Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6725

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нием и ощущают снижение своего авторитета (подростковый нега-
тивизм). Замечено, что больший воспитательный эффект в этом воз-
расте достигается воспитанием "через референтов", т.е. значимых
для подростка лиц (друзья или, например, спортивный тренер). Дру-
гой основной проблемой этого возрастного этапа является половое
созревание и бурное становление сексуального влечения. У Салли-
вана, так же как и у Фрейда, повторяется идея о подростковой гомо-
сексуальности. Однако Салливан не считает подростковую гомосек-
суальность неизбежной, так как, по его мнению, она обусловлена не
биологическими, а социальными факторами. Как курение или упот-
ребление наркотиков, подростковая гомосексуальность — это соци-
ально обусловленный риск, зависящий от наличия или отсутствия в
окружении подростка референтных асоциальных групп.

Юношеский

возраст

также характеризуется увеличением числа

интерперсональных связей, однако качественное своеобразие этого
периода связано с завершением формирования когнитивных  про-
цессов. Это проявляется в склонности юношей ставить перед собой
вопросы философского плана и размышлять о смысле жизни, при
этом нередко возникает состояние своеобразной разочарованности
и пессимизма. Подобные юношеские возрастные кризы иногда мо-
гут составить сложности в дифференциальной диагностике их

с

де-

бютом  шизофрении (синдром "философической  интоксикации")
или эндогенной депрессии.

Большинство проблем жизни

взрослого человека

(периоды мо-

лодости и зрелости) Салливаном понимаются через призму выдви-
нутых им положений формирования личности ("Я-системы") с ее
механизмами психологической защиты — "избирательного внима-
ния". Бессознательное сличение с эталоном воспринятого в детстве
лежит в основе механизмов идентификации и избирательности вни-
мания или, точнее сказать, невнимания к тому, что может вызвать у
человека дискомфорт. Например, объяснения человека о "плохом"
начальстве, вынуждавшем его многократно менять работу, в своей
основе могут быть связаны с недостаточной сформированностью
"вертикальных отношений" в соответствующие периоды детства.

Для

пожилого возраста

характерны как биологический (инво-

люция), так и психологический кризы. Психологические кризы могут
рассматриваться в этом возрасте как личностные реакции на свое
возрастное увядание, а также отстранение от активной трудовой дея-
тельности (т.н. "пенсионные неврозы").

В

старческом возрасте

психологически наиболее трудным для

человека является ситуация одиночества. Человек может физически
жить дольше всех своих близких, друзей и знакомых ("пережить" их,

42


background image

утратив все свои интерперсональные связи), что иногда называют
социальным умиранием или смертью "социального атома". Соци-
альный атом может умереть одновременно со своим носителем, а
может и пережить человека. В последнем случае интерперсональ-
ные связи сохраняются и цементируются его образом в памяти об-
щавшихся с ним людей.

Проблемы "социального умирания" характерны не только для

старческого возраста, но и для тяжелых инвалидизирующих сома-
тических и психических заболеваний, когда социальное окружение
"забывает" больного человека. Реабилитация больных и инвалидов
должна предусматривать не только биологическое лечение, но и
наиболее полное восстановление психологического и социального
функционирования.

Э. Ф

РОММ

(F

ROMM

E.):

ТЕОРИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ

Эрих Фромм (1900-1980), доктор философии и сотрудник инсти-

тута психиатрии, родился в Германии, но с 1934 года жил и работал в
США, поэтому его причисляют к американским психологам. Его
учение является  как бы  наиболее "социализированным" учением
неофрейдизма, "культурным  психоанализом". Первая  книга "Бег-
ство от свободы" была им опубликована в 1941 году. Творчество
Фромма носит скорее философско-этический, а не клинический ха-
рактер. Он часто начинает свои труды с изложения учения К. Маркса
об отчуждении результатов труда от производителя в антагонисти-
ческих классовых обществах. Однако Фромм расширительно толкует
эти положения, распространяя их на основы отношения людей.

Интерпретация личности Фроммом начинается с анализа усло-

вий существования человека и их изменений с конца Средневековья
по наше время. Он утверждает, что одиночество, изоляция и отчуж-
денность присущи всем людям, в том числе и нашего поколения.
Отчуждение состоит в нарушении естественной, гармоничной связи
человека с природой и на этой основе — с другим человеком и са-
мим собой.

Одновременно для каждого исторического периода характерным

было и прогрессивное обретение личной свободы человека. Невидан-
ная свобода от жестких социальных, политических, экономических и
религиозных ограничений в современных обществах потребовала и
компенсации в виде чувства безопасности и принадлежности к социу-
му. Фромм  полагает, что  образовалось  огромное

противоречие

между свободой и безопасностью

и именно оно становится причи-

43


background image

ной основных трудностей в жизни современного человека. Человек
пытается преодолеть свое одиночество "бегством от свободы".

Фромм указывает на ряд способов, или стратегий, такого бегства

от свободы. Невыносимость бремени отчуждения может перерас-
тать в чувство агрессии как к окружению (садизм), так и к себе (мазо-
хизм). Отчуждение также может выражаться в конформизме, при-
способленчестве к другим людям, условиям жизни. Сами по себе
стратегии бегства от свободы несут в себе функцию своеобразной
психологической  защиты  от  тягостного  чувства  одиночества.
Последнее часто может проявляться компульсивно и лежит в основе
внешне беспричинных самоубийств.

