Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5761
Скачиваний: 35
известным материалом и между отдельными частями новой информации. Эффективность логической
памяти почти в 20 раз выше, чем при механическом заучивании.
У некоторых людей отчетливо выступает зависимость качества и прочности запоминания от того,
какие именно анализаторы более участвовали в восприятии соответствующих объектов. Характер
памяти и представлений может основываться главным образом на впечатлениях зрения (оптический,
визуальный тип памяти), слуха (акустический, аудиальный тип памяти) или движения (моторный,
кинестетический тип памяти).
98
Сохранение (ретенция) как психический процесс памяти осуществляется механизмами
кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Установлено, что сохранение может быть
динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а
статическое — в долговременной.
Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала,
установки личности, от последующего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения
человека и эмоциональной значимости материала.
Б.В. Зейгарник (1972) замечено, что испытуемые почти в 2 раза чаще вспоминали незавершенные
задания, чем завершенные. Объясняется это явление тем, что человек непроизвольно удерживает в
своей памяти и воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще
удовлетворенным потребностям ("эффект Зейгарник"). Об этом не следует забывать родителям, когда
они в самый разгар игры начинают укладывать детей спать. Бессонницы и затруднений в засыпании
детей можно было бы избежать, если заранее рассчитать время для завершения начатой ими игры.
Забывание, подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер.
Физиологическая основа забывания — торможение временных нервных связей. Забывается прежде
всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса.
Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, обычно дольше
сохраняются в памяти общие положения и выводы. Более быстрому забыванию подвергается материал,
который заучивался механически, без достаточного понимания.
Немецким психологом, сторонником ассоциативного направления в психологии Германом
Эббингаузом (1850-1909) в многочисленных экспериментах над испытуемыми и над самим собой (он
заучивал список бессмысленных слогов типа "зат", "бэк", "сид") установлено, что процесс забывания
протекает неравномерно: вначале быстро, а затем медленнее. В течение первых 5 дней после заучивания
забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней — "кривая забывания Эббингауза" бессмысленных
слогов.
По мнению Г. Эббингауза, полученная кривая забывания соответствует логарифмической
зависимости; это давало ему основание распространить логарифмический психофизический закон Г.
Фехнера на область памяти и тем самым доказать универсальность действия этого закона в системе
психофизических отношений. Все основные результаты своих опытов Г. Эббингауз обобщил в книге "О
памяти", изданной впервые в 1885 году.
99
Для уменьшения забывания, кроме понимания и осмысления информации, важным моментом
является повторение. Первое повторение рекомендуется проводить через 40 минут после заучивания,
т.к. через час в памяти обычно остается только 50% механически заученной информации. Необходимо
чаще повторять в первые дни после заучивания: в первый день 1-2 повторения, в третий и седьмой день
по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом 7-10 дней. Считается, что 30 повторений в течение
месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.
Систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с
периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное
заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее психическую
перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
Известно, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала
обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное, отсроченное
воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным в
психологии называют реминисценцией (от лат. reminiscentia — припоминание). Оно обусловлено
снятием охранительного торможения, вызванного утомлением нервных клеток в процессе заучивания.
Из этого вытекает практически важная рекомендация: непосредственно перед экзаменом загружать свой
мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за
день до предстоящего экзамена.
В медицине термином "реминисценция" более принято обозначать состояние яркого
воспоминания казалось бы уже давно забытого материала прошлого. В патологии часто встречаются
"ложные воспоминания" — псевдореминисценции, когда события отдаленного прошлого вспоминаются
как события, произошедшие совсем недавно.
Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за
заучиванием. Это явление получило название ретроактивного (действующего назад) торможения. Оно
особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним
деятельность или деятельность, которая требует значительных усилий. Отрицательное влияние
предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения.
Воспроизведение (вспоминание, репродукция, экфорирование) — извлечение из запасов памяти в
осознаваемое поле необходимого материала. Воспроизведение бывает непроизвольным и
произвольным.
При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намерения вспомнить ранее воспринятые
события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет
за собой сеть сопряженных с ней других связей.
Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании
прошлых мыслей, чувств, действий.
100
Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий, связанное с преодолением известных
трудностей при воспроизведении, называется припоминанием. Умению припоминать, также как и
запоминать и сохранять в памяти, иногда приходится учиться. При наличии трудностей в
припоминании необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому.
В когнитивной психологии больше всего литературы посвящено изучению парадигмы С.
