Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5162

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Как общие, так  и  специальные способности подразделяют  иногда  на  элементарные  и сложные, а

внутри них уже выделяются конкретные виды. Элементарные способности присущи всем людям, хотя и
в разной степени их выраженности.

К  общим  элементарным  способностям  относятся  способности  ощущать, воспринимать,

запоминать, мыслить, говорить, воображать  и  переживать. Таким  образом, каждое  элементарное
проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным
успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое. Оно  в  результате  упражнения  может  стать
соответствующим навыком.

344

Специальные 

элементарные 

способности 

предполагают 

определенную 

качественную

выраженность  каких-либо  сторон  психических  процессов: глазомер, музыкальный  слух, высокая
чувствительность  обоняния, словесно-логическая  память, критичность  мышления  и  т.д. Специальные
элементарные способности развиваются на основе соответствующих задатков в процессе обучения.

Общие  сложные  способности — это  способности  к  общечеловеческим  видам  деятельности —

труду, учебе, игре, общению друг с другом. Они необходимы в той или иной степени в различных видах
деятельности и присущи всем людям.

Специальные сложные способности (математические, конструкторско-технические, музыкальные,

художественные, организаторские  и  др.) являются  способностями  к  определенным  профессиям,
возникшим  в  процессе  истории  человеческой  культуры. Эти  способности  обычно  называют
профессиональными. От них зависит качество профессиональной деятельности.

Основой  профотбора  является  профессиография. Профессиография — описание  профессий  с

точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. Она охватывает разные стороны конкретной
профессиональной  деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-
гигиенические, психологические  и  др. Часть  профессиограммы  составляет  психограмма — краткая
сводка требований, предъявляемых к психике  человека  как перечень  необходимых профессиональных
способностей.

Сочетание  различных  высокоразвитых  способностей  называют  одаренностью. Талант — более

высокий  уровень  развития  способностей. Талантливый  человек  творит, создает  что-то  свое,
оригинальное, в определенной степени неповторимое. Однако его творчество осуществляется в рамках
уже сложившихся идей, направлений, линий поиска. Талантливые люди (художники, литераторы, врачи
и  др.) обычно  добиваются  известности  и  признания  у  современников. Наивысший  уровень  развития
способностей  называется  гениальностью. Гений  неповторим  и  неподражаем. Его  идеи, концепции,
способы  исследования  и  результаты  открывают  человечеству  новые  горизонты, опережают  эпоху,
время.

Задатки  способностей. В  основе  способностей  лежат  задатки. Под  задатками  понимаются

первичные, природные (биологические) особенности, с  которыми  человек  рождается  и  которые
созревают  в  процессе  его  развития. Они  определяются  врожденными  анатомическими  и
физиологическими  особенностями  строения  тела, двигательного  аппарата, органов  чувств,
нейродинамическими  свойствами  мозга, особенностями  функциональной  асимметрии  больших
полушарий  и  др. Именно  своеобразие  индивидных  характеристик  выступает  в  качестве  природных
задатков.

345

Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться

или  не  превратиться  в  способности, в  зависимости  от  воспитания  и  деятельности  человека. При
отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а


background image

при  соответствующем  воспитании  и  деятельности  даже  из  небольишх  задатков  могут  развиться
способности достаточно высокого уровня.

Б.М. Тешюв  и  В.Д. Небылицин (1963) предприняли  попытку  выяснить, как  влияют особенности

высшей  нервной  деятельности  на  качественные  особенности  структуры  способностей. В  настоящее
время  в  дифференциальной  психофизиологии  сложилась 12-мерная  классификация  свойств  нервной
системы. В  нее  входят 8 первичных  свойств (сила, подвижность, динамичность  и  лабильность  по
отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим
основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе —
общие  свойства, так  и  к  отдельным  анализаторам — парциальные  свойства. Различные  сочетания
свойств  нервной  системы определяют  ее тип. Представители  каждого типа имеют  свои особенности с
точки  зрения  профессиональных  качеств. Например, слабость  нервных  процессов — это  не  только
отрицательное, как обычно предполагалось, но равно и положительное качество нервной системы, т.к.
ее  слабость  есть  следствие  высокой  реактивности. На  ее  основе  легче  развиваются  способности, где
требуется  высокая  реактивность, чувствительность  и  впечатлительность. Обладатели  этого  типа
нервной  системы  обычно  показывают  и  лучшие  результаты  в  условиях  монотонной  работы. Люди  с
сильным  типом  нервной  системы, напротив, более  приспособлены  к  большим  и  неожиданным
нагрузкам. Парциальные (частные) особенности  нервной  системы  лежат  в  основе  предпосылок  к
развитию  способностей  к  профессиям, где  необходимы  особая  развитость  слуховой, зрительной,
обонятельной, двигательной или другой системы.

