ребенка не слепое послу-
шание старшим из-за страха наказания, но и активное желание под-
чиниться. Упрямство — скорее признак слабости; только вовремя
наученный повиноваться может в будущем адекватно властвовать,
нормально руководить.

Подростковый период

характеризуется нарастанием значимых

для подростка интерперсональных связей вне семьи. Родители под-
ростка начинают чаще сталкиваться

с

его упрямством, непослуша-

41