Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6236

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нических проявлений у детей и подростков, а также видоизменение пси-
хопатологических синдромов при заболеваниях у лиц пожилого возрас-
та. Знание основных закономерностей возрастной динамики психики
важно и для создания научно обоснованной системы профилактики и
охраны психического здоровья.

В возрастной психологии (психологии развития) используются те

же  методы исследования, которые приняты в общей психологии:
наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности,
тесты и социально-психологические методы. Однако получение на-
учных данных о возрастном развитии психических функций имеет
свои  особенности. Исследования в возрастной  психологии могут
проводиться по трем основным направлениям.

1. Большинство исследований в психологии развития проводится

по принципу "поперечных срезов". В этих случаях определенные
психологические характеристики изучаются в сравнительном аспек
те в нескольких группах испытуемых, специально подобранных по
признакам возраста и пола. Положительным в этом подходе является
то, что за короткое время можно получить достоверные показатели о
возрастных особенностях самых различных психических процессов.
Однако при этом трудно учесть индивидуальные особенности испы
туемых и мало можно узнать о самом процессе развития, его приро
де и движущих силах.

2. Продольное (лонгитюдное) исследование предполагает изу

чение одной и той же группы людей на протяжении длительного
времени, что дает возможность установить качественные измене
ния в развитии психических процессов и личности. Швейцарский
психолог Жан Пиаже выдвинул свою теорию интеллектуального
развития (греч. "генезис") ребенка на основании многолетнего
лонгитюдного исследования одной группы детей. Только с помо
щью этого метода можно понять, что из чего вырастает и образует
ся, можно установить генетические (причинные) взаимосвязи
между фазами развития. Недостатками этого подхода является его
трудоемкость, и возможность изучения лишь небольшого количе
ства испытуемых, что затрудняет распространение выводов на всю
популяцию. Обычно рекомендуется сначала изучить общую тен
денцию методом "поперечных срезов", а потом проводить про
дольное исследование.

3. Экспериментально-генетический подход (греч. "генезис" —

происхождение, становление) в психологии развития означает
изучение психики ребенка в процессе активного формирования
тех или иных ее сторон. Здесь описывается и измеряется то или
иное психическое явление, которое стремятся сформировать,

72


background image

предполагая закономерности его развития в обычных условиях.
Этот подход дает возможность проверить эффективность методов
обучения и воспитания детей.

П

ОНЯТИЕ ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

Возраст—важнейший атрибут существования любого физичес-

кого тела. Возраст в психологии — категория, служащая для обозна-
чения временных характеристик индивидуального развития. В отли-
чие от хронологического возраста, в психологии возраст обозначает
определенную,

качественно  новую ступень

онтогенетического

развития. Психологический  возраст опосредуется социальными и
биологическими  факторами. Возрастные "прибавки" являются  в
действительности суммацией разнородных явлений роста: общесо-
матического, полового  и  нервно-психического  созревания. Этот
рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он
конвергирует и пересекается со многими сложными явлениями со-
циального и культурного развития человека в конкретных истори-
ческих условиях его существования.

Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного

развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста но-
выми и наиболее типичными являются определенные психические
качества индивида. Датирование сроков начала и особенно оконча-
ния этапа является также весьма искусственным. В систематике воз-
растных этапов оправданно использовать метод "перехлестывания"
возрастных периодов, а главным является последовательность ста-
дий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновре-
менно типом поведения человека.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста:

1) младенчество — от рождения до конца первого года жизни;
2) раннее (преддошкольное) детство—от 1 до 3 лет;
3) дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет;
4) младший школьный возраст — от 6 до 10 лет;
5) подростковый возраст — от 10 до 15 лет;
6) юность—от 15 лет до 21 года, включает:

а) первый период (старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;
б) второй период — от 17 до 21 года;

7) зрелый возраст:

а) первый период — от 21 до 3 5 лет;
б) второй период — от 35 до 60 лет;

8) пожилой возраст—от 60 до 75 лет;
9) старческий возраст—от 75 до 90 лет;

10) долгожители—от 90 лет и старше.

73


background image

В

ОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ

Эволюция человека  как  биологического вида  исключительно

сложна. Из всех живых существ у человека новорожденный самый
беспомощный, а детство у него — самое продолжительное. В то же
время у человека самая высокая способность к обучению, к творче-
ству. В эволюционном плане обучаемость в животном мире тесно
связана  с  увеличением  размеров  и  усложнением  функций  коры
больших полушарий мозга. Наибольшее развитие кора головного
мозга получила у человека. Этот отдел мозга был наименее специа-
лизированным и, следовательно, оказался наиболее пригодным для
фиксации личного опыта.

Динамика возрастного развития у человека наиболее интенсивна

в раннем возрасте. Масса мозга новорожденного составляет 350 г, к
18 месяцам она увеличивается в 3 раза, а к 7 годам достигает 90%
массы взрослого человека, т.е. 1350 г. В анатомическом отношении
мозг новорожденного и мозг взрослого человека существенно отли-
чаются. А это означает, что в процессе индивидуального развития
происходит возрастное усложнение  мозговых структур. Однако  и
после завершения морфологического созревания нервной системы
у человека остаются огромные возможности для совершенствова-
ния, перестройки и нового образования функциональных систем на
основе этой первичной структуры мозга как совокупности морфо-
логически относительно неизменных нервных элементов.

