Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6720
Скачиваний: 24
из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к
миру взрослых развивается специфический для каждого человека
стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к
превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в
виде "цели победы". Даже агрессия Адлером рассматривается ско-
рее как инициатива к преодолению препятствий и не отождествляет-
ся с враждебностью.
Чувство неполноценности, хотя оно и порождается органичес-
ким несовершенством человека, его слабостью, является все же
"социальным чувством". Именно оно подталкивает человека к
его преодолению, начиная со "стремления к превосходству" и
кончая "стремлением к совершенству". Таким образом, в отли-
чии от понятия "воля к власти" философа Ф. Ницше, адлеровское
"стремление к превосходству" имеет более широкий смысл — это
еще и побуждения улучшить себя, развить свои способности. Не
случайно эти идеи стали позже активно развиваться в гуманисти-
ческой психологии.
Постепенно индивидуальные способы адаптации становятся
привычными и определяют
стиль жизни
человека, его способы ре-
шения в трех главных сферах — в работе, дружбе и любви. Стиль
жизни уже прочно складывается и закрепляется в дошкольном воз-
расте, а в дальнейшем он является лишь только совершенствованием
своей основной структуры. Стиль жизни определяет основные типы
личности: управляющий, берущий, избегающий или социально по-
лезный. Только последний тип Адлером считается социально зре-
лым, проявляющим истинную заботу о других и заинтересованным
в общении с ними.
Стремление к превосходству в каждом человеке уникально,
так как каждый человек ставит перед собой только ему свойствен-
ные жизненные цели. Преодоление чувства неполноценности
может быть успешным и адекватным, но иногда оно преодолева-
ется посредством "сверхкомпенсации" (одностороннее приспо-
собление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то
одной черты или способности) или механизмами "ухода в бо-
лезнь" (своеобразной "выработкой" невротических симптомов
для оправдания неудач).
В понимании Адлера, для больных неврозами характерно
сниже-
ние уровня активности,
необходимой для правильного решения
своих жизненных проблем. Они хотят, чтобы другие им помогали
разрешать их повседневные заботы, баловали и все прощали. Они
борются за свои
эгоистические жизненные цели.
Истинные причи-
ны невроза кроются в детстве, выработке невротического стиля жиз-
37
ни. Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приводит к
столкновению с реалиями жизни, которые становятся пусковой си-
туацией болезни. Целью терапии неврозов является выявление оши-
бочных суждений больного о себе и других людях, устранение лож-
ных жизненных целей и формирование новых, помогающих
реализовать личностный потенциал.
К. Х
ОРНИ
(H
ORNEY
К.):
ТЕОРИЯ
"
БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ
"
Карен Хорни (1885-1952) родилась недалеко от Гамбурга в нор-
вежско-голландской семье, принявшей немецкое гражданство. Она
получила медицинское образование и занималась психоаналитичес-
кой практикой в клиниках Берлина. В 1932 году из-за начавшихся го-
нений на психоаналитиков К. Хорни переехала в США. В 1941 году за
отступничество от ряда положений ортодоксального фрейдизма
была исключена из Американской психологической ассоциации.
Тогда же с группой единомышленников она создала параллельную
Ассоциацию развития психоанализа, в которой активно работала до
конца жизни. Основные работы: "Невротическая личность нашего
времени" (1937), "Новые пути в психоанализе" (1939), "Самоанализ"
(1942), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Невроз и человечес-
кий рост. Борьба за самореализацию" (1950).
К. Хорни — одна из создателей неофрейдизма, и ее
социокуль-
турную концепцию личности
отличает отказ от упрощенного биоло-
гизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она
видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испы-
тывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего су-
ществования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и
становится внутренним свойством психической деятельности —
"'базальной тревогой"
'.
Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от
него, что и является основной глубинной мотивацией поведения.
Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безо-
пасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не прово-
цировать ее усиления.
Ключевой период
в
процессе формирования личности — дет-
ство. Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в
особо уязвимую, зависимую позицию. Множество внешне различ-
ных особенностей родительского поведения (недостаток любви и за-
38
боты, запугивание, неадекватное восхваление, игнорирование само-
стоятельности и прочие) приводят в конечном итоге к одному ре-
зультату — ребенок оказывается не способным выработать в себе
должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в
себе, одиночеством, страхами, ощущением обиды, то есть в основе
своей тревожно-враждебным отношением к миру, чаще всего глу-
боко бессознательным.
Со временем дети интуитивно находят способы, как справиться
со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь
вспышками гнева, кто-то — уходом в мир грез и фантазирование, а
кто-то — слепой преданностью и послушанием. В любом случае
ребенок вынужден расплачиваться за "выживание" в подавляющей
или эмоционально холодной атмосфере семьи
утратой своей
внутренней свободы
— свободы в своих чувствах, желаниях, в отно-
шениях к людям и даже к самому себе. Здесь заключены источники
невротических наклонностей, которые могут властвовать над чело-
веком всю его жизнь.
Стремление к удовлетворению своих желаний, противоречащее
стремлению к безопасности, может вырабатывать определенные спо-
собы ("стратегии") поведения — "невротическое стремление к люб-
ви" как средство безопасности в жизни; "невротическое стремление к
власти", объясняющееся страхом и враждебностью к людям; страте-
гия самоизоляции от людей ("бегство от окружения") и стратегия при-
знания своей беспомощности ("невротическая покорность"). Разница
между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к
степени выраженности конфликтующих тенденций. Под влиянием
внешних временных обстоятельств возникают "ситуационные невро-
зы", а в случае "изначального конфликта" возникает подлинная бо-
лезнь —"невроз характера".
