Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6234

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Поведение человека определяется не прошлыми событиями его

жизни, а  только  тем, как  человек  воспринимает  свое  окружение
здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие на-
стоящего, однако поступки человека определяют, каким это про-
шлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Род-
жерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая
история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он под-
черкивал, что личность должна рассматриваться не только в контек-
сте "настоящее—будущее", но и как единый, целостный организм, и
это единство нельзя свести к составляющим частям личности. При-
верженность Роджерса к

холистическому направлению

видна прак-

тически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности,

индивидуального опыта человека является его

самость,

или Я-кон-

цепция. Я-концепция—это система взглядов человека на свою сущ-
ность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости
(Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция мо-
жет включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента,
музыканта, руководителя и т. д.

Я-концепция является продуктом  социализации человека, и в

процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый чело-
век, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны
своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безус-
ловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен воспринимать-
ся таким, какой он есть на самом деле. Именно такое

безусловное

позитивное внимание

мы видим в любви матери к сыну вне зависи-

мости от его проступков.

Обусловленное позитивное внимание

мы

видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные
оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную
для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание ши-
роко распространено и в повседневной жизни взрослого человека.
Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание при-
чиняет ущерб личностному становлению, ребенок  пытается соот-
ветствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам
хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части

согласуется

{конгруэнтно)

с Я-концепцией или, по крайней мере,

человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с
Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И на-
оборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-
нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тре-
вога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда

3*

67


background image

люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему акту-
альному реальному состоянию. Так, если человек считает себя чес-
тным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с
замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуа-
ция, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает.
Тревожный человек — это человек, который смутно осознает, что
признание или символизация определенных переживаний приведет
к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологи-
ческие личностные защиты и призваны к сохранению целостности
Я-структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-

цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него
возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологичес-
кая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помо-
щи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нару-
шенной. При  неэффективности  психологической  защиты  и
значительном разрушении Я-структуры у человека развивается пси-
хоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что
личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и по-
степенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоот-
ветствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает фун-
кционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиен! -центрированная недирективная психотерапия.

В тера-

пии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления кон-
структивных личностных изменений требуется наличие следующих
условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом

и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об

ратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и

искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима

ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут

ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут
ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут
ренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима

ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-

68


background image

смысленно  испытывать  подобные  чувства  к  своему  клиенту, если
последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым
словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс  утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт от-

ветственен  за  личностный  рост  и  результаты  психотерапии. Ис-
пользование автором  понятия "клиент" вместо "пациент" подчер-
кивает именно  признание  этого. Данный подход  понятен  всем, кто
разделяет  оптимистический  взгляд  Роджерса  на человеческую при-
роду — при наличии правильных  условий человек  сам  стремится к
движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья.
Психотерапия, центрированная  на  личности, предназначена  для
того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между
переживаниями и самостью.

Группы тренинга.

Группы тренинга  создаются  для занятий со

здоровыми людьми. Речь идет  об  использовании групповых  форм
взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобре-
тения жизненного  опыта  и роста личности. Появление такого  рода
психокоррекционных групп обусловлено  стремлением  к самовыра-
жению, характерным для гуманистического направления. Среди та-
ких психокоррекционных групп могут быть выделены группы орга-
низационного  развития (решения  определенных  проблем); группы
подготовки руководителей, обучения межличностным  умениям (со-
циально-психологический  тренинг); группы  личностного  роста  и
другие. Особенно большое внимание оказанию психологического со-
действия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс
(1947). Его  концепция "групп  встреч", фокусированная  на  поиске
аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведе-
ния, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной
психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что груп-

па — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизнен-
ные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше-
ний, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено
лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспери-
ментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга
человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены
группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом
научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководи-
теля. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего про-
цесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наибо-
лее  эффективной  моделью  для  понимания  этого  процесса  является
"окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-
та и Гарри Инграма.

69


background image

Арена

Видимое

Слепое

пятно

Неизвест-
ное
(скрытое)

Окно Джогари

В

соответствии

с

моделью "Джогари" можно представить, что каж-

дый человек заключает в себе четыре личностные зоны:

1) "Арена" — это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или

личностное пространство, открытое для всех;

2) "Видимое" — это то, что известно только мне (например, мои

страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры
ваю;

3) "Слепое пятно" — это то, что знают обо мне окружающие, мне

это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
полена не замечает");

4) "Неизвестное" — это скрытое от всех (зона подсознательного), в

том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

"Окно  Джогари" наглядно  демонстрирует  необходимость  расши-

рять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно
небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в
группе  она  увеличивается, активизируются  все  лучшие  личностные
ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники
группы  могут  откорректировать собственное  поведение, становятся
более естественными в выражении своих чувств. Важным условием ра-
боты группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и
сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание
различных  экспериментально-групповых  ситуаций  позволит  приме-
нить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в ре-
альной жизни (в семье, на производстве).


background image

Раздел 5
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Глава 20
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

П

РЕДМЕТ

И

МЕТОДЫ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная  психология  изучает  особенности  психического  раз-

вития человека  в  онтогенезе. Предметом  ее  исследования  является
возрастная  динамика, ведущие  закономерности  и факторы развития
и формирования личности на разных этапах его жизненного пути —
от рождения до старости. В возрастной психологии обычно выделя-
ют следующие разделы: детская, подростковая и юношеская психо-
логия, психология  взрослого  человека  и  геронтопсихология (герон-
тология — наука о старости).

В своем развитии человек проходит несколько возрастных пери-

одов, каждому из которых соответствует расцвет определенных пси-
хических функций и  свойств  личности. Изучение в  сравнительно-
возрастном  аспекте  основных  параметров  нормального  развития
психики имеет большое практическое значение. Например, педагог
получает  возможность "расшифровывать" многие  факты  детского
поведения, причины устойчивых ошибок определенного типа у неко-
торых учеников, особенности взаимоотношений детей со сверстника-
ми и взрослыми, причины рассеянности внимания и др. Важное зна-
чение приобретает возрастная психология в выработке возрастного
нормирования — готовность  к  школьному  обучению, брачный  воз-
раст, выход на пенсию и т.п.

Возрастная психология тесно вязана с медициной, так как психичес-

кое развитие неразрывно связано с физическим развитием. Для врача
знание основных закономерностей становления психических процессов
позволяет понять предпочтительность возникновения симптомов и син-
дромов нервно-психических расстройств и особенности качества их кли-

71