Некоторые задатки проявляются в раннем возрасте, что выражается в склонности к определенной

деятельности. Например, неодолимое  тяготение  к  рисованию  начало  проявляться  у  Серова, Репина,
Сурикова в возрасте 3-5 лет; к музыке у Римского-Корсакова, Глинки — в 3-4 года. В некоторых семьях
весьма  часто  встречается  много  талантливых  людей. Известны  семьи, давшие  много  композиторов,
художников и т.д. Например, семь поколений музыкантов Бахов, из которых два были действительно
выдающимися; Моцартов (отца и

346

сына), братьев  Гайдн. Однако  это  еще  не  означает, что  способности  передаются  по  наследству.

Изучение  родословных  показывает, что  в  подавляющем  большинстве  случаев  речь  идет  не  о
биологической  наследственности, а  о  наследовании  условий  жизни, т.е. тех  условий, которые
благоприятствуют  развитию  способностей. В  то  время  как  задатки, т.е. природные  предпосылки
способностей, вероятно, подчинены общим генетическим законам. В частности, у музыкантов это могут
быть  определенные  особенности  строения  и  функционирования  слухового  анализатора (парциальные
типологические особенности), передаваемые по наследству из рода в род. Индивидуальные особенности
людей  порождаются  сложным  взаимодействием  между  наследственностью  индивида  и  его  средой.
Наследственность  допускает  очень  широкие  границы  поведения, внутри  которых  результат  развития
будет зависеть от влияния среды (Анастази А., 1982). Любой задаток многозначен, т.е. из одного и того
же задатка при соответствующих  условиях могут развиться различные способности, в зависимости от
характера требований, предъявляемых деятельностью.

Основным  подходом  к  изучению  источников  индивидуального  разнообразия  какого-либо

фенотипического  признака  служит  анализ  сходства  между  родственниками, с  одной  стороны, и
противопоставление  этому  сходству  различий  между  индивидуумами, не  состоящими  в  родстве, — с
другой. Примером  подобного  исследования  может  служить  работа, проведенная  Брауном  в 1942 г. (J.
Medioni, G. Vaysse, 1987). Было  обнаружено, что  частота  возникновения  неврозов  у  близких
родственников (родителей, братьев и сестер) выше, чем у дальних родственников и популяции в целом.
В  его  исследовании  выявлена  даже  определенная  специфичность  наследования  невротических
синдромов (например, навязчивостей), что трудно объяснить одними лишь особенностями семейного и
социального окружения.

Более надежным вариантом данного метода служит близнецовый метод, основанный на сравнении

монозиготных  близнецов  с  дизиготны-ми. Различия  в  фенотипе  монозиготных  близнецов  могут  быть
связаны  только  с  влиянием  окружающей  среды,  т.к.  наборы  генов  у  них  одинаковы.  Монозиготные


background image

близнецы  будут  идентичны  по  черте, которая  имеет  стопроцентную  наследуемость, а  дизиготные —
нет. В общем виде, если корреляция между монозиготными близнецами обозначается как Rm, a между
дизиготными  —  как  Ra,  то оценка  наследуемости  (Н2)  проводится  по  формуле:  Н2  =  Rm  —  R  /1-R  .
Например, наследуемость роста равна 0,94; веса 0,42; длины рук 0,87; длины ступни 0,81; объема бедер
0,66; головного  показателя (отношение  поперечного  размера  головы  к  продольному) 0,7;
маскулинность-феминность (выраженность  мужских  или  женских  черт) 0,87; интеллектуальный
коэффициент 0,53; экстраверсия 0,5; нейротизм 0,3 (источник: Левонтин Р., 1993).