Стратегии поведения могут выступать не только предпосылка-
ми неврозов, но й в качестве защитных механизмов личности. К. Хор-
ни предлагает сделать психоаналитический процесс доступным для
всех людей, заинтересованных в своем развитии. Поискам подходов
к этой проблеме и посвящена ее книга "Самоанализ". Избавление
от невроза К. Хорни видит в освобождении от своего "идеализиро-
ванного Я". Искажения личности происходят не из-за стремления к
идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Струк-
тура личности при более мягких неврозах является менее ригидной,
чем при тяжелых неврозах, и даже единичное обнаружение бессоз-
нательного конфликта может быть поворотным пунктом к более
свободному развитию человека. Опыт работы К. Хорни показал ре-
39
альность для некоторых пациентов самостоятельного преодоления
своих внутренних психологических ограничений, оставленных про-
шлыми переживаниями.
Г. С
АЛЛИВАН
(S
ILLIVAN
H.S.):
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ
ТЕОРИЯ
Гарри Стэк Салливан (1892-1949)—американский психиатр и пси-
холог, представитель неофрейдизма. Его основные положения отно-
сительно теории личности изложены в книге "Межличностная теория
в психиатрии" (1963). Теория Салливана сложилась под влиянием мно-
гих психологических школ—G. Mead, S. Freud, К. Lewin.
По мнению Салливана, поведение человека направляется двумя
основными стремлениями:
к удовлетворению
(реализация биологи-
ческих потребностей) и
безопасности
(удовлетворение личностных
потребностей). Воплощение этих стремлений возможно только
в
контакте с другими людьми.
Следовательно, объектом психологи-
ческого исследования должна быть личность как относительно ус-
тойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, так как
личность формируется и проявляется в межличностных отно-
шениях
(как реальных, так и воображаемых).
Ребенок при рождении испытывает дискомфорт и беспокойство
(тревогу), поэтому основными механизмами личностного развития
являются
потребность в безопасности
(нежности, ласке) и
стрем-
ление избежать тревогу.
Удовлетворение даже сугубо органичес-
ких потребностей ребенка в человеческом обществе непременно
требует участия другого человека. Таким образом, ребенок с мо-
мента рождения сразу включен в существующие межличностные
(социальные) отношения. На этой основе Салливан выделил ряд ста-
дий (периодов) онтогенетического развития личности, связанных с
изменениями складывающихся межличностных отношений.
Антенатальный период
изначально психологически безопасен
для ребенка, находящегося в утробе матери. Однако уже в это время
складывается определенная расстановка сил, межличностных отно-
шений, связанных с его будущим рождением, — антенатальная дис-
позиция (законный брак или внебрачный ребенок, беременность
желательна или не желательна для женщины). Антенатальная диспо-
зиция в итоге может повлиять на обеспеченность удовлетворения
основных потребностей ребенка после рождения, а значит и на ста-
новление его как личности.
Второй период,
"первичная
семья "(мать—ребенок) начинается
с момента родов, который сопровождается физиологическим и пси-
40
хологическим дискомфортом ребенка, обозначаемым первичным
страхом. В норме этот "первичный психологический страх", чувство
беспомощности ребенка систематично купируются заботливой ма-
терью, которая его кормит и ласкает, формируя таким образом вто-
ричное чувство безопасности ("психологическое рождение"). Если
мать аутична и неласкова, то процесс "снятия" первичного психоло-
гк теского страха протекает неполноценно и может служить в буду-
щем основой повышенного риска возникновения для таких людей
различных заболеваний (неврозов, психозов, психосоматических
расстройств), а также антисоциального поведения.
Третий период—
"нуклеарная (ядерная) семья",
по мнению
Салливана, моделирует главные межличностные отношения (вер-
тикальные, горизонтальные и ролеполовые), существующие в об-
ществе и неосознанно усваиваемые ребенком. Теоретически та-
кая семья пятичленна: ребенок, его родители, а также брат и
сестра. Любая семья так или иначе воспроизводит и демонстри-
рует ребенку взаимоотношения полов (отношения между отцом
и матерью, братьями и сестрами), отношения субординации и
соподчиненности — вертикальные связи (старший—младший,
родитель—ребенок, начальник—подчиненный) и отношения
внутри каждого субординационного уровня (между взрослыми,
между детьми).
На четвертом этапе, с возраста около 4-х лет, ребенок включается
в
дошкольную группу,
где осваивает определенные социальные роли
и впервые приобретает социальный статус. При вхождении в группу
сверстников ребенок может находиться там на правах полноценного
члена, и у него вырабатывается адекватное социально-ролевое пове-
дение, но может быть и иначе. Возможны варианты неполноценного
члена группы, а то и вовсе отверженного. Для вхождения в группу
важное значение часто приобретают различные внешние атрибуты,
зависящие от традиций, других социокультуральных и этнографи-
ческих условий.
В возрасте 7-10 лет —
младшая школьная группа
— основное
внимание должно уделяться "отработке и тренировке" взаимоотно-
шений по вертикали. Важно выработать у ребенка не слепое послу-
шание старшим из-за страха наказания, но и активное желание под-
чиниться. Упрямство — скорее признак слабости; только вовремя
наученный повиноваться может в будущем адекватно властвовать,
нормально руководить.
Подростковый период
характеризуется нарастанием значимых
для подростка интерперсональных связей вне семьи. Родители под-
ростка начинают чаще сталкиваться
с
его упрямством, непослуша-
41