Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5765
Скачиваний: 35
Иногда у некоторых людей возникает способность "считывать" эту информацию непосредственно.
Такие гипермнезии (усиление памяти) изредка наблюдаются при лихорадочных состояниях. И.Ф.
Сучевский описал студентку-медичку, которая при малярийной лихорадке цитировала дословно целые
главы учебника по анатомии. Такие уникальные возможности памяти описывались и у здоровых людей.
Например, нейропсихолог А.Р. Лурия много лет наблюдал мужчину (Шеришевский), который мог
повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Главной трудностью у него было
забывание, и ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы что-то забыть.
Термин "оперативная память "характеризует вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения
определенной деятельности и обслуживающий эту деятельность, благодаря сохранению информации,
поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
105
Виды памяти
Различают два основных вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную.
Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и
физиологическое построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового
поведения (инстинкты).
Информация, хранящаяся в закодированном виде в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты
(ДНК), защищена достаточно надежно от повреждения специальными механизмами и менее зависит от
условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненной памятью.
Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатлевание), а также двигательную, эмоциональную,
образную и символическую память.
Импринтинг — вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после
рождения. Импринтинг заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической
связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется
длительное время, что рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного
предъявления.
Первоначально явления импринтинга обнаружены и описаны у птиц в виде реакций следования
птенца за первым движущимся объектом, показанным ему в первые часы после вылугшения из яйца.
По-видимому такая реакция имеет глубокий биологический смысл, т.к. не позволяет отстать от матери
и в конечном итоге помогает выжить. Обнаружено, что в первые два часа после воздействия стимула,
вызывающего импринтинг, в мозгу цыпленка усиливается синтез белка. Если один глаз предварительно
закрывали, то скорость белкового синтеза была выше в той половине мозга, где происходил процесс
запечатления.
Предполагают, что прочность информационного "следа" при импринтинге связана со
структурными белковыми перестройками синапсов нейронов, что сближает его с наследственной
памятью. Возможно, что подобные видоизменения являются и физической основой простых форм
научения в целом. В экспериментах с инкубаторскими утятами показано, что главным в импринтинге
была не новизна раздражителя, а его первенство. Обнаружены критические интервалы времени, после
которых запечатлевание ослабевает и полностью исчезает. Эти периоды времени были различны для
быстро и медленно развивающихся животных. Если у птиц импринтинг максимально проявлялся к 12-
му часу после вылупления из яйца, то у обезьян — на 20-40-й день жизни.
Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста (Понугаева А.Г.,
1973), однако есть основания полагать, что этот период у ребенка намного продолжительнее. Обобщив
ряд исследований, английский психиатр Боулби (Bowlby G., 1961) полагает, что искусственное
отчуждение детей от матери как от человека теплого, ласкового и внимательного опасно по крайней
мере до трех лет.
106
Трех месяцев "лишения любви" (эмоциональная депривация) в этом временном интервале
достаточно, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые в будущем уже нельзя полностью
устранить. Боубли считает, что любая депривация (состояние недостаточного удовлетворения какой-
либо важной психологической потребности) в раннем детстве затрагивает прежде всего этическое
развитие личности и формирование в ребенке нормального чувства тревоги, что приводит к аномалиям
социального поведения, усилению агрессивности.
Биологический смысл импринтинга у человека сложен и его пониманию во многом
способствовали эксперименты на обезьянах, моделирующие депривационные ситуации у человека. В
начале семидесятых годов фотография маленьких обезьянок, выращенных в полной изоляции от
сородичей и доверчиво прижимающихся к мягкой тряпичной искусственной матери, обошла журналы
всего мира. Оказалось, что "плюшевая" мама способна вселять в детенышей обезьяны намного больше
чувства безопасности и уверенности, чем суррогатная мама из проволоки, хотя и дающая им молоко.
Сравнивая искусственных матерей с настоящими, исследователи пришли к выводу, что настоящие
матери, разумеется, лучше: они дают кроме молока и тепла еще что-то, что у человека называлось бы
любовью.
Обезьяны, выращенные в изоляции, не умели входить в контакт со своими нормальными
ровесниками, у них нарушалось половое поведение, а самки не проявляли никакой заботы о своих
детях. На основании этих фактов ученые пришли к выводу, что для нормального становления основных
форм взаимодействия между взрослыми обезьянами необходимо с младенчества обеспечить им
специфическое эмоциональное воздействие, носителем которого на самых ранних стадиях онтогенеза
является мать (Harlow H.F., 1971).
Двигательная память — это память на движения. Она составляет основу овладения двигательными
действиями в любом виде деятельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм,
двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение
она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упражнений
замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее —
интенсивность.
Эмоциональная память — это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного
чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное
состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего
расцвета к 3-5 годам. Механизмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания
(знакомое, чужое), наших симпатий и антипатий, осторожности. Эмоциональная память отличается
также тем, что почти
107
никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее
пережитого чувства. Произвольное воспроизведение чувств в этом аспекте почти невозможно.
Например, человек, напуганный в раннем детстве собакой, может и не осознавать причин своего страха
при каждой встрече с собакой на улице.
Образная память — это память на образный материал. Различают следующие ее подвиды:
зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей
проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов (осязательная, обонятельная,
вкусовая) связано с различиями профессиональной деятельности, например у дегустаторов. Образная
память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная,
а логическая. Можно тренировать образную память, если воспроизводить мысленно в расслабленном
состоянии с закрытыми глазами перед сном различные заданные картины.
Символическая память — это память на абстрактный, отвлеченно-символический материал. Она
подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память в онтогенезе формируется вслед
за образной памятью и достигает своего расцвета к 10-13 годам. От образной памяти она отличается
большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании
только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память
самым тесным образом связана с мышлением человека.
