Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5196

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

предложения, причем они отдавали предпочтение порядку "слов-жестов", при котором на первом месте
находился субъект действия, на втором — действие, на третьем — объект (например: "ты — щекотать
— Ушо"). Иными словами, шимпанзе демонстрировали представление о субъекте, действии и объекте
(цит. по Горелов И.Н., Седов К.Ф., 1997).

Нарушения речи

Нарушения  речи  могут  возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных

звеньев  речевой  системы, так  и  при  различных  заболеваниях, особенно  при  поражении  речевых  зон
коры головного мозга.

При ряде психических заболеваний у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении —

больной  ведет  себя  пассивно, отвечает  кратко, незаинтересованно (ответы  типа "да", "нет") или
отказными понятиями ("не помню", "не знаю"), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти
и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже
встречается  противоположное  состояние — многоречивость, но  также  с  отсутствием
заинтересованности  з  собеседнике. Главный  признак  здесь — монологичность  речи, исчезновение
диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют "аутизмом наоборот, наизнанку".

Собственно  патопсихолингвистические  речевые  нарушения  связаны  с  патологией  высших

психических  функций, сознания  и  личности, которые  имеют  место  при  психических  заболеваниях
(Леонтьев  А.А., 1997). В  литературе  даются  описания  характерных  особенности  речи  при  различных
душевных расстройствах (Spoerri, 1964; Гриншпун, Добрович, Фрумкина, 1974 и др.).

Прогрессивный  паралич (вариант  сифилитического  психоза) — наблюдается  невнятность

произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность
речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский  психоз (встречается  в 3-й  стадии  алкоголизма) — резкое  расстройство  памяти

отражается  и  в  речи, особенно  в  форме  парафазии, т.е. подстановки  неадекватного  слова  на  место
необходимого.

Болезнь  Пика и  болезнь  Альцгеймера (атрофические  процессы мозга) — заметна стереотипность

речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с
одинаковой интонацией.

171

Эпилепсия — речь  неясная, замедленная, "вязкая", с  тенденцией  к  персеверации (повтору),

характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании
слабоумия — бедность словаря (олигофазия).

Маниакально-депрессивный  психоз — при  повышенном  настроении  речь  громкая, торопливая,

неумолкающая  ни  на  минуту, "телеграфный  стиль", скачки  идей, отвлекаемость. Возникновение
большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.


background image

Шизофрения — речевые  симптомы  очень  разнообразны, что  отражает  многообразие  форм

болезни. В  целом  речь  больных  характеризуется  нарушением  механизмов  опоры  ее  на  прошлый
речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и
предметного  значений  понятий. Характерны  преднамеренные  искажения  слов  и "словотворчество"
(неологизмы), замена  конкретных  понятий  абстрактными  и  наоборот. Речь  часто  обстоятельная  и
резонерская, встречается  семантическая  разорванность  или  бессмысленность  того  или  иного
предложения  при  грамматической  его  целостности. Речь  однотонная  или  больные  иногда  усиливают
интонацию  на  второстепенной, вспомогательной  части  высказывания  в  ущерб  основной  смысловой
части. Эхолалия — повторение  слов  собеседника  или  вербигерация — бессмысленное  выкрикивание
одного и того же слова или высказывания.

Нарушения  речи  при  локальных  поражениях  мозга  изучаются  нейролингвистикой (раздел

нейропсихологии), а  нарушения  и  коррекция  речи  при  задержке  ее  развития  являются  предметом
исследования логопедии (отрасль педагогики).

В  становлении  нейролингвистики  как  науки  большое  значение  имеют  работы  отечественного

психолога  А.Р. Лурия, который  во  время  Великой  Отечественной  войны  занимался  восстановлением
деятельности  воинов, получивших  травму  головного  мозга. Он  и  его  ученики  собрали  и  обобщили
огромный материал, подробно исследовали языковые функции левого полушария.

История изучения нарушений различных форм речевой деятельности при локальных поражениях

мозга  начинает  свой  отсчет  в 1861 г., когда  французский  анатом  П. Брока  показал, что  поражение
задней  трети  первой  лобной  извилины  левого  полушария  приводит  к  своеобразной  патологии, когда
больной теряет  возможность  говорить,  хотя  и  понимает обращенную  к  нему  речь  {моторная  афазия).
Спустя  тринадцать  лет, в 1874 г., немецкий  психиатр  К. Вернике  описал  второй  факт  не  меньшего
значения. Он показал, что больные с поражением трети первой височной извилины левого полушария
сохраняют  возможность  говорить, однако  лишаются  способности  понимать  обращенную  к  ним  речь
{сенсорная афазия). Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами деятельности: центр Брока
соседствует  с  двигательным, а  центр  Вернике — со  слуховым. Эти  открытия  положили  начало
клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека.

