Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5760

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1) тактильная  предметная  агнозия, или  астереогнозис, — невозможность  опознания  больным  на

ощупь  знакомых  мелких  предметов  типа  ключа  или  карандаша  левой  рукой (поражение  правого
полушария) или правой рукой (поражение левого полушария);

2) тактильная агнозия текстуры объекта — невозможность опознания на ощупь материала объекта

(шероховатости или гладкости) противоположной очагу поражения рукой;

3) пальцевая  агнозия (синдром  Грештмана) — не  узнает  пальцы  своей  руки (контралатеральной

очагу поражения) с закрытыми глазами при прикосновении к ним;

4) тактильная  алексия — не  опознает  знаки, «написанные» на  коже  контралатеральных

конечностей.

Верхнетеменной  синдром — проявляется  симптомами  соматоагнозии, т.е. нарушениями "схемы

тела". При  этом  больной  затрудняется  в  опознании  частей  правой  или  левой  половины  тела
("гемисоматоагнозия"), их расположения по отношению друг к другу, а также у него возни-

92

кают  ложные  соматические  образы ("соматопарагнозия") в  виде "чужой" руки, удвоения

конечностей  или  их  увеличения  или  уменьшения. При  правостороннем  поражении  теменной  области
коры  собственные  дефекты  часто  больными  не  воспринимаются, они  их  не  замечают (симптом
анозогнозии).

Статическая чувствительность

Статические  ощущения  вызываются  изменениями  положения  тела  в  пространстве  относительно

силы тяжести. Они возникают в результате раздражения специального анализатора — вестибулярного
аппарата, рецепторы которого находятся во внутреннем ухе. Корковый отдел анализатора — височная,
частично теменная и лобная доли.

Рецептором, реагирующим  на  вращение  тела  или  только  одной  головы, являются  клетки,

находящиеся  в  ампулах  полукружных  каналов  вестибулярного  аппарата  и  расположенные  в  трех
взаимно  перпендикулярных  плоскостях. Полукружные  каналы  заполнены  жидкостью — эндолимфой,
которая  в  момент  начала  и  конца  вращения  или  вращения  с  изменяющейся  скоростью  ударяет
вследствие инерции по волоскам нервных клеток и раздражает их. Остановка вращения дает такой же
обратный  толчок, который, если  он  не  коррегируется  другим  анализатором, например  зрительным,
вызывает  иллюзию  противовращения (человеку  кажется, что  он  вращается  в  противоположном
направлении).

На  все  изменения  прямолинейных  движений  реагирует  отолитовый  аппарат, расположенный

также  во  внутреннем  ухе. В "войлоке" нервных  окончаний  этого  рецептора  заключены  мельчайшие
кристаллы карбоната кальция (отолиты), которые вследствие инерции раздражают нервные окончания
при всех изменениях движения.


background image

Вестибулярная  система  помогает  ориентироваться  в  пространстве  при  активном  и  пассивном

движении. Ее  чувствительность очень высока: отолитовый  аппарат  способен  воспринимать ускорение
прямолинейного  движения  до 2 см/с

2

. Порог  различения  наклона  головы  в  сторону — всего  около 1

углового  градуса, а  вперед  и  назад — до 1,5-2 угловых  градуса. Рецепторная  система  полукружных
каналов позволяет человеку замечать ускорения вращения в 2-3 угловых градуса в с

2

.

Функции  вестибулярного  аппарата (стато-кинетические  ощущения) исследуются  с  помощью

различных  двигательных  проб  и  проб  с  вращением. Иногда  раздражают  вестибулярный  аппарат
вливаниями  в  наружный  слуховой  проход  попеременно  горячей  и  холодной  воды  или  другими
способами. В  любом  случае  нарушения  вестибулярной  функции  оценивают  по  субъективным
ощущениям (головокружение, тошнота), а также объективным признакам (нистагм,

93

нарушения  равновесия  и  др.), которые  спонтанно  возникают  у  пациента  при  раздражении

вестибулярного  аппарата. Так  вестибуло-глазодвигательные  рефлексы  заключаются  в  появлении
нистагма  типа  медленного  движения  глаз  в  сторону, противоположную  вращению  и  скачкообразным
возвратом  глаз  обратно. При  сильных  и  длительных  нагрузках  на  вестибулярный  аппарат  возникает
болезнь укачивания (например, морская болезнь).

