Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6738
Скачиваний: 24
яниям. Эти больные воспринимали врача как доминирующую силу
и были ориентированы на подчинение по типу "врач знает все, боль-
ной — ничего". Некоторым больным с относительно незрелой лич-
ностью, нуждающимся в руководстве, в авторитетных советах, этот
тип контакта был необходим, для них он был эффективен на первом
этапе лечения. Недостатком этого типа взаимоотношений является
низкая активность больного, а также нередко зависимость от врача
по завершении лечения. Разъяснения, советы и рекомендации доста-
точно обоснованы, когда они касаются медицинского аспекта болез-
ни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда
затрагиваются морально-ценностные вопросы. В этих случаях неиз-
бежно отражаются собственные ценностные ориентации врача, ко-
торые могут быть иными, чем у больного (например, проблемы
брака, выбора профессии или перемены работы).
Партнерство
— это модель неавторитарного сотрудничества,
союза и предполагает активное участие больного в лечебном про-
цессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе
альтернативных решений. Сотрудничество наиболее эффективно у
больных, стремящихся противодействовать болезни. Пациент ожи-
дает, что врач будет обсуждать и согласовывать с ним все предприни-
маемые им действия, оставляя право принятия решения за больным.
Врач избегает давать прямые указания, рекомендации, советы отно-
сительно реальных жизненных проблем своего пациента, поскольку
такое поведение может подкреплять тенденции ухода от принятия
решений им самим.
Если на первом этапе лечения врач избирает стиль "руковод-
ства", то в последующем он может стремиться к установлению
сотрудничества (партнерства) в общении с больным. На разных
этапах лечения отношения между больным и врачом выполняют
разные функции.
На первом этапе лечения доминирует установление взаимопо-
нимания, согласование целей лечения.
На втором этапе лечения более определенно структурируется
система взаимоотношений между больным и врачом, устанавлива-
ется стиль ролевого поведения каждого из них и степень участия в
лечебном процессе. Врач использует взаимоотношения с пациен-
том как лечебный инструмент (эмоциональная поддержка, коррек-
ция межличностного опыта, конфронтация и т.д.).
На третьем этапе лечения врач снижает свою активность, способ-
ствует углублению самостоятельности и независимости пациента.
Наиболее распространенным подходом к пониманию взаимоот-
ношений врача и больного в отечественной медицине является пред-
322
ставление об активной позиции врача, который, однако, избегает
крайностей директивного и недирективного стилей.
В условиях платной медицинской помощи ожидания и требования
пациента возрастают и некоторые параметры описанных моделей взаи-
моотношений, в частности ответственность и директивность, эмпатич-
ность и искренность врача, подвергаются со стороны больных испыта-
нию. В этих условиях все чаще стали вспоминать о так называемой
"контрактной"
(договорной) модели взаимоотношений "врач—паци-
ент". С одной стороны, эта модель соответствует духу частного пред-
принимательства, рыночных отношений спроса и предложения, этике
купли-продажи, а с другой, она позволяет структурировать и контро-
лировать лечебный процесс обоими участниками.
Само понятие контракта кажется малосовместимым с искусством вра-
чевания, однако структура контрактного взаимоотношения может быть
наполнена духовным, творческим, личностно-интимным содержанием.
При этих условиях такому типу взаимоотношений будет приемлемо дать
название
"конвенциальное сотрудничество ".
Здесь на первом плане на-
ходится стремление к согласованию понимания болезни, постановка ре-
альных задач и ожидаемого результата, взаимные обязательства. Пациент,
заключая контракт, полагает, что он получает гарантии на квалифициро-
ванную помощь, ее удобство и доступность (четкое расписание посеще-
ний, право прервать курс и найти другого врача). Он ожидает, что врач
будет согласовывать с ним важнейшие шаги в ходе лечения. Одновремен-
но врач предъявляет к пациенту требования сотрудничать в ходе тера-
пии, выполнять лечебные рекомендации и правила, следовать здоровому
образу жизни. Согласовывается все—частота посещений, длительность
лечения, предполагаемые результаты, стоимость. При неуверенности
врач может предложить пациенту заключить соглашение всего на не-
сколько посещений и, если есть взаимная удовлетворенность, оно может
быть продлено.
