Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6702
Скачиваний: 24
особенно ярко регрессия проявляется в синдроме пуэрилизма (дет-
скости) при реактивных психозах. При детских неврозах исчезнове-
ние навыков самообслуживания, уже после того как они появи-
лись, часто является проявлением психогенной регрессии. Даже у
здоровых взрослых людей при эмоциональном прессинге время от
времени можно заметить признаки регрессии. Например, студент в
напряженной ситуации экзамена "забывает" достаточно хорошо
ему знакомый способ решения задачи. По мнению Фрейда, алкого-
лизация и курение — это признаки регрессии на более раннюю,
"оральную", стадию психосексуального развития (или задержка,
"фиксация" на ней).
Замещение
— проявления инстинктивного импульса переадре-
совываются от более грозного объекта или личности к менее угро-
жаемому. Например, наказанный родителями ребенок толкает свою
младшую сестру или ломает ее игрушку. Реже объектом замещения
является сам человек: враждебность против других переадресовыва-
ется на самого себя.
В ряде случаев отдельно выделяется такой защитный механизм, как
соматюация,
т.е. "уход в болезнь" (см. также — конверсия). Так, на-
пример, в одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхи-
альной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только
жена уезжает куда-нибудь из дома, у мужа возникают приступы уду-
шья, и ей приходится возвращаться. В одной из поездок женщина поги-
бает, но муж к удивлению всех домочадцев не дает обычного приступа
астмы. Через некоторое время он женится, приступы удушья вновь
возникают при отъездах жены.
Развитие личности: психосексуальные стадии
В формировании личности Фрейд особое внимание уделял мла-
денческому и раннему детскому возрасту, полагая, что личность
формируется почти целиком к концу пятого года жизни. Личностное
развитие возникает в ответ на источники напряжения — физиологи-
ческие процессы роста, несбывшиеся надежды, конфликты, угрозы.
Следствием напряжения является то, что личности приходится
учиться новым методам уменьшения напряжения и тревоги. Овла-
дение этими новыми методами — суть развития личности. Среди
основных методов снижения напряжения и тревоги Фрейд называет
отождествление и замещение.
Отождествление
— первоначально ребенок отождествляет
себя с родителями, а затем и с другими людьми, вымышленными
персонажами, с животными, абстрактными идеями. Он выбирает из
них те черты, которые помогут в достижении целей с меньшими тре-
27
вогами и напряжением. Окончательная структура личности — ре-
зультат многих отождествлений.
Замещение
(вариант вытеснения) — более совершенный спо-
соб ослабления напряжения, чем отождествление. При возникно-
вении каких-либо преград на пути к истинному объекту инстинкта
ребенок должен научиться формировать его эквивалент-замести-
тель (субститут). Если и он недоступен, то формируется новый, и
так до тех пор, пока не будет найден такой, который обеспечит раз-
рядку напряжения.
Субститут редко может ослабить напряжение так, как это делает
объект инстинкта. В результате образуется запас нереализованной
энергии, которая служит своеобразной "силой личности". По мне-
нию Фрейда, развитие цивилизации стало возможным после запре-
та инстинктивного выбора объектов и направления излишней энер-
гии в социально приемлемое русло. Такое вытеснение, которое
приносит более ценное достижение, и называется сублимацией
(рассматривается часто и как защитный механизм личности). Суб-
лимация не всегда может полностью снять напряженность, и поэто-
му оставшиеся запасы энергии могут "разряжаться" и в виде не-
вротических симптомов.
В конструировании Superego большую роль в историческом разви-
тии человечества, по мнению Фрейда, играло постепенное формирова-
ние моральных заповедей, рсобенно запрета на инцест (близкородствен-
ная сексуальная связь). Беспорядочная половая жизнь (промискуитет),
в том числе и инцест, были свойственны стадному образу жизни пред-
людей. Возникновению будущей сексуальной морали предшествовало
появление первых запретов на половые отношения накануне охоты или
другой совместной деятельности, которая была крайне важна для вы-
живания общины. Половые охотничьи и хозяйственные табу обычно не
распространялись на соседние общины, что провоцировало к "половым
набегам" на них, приобретавших постепенно форму первого в челове-
ческой истории брака—межобщинного. Далее, как известно, возникает
матриархат, а позднее — патриархат и вся сложная современная система
половой морали.
Фрейд высказал предположение, что морально-общественные зап-
реты на инцест "вытеснили" инцестуозные сексуальные комплексы из
сознания людей в бессознательную сферу души. Они, обладая значи-
тельной энергией, послужили в последующем основой для развития
цивилизации в целом — "энергетическая сублимация".
Психосексуальные стадии развития.
По мнению Фрейда, лич-
ность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая
стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая актив-
ность движущих сил развития) определяется в терминах реакций
28
определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке
энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фал-
лическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация — латентный
(скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной
активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет — гени-
тальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеро-
сексуальная фаза) сексуальностью.
