Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6833
Скачиваний: 24
комплекса кастрации. Отсюда возможны три линии развития. Одна ве-
дет к сексуальным запрещениям и неврозу, другая — к модификации
характера в сторону маскулинизации, а третий, оптимальный путь — к
разрешению комплекса и нормальной женственности с желанием иметь
ребенка.
Латентный период
— ослабление сексуальной напряженности
(угасание Эдипова комплекса) с переключением на учебу, спорт,
увлечения. Формируются структуры Superego, и возникают такие
отношения, как стыд, совесть, мораль и прочие, которые призваны
противостоять "бурям" периода полового созревания.
Генитальная стадия
— связана с периодом полового созрева-
ния. Если на предыдущих этапах психосексуального развития глав-
ным источником удовлетворения либидо было собственное тело —
период аутоэротизма (нарциссизма), то в генитальной стадии либидо
направляется на других людей. Первоначально — на лиц одноимен-
ного пола (незрелая генитальная стадия, гомосексуальный период), а
затем и на противоположный пол — зрелая сексуальность (гетеро-
сексуальный период).
В психоанализе термин "нарциссизм" употребляется двояко: как
сексуальное извращение, при котором собственное тело является ис-
точником наслаждения (в мифологии сын водяного царя Нарцисс умер
от любви к своему отражению в озере), и как любая форма себялюбия,
производная от детского периода аутоэротизма (более широкое понима-
ние термина).
Генитальный характер — это идеальный тип личности в психо-
аналитической трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном
планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуаль-
ной любви.
К.
Юнг
(J
UNG
С):
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг (1875-
1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от
своего учителя. Юнг не мог полностью принять фрейдовский
пансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому
пониманию мифологии и оккультных феноменов. Собственный
психотерапевтический опыт и хорошее знание восточной фило-
софии позволило Юнгу заметить, что душевнобольные и невро-
тики часто до деталей "повторяют мифы, космогонии и прими-
тивные научные представления древних и древнейших народов".
32
По его мнению, для понимания нормы и патологии личности не-
обходимо привлекать данные культуры, духовной истории чело-
вечества, в которую включен и которую интериоризирует инди-
вид. Юнг также, в отличие от Фрейда, признает существование,
кроме личного, еще и так называемого
коллективного бессозна-
тельного
(теория архетипов).
Юнг известен и как создатель интересной классификации типо-
логии личностей. В ее основе лежат признаки, указывающие на
личностные различия по преимущественной направленности ин-
тересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (инт-
роверты) мир.
Основные работы: "Психологические типы" (1921), "Анали-
тическая психология: теория и практика" (1968), "Архетип и сим-
вол" (1991).
Основные положения теории личности.
По К. Юнгу, психика
человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное
бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отво-
дится коллективному бессознательному, которое имеет врожден-
ный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем
прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляет-
ся у отдельных людей в виде
архетипов
("первичная модель", про-
образ) — общих для всех людей направления идей, обобщенного
опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а
предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реали-
зуют в своем поведении некие универсальные стереотипы воспри-
ятия, мышления и действия в ответ на определенные события.
Мозг унаследован нами от предков и является своеобразным
органическим результатом психических и нервных функций всех на-
ших предшественников. В нем имеются следы, отпечатки основных
путей, по которым издавна образовывались чувства и мысли всего
человечества. При рождении, естественно, нет никаких врожденных
представлений, но мозг ребенка имеет генетически закрепленную
возможность определенным образом функционировать и развивать-
ся. Архетип как таковой отличается от его переработанных форм —
от сказок, мифов и т.д. Архетип, как полагает Юнг, —это отпечаток,
форма без собственного содержания, которая определенным обра-
зом организует и направляет психические процессы. Его можно срав-
нить с руслом реки без воды, но если там потечет вода (психические
процессы), то она направляется определенным образом и принимает
форму русла.
Архетипы обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в
реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта
2 Сидоров П И. и др. Т II
33
предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции)
и
в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское
"колесо жизни" и тому подобное).
Количество архетипов в коллективном бессознательном нео-
граниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя",
"дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, зас-
тавляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как
это свойственно представителям всех культур. Главными архети-
пами являются собирательные образы матери и отца, а также ар-
хетип "Я" (Self).
Л
/
Персон.
Со т пн
„
Эго
«
Структура личности по Юнгу
В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное
бессознательное и Коллективное бессознательное.
В
структуре со-
знания
—два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).
Персона
— самый поверхностный слой-маска в структуре со-
знания (архетип конформности). Она включает социальные роли,
посредством которых человек представляет себя другим людям и
обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение при-
дается анализу различного рода символов покрытия себя (одеж-
да), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса
(автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в
сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может ви-
деть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли
могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее
развитию.
34
/
АнимаТлнимус
\
Индивидуальное
'
Самость
\
бессознательное
\
Однако основную роль в сознательной жизни человека играет
не Персона, а более глубокие слои сознания —
Ego.
Являясь од-
ним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение
осознанной связанности и непрерывности течения мыслей,
чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но
имеет только сознательное содержание, которое образовалось из
личного опыта.
Индивидуальное бессознательное
складывается из пережива-
ний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных
из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а
также "Самость".
Тень
— это то, что человек считает низким и аморальным в себе,
в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень
является центром индивидуального бессознательного. Юнг понима-
ет тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в
бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое —
негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитив-
ная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что
нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не при-
знавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает при-
сущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознатель-
ном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень
своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому
может дать ценный материал для Ego.
Анима
(у мужчин) и
Анимус
(у женщин) — это вытесненные из
сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или
женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а
Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти обра-
зы являются собирательными бессознательными образами (архети-
пами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на
выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для
мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на
развитие Анимы и Анимуса.
Центральным архетипом индивидуального бессознательного яв-
ляется
"Самость"
(Self). Самость — это внутренний руководящий
фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убеж-
ден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют
друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей
и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие само-
сти — главная цель жизни человека, однако большинству людей их
самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром
2*
35
личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не
наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти
не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает
растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться цент-
ром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяю-
щей сознательные и бессознательные психические процессы. Са-
мость часто символизируется в снах или образах безлично — как
точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и
Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации
и самореализации.
Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессозна-
тельного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направле-
на на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного.
Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не при-
водит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их перво-
причина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться ми-
шенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать
"комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, пере-
осознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направле-
ние аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если проис-
ходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".
А. А
ДЛЕР
(A
DLER
А.):
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Альфред Адлер (1870-1937) был вторым учеником 3. Фрейда,
отошедшим от своего учителя. Адлер не принял фрейдовской кон-
цепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения лич-
ности на три инстанции и детерминации ее развития биологически-
ми потребностями. Им предпринята первая попытка так назьшаемой
"социологизации" учения Фрейда.
Адлер полагает, что основной детерминантой в развитии личнос-
ти является "воля к власти", которая с рождения присутствует в чело-
веке. Представления Ч. Дарвина о борьбе за превосходство как о
средстве выживания сначала полностью было принято Адлером.
Однако позднее идее о выживании наиболее приспособленных и ги-
бели неприспособленных Адлер противопоставляет мысль о том,
что физическая и психическая (характерологическая) неполноцен-
ность, наоборот, нередко является стимулирующим, способствую-
щим победе в борьбе за выживание фактором.
Человек стремится найти способы для преодоления чувства не-
полноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно
36