Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6726
Скачиваний: 24
рактеристики. В настоящее время в понятие поведения включаются
эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, ког-
нитивные и вербально-когнитивные проявления. Попытка учесть
эти "промежуточные переменные", расположенные между стиму-
лом и реакцией, в психотерапии привела к созданию в 60—70-х го-
дах методик, получивших название "скрытое кондиционирование"
("скрытое обуславливание", саморегуляция). Их суть заключается
в тренировках мысленного представления пациентом того поведе-
ния, которое кажется ему нежелательным. Это помогает ему натре-
нировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке
уменьшить психотравмирующее воздействие ситуации. Метод
применяется для лечения фобий, повышенной тревожности, не-
уверенности в себе.
В поведенческой психотерапии широко используются различные
формы
положительного подкрепления
желательного поведения или
применения
аверсивных (негативных) стимулов
для устранения не-
желательных поведенческих стереотипов. Желательное поведение па-
циента (например посещение сеансов групповой терапии при стацио-
нарном лечении) вознаграждается различными положительными
знаками (снятием каких-либо ограничений, едой и пр.). Аверсивная
терапия с сочетанием введения рвотных средств с приемом алкоголя
используется для лечения алкоголизма.
При
активной психической десенсибилизации
пациент с поведе-
нием в виде избегания, связанным со специфическими факторами
(например, высотой или полетом в самолете), создает в своем вооб-
ражении иерархию вызывающих тревогу образов от менее до более
пугающих, оставаясь на каждом уровне до тех пор, пока тревога не
исчезнет (проведение процедуры в реальной, а не воображаемой
ситуации называется
градуированной экспозицией).
Иерархическая
конструкция часто используется в сочетании с методиками релакса-
ции, поскольку установлено, что тревога и релаксация исключают
друг друга — это приводит к отрыву представляемых образов от
тревожных ощущений (взаимное торможение).
При
нагнетании вызывающих тревогу факторов
("наводне-
ние") пациент непосредственно подвергается воздействию трево-
жащих факторов, например пребывание на верхнем этаже высоко-
го здания при страхе высоты. В случае, если этот метод основан на
противопоставлении воображаемой и реальной ситуации, он на-
зывается
имплозией.
Главным условием терапии является способ-
ность пациента выдержать связанную с терапевтическим воздей-
ствием тревогу.
347
Дальнейшее развитие поведенческого направления в психоте-
рапии связано со все большим усилением внимания исследовате-
лей к роли в поведении когнитивных промежуточных переменных.
В рационально-эмоциональной психотерапии А. Эллиса (1962) это
рациональные и эмоционально-иррациональные когниции. Психо-
терапия в этих случаях направлена на преодоление иррационально-
сти в мышлении, осознание ("инсайт-техники") связи между жиз-
ненными событиями и психологическими реакциями. Аналогично
в
когнитивной психотерапии
А. Бека (1976) определяющими явля-
ются реалистичные и нереалистичные, т.е. связанные с аберрация-
ми мышления, мысли. Под аберрацией мышления здесь понима-
ются нарушения на когнитивной стадии обработки информации
(обозначение, селекция, интерпретация), которые искажают пра-
вильное видение объекта или ситуации. В любом случае центром
психотерапевтического воздействия в различных вариантах когни-
тивно-поведенческой психотерапии должны быть промежуточные
когнитивные переменные, которые опосредуют многие поведен-
ческие проблемы. Дезадаптивное поведение может быть изменено
посредством различных личностных самообучающих приемов, ак-
тивизирующих когнитивные структуры.
Когнитивная терапия
— основана на представлениях, в соответ-
ствии с которыми поведение человека определяется мыслями о самом
себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено
укоренившимися стереотипными мыслями, искажениям или ошибкам
в мышлении. Терапия направлена на коррекцию когнитивных искаже-
ний и являющихся их следствием самозащитных поведенческих уста-
новок и стереотипов. Психотерапия представляет собой краткосроч-
ный метод лечения, как правило, рассчитанный на 15-20 сеансов,
проводящихся около 12 недель. В этот период пациенты должны осоз-
нать свои искаженные представления и установки. Посещения врача
сочетаются с домашними заданиями. Пациентов просят написать, что
они чувствуют в определенных ситуациях (типа "я несовершенен" или
"никому до меня нет дела") и определить лежащие в их основе предпо-
ложения (частично неосознаваемые), которые провоцируют появле-
ние негативных установок. Этот способ называется распознаванием и
коррекцией непроизвольных мыслей. Например, при депрессиях у че-
ловека непроизвольно возникают мысленные искажения, включаю-
щие отрицательное отношение к самому себе, негативную интерпрета-
цию настоящего и прошлого жизненного опыта и пессимистический
взгляд на будущее (депрессивная когнитивная триада). Когнитивная
терапия наиболее эффективна при лечении непсихотических депрессий
легкой и средней степени. Она может быть также эффективной как
вспомогательное средство лечения пациентов, злоупотребляющих
психоактивными веществами.
348
Л
ИЧНОСТНО
-
ОРИЕНТИРОВАННАЯ
(
РЕКОНСТРУКТИВНАЯ
)
ПСИХОТЕРАПИЯ
В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране отмеча-
ется все большая тенденция к обобщению положительного опыта
различных психотерапевтических школ и направлений. Примером
такого синтеза в нашей стране явилась личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия, имеющая в своей основе систему
патогенетической психотерапии, опирающейся на "Я"-концепцию и
систему межличностных отношений (по В.Н. Мясищеву). Поэтап-
ное осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирую-
щей ситуации в системе патогенетической психотерапии служит ос-
новой регуляции потребностей, которая на своих высших уровнях
связана с самовоспитанием, формированием сознательных отноше-
ний (Мясищев В.Н., 1960). Понятие "реконструктивная" рассматри-
вается в плане воссоздания прошлого опыта пациента для понима-
ния причин, которые привели к тупику в развитии личности с
последующей разработкой стратегии восстановления и дальнейшего
строительства будущего.
Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструк-
тивной) психотерапии являются:
1) глубокое и всестороннее изучение личности больного, осо
бенностей его эмоционального реагирования, мотивации, функцио
нирования системы отношений;
2) выявление и изучение механизмов, способствующих возник
новению и сохранению состояния дезадаптации личности (невроти
ческой симптоматики);
3) достижение у пациента осознания и понимания причинно-
следственной связи между особенностями его системы отношений
и его заболеванием (проблемой);
4) помощь пациенту в разумном разрешении психотравмирую-
щей ситуации, изменении отношения к ней, коррекция неадекватных
реакций и форм поведения;
5) помощь пациенту в изменении отношений в сторону их зрело
сти, что ведет к восстановлению полноценности его социального
функционирования.
В личностно-ориентированной психотерапии сам психотерапев-
тический процесс основан на сбалансированном использовании
воздействий на когнитивные, эмоциональные и поведенческие меха-
низмы функционирования целостной личности. Полагают, что изме-
нения на каком-либо одном уровне влекут соответствующие пере-
стройки на других и, как следствие — ликвидацию конкретных
349
симптомов с восстановлением психосоциального функционирова-
ния. Сфера воздействия, с учетом трех плоскостей ожидаемых изме-
нений, определяет выбор методов, принятых в соответствующих на-
правлениях психотерапии. На каждом из перечисленных уровней
решаются соответствующие задачи как для индивидуальной, так и
для групповой психотерапии:
I.
Познавательная сфера
(когнитивный уровень, интеллектуаль
ное осознание) — процесс психотерапии должен помочь пациенту
осознать связь между психогенными факторами и возникновением,
развитием и сохранением невротических расстройств; неконструк
тивность ряда своих привычных стереотипов поведения и его моти
вов; внутренние психологические проблемы и конфликты; характер
ные защитные психологические механизмы; более глубокие
причины переживаний, способов поведения и эмоционального реа
гирования, начиная с детства, и др.
II.
Эмоциональная сфера
— процесс психотерапии должен по
мочь пациенту получить эмоциональную поддержку, эмоцио
нально отреагировать и пережить положительные эмоции, на
учить пациента понимать и вербализовать свои чувства, более
свободно выражать их, произвести эмоциональную коррекцию
своих отношений и т.п.
III.
Поведенческая сфера
— процесс психотерапии должен по
мочь пациенту увидеть собственные неадекватные поведенческие
стереотипы, научиться их преодолевать, развить навыки более сво
бодного общения и эффективной саморегуляции на основе дости
жений в познавательной и эмоциональной сферах.
Механизмы лечебного действия в ходе психотерапии, ориентиро-
ванной на личностные изменения, могут быть обозначены как конф-
ронтация, корригирующий эмоциональный опыт и научение.
Конфронтация
понимается как столкновение с самим собой,
своими проблемами, конфликтами, отношениями и установками,
эмоциональными и поведенческими стереотипами. Она осуществ-
ляется за счет обеспечения обратной связи между участниками
психотерапевтического процесса в группе или от врача при инди-
видуальной психотерапии. Материалом для осознания является
разнообразная информация пациента о самом себе — как его вос-
принимают другие, насколько адекватно его восприятие других лю-
дей и их проблем и т.п.
Коррегирующий эмоциональный опыт
включает переживание
и анализ своего прошлого (включая детство) и настоящего эмоцио-
нального опыта, а также эмоциональную поддержку. Эмоциональ-
ное принятие пациента группой (психотерапевтом) способствует
350
развитию сотрудничества, уменьшает сопротивление, облегчает
усвоение психотерапевтических норм, создает условия для само-
раскрытия. Анализ и проработка различных эмоциональных ситуа-
ций в группе, явлений проекции детского эмоционального опыта в
психотерапевтические ситуации позволяет пациенту глубже по-
нять себя и выработать более адекватные способы эмоционально-
го реагирования.
Научение
в рамках психотерапии осуществляется как прямо, так
и косвенно. Групповая психотерапия более благоприятствует реали-
зации поведенческих механизмов в сравнении с индивидуальной. В
группе пациент выявляет свои неконструктивные стереотипы, в
группе он и имеет возможность их корригировать. Все это создает
благоприятные предпосылки для использования полученных пове-
денческих навыков на другие ситуации реальной жизни.
В течение всего курса психотерапии постоянно осуществляются
два взаимосвязанных процесса —
осознание и реконструкция отно-
шений личности.
Осознание (инсайт) заключается в постепенном
расширении сферы самосознания больного в плане понимания им
истинных источников своих болезненных симптомов, конфликтов.
Осознание и эмоциональное отреагирование психотравмирующей
ситуации является основой для регуляции и перестройки отношений
личности на познавательном, эмоциональном и поведенческом
уровнях. Глубина осознания может быть разного уровня:
1-й уровень может касаться понимания пациентом только неко-
торых представлений о своем дезадаптивном поведении в условиях
патогенной ситуации;
2-й уровень отражает осмысление пациентом тех неадекватных
отношений, которые лежат в основе его невротического поведения;
3-й уровень глубины понимания генеза своего невроза пациен-
том связан с осознанием им нарушений в сфере мотивов и потреб-
ностей, в силу их неадекватного формирования с детства в ходе раз-
вития личности и процесса формирования системы отношений.
Настроенность на самоанализ, рефлексия и достаточный уро-
вень интеллекта прогностически благоприятны в плане возмож-
ности достижения более высоких уровней осознания в ходе пси-
хотерапии.