Следует заметить, что словесная память может способствовать трансформации зрительного
образа. В эксперименте было показано, что зрительный образ у свидетелей одного и того же
происшествия может сильно варьироваться в зависимости от выбора слов экспериментатора при
формулировании вопроса о том, что видели свидетели. Вывод из этого ясен: правильный выбор слов
при формулировании вопросов важен для точности ответа. При словесном воспроизведении рассказа
или ряда слов также могут возникать искажения. Например, деталь, привлекшая внимание при чтении
рассказа, имеет тенденцию передвигаться к его началу. Сам рассказ или какая-либо фраза обычно
точнее воспроизводится с краев — лучше вспоминается начало и конец.
Формирование и развитие памяти
П.П. Блонским (1935) сформулирована генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его
мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями
ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная
(логическая). В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за
другим.
108
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной
последовательности. Самыми первыми по времени возникновения являются двигательная (моторная) и
аффективная виды памяти (6 мес). Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, а
логическая память начинает формироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие
достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.
Л.С. Выготский (1931) рассматривал развитие памяти в филогенезе в тесной взаимосвязи с
развитием мышления и другими психическими процессами. Исторически развиваясь, человек
вырабатывал все более совершенные средства запоминания (письмо, счет и другие). Само развитие
стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают
как внешние действия (например, "завязывание узелков на память", использование для запоминания
различных предметов, зарубок), а затем становятся внутренними, мнемическими действиями (чувство,
образ, мысль, ассоциация). Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева (1931), изменили
принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится
опосредованным. Ведущая роль в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи,
ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
Теории памяти
В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие
гипотетических концепций и моделей памяти обусловлено разработкой этих проблем представителями
различных наук.
Психологические теории памяти. Среди них самое большое распространение получили
ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое возникло еще в XVII веке,
принцип ассоциации признается обязательным не только для механизмов памяти, но и для всей
психики.
При любых психических образованиях (мыслях, чувствах, восприятиях), возникших в сознании
одновременно или непосредственно друг за другом, возникает и ассоциативная связь между ними
(Эббингауз Г., 1885). Повторное появление любого из элементов этой связи обязательно вызывает в
сознании представление всех элементов ассоциации.
109
Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиций
гештальтпсихологии (конец XIX в.). Ее основной принцип заключается в том, что анализ отдельных
элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не
суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть — только часть и никакого
представления о целом не дает. В самом деле, хотя мелодия, исполненная в разных тональностях, и
вызывает перцептивно различные ощущения, но она узнается и вспоминается как одна и та же. Здесь
важны не высота нот, а их сочетание, целостный звуковой ряд.
Основное понятие гештальтпсихологии — понятие гештальта (от нем. Gestalt — образ), что
означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к
целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь
признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге
по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности
выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и
помимо воли и сознания самого человека.
Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что
неоконченное действие, невыполненное намерение оставляет след в виде напряжения в системе
психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием
сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в
том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание
оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но
способствует внутренним конфликтам, неврозам.
Главными представителями гештальтпсихологии были Курт Коффка, Макс Вертгеймер,
Вольфганг Келер. Близкие научные позиции занимал Курт Левин, изучавший мотивацию человеческого
поведения. Основателем гештальт-терапии (как собственно терапевтического метода, где главной
задачей является помощь больному в осознании конфликта и восстановление утраченной целостности,
завершенности) является Федерик Перлз.
В других психологических теориях памяти подчеркивается роль сознания в процессах памяти —
активности внимания и осмысления в запоминании и воспроизведении информации. В ряде случаев
активность, сознательность и осмысленность запоминания связывают только с высшими этапами в
развитии памяти, а применительно к низшим ее этапам используется все то же понятие ассоциации и
гештальта.
Нейронные и физико-химические теории памяти. Существует немало теорий, которые
поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им
прижизненной информации.
110
Известно, что запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы
научения основаны на том, что какое-то событие запоминается. Нейрофизиологам сейчас известны три
основных типа научения:
1) привыкание, или габитуация (организм перестает реагировать на часто действующий
раздражитель);
2) сенситизация (возникновение реакции на ранее нейтральный раздражитель);
3) классическое, или павловское обуславливание.
При привыкании и сенситизации организм не нуждается в создании новой ассоциации между
событиями или раздражителями. В экспериментах на низших животных показано, что "запоминание"
при них обеспечивается структурными физико-химическими изменениями на клеточном уровне.
Намного сложнее действие механизмов запоминания при классическом обуславливании, где без
привлечения понятия ассоциации не обойтись. В самом деле, условный рефлекс как акт образования
связи (ассоциации) между новым и уже закрепленным содержанием составляет физиологическую
основу запоминания.
Все характеристики образующихся временных нервных связей, и прежде всего степень прочности,
обуславливаются характером подкрепления, которое и является мерой жизненной (биологической)
целесообразности того или иного действия. Вероятно также, что прохождение любого нервного
импульса через группу нейронов оставляет после себя также в буквальном смысле слова физический
след. Физическая материализация следа выражается в электрических и химико-механических
изменениях синапсов, которые облегчают вторичное прохождение импульсов по знакомому пути.
Простейшую нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли —
возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Этот процесс длительной циркуляции импульсов в
нейронных цепях называется реверберацией.
Представление о циклах нейронной активности считается многими материальным субстратом
памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. Каждый из них
хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем больше
нейронов мозга вовлекается в ритмы какого-то пульсирующего ансамбля, тем выше вероятность
осознания соответствующего образа.