Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6732

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 34
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОТЕРАПИИ

С

ООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

помощи

Оказание психологической помощи — одна из наиболее значи-

мых проблем в клинической психологии. Она необходима здоровым
людям (клиентам) с разнообразными житейскими проблемами, на-
ходящимся в кризисном состоянии, а также больным (пациентам) с
различными психическими и соматическими заболеваниями, име-
ющим психологические проблемы, невротические и психосомати-
ческие расстройства, а также характерологические и личностные от-
клонения.

Психологическая помощь

— область практического применения

психологии, ориентированная на повышение социально-психологи-
ческой компетентности людей. Она может адресовываться как от-
дельному субъекту, так и группе, организации.

В клинической психологии психологическая помощь включает

предоставление человеку информации  о его психическом состоя-
нии, причинах и механизмах появления у него психологических или
психопатологических феноменов, а также активное целенаправлен-
ное психологическое воздействие на индивида с целью гармониза-
ции его психической жизни, адаптации к социальному окружению,
купированию психопатологической симптоматики и реконструкции
личности для повышения порога фрустрационной толерантности,
формирования стрессо- и неврозоустойчивости.

Основными  способами  оказания  психологической  помощи в

клинической психологии являются психологическое консультирова-
ние, психологическая коррекция (психокоррекция) и психотерапия.
Все они направлены на различные стороны личности, но различают-
ся по целям и способам воздействия. Все виды психологической по-
мощи могут применяться раздельно и в сочетании.

Психологическое консультирование

— главной целью его яв-

ляется научно организованное информирование клиента (пациен-
та) о его психологических проблемах с учетом его личностных цен-
ностей  и  индивидуальных  особенностей  с  целью  формирования
активной личностной позиции, специфического мировоззрения и
взгляда на жизнь (принципиальные и непринципиальные стороны

332


background image

человеческого существования, формирование иерархии ценно-
стей).

От классической психотерапии психологическое консультирова-

ние отличает отказ от концепции болезни, при этом основное внима-
ние уделяется ситуации и личностным ресурсам клиента по ее пре-
одолению. От  обучения  консультативную  психологию  отличает
придание значения не столько знаниям, которые сообщаются паци-
енту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотноше-
ниям между консультантом и клиентом, порождающим у последне-
го  дополнительные  возможности  самостоятельного  преодоления
трудностей. Однако между этими тремя областями жестких границ
нет — модели обучения, консультирования и психотерапии взаимо-
обогащают друг друга.

Консультирование в большей степени ориентируется на психо-

логическое воздействие, т.к. учитывает цели пациента. Вследствие
этого в процессе консультирования с помощью специальных мето-
дов воздействия осуществляется нормализация психического со-
стояния индивида, расширение представлений о себе, ситуации,
вариантах преодоления жизненных  сложностей, внутриличност-
ных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты
и компенсации.

Психологическая коррекция (психокоррекция)

— понимается

как деятельность специалиста по исправлению (корректировке) тех
особенностей личности, психического развития клиента, которые не
являются оптимальными для него. Ее целью является выработка и
овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для
сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей
личностному росту и адаптации человека в обществе.

Методы коррекции, как и психологического консультирования,

многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит
психолог (подходы: поведенческий, психоаналитический, экзистен-
циально-гуманистический, когнитивный, деятельностный, транс-
персональный и другие).

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы

манипулирования, управления и формирования, что обычно связа-
но с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобре-
тении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей
психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия

— в узком понимании термина является систе-

мой комплексного лечебного вербального и невербального воздей-
ствия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных
заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Ос-

333


background image

новнои своей задачей психотерапия ставит купирование психопато-
логической симптоматики, посредством чего предполагается дости-
жение внутренней и внешней гармонизации личности.

В широком понимании

психотерапия

рассматривается как

процесс

психологического  упорядочения  прошлого, настоящего  и  будущего,
достижение гармонии с собой и миром в настоящем

(Макаров В.В.,

1999). Такое широкое понимание психотерапии, по сути, выводит ее за
рамки только медицинской деятельности, применимо к различным ви-
дам психологической помощи и может обеспечить ее развитие в различ-
ных направлениях.

Отличия различных видов психологической помощи

(по Менделевич В.Д., 1998)

Тема

Психологическое

консультирование

Психокоррекция

Психотерапия

Объект

воздействия

Клиент, пациент

Клиент, пациент

Пациент

Предмет

Проблема,

индивидуально-

психологические

особенности

Проблема, харак-

терологические

девиации и лич-

ностные аномалии

Психопатологические

симптомы и синд-

ромы, характерологи-

ческие девиации и

личностные аномалии

Способ

Информирование,
обучение

Тренинг

Активное воздействие

(терапия) различными

способами

Позиция

клиента

Активная,

ответственен за

результат

Пассивная, не

ответственен за

результат

Чаще пассивная, не

ответственен за

результат

Цель

воздействия

Формирование

личностной

позиции

Формирование

навыков психо-

логической

компенсации

Купирование

психопатологической

симптоматики

Профессиональной  компетенцией  клинического  психолога  в

сфере оказания психологической помощи является психическая па-
тология (но не психотические расстройства) и психологические про-
блемы как соматически здорового, так и больного человека. При
этом клинический психолог вправе применять все виды психологи-
ческой помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию). Он
может оказывать психологическое воздействие, манипулировать в
процессе  общения, управлять  собеседником  или  формировать  у
него определенные качества (Г.С. Абрамова, 1996). Различные виды

334


background image

психологической помощи включают все эти способы психического
воздействия на человека в условиях клинического взаимодействия,
но представлены они по-разному.