По Фрейду, главным фактором развития человека является сексу-
альный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к друго-
му, которые функционируют как локусы выражения побуждений
либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каж-
дую стадию определенный долговременный вклад в виде приобре-
тенных установок, ценностей и черт характера.
Оральная стадия
— объектом либидо является пища, процесс
удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и
основной потребностью младенца, поэтому большая часть либиди-
озной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда, ос-
новные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой
личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом,
знаниями (приобретательство — функция удержания), а также стра-
стностью к спорам, сарказму (агрессивность — функция кусания).
Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают.
Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоци-
ируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотип-
ных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцени-
ваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии
психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого
человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и
другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное
протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому
ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как за-
висимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание
"вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчи-
вость и другие подобные личностные проявления также являются про-
изводными оральной стадии.
Анальная стадия
— объект либидо — область прямой кишки. В
результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физи-
ческого облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регу-
лировать функции кишечника, и он "научается" откладывать это
"удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля
связано и с пониманием того, что такой контроль может быть допол-
нительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро на-
29
чинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им по-
хвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополни-
тельного внимания как к своим "успехам", так и к "неудачам" в туа-
летном поведении.
Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как
полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера
и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то
ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются за-
поры, а в характере появится склонность к собиранию и удержива-
нию — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (ску-
пость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания,
напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорож-
нению кишечника в неудобное время, а в характере — это эквива-
ленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорга-
низованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие
из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием
"анальный характер".
Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной сторо-
ны, мать хвалит его за "правильное" поведение, а с другой — внушает,
что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от
окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими
ограничениями и табу, как "туалетное" поведение человека.
Фаллическая стадия
— осознание половых различий и сосре-
доточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних лю-
дей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям
Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности
ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и маль-
чик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее,
то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабева-
ют у девочки.
Удовольствие от фантазий подготавливает формирование
Эди-
пова комплекса
у мальчиков, а у девочек —
комплекса Электры.
В
психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комп-
лекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они
обозначены именами героев известных древнегреческих трагедий:
у мальчиков — "мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознан-
ные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с нео-
сознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у дево-
чек — "комплекс Электры" (Юнг) как неосознанное стремление к
инцесту с отцом, сочетающееся с агрессией к матери (женский
Эдипов комплекс).
30
У гомосексуальных лиц инцестуозные комплексы соответ -
ственны полу, но "обратные", т.е. существуют "прямой" (пози-
тивный) и "обратный" (негативный) комплекс Эдипа, равно как и
аналогичные комплексы Электры. В реальности между позитив-
ной и негативной формами нет строгих границ. В той или иной
степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в своем за-
вершенном виде.
Фиксация на фаллической стадии у взрослых мужчин проявляет-
ся в дерзости, хвастливости, необдуманности поступков. Фалличес-
кие типы всегда стремятся добиваться успеха, постоянно доказывают
свою мужественность и половую зрелость. У женщин это проявляет-
ся в склонности обольщать, флиртовать или в "борьбе" за главенство
над мужчинами.
В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются
(вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одно-
именного пола. Неразрешенные проблемы комплексов могут ле-
жать в основе последующих невротических моделей поведения, им-
потенции и фригидности.
В психоаналитической теории стадия Эдипова комплекса с необходи-
мостью возникает в возрасте 3-5 лет как фаза развития сексуального
инстинкта. Этот бессознательный внутренний конфликт должен разре-
шиться в подростковом возрасте путем идентификации с родителем од-
ного с ребенком пола и
трансформацией Эдипова комплекса в
Superego.
Происходит своеобразное воплощение (интроекция) в
Superego образа сурового родителя; чем сильнее был Эдипов комплекс
и чем быстрее произошло его вытеснение (под влиянием авторитета,
религии, обучения), тем строже "Сверх-Я". Причиной многих неврозов
в зрелом возрасте Фрейд считал то, что Эдипов комплекс не был изжит,
а только вытеснен в бессознательное в детстве.
Пути разрешения сформировавшегося комплекса различны у детей
противоположного пола. У мальчиков боязнь отца (страх "кастрации")
способствует подавлению сексуального чувства к матери и подавлению
агрессии к отцу, а в последующем — к привязанности к нему через
механизмы идентификации. Это амбивалентное отношение мальчика к
отцу иногда обозначают "отцовским комплексом".
У девочек перенос любви на отца связан со своеобразным "мщени-
ем" матери, т.к. она представляется "виновницей" отсутствия фаллоса у
девочки. К чувству любви по отношению к отцу у девочек примешива-
ется "зависть к пенису", так как она считает себя неполноценной в этом
плане ("комплекс кастрации"). У девочек подавление желаний стоит ме-
нее остро, чем у мальчиков, что обуславливает различия в их Superego,
а значит и различия в сексуальности. Фрейд считает, что формирование
женского характера заметно зависит от особенностей трансформации
31