Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5786
Скачиваний: 35
4) наличием возможности постановки целей (целеполагания) и возможности сосредоточения при
организации психической и иной деятельности.
Состояние бодрствования. Активное бодрствование — другой важный аспект сознания, который
близко, по крайней мере внешне, связан с явлениями пробуждения. Познавательная деятельность
невозможна, если уровень бодрствования не достигает определенного, оптимального уровня.
Противоположным состоянию бодрствования является обычный сон. При его достаточной глубине у
человека резко понижены функции анализаторов и он лишен сознания.
Сон и бодрствование являются взаимосвязанными сторонами одного цикла. Цикл "сон —
бодрствование" тесно связан с нейрофизиологическими механизмами активации, которые в настоящее
время являются достаточно хорошо исследованными ("энергетический" блок мозга). Известно много
различных факторов и патологических состояний, которые меняют или нарушают режимы активации
мозга, приводя к различным расстройствам механизмов бодрствования и сна.
278
При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восстановление
сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то
мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три
особенности восстановления сознания после сна: восстановление порогов восприятия (1),
восстановление связи восприятия с окружающей действительностью (2), восстановление связи
впечатлений с собственным "я", собственной личностью (3).
Физиолог А.А. Герцен, сам страдавший обмороками, еще в 1890 году оставил подробное описание
такого поэтапного восстановления сознания. Он писал (цит. по Бахур В.Т, 1986), что первоначально на
фоне бессознательного появляется неопределенное чувство бытия, не имеющее никакого отношения к
индивидуальности, но и без различения от внешнего мира ("безличное сознание"). Это чувство может
быть приятным, если нет условий для боли, но оно может быть и очень неприятным, если есть источник
боли. Затем человек постепенно начинает видеть и слышать, но ему кажется, что звуки и цвета
рождаются внутри него, и каждое из ощущений чувствуется изолированно, калейдоскопично. В
последующем начинает осознаваться собственное "Я" — происходит как бы отделение "Я" от внешнего
мира, хотя еще отсутствует понимание ситуации и причинно-следственных отношений. Лишь на
последнем, четвертом этапе наступает полное восстановление сознания с ясным пониманием личного
"Я" и окружающего мира.
Простейшее, безотносительное чувство "бытия вообще". появляющееся на самой ранней стадии
восстановления сознания, считают первоосновой, базисом сознания и самосознания. Об этом писали
еще в конце прошлого и начале нашего столетия В.М. Бехтерев, Т. Рибо, А. Галич, С.С. Корсаков и
другие исследователи сознания.
Таким образом, наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими
оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие:
1) степень ясности сознания, т.е. уровень бодрствования (или луцидность);
2) объем сознания, т.е. широта охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний.
Условно он подразделяется на предметное сознание (осознавание окружающего мира) и самосознание
(осознавание соматического и личностного "Я");
3) непрерывность сознания, т.е. его текучесть со способностью непрерывного осознавания и
оценки прошлого, настоящего и будущего;
4) содержание сознания, т.е. полнота, адекватность, критичность оценки используемых запасов
памяти, мышления и эмоциональных отношений;
5) активность сознания, т.е. способность к произвольному избирательному сосредоточению
сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых
внешних и внутренних явлениях (связь с механизмами внимания и волевой активности).
279
Формирование сознания в онтогенезе
Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего
становления (Ушаков Г.К., 1973).
1. Бодрствующее сознание (8-10 месяцев). В первый год жизни ребенок много спит и его сознание
проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются
первые "реакции выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций". Например, можно заметить, что
ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также
заметить, что начинаются попытки исследования (сравнения и сопоставления) объектов окружающего
мира. Такого рода реакции и составляют первые элементы сознания, т.к. свидетельствуют о начале
формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выделения своего тела из окружающего.
Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния "сытого
бодрствования" ("автаркия", по О.П. Партс с соавт.), при которых ребенок не реагирует даже на слова
матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом
возрастном периоде в мозге активно происходят процессы формирования "схемы" тела: импульсы,
приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых
структурах. Формирование в мозге структур в виде "схемы тела" закладывает основу будущего
самосознания.