Висцеральная чувствительность

Висцеральными (интерорецептивными  или  органическими) ощущениями  называют  те, которые

вызываются процессами во внутренней среде организма. И.М. Сеченов эти сигналы назвал "темными"
ощущениями. Интерорецепторы открыты и в узлах вегетативной нервной системы.

Центром интерорецептивных ощущений является гипоталамус (крупный подкорковый узел) и их

корковое представительство (лобные и височные отделы — лимбическая система), благодаря чему кора
головного мозга может контролировать все процессы, протекающие в организме, в том числе и в самой
нервной ткани.

При  нормальной  работе  организма  от  интерорецепторов  не  поступает  никаких  раздражений,

воспринимаемых сознанием как ощущения. Но стоит этой нормальной работе расстроиться, и сразу же
появляются  ощущения  голода, жажды, удушья, сонливости, тошноты, перегретости  тела, различного
рода  болей.  Все  эти  ощущения  вызываются  местными  или  более  общими  раздражениями.
Особенностью  интероцептивных ощущений является их тесная  связь с эмоциями. Ни в одном  другом
ощущении не сказывается так чувство удовольствия или неудовольствия, как в этих ощущениях.


background image

Глава 4
МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из

нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже
нет перед  нами. Образы эти  сохраняются  нашей  памятью. Если  восприятие — отражение реальности,
действующей  на  наши  органы  чувств  в  данное  время, то  память  также  отражение  объективной
реальности, но действовавшей в прошлом.

В  психологии  память  часто  также  называют  мнемической  деятельностью (по  имени

древнегреческой богини памяти, матери всех муз — Мнемозины). Память связывает прошлое человека
с  его  настоящим  и  будущим  и  является  важным  познавательным  процессом, лежащим  в  основе
развития личности, обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия
памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Память — это  психический  процесс  отражения, заключающийся  в  запечатлении  и  сохранении  с

последующими  воспроизведением  и  узнаванием  следов  прошлого опыта, делающими  возможным  его
повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Формами, в  которых  осуществляется  запоминание, сохранение  и  воспроизведение, являются

образы и слова. В слове можно сохранять обобщенный образ (представление) о том, чего в  наличной
ситуации нет.

Представления

Представление — это  субъективный  чувственный  образ  воспоминаний  предыдущих  восприятий,

хранящийся в памяти.

Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические

и мысленные.

Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если посмотреть на источник света

и закрыть глаза, то можно "видеть" несколько минут светящиеся пятна).

Эйдетические  образы  являются  своего  рода  фотографической  памятью. Некоторые  люди  с

исключительной  точностью  сохраняют  один  раз  увиденное  довольно  продолжительное  время (от
нескольких минут и даже иногда до нескольких лет).

95

Мысленные  образы — продукты  долговременной  памяти. Эти  внутренние  образы  служат  базой

памяти и опорой умственных действий. Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте
от полутора лет. Однако только к 7-8 годам они становятся доступными для трансформаций.


background image

Физиологической  основой  представлений  является  оживление  в  коре  больших  полушарий

"следов" возбуждений, которые  образовались  при  восприятии  предметов  или  явлений. Эти  следы
(энграммы) создаются в процессе работы анализаторов.

Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда

поддерживается  силой  воздействия  на  органы  чувств  непосредственно  воспринимаемых  объектов, а
представления  такой  поддержки  не  имеют, так  как  они  строятся  на  образах  прошлых  восприятий.
Поэтому  в  представлениях  многие  детали  воспринимавшихся  ранее  предметов  и  явлений  нередко
сливаются, опускаются. Представления  отличаются  от  восприятий  также  своей  изменчивостью,
непостоянством, возможностью их "реконструкции" — преобразованию механизмами воображения.

При  некоторых заболеваниях меняется  чувственная  яркость  представлений: в одних случаях они

усиливаются, становятся чувственно более яркими, а в других — становятся тусклыми и могут вовсе не
возникать. В частности, замечено, что ослабление с последующим исчезновением представлений (даже
в сновидениях) отмечается при опухолях затылочных долей мозга.

Представления памяти по содержанию являются более или менее точной энграммой предметов и

явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств.

В  единичных  представлениях  памяти отражаются  конкретные  предметы и  явления в  конкретной

обстановке. В  них  отображены  те  черты, которые  характерны  именно  для  данного объекта. В  общем
представлении памяти отражаются обобщенные черты предметов данной группы. Общее представление
возникает  на  основе  многих  единичных  представлений. Наиболее  обобщены  схематические
представления памяти, являющиеся ступенью перехода от чувственного познания на новый уровень —
абстрактно-логический. Запасы  представлений  в  памяти  человека  необходимы  для  нормального
протекания процессов мышления.

Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но они подвергаются

более существенным изменениям (реконструкции), и новое представление о предметах или явлениях в
таком виде или в таких сочетаниях никогда ранее человеком не воспринимались. Прошлые восприятия
в данном случае являются лишь "материалом", из которого воображение "конструирует" новые образы-
представления.

96

Ассоциация. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют обычно не сами по себе, а

группируются  в  определенные  совокупности — ассоциации. Ассоциация — это  связь, сочетание
определенных представлений между собой. Ассоциация между представлениями или любыми другими
психическими  содержаниями  образуется  всегда, когда  они  возникают  в  сознании  одновременно  или
непосредственно друг за другом. Повторное появление какого-либо из элементов этой связи приводит к
возникновению (вспоминанию) всех других элементов ассоциативной группы.

С  физиологической  точки  зрения  ассоциация  представляет  собой  временную  нервную  связь.

Возможность  сохранения  и  последующего  оживления  временных  связей  составляет  необходимую
физиологическую основу психической деятельности в целом, в том числе и памяти.

В XVII веке  принцип  ассоциации  был  распространен  на  всю  область  психического  и

ассоциативная  психология  стала  одним  из  главных  направлений  мировой  психологической  мысли.
Психика, отождествляемая  с  интроспективно понимаемым  сознанием, состоит  здесь  из  элементарных
ощущений, которые  посредством  ассоциации  образуют  все  вторичные  более  сложные  элементы
сознания — представления, мысли, чувства. Г. Гельмгольц  использовал  ассоциацию  в  своих
исследованиях  органов  чувств, Ч. Дарвин — при  объяснении  эмоций, а  И.М. Сеченов — в  учении  о
рефлексах. Позднее  была  показана  ограниченность  механистических  трактовок  ассоцианизма, но
детерминистические  элементы  ассоциации  были  использованы  в  трансформированном  виде  в  учении
И.П. Павлова  об  условных  рефлексах, а  также  в  бихевиоризме. Изучение  ассоциаций  для  выявления
особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.


background image

Со  времен  Аристотеля  различают  три  типа  основных, простых (механических) ассоциаций,

соответствующие 

трем 

типам 

внешних 

условий 

действительности, необходимых 

для

"одновременности" возникновения в сознании впечатлений об объектах:

а) ассоциации  по  смежности — в  основе  образования  лежит  пространственно-временная

смежность наблюдаемых предметов и явлений;

б) ассоциации  по  сходству — в  их  основе  лежит  подобие, сходство  наблюдаемых  различных

предметов и явлений;

г) ассоциации  по  контрасту — в  их  основе  различия, контрастная  противоположность

наблюдаемых предметов и явлений.

Перечисленные выше три принципа "сцепления" представлений первоначально распространялись

и  на  причинно-следственные  связи, т.к. "причина" и "следствие" всегда  связаны  определенным
временным отношением (смежность). Однако позднее ассоциации причин-

97

но-следственных  отношений  стали  рассматриваться  отдельно  от  простых, механических

ассоциаций. Их образование  у  человека  происходит  не  на основе  смежности  причины  и  следствия  во
времени, а через иные регуляторы — размышление и логику. Эти ассоциации являются основой знаний
и  образуются  при  условии  обязательного  понимания  человеком  сущности  входящих  в  ассоциацию
представлений.

Основные мнемические процессы

Основными  процессами  памяти  являются: запечатление, сохранение  и  забывание,

воспроизведение и узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны, и поэтому их часто именуют
функциями ранее считавшегося единым психического процесса памяти.

Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание запечатленного материала в

памяти.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши

органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим
себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес
и  затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание  более  сильно  развито в детстве, а у взрослых
ослабевает. Произвольное  запоминание (произвольная  память) всегда  имеет  целенаправленный
характер, и  если  при  этом  используются  специальные  приемы  для  лучшего  усвоения  материала
(мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.

Уже  на  этапе  запоминания  происходит  образование  ассоциаций. В  случае  механического

запоминания (механическая  память) между  частями  нового  материала  и  имеющимися  знаниями
устанавливаются  простые (механические) ассоциации  путем многократного повторения. Осмысленное
запоминание (логическая  память) всегда  требует  установления  смысловых  связей  нового  с  уже