Х
АРАКТЕР ЗАБ ОЛЕ ВАНИЯ И Т ИП КОНТ АКТ А
Немаловажным фактором, который определяет формы взаимо-
действия врача и больного, является характер заболевания.
Руководство как модель полностью доминирующей позиции
врача включает много вариантов. В случае, например, коматозного
состояния и при выходе из него или в ситуации операции больной
совершенно беспомощен и пассивен, всю ответственность врач в
данных условиях берет на себя, лечение осуществляется без активно-
го сознательного участия больного. Если же заболевание протекает
остро (инфекции, травмы и т.д.), но с сохранением сознания, то пас-
сивность больного уже не носит абсолютного характера. Врач об-
323
суждает с ним ряд вопросов лечения, дает советы относительно по-
ведения в данной ситуации.
Другая форма взаимодействия врача и больного — сотрудниче-
ство (партнерство) — также может иметь различные варианты в за-
висимости от характера заболевания, методов лечения. Эта форма
взаимодействия особенно важна при хроническом течении заболе-
вания, при неострых психических расстройствах или в период интен-
сивных реабилитационных мероприятий, т.е. в тех случаях, когда не-
обходимо соучастие больного в лечебном процессе.
Особенности контакта с больными в терапевтической клинике
Формы взаимодействия врача и больного при лечении сомати-
ческих заболеваний различны в острый период и в фазе выздоровле-
ния. В острый период врач должен быть достаточно активным при
выявлении и разрешении всех вопросов, беспокоящих больного, так
как в этот период больной обеспокоен своим состоянием, тревожен
и нерешителен. Врачу надо быть особенно осторожным в высказы-
ваниях, так как больной с обостренным вниманием воспринимает
каждое его слово. Вполне обоснованным на первом этапе является
подчинение больного врачебным указаниям. Однако сохранение та-
кой пассивной позиции пациента на последующих этапах лечения
нежелательно и может способствовать усилению его социальной
неприспособленности. К моменту выписки и на этапах амбулатор-
ного лечения отношения врач — больной должны приобретать ха-
рактер сотрудничества.
При лечении психосоматических заболеваний в процессе взаи-
модействия врача и больного удельный вес психотерапевтических
мероприятий нарастает. При "ситуационных" (первично психоген-
ных) психосоматических реакциях следует обратить внимание на
механизмы психологической защиты. Необходимо пытаться форми-
ровать у больного более адекватные способы его реагирования на
конфликтные ситуации.
При "личностном" варианте психосоматического реагирования
врач использует различные психотерапевтические методы с целью
коррекции нарушенных установок и взглядов больного на свое соци-
альное окружение, пересмотр уровня притязаний. При выборе пси-
хотерапевтических методов при лечении психосоматических рас-
стройств основной акцент делается не столько на болезнь, сколько на
личность пациента и его ситуацию, важное значение придается осо-
бенностям взаимоотношений врача и больного, их "психологичес-
кой совместимости".
324
Различные нозологические формы заболеваний способствуют
проявлению некоторых специфических особенностей клинических
проявлений психологических изменений. Они обычно обусловле-
ны локализацией патологического процесса, длительностью забо-
левания, выраженностью болевого синдрома и другими фактора-
ми (например, при сердечно-сосудистых заболеваниях имеет
место феномен, который R. Johnson назвал "социокультурной
символикой сердца", связанный с тем значением, которое придает
человек сердцу).
