Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6734
Скачиваний: 24
новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизве-
стном.
3.
Приятие себя, других и природы.
Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри
тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация — это
научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро
дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце
вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен
ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться — значит
становиться реальным, существовать фактически, а не только в по
тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
и человечество в целом.
4.
Непосредственность, простота и естественность.
В пове
дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же
лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес
тность и принятие ответственности за свои поступки — существен
ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро
вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.
5.
Автономия: независимость от культуры и окружения.
Все
предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави
симым в своих действиях от своего физического и социального окру
жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
действовать в соответствии с ними.
6.
Креативность.
Самоактуализация—это также постоянный и
непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
невероятно многое. Самоактуализация — это не вещь, которую
можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
конца, способ проживания.
7.
Более эффективное восприятие реальности.
Дальнейший
шаг самоактуализации—это обнаружение своих "психологических
защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты — это
62
механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно
сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира
посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.
8.
Вершинные, мистические переживания.
"Пик-переживани-
ем" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и доста-
точно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящие-
ся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным
чувством любви, переживаниями исключительной красоты приро-
ды или произведений человеческого разума. В такие моменты мы
более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чув-
ствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" ред-
ки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии — как
глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные
переживания не имеют божественной или сверхъестественной при-
роды—люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теря-
ют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается
чувство времени и места.
В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание"
более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, бо-
лее глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пе-
режил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.
Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто
встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных со-
стояний сознания — аура перед эпилептическим припадком, во вре-
мя приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит
подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным
свойством самоактуализации.
Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся инди-
видов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время
как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет
"транс-
цендирующими самоакту ализаторалпГ
', и они вносят чаще мис-
тичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-
цендировать (от лат. transcendere — переступать) категории
прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство
за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они явля-
ются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими
является другая половина самоактуализаторов из его выборки.
Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "тре-
тьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подгото-
вительной к еще более высокой, четвертой психологии —
трансперсо-
нальной психологии,
центрированной на космосе, а не на человеческих
интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-
63
го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и
первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в
1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование пре-
дельных способностей и возможностей" человека. Эта психология вклю-
чает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы полу-
чения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п.
К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся
учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-
XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналити-
ческая психология К. Юнга. Современным представителем направления
является Станислав Гроф.
Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что
детерминанты человеческого поведения и источники психологических
проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного
опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и
качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в
человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его
"персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концеп-
ции мистиков, частица Бога, у К. Юнга — архетипы.
Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей по-
требностью человека, реализация которой возможна после удовлет-
ворения потребностей более низшего порядка—в уважении, любви
и принадлежности, безопасности, а также физиологических потреб-
ностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу —
"болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребно-
стей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физичес-
кую болезнь.
В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию,
которая ориентирует поведение на устранение
дефицита
чего-либо
необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребнос-
ти, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и
мотивацию роста,
бытия
(Б-мотивация). Примерами мотивации
первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль,
страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни стра-
ха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или жела-
ние игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама
по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и
наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с
этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-
любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рас-
сматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности.
Голодный замечает пищу, а нищий—деньги. Б-познание более точ-
но и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии
64
с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не срав-
нивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, на-
блюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и
устроении из них букетов. Б-любовь—это любовь к сущности, "бы-
тию" и существованию другого.
Психологическая утопия: Эупсихея.
А. Маслоу, как и многие
другие психологи — создатели психологических теорий личности,
не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он
мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По
его мнению, хороший человек и хорошее общество — это одно и то
же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реа-
лизации возможностей своих граждан: "просвещенное управле-
ние" предполагает, что работающие хотят быть творческими и про-
дуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в
ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к дей-
ствию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в
идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он
хочет делать это.
К
АРЛ
Р
ОДЖЕРС
(С. R
OGERS
):
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
личности
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) — американский психолог, ра-
боты которого получили широкое признание в области клинической
психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная
на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история"
(1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает
феноменологическое направление
в изучении личности. Роджерс
также является автором многих книг по психологическому консуль-
тированию.
Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею
о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его
субъективного восприятия и познания действительности
— с точки
зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь
та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется
человеком в данный момент времени.
Другая важная идея феноменологического направления заключает-
ся в признании того, что
люди свободны в решении своей судьбы.
Если
люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не
могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли
веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.
3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II
6 5
Последний важный тезис феноменологического направления заклю-
чается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совер-
шенству,
реализации своих внутренних возможностей.
Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе
его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные
расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отли-
чие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы
личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей
внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направ-
лена прежде всего на движение вперед—к позитивным целям. Чело-
век стремится реализовать себя, если дать ему возможность рас-
крыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что
у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные
импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей
внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на
природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на
30-летнем опыте работы психотерапевтом.
К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом
поведения человека считал его тенденцию к актуализации, пред-
ставляющую собой стремление развивать все свои способности,
чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тен-
денция (единственная, которая постулирована автором) может
объяснить все другие мотивы — голод, половое влечение или
стремление к безопасности. Все они являются только специфи-
ческими выражениями основной тенденции — сохранить себя
для развития, актуализации.
Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то,
что существует в пределах его внутренних координат или субъектив-
ного мира, включающего все, что осознается в данный момент
времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на
события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспри-
нимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситу-
ацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноме-
нологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой
психологическая реальность
феноменов является исключительно
функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными
людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта
психологи-
ческая
реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел
изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек
чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следу-
ет постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психоло-
гическую реальность.
66