172

Исследования последних двух десятилетий изменили и устоявшееся представление о роли правого

полушария в речевой деятельности человека. Ответ на этот вопрос был получен при лечении некоторых
психических  заболеваний  с  использованием  унилатерального  электросудорожного  шока. Процедура
лечения  заключается в  том, что  электроды  подключаются  только к одной  половине головы. При  этом
происходит подавление активности только одного полушария, второе продолжает работать нормально.
Отечественными  нейролингвистами  Л.Я. Балоновым, В.Д. Деглиным  и  др. проведена  серия
экспериментов по изучению речи в условиях "выключения" одного из полушарий. Результаты показали,
что  прямое  значение  слов  воспринимается  главным  образом  левым  полушарием, а  переносное —
правым. Левое  полушарие  отвечает  за  тонкий  механизм  словесной  передачи  объектно-объектных
отношений и полноту вербальной реализации текста, а правое опирается на более общие и обобщенные
принципы  построения  предложений, ориентировано  на  целостный  смысл  при  пересказе  текста. Эти
факты  дали  возможность  Л.В.  Сахарному  говорить  о  существовании  как  бы  двух  грамматик  —
левополушарной  и  правополушарной. Левое  полушарие  отвечает  за  абстрактно-логический  анализ
информации. Эти  механизмы  описаны  в  традиционных  учебниках  грамматики. Правое  полушарие
обрабатывает  информацию  с  опорой  на  подсознание, его  деятельность  связана  с  конкретным, но  и
глобальным освоением ситуации. Правополушарная грамматика оперирует готовыми клишированными
предложениями, целостными текстами.

В логопедии для обозначения нарушений речи часто используются термины "недоразвитие речи" и

"нарушение речи".

Недоразвитие  речи  предполагает  качественно  более  низкий  уровень  сформированности  речевой

функции  или  речевой  системы  в  целом. Оно  может  иметь  различные  причины: задержка  развития


background image

только  компонентов  речевой  системы  или  сочетание  ее  с  общей  задержкой  психического  развития,
олигофренией.

Нарушения  речи  представляют  собой  отклонения  от  нормы  в  процессе  функционирования

механизмов  речевой  деятельности. Они  подразделяются  на  нарушения  устной  речи  и  нарушения
письменной речи.

Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи

(фонационного, внешнего  оформления  высказывания) и  структурно-семантического (внутреннего)
оформления высказывания (системное нарушение речи).

173

Расстройства фонационного оформления речи

1. Дисфония (афония) — отсутствие  или  расстройство  фонации  вследствие  патологических

изменений голосового аппарата.

2. Брадилалия (брадифразия) и  тахилалия (тахифразия) — патологически  замедленный  или

патологически  ускоренный  темп  речи. Эти  расстройства  связаны  с  центрально  обусловленными
нарушениями  реализации  речевой  программы (органическими  или  функциональными  по  своей
природе).

3. Заикание — нарушение  темпо-ритмической  организации  речи, обусловленное  судорожным

состоянием  мышц  речевого  аппарата. Является  центрально  обусловленным, имеет  органическую  или
функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка.

4. Дислалия (косноязычие) — нарушение, недостатки звуко-произношения фонем при нормальном

слухе  и  сохраненной  иннервации  речевого  аппарата. Для  обозначения  искаженного  произношения
звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с
помощью суффикса "-изм": ротацизм — дефект произношения "р", ламбдацизм — "л", мацизм — "г",
хитизм — "х", каппацизм — "к", сигма-тизм — свистящих и шипящих звуков и другие.

5. Ринолалия (гнусавость) — нарушение  тембра  голоса  и  звуко-произношения  из-за  анатомо-

физиологических  дефектов  речевого  аппарата (расщелины  неба, нарушения  резонансных  свойств
полостей носа и другие).

6. Дизартрия (косноязычие) — нарушение  произношения  без  расстройства  восприятия  речи  на

слух, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Расстройства структурно-семантического (внутреннго) оформления речи


background image

1. Алалия (дисфазия, слухонемота) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

поражения  речевых  зон  коры  головного  мозга  во  внутриутробном  или  раннем  периоде  развития
ребенка. Встречается примерно у 1% дошкольников (0,1% всего населения).

При моторной алалии нарушено произношение слов, родители таких детей характеризуют их как

понимающих, но не желающих говорить. При сенсорной алалии нарушено понимание речи — ребенок
слышит, но  не  понимает  слов. Часто  он  довольно  болтлив (повышенная  речевая  активность) и
слышимые слова проговаривает по несколько раз как эхо (эхолалия), но смысла их он не улавливает.

174

2. Афазия (утрата  речи) — полная  или  частичная  утрата  речи (после  того, как  она  уже  была

сформирована), обусловленная  локальными поражениями головного мозга в  результате  травм  головы,
нейроинфекции  и  опухолей  мозга.  До  3  лет,  пока  речь  еще  не  сформирована,  диагностика  афазии
невозможна.

Существуют  различные  классификации  афазий, отражающие  тот  или  иной  исторический  период

развития наук о речи. В настоящее время в нашей стране общепринятой является нейропсихологическая
классификация  афазий  А.Р. Лурия, где  выделено 7 форм  афазий: сенсорная, акустико-мнестическая,
оптико-мнестическая, моторная (афферентная и эфферентная), динамическая и семантическая.

