Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6831

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

особенно ярко регрессия проявляется в синдроме пуэрилизма (дет-
скости) при реактивных психозах. При детских неврозах исчезнове-
ние навыков  самообслуживания, уже  после  того  как  они  появи-
лись, часто является проявлением психогенной регрессии. Даже у
здоровых взрослых людей при эмоциональном прессинге время от
времени можно заметить признаки регрессии. Например, студент в
напряженной  ситуации  экзамена "забывает" достаточно  хорошо
ему знакомый способ решения задачи. По мнению Фрейда, алкого-
лизация и курение — это признаки регрессии на более раннюю,
"оральную", стадию психосексуального развития (или задержка,
"фиксация" на ней).

Замещение

— проявления инстинктивного импульса переадре-

совываются от более грозного объекта или личности к менее угро-
жаемому. Например, наказанный родителями ребенок толкает свою
младшую сестру или ломает ее игрушку. Реже объектом замещения
является сам человек: враждебность против других переадресовыва-
ется на самого себя.

В ряде случаев отдельно выделяется такой защитный механизм, как

соматюация,

т.е. "уход в болезнь" (см. также — конверсия). Так, на-

пример, в одном из романов О. Хаксли главный герой страдает бронхи-

альной астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только

жена уезжает куда-нибудь из дома, у мужа возникают приступы уду-

шья, и ей приходится возвращаться. В одной из поездок женщина поги-

бает, но муж к удивлению всех домочадцев не дает обычного приступа

астмы. Через некоторое время он женится, приступы удушья вновь

возникают при отъездах жены.

Развитие личности: психосексуальные стадии

В формировании личности Фрейд особое внимание уделял мла-

денческому и раннему детскому возрасту, полагая, что личность
формируется почти целиком к концу пятого года жизни. Личностное
развитие возникает в ответ на источники напряжения — физиологи-
ческие процессы роста, несбывшиеся надежды, конфликты, угрозы.
Следствием  напряжения  является  то, что  личности  приходится
учиться новым методам уменьшения напряжения и тревоги. Овла-
дение этими новыми методами — суть развития личности. Среди
основных методов снижения напряжения и тревоги Фрейд называет
отождествление и замещение.

Отождествление

— первоначально  ребенок  отождествляет

себя с родителями, а затем и с другими людьми, вымышленными
персонажами, с животными, абстрактными идеями. Он выбирает из
них те черты, которые помогут в достижении целей с меньшими тре-

27


background image

вогами и напряжением. Окончательная структура личности — ре-
зультат многих отождествлений.

Замещение

(вариант вытеснения) — более совершенный спо-

соб ослабления напряжения, чем отождествление. При возникно-
вении каких-либо преград на пути к истинному объекту инстинкта
ребенок должен научиться  формировать его эквивалент-замести-
тель (субститут). Если и он недоступен, то формируется новый, и
так до тех пор, пока не будет найден такой, который обеспечит раз-
рядку напряжения.

Субститут редко может ослабить напряжение так, как это делает

объект инстинкта. В результате образуется запас нереализованной
энергии, которая служит своеобразной "силой личности". По мне-
нию Фрейда, развитие цивилизации стало возможным после запре-
та инстинктивного выбора объектов и направления излишней энер-
гии в  социально  приемлемое русло. Такое вытеснение, которое
приносит  более  ценное  достижение, и  называется  сублимацией
(рассматривается часто и как защитный механизм личности). Суб-
лимация не всегда может полностью снять напряженность, и поэто-
му оставшиеся запасы энергии могут "разряжаться" и в виде не-
вротических симптомов.

В конструировании Superego большую роль в историческом разви-

тии человечества, по мнению Фрейда, играло постепенное формирова-

ние моральных заповедей, рсобенно запрета на инцест (близкородствен-

ная сексуальная связь). Беспорядочная половая жизнь (промискуитет),

в том числе и инцест, были свойственны стадному образу жизни пред-

людей. Возникновению будущей сексуальной морали предшествовало

появление первых запретов на половые отношения накануне охоты или

другой совместной деятельности, которая была крайне важна для вы-

живания общины. Половые охотничьи и хозяйственные табу обычно не

распространялись на соседние общины, что провоцировало к "половым

набегам" на них, приобретавших постепенно форму первого в челове-

ческой истории брака—межобщинного. Далее, как известно, возникает

матриархат, а позднее — патриархат и вся сложная современная система

половой морали.

Фрейд высказал предположение, что морально-общественные зап-

реты на инцест "вытеснили" инцестуозные сексуальные комплексы из

сознания людей в бессознательную сферу души. Они, обладая значи-

тельной энергией, послужили в последующем основой для развития

цивилизации в целом — "энергетическая сублимация".

Психосексуальные стадии развития.

По мнению Фрейда, лич-

ность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая
стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая актив-
ность движущих сил развития) определяется в терминах реакций

28


background image

определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке
энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фал-
лическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация — латентный
(скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной
активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет — гени-
тальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеро-
сексуальная фаза) сексуальностью.