2. Предметное сознание (от 10-12 месяцев до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют
непосредственные впечатления действительности. Формирование сознания более связано с развитием
первых образных представлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет себя из
окружающего и в его речи отсутствует местоимение "Я". В зеркале он начинает узнавать других людей
в 8 мес, а себя лишь в 26 мес. На фотографиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя — значительно
позднее.
4. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет). Знаменуется появлением у ребенка сознания
своего "Я" и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды
становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о
пространстве и времени. Сознание собственного "Я", сугубо индивидуальное в начале, в последующем
претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.
280
5. Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет) — характеризуется появлением в сознании ребенка
к 7-9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со
знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников.
Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и
появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания
обеспечиваются началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах
пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего
внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихичес-кого, субъективного (представляемого и
воображаемого).
6. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) — характеризуется совершенствованием сознания и
приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание
приобретает возможность не только к созданию некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как
бы "рассматривания" изнутри полученной картины ("отражение отражения"). Таким образом, при
рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад) сознание обращается на самое себя и производит
размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление
самосознания.
В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у
однояйцовых близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя своего собрата-
близнеца и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов
чрезвычайно выражена эмоциональная синтонностъ, т.е. переживание за своего собрата, как за самого
себя (сопереживание). В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до
этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера (Zazzo R., 1960).
Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего постепенно вырастает
самосознание, которое в свою очередь также претерпевает сложное развитие: от сознания своего
телесного, соматического "Я" — до сознания психического "Я". Последнее на своих высших этапах
(рефлексия) находит выражение в способности индивидуума контролировать адекватность,
целостность, последовательность, завершенность своих психических процессов и умение их направлять
на решение главных задач, стоящих перед человеком.
281
Взаимодействие сознания и бессознательного
Понятия "сознательное" и "психическое" неравнозначны. Нельзя считать, что все психические
процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три
взаимодействующих уровня: сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и
переживаний); подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный
уровень) и бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное — неосознаваемая
мотивация аффективных и других общих реакций).
В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих
из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания,
используются человеком для осознанного управления своим поведением.
Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но
на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена
веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если
направить на них свое внимание. Сознание не участвует и в таких безусловно рефлекторных реакциях,
как моргание или отдергивание руки при уколе, хотя можно сознательно тормозить, задерживать эти
реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или
езда на велосипеде. Здесь речь идет не о выборе направления, а о самих двигательных актах, хотя
иногда, задумавшись, человек может автоматически (бессознательно) обходить препятствия.
На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем
частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было
сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно
образом он пришел к определенному заключению. В таких случаях мы говорим об интуиции, т.к.
начало мышления и его завершение (вывод) осознанны, но вся промежуточная часть цепочки
мыслительных операций человеком не осознается. Особенно велика роль неосознаваемых психических
процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств. Во многих случаях человек не может дать
обоснование на уровне сознания причинам антипатии или симпатии к кому-либо в своем окружении
или чувству страха каких-то предметов и явлений.
282
Взаимоотношения между осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами очень
сложны. Многие наблюдения психологов показали, что в каждый данный момент в зону ясного
сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения
прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом
осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует
нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены,
управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления,
постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Отсюда допускают, что сознательное управление — пошаговое (поэтапное, дискретное), и
сознание привлекается к данному объекту только на относительно короткий интервал времени. Если
сознание принудительно сосредотачивается на одном и том же монотонно изменяющемся содержании
достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению
сонливости и сна. Очень многие техники медитации и гипноза используют эти эффекты
сосредоточенности на монотонных раздражителях с целью получения измененных состояний сознания.
Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека.
Многие знания, отношения и переживания, составляющие внутренний мир человека, могут им не
осознаваться, но определенным образом влиять на его поведение. 3. Фрейд (1922) показал, что
бессознательные побуждения часто лежат в основе очагов скрытого напряжения, которые могут
порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания. Длительные наблюдения за
своими больными позволили 3. Фрейду в начале XX в. выдвинуть психологическую концепцию
влияния подсознательных влечений на человеческое поведение (психоанализ), которая значительно
повлияла на становление современной психологии.