Сенсорная  афазия  связана  с  поражением  задней  трети  височной  извилины  левого  полушария (у

правшей), 41-го первичного и 42-43-го вторичных полей зоны звукового анализатора ("зона Вернике").
В  ее  основе  лежит  нарушение  способности  различать  звуковой  состав  слов (утрата  фонематического
слуха).

Акустико-мнестическая афазия (амнестическая афазия) возникает при поражении средних отделов

коры  левой  височной  области (21-е  и  частично 37-е  поля). У  больного  резко  снижается  объем  слу-
хоречевой памяти — до 3-2 элементов, — в силу чего затруднено понимание больших фраз.

Оптико-мнестическая  афазия (оптическая  амнезия) возникает  при  поражении  задненижних

отделов  височной  области  у  правшей (нижние  отделы 20-21-го  и 37-го  полей). Больные  не  могут
назвать  показываемые  предметы  и  пытаются  дать  им  словесное  описание (карандаш — "то, чем
пишут"). Они не могут нарисовать даже самых простых предметов (стол, дом и другие).

Моторная афазия выражается в затруднениях произношения слов. При поражении нижних отделов

теменной области (40-го поля) нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от
артикуляционного аппарата, в силу чего возникают затруднения в произношении и различении близких
по артикуляции звуков (д,л,н или г,х,к) и часто затруднено выполнение различных оральных движений
(надуть щеки, облизать губы, высунуть язык) — афферентная моторная афазия. При поражении нижних
отделов  коры  премоторной  области (44-е  и  частично 45-е  поля, "зона  Брока") при  попытке  что-то
сказать  больной  произносит  лишь  нечленораздельные  звуки,  но  окружающих  понимает  хорошо  —
моторная эфферентная афазия.

Динамическая афазия  связана  с поражением областей  вблизи от зоны Брока (9,10,46-е поля), что

приводит  к  дефектам  формирования  внутренней  речи. Она  проявляется  речевой  адинамией,
самостоятельно больные почти не высказываются, речь очень бедна. При пробе на заданные ассоциации
(например, попросить назвать 7 красных предметов) больные называют 1-2 предмета и замолкают.

175

Семантическая  афазия  возникает  при  поражении  коры  области  стыка  височных, теменных  и

затылочной  областей  слева (37-го  и  частично 39-го  полей). Больные  перестают  различать
грамматические  конструкции, отражающие  симультанный (одновременный) анализ  и  синтез  явлений,
т.е. когда  для понимания  какого-либо выражения  требуется  одновременное представление  нескольких
явлений. Они не понимают различий в выражениях "круг над крестом" и "круг под крестом" (предлоги


background image

над, под, сверху, снизу и  др.), "брат  отца" и "отец брата" (конструкции  родительного падежа), "ручка
длиннее карандаша" и "карандаш короче ручки" (сравнительные отношения) и другие.

Нарушения письменной речи

1. Дислексия — частичное  специфическое  нарушение  процесса  чтения. Проявляется  в

затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что
приводит  к  неправильному  воспроизведению  звуковой  формы  слова, искажению  понимания
прочитанного. Дислексия  встречается  у 3% детей  начальных  классов  массовой  школы, чаще  у
мальчиков. Она  объясняется  несформированностью (нарушением) высших  психических  функций,
качественной незрелостью головного мозга в его отдельных зонах. Например, при поражении правого
полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова, слово прочитывается справа налево.

В  зависимости  оттого, какой  из  анализаторов  первично  нарушен, выделяют  акустическую,

оптическую  и  моторную  формы  дислексии. Семантическая  дислексия  проявляется  в  нарушении
понимания  прочитанных  слов  или  текста  при  технически  правильном  чтении, а  аграмматическая
дислексия  проявляется  у  ребенка  в  трудностях  усвоения  грамматического  строя  речи (неправильное
согласование  в  роде, числе  и  падеже, неправильное  употребление  окончаний). Тактильная  дислексия
наблюдается  у  слепых  детей  и  проявляется  у  них  трудностями  тактильного  опознания  букв  азбуки
Брайля.

2. Дисграфия — частичное  специфическое  нарушение  процесса  письма. Проявляется  в

нестойкости  оптико-пространственного  образа  буквы, в  смешениях  или  пропусках  букв. В  случаях
полной  несформированности  процесса  письма  говорят  об  аграфии. Аграфия  проявляется  нарушением
способности  писать  правильно  по  смыслу  и  по  форме  при  сохранности  двигательной  функции  руки.
Письмо  представляет  собой  сложную, многоуровневую  форму  речевой  деятельности, и  в  ней
принимают участие и взаимодействуют различные анализаторы. Причины нарушений письма и чтения
являются сходными.

176

Исследование нарушений речи

Наибольший  риск  развития  речевых  нарушений  имеют  дети, родившиеся  с  родовыми травмами,

или  если  во  время  беременности  матери  действовали  различные  патогенные  факторы, которые  могли
обусловить  нарушения  онтогенеза  мозга.  Более  высокий  риск  речевых  нарушений  у  детей  в  семьях  с
наследственной отягощенностью  патологией  речи, леворукостью. Профилактика  и  коррекция  речевых
нарушений у детей должна начинаться как можно раньше.