Стернберга (1969), касающейся скорости поиска сведений в памяти. Он придумал методику для
определения такой скорости. П. Кавана (1972) обобщил данные множества исследователей и обнаружил
константу (около 1/4 секунды), характеризующую время сканирования всего содержимого
кратковременной памяти независимо от содержания запомненного материала.
Узнавание — специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии
объекта или при вспоминании. Этот процесс связан с объединением по тем или иным признакам
непосредственно воспринимаемого с воспринятым ранее. Большую роль при этом играет точность
выделения специфического в объекте. В узнавании следует выделять чувство знакомости с
воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В ряде случаев,
увидев что-то, человек не может сразу установить идентичность с виденным ранее, и для этого
требуются сознательные волевые усилия. При хорошем знакомстве с предметом или явлением процесс
идентификации проходит как бы автоматически, без вьщеления сознанием моментов самого
воспоминания или припоминания.
Типы памяти
В настоящее время все больше считается, что память не является единым психическим
образованием, как полагают сторонники концепции единой "активной памяти". Более того, в
зависимости от последовательности во времени от начала поступления информации на чувствительные
входы до перевода ее на длительное хранение, существует по крайней мере три совершенно различных
типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Возможно, что на пути перевода
информации из кратковременной памяти в долговременную существует и промежуточная (буферная)
память, но ее свойства пока еще мало изучены.
Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она
обладает очень коротким временем хранения "отпечатка" (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта.
Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая
(слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую
форму хранения, то она необратимо теряется.
101
У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается
не долями секунды, а гораздо дольше — до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явления
эйдетизма у некоторых людей. При этом они обладают способностью "видеть" картину или предмет,
который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информационных
входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспечивает непрерывность восприятия и для
обычных людей (при моргании, движении глаз или просмотре кинофильмов. Эйдетические способности
более выражены в детстве и снижаются у взрослых.
Эксперименты с демонстрацией кинофильма (скорость протяжки — 24 кадра в с) с включением
каждым 25-м кадром другого (рекламного) фильма показали, что "внедренная" таким образом
информация оказывает влияние на зрителей. Последние не замечали воздействия, но охотнее
приобретали рекламировавшиеся товары (Bevan W., 1964). В некоторых странах и с 1995 г. в России
использование в рекламе зрительных и слуховых подпороговых сообщений законодательно запрещено.
Кратковременная память обеспечивает удерживание на короткое время однократно предъявленной
информации, поступающей от сенсорных входов или из долговременной памяти. Раньше
кратковременную (рабочую) память называли объемом сознания.
Единственное хранилище кратковременной памяти имеет ограниченные объем и время хранения.
Приоритет поступления информации определяется направленностью внимания в данный момент. Время
хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд, а ее объем составляет
5-9 структурных единиц информации — в среднем 7 единиц (правило Д. Миллера, 1956).
Оперативные единицы информации зависят от способности человека организовывать восприятие
информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится лучше, чем две, а две — лучше, чем
три. Если же сочетание букв образует знакомое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как и
одна буква, независимо от числа входящих в него букв.
Таким образом, кратковременная память является подсистемой памяти, обеспечивающей
оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из
долговременной памяти.
102
Все формы организации материала требуют для улучшения запоминания сжатия информации в
меньшее число структурных (оперативных) единиц. Все примеры чрезвычайной популярности и
"магии" числа семь среди людей говорят, по-видимому, о глубинном отражении в языке ограничений,
связанных с объемом человеческой краткосрочной памяти. Если требуется в течение короткого времени
сохранить информацию, включающую больше 7 элементов, мозг почти бессознательно группирует эту
информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно
допустимого.
В кратковременной памяти продолжается процесс консолидации, упрочнения изменений в
нейронах, обеспечивающих дальнейшее сохранение информации, а для этого требуется какое-то время.
В первой фазе после поступления информации след ее сохраняется в динамической форме, и любое
внезапное отвлечение человека в первые секунды после поступления информации нарушает
запоминание.
С ограниченностью объема кратковременной памяти связано и такое ее свойство, как замещение.
Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти вновь
поступающая информация частично вытесняет уже имеющуюся и последняя безвозвратно теряется.
При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит перекодирование
ее преимущественно в акустическую форму.
Одним из воздействий, нарушающих сохранение информации в кратковременной памяти, часто
является травма головы. После сотрясения мозга человек забывает события, имевшие место за 10-15
минут до травмы (ретроградная амнезия). Но если период консолидации завершился, то след
упрочняется и не поддается даже таким сильным влияниям, как глубокий наркоз, электрошок и
клиническая смерть.
Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких
часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в
долговременную. Считается, что во время ночного сна происходит переработка накопленного за день и
очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или
полное лишение сна вызывает отчетливые нарушения в поведении человека — понижается уровень
бдительности и внимания, резко ухудшается кратковременная память. Предполагается, что в период сна
информация малыми порциями (в соответствии с ограниченным объемом кратковременной памяти)
поступает из буферной памяти в кратковременную, которая отключается для этого от внешней среды
(Hartmann E., 1967). С этой точки зрения методы обучения во сне с помощью магнитофона могут
приводить к накоплению усталости, повышенной раздражительности, ухудшению кратковременной
памяти, т.к. буферное хранилище за период сна полностью не освобождается.
Долговременная память обеспечивает длительное (дни, месяцы, годы) сохранение информации.
Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным, произвольным доступом и
долговременная память "закрытая" (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа).
103
В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти
через преобразование ее в кратковременной памяти. В этом процессе важна роль мышления:
информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется. Долговременная
память практически не ограничена в объеме и времени хранения.
Известно, что одной из систем мозга, необходимых для осуществления переноса информации из
кратковременной памяти в долговременную является гиипокамп. Его структуры и вся медиальная часть
височной доли играют важную роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Эти отделы
входят в лимбическую систему, характеризующуюся очень сложными функциями и являющуюся
составной частью первого энергетического блока При снижении тонуса коры, который обеспечивается
структурами гиппокампа, нарушается возможность избирательного запечатления следов (модально-
неспецифические нарушения памяти). Более массивные поражения этих отделов приводят к
нарушениям кратковременной памяти, приближающимся по интенсивности к Корсаковскому синдрому
(фиксационная амнезия, амнестическая дезориентировка, парамнезии).
Роль гиппокампа в процессах памяти выявилась после операции его двухстороннего удаления у
больного по поводу эпилепсии. После операции пациент стал жить только в настоящем времени. Он
помнил события, предметы или людей ровно столько, сколько они удерживались в его кратковременной
памяти.
Современные исследования у больных с различными поражениями мозга и экспериментальные
данные привели к представлению о множественности систем памяти. Структуры гиппокампа, да и вся
медиальная часть височной доли и таламус, являются важными для организации декларативной памяти,
которая обеспечивает ясный и сознательный отчет о прошлом индивидуальном опыте (ее содержание
может быть декларировано). Однако намного раньше в эволюции развилась процедурная память, т.е.
знание того, как нужно действовать. Привыкание и классическое обуславливайте — это примеры
приобретения процедурной памяти. Процедурная память основана на биохимических и биофизических
изменениях, происходящих только в тех нервных цепях, которые непосредственно участвуют в
усвоенных действиях, а не в отдаленных участках мозга, как это имеет место при декларативной
памяти.
Аналогичные данные получены и при исследовании больных после электрошоковой терапии.
Известно, что электрошок оказывает более выраженное действие на функции височной области и
гиппокампа, особенно чувствительных к факторам, вызывающим судороги. После электрошоковой
терапии страдает память на недавние события, а память о более давних событиях жизни сохраняется
полностью. Способность
104
электрошока и ряда других воздействий вызывать подобного рода ретроградную амнезию лежит в
основе экспериментального изучения свойств следов памяти (энграмм), сформированных у животных в
результате обучения. Из исследований градиента ретроградной амнезии можно сделать вывод:
эффективность определенного амнестического воздействия, изменяется обратно интервалу времени,
прошедшего от воздействия и прямо пропорционально его силе. Амнестический градиент зависит от
вида амнестического агента или иными словами — имеется множество амнестических градиентов для
одной и той же энграммы.
Долговременная память "закрытого" типа носит иной характер организации хранения в ней
информации. К ее хранилищу произвольного доступа нет, но информация хранится там в исходном
виде, без преобразования.
Во время операций на открытом мозге при диагностическом раздражении электрическим током
определенных участков мозга у человека появляются, независимо от его желания, воспоминания типа
иллюзий, что будто он вновь присутствует в знакомых местах, чувствует запахи, видит, слышит.
Отмечено, что при многократном раздражении одной и той же точки возникает одно и то же
воспоминание (Пенфилд У. и др., 1958). Создается впечатление, что наш мозг "записывает" все события
как магнитофон высокой точности. Актуализировать во всех деталях образы, переживания, различные
картины жизни человека можно и во время гипноза.