Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6217

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

комплекса кастрации. Отсюда возможны три линии развития. Одна ве-

дет к сексуальным запрещениям и неврозу, другая — к модификации

характера в сторону маскулинизации, а третий, оптимальный путь — к

разрешению комплекса и нормальной женственности с желанием иметь

ребенка.

Латентный период

— ослабление сексуальной напряженности

(угасание Эдипова комплекса) с переключением на учебу, спорт,
увлечения. Формируются структуры Superego, и возникают такие
отношения, как стыд, совесть, мораль и прочие, которые призваны
противостоять "бурям" периода полового созревания.

Генитальная стадия

— связана с периодом полового созрева-

ния. Если на предыдущих этапах психосексуального развития глав-
ным источником удовлетворения либидо было собственное тело —
период аутоэротизма (нарциссизма), то в генитальной стадии либидо
направляется на других людей. Первоначально — на лиц одноимен-
ного пола (незрелая генитальная стадия, гомосексуальный период), а
затем и на противоположный пол — зрелая сексуальность (гетеро-
сексуальный период).

В психоанализе термин "нарциссизм" употребляется двояко: как

сексуальное извращение, при котором собственное тело является ис-

точником наслаждения (в мифологии сын водяного царя Нарцисс умер

от любви к своему отражению в озере), и как любая форма себялюбия,

производная от детского периода аутоэротизма (более широкое понима-

ние термина).
Генитальный характер — это идеальный тип личности в психо-

аналитической трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном
планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуаль-
ной любви.

К.

Юнг

(J

UNG

С):

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Швейцарский психиатр  и психолог Карл  Густав Юнг (1875-

1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от
своего  учителя. Юнг  не  мог  полностью  принять  фрейдовский
пансексуализм, а  Фрейд  отрицательно  относился  к  юнговскому
пониманию  мифологии  и  оккультных  феноменов. Собственный
психотерапевтический  опыт  и хорошее знание восточной фило-
софии позволило Юнгу заметить, что душевнобольные и невро-
тики часто до деталей "повторяют мифы, космогонии и прими-
тивные научные представления древних и древнейших народов".

32


background image

По его мнению, для понимания нормы и патологии личности не-
обходимо привлекать данные культуры, духовной истории чело-
вечества, в которую включен и которую интериоризирует  инди-
вид. Юнг также, в отличие от Фрейда, признает существование,
кроме личного, еще и так называемого

коллективного бессозна-

тельного

(теория архетипов).

Юнг известен и как создатель интересной классификации типо-

логии личностей. В ее основе лежат признаки, указывающие на
личностные различия по преимущественной направленности ин-
тересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (инт-
роверты) мир.

Основные работы: "Психологические типы" (1921), "Анали-

тическая психология: теория и практика" (1968), "Архетип и сим-
вол" (1991).

Основные положения теории личности.

По К. Юнгу, психика

человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное
бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отво-
дится коллективному бессознательному, которое имеет врожден-
ный  характер и  образуется  из следов  памяти, оставленных всем
прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляет-
ся у отдельных людей в виде

архетипов

("первичная модель", про-

образ) — общих для всех людей направления идей, обобщенного
опыта предков. Это не воспоминания или  образы как таковые, а
предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реали-
зуют в своем поведении некие универсальные стереотипы воспри-
ятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

Мозг  унаследован  нами  от  предков  и  является  своеобразным

органическим результатом психических и нервных функций всех на-

ших предшественников. В нем имеются следы, отпечатки основных

путей, по которым издавна образовывались чувства и мысли всего

человечества. При рождении, естественно, нет никаких врожденных

представлений, но мозг ребенка имеет генетически закрепленную

возможность определенным образом функционировать и развивать-

ся. Архетип как таковой отличается от его переработанных форм —

от сказок, мифов и т.д. Архетип, как полагает Юнг, —это отпечаток,

форма без собственного содержания, которая определенным обра-

зом организует и направляет психические процессы. Его можно срав-

нить с руслом реки без воды, но если там потечет вода (психические

процессы), то она направляется определенным образом и принимает

форму русла.