Воздействие

в процессе оказания психологической помощи — из-

менение психической реальности другого человека с целью создания

для него новых переживаний и качеств. Воздействие предполагает цен-

ность другого человека как меру изменении психической реальности.

Манипулирование

— изменение психической реальности человека

в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо. Оно пред-

полагает  скрытое  или  явное  обесценивание  человека, своеобразное

"прибирание его к рукам" манипулятора, "помыкание" им, производи-

мое настолько искусно, что у человека создается впечатление, будто он

самостоятельно управляет своим поведением (Доценко Е.Л., 1996).

Управление

—изменение психической реальности человека в соот-

ветствии с ее свойствами. Применяется при отсутствии у индивида воз-

можности адекватной саморегуляции, к примеру, при патологии харак-

тера, личностных аномалиях  или  психопатологических  симптомах

невротического регистра.

Формирование

— это изменение психической реальности человека в

соответствии с представлениями о ее социальной и индивидуальной

норме. В этом случае предполагается, что сам человек не может достичь

этой нормы вследствие дефекта или дефицита каких-либо качеств, на-

пример интеллектуальным или волевых.
Считается, что психотерапия относится к  сфере деятельности

врача-психиатра в силу того, что, с одной стороны, она ориентирует-
ся на симптомы и синдромы (т.е. болезненные проявления психичес-
кой деятельности), а с другой, в связи с возможностью развития не-
благоприятных последствий оказания психологической помощи.

В России Министерством зравоохранения (Приказ №294 от

30.10.1995 г.) психотерапевт определяется как врач-психиатр, имеющий

специальную подготовку (не менее 700 часов) по психотерапии.
Этих особенностей в значительной степени лишены психологи-

ческое консультирование и психокоррекция, которые либо полнос-
тью, либо частично исключают возможность развития негативных
последствий для соматического или психического здоровья челове-
ка. Если сравнить психотерапию с консультированием и коррекцией,
то обнаружится факт обязательности учета для ее применения пока-
заний и противопоказаний. Т.е. психотерапевт должен учитывать це-
лую гамму особенностей при назначении психотерапии — от инди-
видуально-психологических  особенностей  пациента  до  его
соматического статуса.

Противопоказаний  для  психологического  консультирования

практически не обнаруживается, поскольку состояние здоровья

335


background image

человека не имеет принципиального значения для оказания данно-
го вида психологической помощи. Психокоррекция в этом отноше-
нии занимает промежуточное положение между психотерапией и
консультированием, поскольку косвенно может влиять на физичес-
кое состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья. Сле-
довательно, при проведении некоторых психокоррекционных ме-
роприятии  целесообразен  медицинский  или  психиатрический
контроль (МенделевичВ.Д., 1998).

С

ИМПТОМАТИЧЕСКАЯ И ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицин-

ская дисциплина, ее методы используются для лечения и профи-
лактики не только нервно-психических, но и многих соматических
заболеваний.

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia—лечение) —

это система методов психического воздействия с лечебными и про-
филактическими целями  на психику (личность), а через психику
(личность) на весь организм и поведение больного. В узкомедицинс-
ком смысле понятие "психотерапия" рассматривается  как группа
специфических методов лечения (подобно физиотерапии, лечебной
физкультуре), а в более широком смысле психотерапия тесно связы-
вается с психогигиеной и психопрофилактикой, т.к. включает в себя
использование психотерапевтических методов не только в клинике,
но также в организации труда и быта людей, профилактике психо-
травмирующих факторов и т.п.

Общепринятой классификации методов психотерапии в настоя-

щее время нет. Однако, как и в медицине в целом, в психотерапии
обычно принято подразделять методы лечения на симптоматичес-
кие и патогенетические. Симптоматические методы психотерапии
(логическое переубеждение, внушение, релаксация и другие) ори-
ентированы на устранение или ослабление отдельных, хотя и клю-
чевых, симптомов болезни, управление физиологическими функ-
циями организма, на оптимизацию поведения. Патогенетическая
психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный
подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни.
Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологи-
ческие механизмы являются ведущими в возникновении и сохране-
нии болезненных нарушений, — это неврозы, психосоматические
и другие расстройства.

336