Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5790
Скачиваний: 35
предложения, причем они отдавали предпочтение порядку "слов-жестов", при котором на первом месте
находился субъект действия, на втором — действие, на третьем — объект (например: "ты — щекотать
— Ушо"). Иными словами, шимпанзе демонстрировали представление о субъекте, действии и объекте
(цит. по Горелов И.Н., Седов К.Ф., 1997).
Нарушения речи
Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных
звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон
коры головного мозга.
При ряде психических заболеваний у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении —
больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно (ответы типа "да", "нет") или
отказными понятиями ("не помню", "не знаю"), что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти
и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже
встречается противоположное состояние — многоречивость, но также с отсутствием
заинтересованности з собеседнике. Главный признак здесь — монологичность речи, исчезновение
диалогичности. Такое обезличенное общение часто называют "аутизмом наоборот, наизнанку".
Собственно патопсихолингвистические речевые нарушения связаны с патологией высших
психических функций, сознания и личности, которые имеют место при психических заболеваниях
(Леонтьев А.А., 1997). В литературе даются описания характерных особенности речи при различных
душевных расстройствах (Spoerri, 1964; Гриншпун, Добрович, Фрумкина, 1974 и др.).
Прогрессивный паралич (вариант сифилитического психоза) — наблюдается невнятность
произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность
речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.
Корсаковский психоз (встречается в 3-й стадии алкоголизма) — резкое расстройство памяти
отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место
необходимого.
Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера (атрофические процессы мозга) — заметна стереотипность
речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с
одинаковой интонацией.
171
Эпилепсия — речь неясная, замедленная, "вязкая", с тенденцией к персеверации (повтору),
характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании
слабоумия — бедность словаря (олигофазия).
Маниакально-депрессивный психоз — при повышенном настроении речь громкая, торопливая,
неумолкающая ни на минуту, "телеграфный стиль", скачки идей, отвлекаемость. Возникновение
большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.
Шизофрения — речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм
болезни. В целом речь больных характеризуется нарушением механизмов опоры ее на прошлый
речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и
предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и "словотворчество"
(неологизмы), замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Речь часто обстоятельная и
резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмысленность того или иного
предложения при грамматической его целостности. Речь однотонная или больные иногда усиливают
интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой
части. Эхолалия — повторение слов собеседника или вербигерация — бессмысленное выкрикивание
одного и того же слова или высказывания.
Нарушения речи при локальных поражениях мозга изучаются нейролингвистикой (раздел
нейропсихологии), а нарушения и коррекция речи при задержке ее развития являются предметом
исследования логопедии (отрасль педагогики).
В становлении нейролингвистики как науки большое значение имеют работы отечественного
психолога А.Р. Лурия, который во время Великой Отечественной войны занимался восстановлением
деятельности воинов, получивших травму головного мозга. Он и его ученики собрали и обобщили
огромный материал, подробно исследовали языковые функции левого полушария.
История изучения нарушений различных форм речевой деятельности при локальных поражениях
мозга начинает свой отсчет в 1861 г., когда французский анатом П. Брока показал, что поражение
задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к своеобразной патологии, когда
больной теряет возможность говорить, хотя и понимает обращенную к нему речь {моторная афазия).
Спустя тринадцать лет, в 1874 г., немецкий психиатр К. Вернике описал второй факт не меньшего
значения. Он показал, что больные с поражением трети первой височной извилины левого полушария
сохраняют возможность говорить, однако лишаются способности понимать обращенную к ним речь
{сенсорная афазия). Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами деятельности: центр Брока
соседствует с двигательным, а центр Вернике — со слуховым. Эти открытия положили начало
клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека.
172
Исследования последних двух десятилетий изменили и устоявшееся представление о роли правого
полушария в речевой деятельности человека. Ответ на этот вопрос был получен при лечении некоторых
психических заболеваний с использованием унилатерального электросудорожного шока. Процедура
лечения заключается в том, что электроды подключаются только к одной половине головы. При этом
происходит подавление активности только одного полушария, второе продолжает работать нормально.
Отечественными нейролингвистами Л.Я. Балоновым, В.Д. Деглиным и др. проведена серия
экспериментов по изучению речи в условиях "выключения" одного из полушарий. Результаты показали,
что прямое значение слов воспринимается главным образом левым полушарием, а переносное —
правым. Левое полушарие отвечает за тонкий механизм словесной передачи объектно-объектных
отношений и полноту вербальной реализации текста, а правое опирается на более общие и обобщенные
принципы построения предложений, ориентировано на целостный смысл при пересказе текста. Эти
факты дали возможность Л.В. Сахарному говорить о существовании как бы двух грамматик —
левополушарной и правополушарной. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логический анализ
информации. Эти механизмы описаны в традиционных учебниках грамматики. Правое полушарие
обрабатывает информацию с опорой на подсознание, его деятельность связана с конкретным, но и
глобальным освоением ситуации. Правополушарная грамматика оперирует готовыми клишированными
предложениями, целостными текстами.
В логопедии для обозначения нарушений речи часто используются термины "недоразвитие речи" и
"нарушение речи".
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности речевой
функции или речевой системы в целом. Оно может иметь различные причины: задержка развития
только компонентов речевой системы или сочетание ее с общей задержкой психического развития,
олигофренией.
Нарушения речи представляют собой отклонения от нормы в процессе функционирования
механизмов речевой деятельности. Они подразделяются на нарушения устной речи и нарушения
письменной речи.
Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи
(фонационного, внешнего оформления высказывания) и структурно-семантического (внутреннего)
оформления высказывания (системное нарушение речи).
173
Расстройства фонационного оформления речи
1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата.
2. Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) — патологически замедленный или
патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально обусловленными
нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей
природе).
3. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или
функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка.
4. Дислалия (косноязычие) — нарушение, недостатки звуко-произношения фонем при нормальном
слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для обозначения искаженного произношения
звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с
помощью суффикса "-изм": ротацизм — дефект произношения "р", ламбдацизм — "л", мацизм — "г",
хитизм — "х", каппацизм — "к", сигма-тизм — свистящих и шипящих звуков и другие.
5. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звуко-произношения из-за анатомо-
физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств
полостей носа и другие).
6. Дизартрия (косноязычие) — нарушение произношения без расстройства восприятия речи на
слух, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Расстройства структурно-семантического (внутреннго) оформления речи
1. Алалия (дисфазия, слухонемота) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка. Встречается примерно у 1% дошкольников (0,1% всего населения).
При моторной алалии нарушено произношение слов, родители таких детей характеризуют их как
понимающих, но не желающих говорить. При сенсорной алалии нарушено понимание речи — ребенок
слышит, но не понимает слов. Часто он довольно болтлив (повышенная речевая активность) и
слышимые слова проговаривает по несколько раз как эхо (эхолалия), но смысла их он не улавливает.
174
2. Афазия (утрата речи) — полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была
сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга в результате травм головы,
нейроинфекции и опухолей мозга. До 3 лет, пока речь еще не сформирована, диагностика афазии
невозможна.
Существуют различные классификации афазий, отражающие тот или иной исторический период
развития наук о речи. В настоящее время в нашей стране общепринятой является нейропсихологическая
классификация афазий А.Р. Лурия, где выделено 7 форм афазий: сенсорная, акустико-мнестическая,
оптико-мнестическая, моторная (афферентная и эфферентная), динамическая и семантическая.
Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у
правшей), 41-го первичного и 42-43-го вторичных полей зоны звукового анализатора ("зона Вернике").
В ее основе лежит нарушение способности различать звуковой состав слов (утрата фонематического
слуха).
Акустико-мнестическая афазия (амнестическая афазия) возникает при поражении средних отделов
коры левой височной области (21-е и частично 37-е поля). У больного резко снижается объем слу-
хоречевой памяти — до 3-2 элементов, — в силу чего затруднено понимание больших фраз.
Оптико-мнестическая афазия (оптическая амнезия) возникает при поражении задненижних
отделов височной области у правшей (нижние отделы 20-21-го и 37-го полей). Больные не могут
назвать показываемые предметы и пытаются дать им словесное описание (карандаш — "то, чем
пишут"). Они не могут нарисовать даже самых простых предметов (стол, дом и другие).
Моторная афазия выражается в затруднениях произношения слов. При поражении нижних отделов
теменной области (40-го поля) нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от
артикуляционного аппарата, в силу чего возникают затруднения в произношении и различении близких
по артикуляции звуков (д,л,н или г,х,к) и часто затруднено выполнение различных оральных движений
(надуть щеки, облизать губы, высунуть язык) — афферентная моторная афазия. При поражении нижних
отделов коры премоторной области (44-е и частично 45-е поля, "зона Брока") при попытке что-то
сказать больной произносит лишь нечленораздельные звуки, но окружающих понимает хорошо —
моторная эфферентная афазия.
Динамическая афазия связана с поражением областей вблизи от зоны Брока (9,10,46-е поля), что
приводит к дефектам формирования внутренней речи. Она проявляется речевой адинамией,
самостоятельно больные почти не высказываются, речь очень бедна. При пробе на заданные ассоциации
(например, попросить назвать 7 красных предметов) больные называют 1-2 предмета и замолкают.
175
Семантическая афазия возникает при поражении коры области стыка височных, теменных и
затылочной областей слева (37-го и частично 39-го полей). Больные перестают различать
грамматические конструкции, отражающие симультанный (одновременный) анализ и синтез явлений,
т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление нескольких
явлений. Они не понимают различий в выражениях "круг над крестом" и "круг под крестом" (предлоги
над, под, сверху, снизу и др.), "брат отца" и "отец брата" (конструкции родительного падежа), "ручка
длиннее карандаша" и "карандаш короче ручки" (сравнительные отношения) и другие.
Нарушения письменной речи
1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в
затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что
приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искажению понимания
прочитанного. Дислексия встречается у 3% детей начальных классов массовой школы, чаще у
мальчиков. Она объясняется несформированностью (нарушением) высших психических функций,
качественной незрелостью головного мозга в его отдельных зонах. Например, при поражении правого
полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова, слово прочитывается справа налево.
В зависимости оттого, какой из анализаторов первично нарушен, выделяют акустическую,
оптическую и моторную формы дислексии. Семантическая дислексия проявляется в нарушении
понимания прочитанных слов или текста при технически правильном чтении, а аграмматическая
дислексия проявляется у ребенка в трудностях усвоения грамматического строя речи (неправильное
согласование в роде, числе и падеже, неправильное употребление окончаний). Тактильная дислексия
наблюдается у слепых детей и проявляется у них трудностями тактильного опознания букв азбуки
Брайля.
2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в
нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв. В случаях
полной несформированности процесса письма говорят об аграфии. Аграфия проявляется нарушением
способности писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательной функции руки.
Письмо представляет собой сложную, многоуровневую форму речевой деятельности, и в ней
принимают участие и взаимодействуют различные анализаторы. Причины нарушений письма и чтения
являются сходными.
176
Исследование нарушений речи
Наибольший риск развития речевых нарушений имеют дети, родившиеся с родовыми травмами,
или если во время беременности матери действовали различные патогенные факторы, которые могли
обусловить нарушения онтогенеза мозга. Более высокий риск речевых нарушений у детей в семьях с
наследственной отягощенностью патологией речи, леворукостью. Профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей должна начинаться как можно раньше.