По Фрейду, главным фактором развития человека является сексу-

альный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к друго-
му, которые функционируют  как локусы выражения  побуждений
либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каж-
дую стадию определенный долговременный вклад в виде приобре-
тенных установок, ценностей и черт характера.

Оральная стадия

— объектом либидо является пища, процесс

удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и
основной потребностью младенца, поэтому большая часть либиди-
озной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда, ос-
новные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой
личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом,
знаниями (приобретательство — функция удержания), а также стра-
стностью к спорам, сарказму (агрессивность — функция кусания).

Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают.

Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоци-

ируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотип-

ных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцени-

ваются  как регресс  или фиксация (задержка) на оральной стадии

психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого

человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и

другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное

протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому

ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как за-

висимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание

"вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчи-

вость и другие подобные личностные проявления также являются про-

изводными оральной стадии.

Анальная стадия

— объект либидо — область прямой кишки. В

результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физи-
ческого облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регу-
лировать  функции  кишечника, и  он "научается" откладывать  это
"удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля
связано и с пониманием того, что такой контроль может быть допол-
нительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро на-

29


background image

чинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им по-
хвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополни-
тельного внимания как к своим "успехам", так и к "неудачам" в туа-
летном поведении.

Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как

полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера
и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то
ребенок может приучиться  удерживать фекалии, развиваются за-
поры, а в характере появится склонность к собиранию и удержива-
нию — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (ску-
пость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания,
напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорож-
нению кишечника в неудобное время, а в характере — это эквива-
ленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорга-
низованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие
из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием
"анальный характер".

Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной сторо-

ны, мать хвалит его за "правильное" поведение, а с другой — внушает,

что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от

окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими

ограничениями и табу, как "туалетное" поведение человека.

Фаллическая стадия

— осознание половых различий и сосре-

доточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних лю-
дей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям
Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности
ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и маль-
чик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее,
то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабева-
ют у девочки.

Удовольствие от фантазий подготавливает формирование

Эди-

пова комплекса

у мальчиков, а у девочек —

комплекса Электры.

В

психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комп-
лекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они
обозначены именами героев известных древнегреческих трагедий:
у мальчиков — "мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознан-
ные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с нео-
сознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у дево-
чек — "комплекс Электры" (Юнг) как неосознанное стремление к
инцесту  с  отцом, сочетающееся  с  агрессией  к  матери (женский
Эдипов комплекс).

30


background image

У  гомосексуальных  лиц  инцестуозные  комплексы  соответ -

ственны  полу,  но  "обратные",  т.е.  существуют  "прямой"  (пози-
тивный) и "обратный" (негативный) комплекс Эдипа, равно как и
аналогичные  комплексы  Электры. В  реальности  между  позитив-
ной и  негативной формами  нет  строгих границ. В той или иной
степени  обе  эти  формы  образуют  Эдипов  комплекс  в  своем  за-
вершенном виде.

Фиксация на фаллической стадии у взрослых мужчин проявляет-

ся в дерзости, хвастливости, необдуманности поступков. Фалличес-
кие типы всегда стремятся добиваться успеха, постоянно доказывают
свою мужественность и половую зрелость. У женщин это проявляет-
ся в склонности обольщать, флиртовать или в "борьбе" за главенство
над мужчинами.

В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются

(вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одно-
именного  пола. Неразрешенные  проблемы  комплексов  могут  ле-
жать в основе последующих невротических моделей поведения, им-
потенции и фригидности.

В психоаналитической теории стадия Эдипова комплекса с необходи-

мостью возникает в возрасте 3-5 лет как фаза развития сексуального
инстинкта. Этот бессознательный внутренний конфликт должен разре-
шиться в подростковом возрасте путем идентификации с родителем од-
ного  с  ребенком  пола  и

трансформацией  Эдипова  комплекса  в

Superego.

Происходит  своеобразное  воплощение (интроекция) в

Superego образа сурового родителя; чем сильнее был Эдипов комплекс
и чем быстрее произошло его вытеснение (под влиянием авторитета,
религии, обучения), тем строже "Сверх-Я". Причиной многих неврозов
в зрелом возрасте Фрейд считал то, что Эдипов комплекс не был изжит,
а только вытеснен в бессознательное в детстве.

Пути разрешения сформировавшегося комплекса различны у детей

противоположного пола. У мальчиков боязнь отца (страх "кастрации")
способствует подавлению сексуального чувства к матери и подавлению
агрессии к отцу, а в последующем — к привязанности к нему через
механизмы идентификации. Это амбивалентное отношение мальчика к
отцу иногда обозначают "отцовским комплексом".

У девочек перенос любви на отца связан со своеобразным "мщени-

ем" матери, т.к. она представляется "виновницей" отсутствия фаллоса у
девочки. К чувству любви по отношению к отцу у девочек примешива-
ется "зависть к пенису", так как она считает себя неполноценной в этом
плане ("комплекс кастрации"). У девочек подавление желаний стоит ме-
нее остро, чем у мальчиков, что обуславливает различия в их Superego,
а значит и различия в сексуальности. Фрейд считает, что формирование
женского характера заметно зависит от особенностей трансформации

31