Изучение развивающегося мозга позволяет условно говорить о

"биологическом каркасе личности", который влияет на темп и после-
довательность становления  отдельных личностных качеств. "Биоло-
гический каркас личности" — понятие динамическое. Это, с одной
стороны, генетическая  программа, постепенно  реализующаяся  в
процессе взаимодействия со средой, а с другой стороны, промежу-
точный результат такого взаимодействия. Динамичность "биологи-
ческого каркаса" особенно наглядна в детстве. По мере взросления
биологические параметры все более стабилизируются, что дает воз-
можность разрабатывать типологию темпераментов и других лично-
стных характеристик.

Различные особенности мозговой деятельности генетически де-

терминированы, однако эта генетическая  программа всего лишь
тенденция, возможность, которая  реализуется  всегда  с какими-то
модификациями, зависимыми от условий внутриутробного разви-
тия и факторов внешней среды после рождения. И все же влияния
этих факторов не беспредельны. Генетическая программа определя-
ет этот предел, который принято называть

нормой реакции.

Напри-

74


background image

мер, такие функциональные системы, как зрительная, слуховая, дви-
гательная, могут существенно различаться в нормах реакции. У од-
ного человека от рождения присутствуют задатки абсолютного му-
зыкального  слуха; другого  нужно  обучать  звукоразличению, но
выработать абсолютный слух так и не удается. Говоря о вариантах
нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать
на их относительную независимость друг от друга. Можно прекрас-
но понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. "Биологи-
ческий каркас", таким образом, в известной степени предопределяет
контуры того будущего ансамбля, который и зовется личностью.

На каждом возрастном этапе какие-то функциональные системы

развиваются быстрее, другие медленнее. Если какой-то возрастной
этап представить как финишную черту, то можно видеть, что к дан-
ному финишу различные функциональные системы приходят с раз-
ной степенью зрелости, совершенства. Одни  уже почти оформи-
лись, а другие только начинают формироваться. В этом заключается

принцип  гетерохронности,

неодновременности  созревания  от-

дельных функциональных систем мозга и психики. Зрительное вос-
приятие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или
вкусовое, а  способность  понимать  обращенную  речь  возникает
раньше, чем умение говорить.

Несмотря на то что каждая функциональная система и даже ее

отдельные звенья имеют собственные программы развития, мозг
во все периоды работает как единое целое. Эта интегративность
предполагает тесное взаимодействие разных систем и их взаим-
ную обусловленность. Мозг, оставаясь единым в своей деятель-
ности, на каждом этапе возрастного развития работает иначе, ус-
танавливается  иной  уровень  межсистемных  взаимодействий.
Появление новых  форм реагирования  сопровождается  угасани-
ем, редукцией старых. Причем оба процесса — обновление и ре-
дукция — должны быть тонко сбалансированы. Важная роль сба-
лансированности  процессов  редукции  и  обновления  особенно
наглядно выступает в двигательном развитии детей первого года
жизни. У новорожденного имеются врожденные позотонические
автоматизмы, влияющие  на мышечный  тонус в зависимости от
положения головы в пространстве. К третьему месяцу жизни они
угасают, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса.
Если они не исчезают в нужное время, то их следует рассматри-
вать как аномальные, так как они препятствуют удерживанию го-
ловы и далее формируется целая цепочка патологических явле-
ний: нарушается  развитие  зрительного  и  вестибулярного
аппаратов; затрудняется выработка умения сидеть. В результате

75


background image

искажается вся схема двигательного развития, и в итоге может
пострадать и умственное развитие.

Редукция часто не означает полного исчезновения врожденных

автоматизмов  или  приобретенных  функций, а  подразумевает  их
включение  в  более  сложные  функциональные  ансамбли. Иногда
могут возникать ситуации, когда первичный автоматизм еще сохра-
няется, но не нарушает общей схемы развития. Иная картина бывает
в случаях, когда запаздывание редукции сочетается с замедлением
формирования новых реакций. Тогда возникают реальные возмож-
ности для ненормальной гипертрофии каких-то отживших способов
реагирования, регулирования  функций. Таким  образом, наряду  с
гетерохронностью развития отдельных функциональных систем не-
обходима и определенная

синхронность

в их взаимодействиях: на

каждом этапе возрастного развития отдельные системы должны на-
ходиться в определенной степени зрелости. Пусть эти степени раз-
личны, но различия должны быть согласованы, иначе не произойдет
полноценного слияния систем в единый ансамбль.

Моменты, во время которых происходит оформление ансамб-

лей, нередко называют

критическими периодами развития,

так как

на данных отрезках времени еще не сформированная функция наи-
более ранима. Например, способность к усвоению речи ограничена
во времени. Если своевременно не распознана врожденная тугоу-
хость, то интенсивность предречевых действий (гуление, лепет) сни-
жается уже к концу первого года жизни, т.к. нет адекватного подкреп-
ления их со стороны взрослых. Такой ребенок переходит на язык
жестов и трудно усваивает разговорные навыки. Если речевая функ-
ция не оформилась к 4-5 годам, дальнейшее речевое развитие ставит-
ся под большую угрозу. В развитии других функциональных ансамб-
лей  существуют  аналогичные  критические  периоды. Анализ
критических периодов позволяет лучше понять сущность многих от-
клонений,

с

которыми встречается клиническая практика.

О

СНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ

Развитие  является  результатом  параллельных  процессов —

внутреннего созревания

(ЦНС, эндокринной системы, нервно-мы-

шечного аппарата) и

внешнего воздействия

окружающей среды

(например, родителей  и  учителей), которые могут либо  способ-
ствовать, либо  препятствовать  нормальному  развитию  ребенка.
Отсюда ядром большинства теорий психического развития являет-
ся выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних

76