Бодрствование и сон — основные состояния сознания
Основными состояниями сознания являются состояние бодрствования (16 часов в сутки) и
состояние сна (8 часов в сутки). Эти состояния объединены в суточном цикле "бодрствование — сон",
тесно связанном с процессами активации, функционированием первого блока мозга — "блока
регуляции тонуса и бодрствования".
Аппараты первого ("энергетического", по А.Р. Лурия) блока мозга (ретикулярная формация,
лимбическая система и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга) регулируют два
основных вида процессов активации: общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся
основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные
изменения, которые необходимы для осуществления высших психических функций.
283
Если физиологическая активация непосредственно связана с функциональной активностью
центров первого блока мозга, то психологическая активация представляет собой продолжение
физиологической активации и уже непосредственно связана с расшифровкой и истолкованием внешних
сигналов. Разумеется, эффективность расшифровки внешних сигналов зависит не только от уровня
бодрствования, но и от актуального содержания сознания, т.е. от потребностей, вкусов, интересов и
планов человека.
Высшее единство всех психических функций на уровне второй сигнальной системы требует кроме
активного состояния нервных клеток наличия специфического характера нервных связей между ними.
И.П. Павлов видел много общего в механизмах сознания и внимания. Так же, как и во внимании, в
механизмах сознания большое значение имеет явление доминанты. В коре головного мозга возникает
очаг оптимальной возбудимости, а остальные участки коры затормаживаются. Такой очаг оптимальной
возбудимости, как предполагал И.П. Павлов и показали последующие электрофизиологические
исследования, постоянно перемещается по коре мозга в зависимости от изменения объекта сознания.
И.П. Павлов образно так описывал этот процесс: "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку
и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на
думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно
изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное
на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".
Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры (концепция "светлого пятна") была
впервые высказана И.П. Павловым в 1913 году. В настоящее время мы действительно можем видеть
"сквозь черепную коробку" активные зоны с помощью новейших методов изображения живого мозга.
Гипотеза И.П. Павлова не только пророчески подтвердилась, но и получила свое дальнейшее развитие в
виде "теории прожектора" (Crick, 1984). Вся информация поступает в кору по сенсорным путям через
переключательные ядра в дорсальном таламу-се. Их возбудимость может быть избирательно изменена
за счет влияния нейронов ретикулярного комплекса, входящего в вентральный отдел таламуса.
Взаимоотношения между этими частями таламуса таковы, что в каждый данный момент (100 мс) одна
из нейронных групп находится в высокой возбудимости и усиливает импульсный поток в соответствую-
щий участок коры, в то время как другие нейроны таламуса заторможены. Область высокой
импульсации коры как бы оказывается в зоне "прожектора", являясь центром внимания. Благодаря
перемещению "прожектора" становится возможным объединение разных участков коры в единую
систему. Предполагается, что одновременно могут действовать несколько "прожекторов", большую
роль при этом играет синхронизация активности нейронных групп на одной частоте.
При
изучении
состояний
сна
и
бодрствования
большое
значение
имеют
электроэнцефалографические исследования. Мозг состоит из более 10 миллиардов клеток, и каждая из
них представляет собой как бы миниатюрную электрическую станцию, способную в возбужденном
состоянии создавать ток действия. Электрическую активность мозга впервые стали регистрировать в
1924 году с помощью электродов, прикрепленных к коже головы человека. Электрические потенциалы
мозга отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги.
При низкой активности мозга (дремотное состояние) большие группы нервных клеток
разряжаются одновременно и эта синхронность отображается на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) в виде
волн относительно низкой частоты и большой амплитуды: среднечастотных (8-12 Гц) альфа-волн, а
также "медленных волн" диапазона дельта — 0,5-3 Гц и тета — 4-7 Гц. Напротив, высокая активность