Архетипы обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в

реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта

2  Сидоров П   И. и др. Т   II

33


background image

предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции)

и

в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское

"колесо жизни" и тому подобное).

Количество архетипов в коллективном бессознательном нео-

граниченно. Первичные  образы (архетип "матери", "героя",
"дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, зас-
тавляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как
это свойственно представителям всех культур. Главными архети-
пами являются собирательные образы матери и отца, а также ар-
хетип "Я" (Self).

Л

/

Персон.

Со т пн

Эго

«

Структура личности по Юнгу

В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное

бессознательное и Коллективное бессознательное.

В

структуре со-

знания

—два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Персона

— самый поверхностный слой-маска в структуре со-

знания (архетип  конформности). Она  включает  социальные  роли,
посредством  которых  человек  представляет себя  другим людям  и
обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение при-
дается  анализу  различного  рода  символов  покрытия  себя (одеж-
да), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса
(автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в
сновидениях. Например, человек  со "слабой" персоной может  ви-
деть во сне себя  без одежды и даже без кожи. Социальные роли
могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее
развитию.

34

/

АнимаТлнимус

\

Индивидуальное

'

Самость

\

бессознательное

\


background image

Однако основную роль в сознательной жизни человека играет

не Персона, а более глубокие слои сознания —

Ego.

Являясь од-

ним  из  основных  архетипов  личности, Ego создает  ощущение
осознанной  связанности  и  непрерывности  течения  мыслей,
чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но
имеет только сознательное содержание, которое образовалось из
личного опыта.

Индивидуальное бессознательное

складывается из пережива-

ний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных
из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а
также "Самость".

Тень

— это то, что человек считает низким и аморальным в себе,

в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень
является центром индивидуального бессознательного. Юнг понима-
ет тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в
бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое —
негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитив-
ная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что
нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не при-
знавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает при-
сущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознатель-
ном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень
своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому
может дать ценный материал для Ego.

Анима

(у мужчин) и

Анимус

(у женщин) — это вытесненные из

сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или
женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а
Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти обра-
зы являются собирательными бессознательными образами (архети-
пами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на
выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для
мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на
развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного яв-

ляется

"Самость"

(Self). Самость — это внутренний руководящий

фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убеж-
ден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют
друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей
и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие само-
сти — главная цель жизни человека, однако большинству людей их
самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром

2*

35


background image

личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не
наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти
не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает
растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться цент-
ром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяю-
щей сознательные и бессознательные психические процессы. Са-
мость часто символизируется в снах или образах безлично — как
точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и
Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации
и самореализации.

Нарушения  в динамическом  равновесии  сознания  и бессозна-

тельного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направле-
на на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного.
Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не при-
водит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их перво-
причина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться ми-
шенью  для  лечебного  воздействия. Чтобы  корректировать
"комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, пере-
осознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направле-
ние аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если проис-
ходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".

А. А

ДЛЕР

(A

DLER

А.):

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Альфред Адлер (1870-1937) был вторым учеником 3. Фрейда,

отошедшим от своего учителя. Адлер не принял фрейдовской кон-
цепции либидо, пансексуализма, выступал против расчленения лич-
ности на три инстанции и детерминации ее развития биологически-
ми потребностями. Им предпринята первая попытка так назьшаемой
"социологизации" учения Фрейда.

Адлер полагает, что основной детерминантой в развитии личнос-

ти является "воля к власти", которая с рождения присутствует в чело-
веке. Представления Ч. Дарвина о борьбе за превосходство как о
средстве выживания  сначала полностью  было  принято  Адлером.
Однако позднее идее о выживании наиболее приспособленных и ги-
бели неприспособленных Адлер  противопоставляет мысль  о том,
что физическая и психическая (характерологическая) неполноцен-
ность, наоборот, нередко является стимулирующим, способствую-
щим победе в борьбе за выживание фактором.

Человек стремится найти способы для преодоления чувства не-

полноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно

36