Вся активность человека подчинена решению базовой проблемы

отчуждения — обретению единства с миром и самим собой. Однако,
как подчеркивает Фромм, природа человека двойственна: он стре-
мится к независимости и свободе, но последняя способствует от-
чуждению. Дихотомия свобода—безопасность обусловлена экзис-
тенциальными потребностями человека — потребности в связях с
другими людьми, потребности в созидательном творчестве, потреб-
ности в корнях (связи с семьей), потребности в своей идентичности
(быть самим собой, а не копировать других), потребности в системе
взглядов для объяснения сложности мира. Общество предоставляет
возможность удовлетворения этих потребностей, формируя у чело-
века

структуру личности

— формирующиеся с детства устойчивые

"основные ориентации характера".

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирую-

щих в современных обществах:

рецептивный тип

(убеждены, что

все хорошее в жизни находится вне их самих, они оптимистичны и
идеалистичны),

эксплуатирующий тип

(негативные черты — агрес-

сивность, эгоцентризм, а позитивные—уверенность в себе, чувство
собственного достоинства),

накопительский тип

(тенденция к овла-

дению материальными благами, властью),/»ыночным

тип

(убежден,

что и личность является товаром, отношения с окружением поверх-
ностные),

продуктивный тип

(независим, честен, спокоен, ориенти-

рован на социально-полезную деятельность). Последний тип в тео-
рии Фромма — это идеальное состояние человека.

Э. Фромм сформулировал идеи о существовании в активности

людей биофильной и некрофильной ориентации, то есть ориента-
ции на жизнь и ориентации на смерть (они содержательно соот-
носятся с описанием 3. Фрейдом инстинктов жизни и смерти).
Некрофильны те люди, которые чувствуют влечение ко всему не-
живому. Они охотно говорят о смерти, о болезнях, о похоронах,
при этом воодушевляются. Они холодны, подвержены закону и

44


background image

порядку, живут прошлым и никогда не живут будущим. Противо-
положностью является биофильная ориентация — любовь ко все-
му живому. Сюда включаются и тенденции к интеграции и объе-
динению, к росту соответственно качества и структуры живого.
Объединение и совместный рост — характерные признаки жизни,
в том числе жизни чувств, мышления и всех проявлений психи-
ческого в человеке. Преобладание того или иного вида ориенти-
ровки определяет образ жизни человека.

Э. Э

РИКСОН

(E

RIKSON

E.H.):

ТЕОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Эрик Эриксон родился в 1900 г. в Германии, где какое-то время

работал с Фрейдом, а в 1933 г. эмигрировал в США. Основные труды:
"Детство и общество" (1967), "Идентичность и жизненный цикл"
(1971), "Проблема новой идентификации" (1974).

Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто су-

мел критически переосмыслить некоторые положения его концеп-
ции. Он разработал теорию личностного развития на протяжении
всей жизни человека—от рождения до старости. В отличие от Фрей-
да, Эриксон уделял большее внимание социальной детерминации
развития. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами
психосексуального развития, в ходе которого меняется направлен-
ность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и
психологические стадии развития "Я", в ходе которых индивид уста-
навливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и
своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко извест-
ными восемь стадий развития личности. На каждой из них существу-
ют свои определенные параметры, которые могут принимать поло-
жительные или отрицательные значения. Механизмом смены стадий
является конфликт, кризис идентичности личности.

Понятие

"психосоциальная идентичность"

у Эриксона выс-

тупает в качестве центрального интегративного начала личности.
Групповая, социальная  идентичность  начинает  формироваться
очень рано — ребенок с первых дней жизни ориентирован на вклю-
чение в определенную социальную группу и постепенно начинает
воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окруже-
ния. Но постепенно у него формируется и индивидуальная иден-
тичность — чувство  устойчивости и  непрерывности  своего "Я",
несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного
изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентич-
ность означает сознание тождественности самому себе, непрерыв-

45


background image

ности во времени собственной личности и связанное с этим ощу-
щение, что другие также признают это. Если идентичность — со-
стояние, то

идентификация

— процесс его формирования. Иден-

тификация всегда связана с другими людьми, которые в течение
определенного времени могут служить "образцами".

В индивидуальной идентичности можно различить личност-

ную  идентичность и Я-идентичность. Последняя ("эго-идентич-
ность") означает более узкую, глубинную область, ответственную
за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего
проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивает-
ся, меняется, "расщепляется" или человек вынужден бороться за
ее сохранение.

Идентификационное поведение и идентичность развиваются не-

прерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом
важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные лич-
ности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей
идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая
фаза — не патологическое состояние, а своеобразное состояние не-
стабильности  с мобилизацией  созидательных  сил. Человек задает
себе вопросы: "Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня
принимают?". Каждая стадия характеризуется задачами этого возра-
ста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов
определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой
общества, в котором человек живет.

Стремление  к  собственной  идентичности  и  к  ее  сохранению

Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личност-
ного развития у него соответствуют в общих чертах фазам психосек-
суального развития.

Раннее младенчество

(до 1 года): главную роль в жизни играет

мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми-
руется "базовое  доверие  к  миру". Динамика  развития  доверия
зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку
уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то
формируется базовое  недоверие к миру, устойчивый пессимизм.
Эмоциональная  депривация  приводит  и  к  резкому  замедлению
психического развития.

Позднее младенчество

(1—3 года) связано с формированием ав-

тономии и независимости, ребенок начинает ходить, контролировать
сфинктеры, приучается к опрятности. Социальное неодобрение от-
крывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания,
формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно-
мии и стыда.

46