Особенности контакта с больными в хирургической клинике
При оперативных вмешательствах предпочтительным также яв-
ляется врачебное руководство. Однако положение существенно ме-
няется после операции, возникает новая ситуация и новые задачи
лечения, которые требуют партнерства, активного участия больного
в лечении и реабилитации. Элементы сотрудничества важно форми-
ровать уже в предоперационный период, нередко в условиях жесткого
лимита времени. Преодоление страха перед операцией достигается
хирургом либо суггестивным влиянием при большой вере в него па-
циента, либо выяснением имеющихся у больного сомнений и разу-
беждением. Замечено, что легче успокоить больных, когда их страх
отчетливо проявляется в поведении. Значительно труднее это бывает
в отношении других больных—хладнокровных, рассудительных, дис-
циплинированных. У таких больных страхи могут проявляться в виде
кризов, коллапса, шока или в неожиданных и необычных психопатоло-
гических симптомах. Не следует жалеть времени на психологическую
подготовку таких больных к операции. По мнению И. Харди (1981),
психологическая подготовка к операции должна проводиться столь же
тщательно, как и подготовка операционного поля.
Особенности контакта с больными в психиатрической клинике
При лечении психических заболеваний тип контакта врача с боль-
ным чаще определяется особенностями их психопатологии. Вне за-
висимости от предлагаемых типологий взаимоотношений врача и
больного в психиатрии, все авторы подчеркивают роль положитель-
ной эмоциональности врача в психотерапевтическом подходе при
общении с душевнобольными, что улучшает их взаимоотношения с
окружающими. Важно умение врача поддерживать коммуникацию.
В литературе описывается много различных форм недирективно-
го поведения врача в общении с душевнобольными: отражение, про-
яснение, приближение к действительности и другие (Rogiewicz A.,
1978). Все они способствуют более реалистической оценке больны-
325
ми действительности. Замечено, что более эмпатийные психиатры
добиваются лучших успехов в лечении больных шизофренией, а пси-
хиатры более эмоционально нейтральные, предпочитающие техни-
ческие приемы, оказываются более результативными у невротиков.
При депрессиях отмечается повышенная потребность больных в за-
висимости. Директивность, готовность психиатра к почти постоян-
ному пребыванию рядом с пациентом, формирование положитель-
ного эмоционального контакта является часто гарантией сохранения
жизни депрессивного больного. По мере уменьшения степени деп-
рессии следует постепенно уменьшать и зависимость больного, пе-
реходить от директивности к недирективности в отношениях с ним.
Отражение
— возвращение пациенту его высказываний (вопро-
сов, мнений, чувств), но в иной форме. Например, больной: "Я могу
сейчас уйти из больницы?"—врач: "Судите сами, будет ли это целесо-
образно и возможно именно сейчас". Или в ответ на агрессивное выска-
зывание пациента: "Я хотел бы убить Вас за это" врач спрашивает: "То,
что я говорю, вызывает у Вас гнев?". Если пациент передает важные
мысли и чувства, врач отражает их, начиная словами: "Вы считаете
(чувствуете), что...".
Отражение как форма реагирования дает возможность больному
точнее осознать сказанное им самим, склоняет к рефлексии по поводу
собственных высказываний и одновременно означает, что его высказы-
вания являются серьезными и стоящими размышления.
Прояснение (тарификация)
— прием, который определяется как
попытка придать ясный смысл неотчетливым, неточным высказываниям
больного. Врач уточняет высказывания больного, начиная со слов: "Я
понял, что...", "Из вашего высказывания вытекает, что...". Уяснение в
информационном плане полезно не только врачу, но и больному.
Приближение к действительности
— это форма реагирования
врача на обманы восприятия у больных, бредовые построения. Врач
сообщает больному свое видение мира, не вступая с ним в спор и не
отрицая его переживаний: "Я не вижу в этой комнате никого", "Я не
заметил того, что кто-то к Вам плохо относится" и т.п. Иногда предлага-
ется оценивать бредовые высказывания как символические, отражаю-
щие соответствующие эмоции. Например, больной говорит, что он бог.
В ответ на это врач отвечает: "Вы хотите сказать, что Вы самый мудрый,
сильный и лучший среди людей".
Особенности контакта с больными в клинике неврозов
Только шоковая психическая травма может вызвать невроз у пол-
ностью здоровой личности. Обычные же психотравмирующие ситу-
ации носят "медленный" характер и декомпенсируют психику посте-
пенно. Степень вероятности срыва зависит от многих факторов,
326