347

Логическим  продолжением  метода  изучения  ковариативности  между  родственниками  служит

обследование приемных детей. Такое обследование позволяет оценить влияние семейной обстановки и
выявить, происходит  ли  простое  сложение  среды  и  генотипа  или  же  они  взаимодействуют.
Комплексное  применение  разных  приемов  исследования  неоднократно  предпринималось  для
генетического  анализа  психических  заболеваний, уровня  умственного  развития  и  других  признаков
индивидуального разнообразия.

Гипотеза  о  наследуемости  задатков  не  должна  отождествляться  с  идеей  наследственности

способностей. Способности — прижизненное приобретение личности, они развиваются под влиянием
социальных  факторов. Психологических  свойств, которые  с  уверенностью  можно  было  бы  считать
наследственно  обусловленными, не  так  уж  много. Среди  характеристик, которые  имеют  явную
генотипическую предрасположенность, находится, например, темп работы, от которого, в свою очередь,
зависит  темперамент. Особенно  большое  влияние  генотип  оказывает  на  физиологические  показатели
(например, электроэнцефалограммы).

Предположения  возможности  наследования  способностей  имеют  давнюю  историю. Еще  в 1875

году  английский  антрополог  и  психолог  Ф. Гальтон (двоюродный  брат  Дарвина, изобретатель
дактилоскопии) писал о наследуемости талантов, однако убедительных доказательств этому не привел.
Тем  не  менее, его  идеи  о  необходимости  систематического  улучшения "наиболее  одаренных  рас"
(евгеника) имели  реальный  успех  в  конце XIX — начале XX вв.: в  Европе  и  Америке  возникли
различные евгенические общества. В США были приняты сенсационные меры (например, стерилизация
"неполноценных"), а нацистская Германия, чтобы обеспечить процветание "арийской расы", дошла до
еще  худших  крайностей. Нацистский  режим  практиковал  не  только  позитивную  евгенику (цель —
благоприятствовать  воспроизведению  лиц  с  хорошей  наследственностью), но  и  евгенику  негативную
(уничтожение "низших  рас"). Годы  существования  нацизма  привели  к  тому, что  евгенизму  в  плане
идеологическом и социальном пришлось явно отступить; во всяком случае, он стал более сдержанным.
Но огромные успехи, достигнутые тем временем биологией и генной инженерией, сделали возможным
создание  усовершенствованного  евгенизма. А  это  поднимает  многочисленные  вопросы, как
технические, так и этические (Thuiller P., 1987).

Любые  задатки, прежде чем они превратятся в  способности, проходят  большой путь  развития. В

процессе их развития можно выделить ряд этапов. Для того, чтобы некоторая способность поднялась на
более  высокий  уровень, необходимо, чтобы  она  была  достаточно  оформлена  на  предыдущем  уровне.
Этот последний по отношению

348

к  более  высокому  уровню  развития  выступает  в  виде  своеобразного  небиологического  плана

задатка  (Немов  Р.С.,  1994).  Например,  для  того  чтобы  хорошо  усвоить  высшую  математику,  надо
обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям
выступают  в  качестве  своеобразного  задатка. Таким  образом, на  одном  из  этапов  происходит
подготовка  анатомо-физиологической  основы  будущих  способностей, на  других  идет  становление  их
небиологической  базы, на  третьих  складывается  и  достигает  соответствующего  уровня  нужная
способность. Все эти процессы протекают последовательно, накладываясь в той или иной степени друг
на друга.


background image

Многоплановость, разнообразие  видов  деятельности  человека  выступает  как  одно  из  важнейших

условий  комплексного  и  разностороннего  развития  его  способностей. Для  более  полного  развития
способностей  ребенка  важен  творческий  характер  его  деятельности, оптимальный  уровень  трудности,
должная  мотивация  и  обеспечение  положительного  эмоционального  настроя  в  ходе  и  по  окончании
выполнения  деятельности. Если  выполняемая  деятельность  находится  в  зоне  оптимальной  трудности
("зона  ближайшего  развития" по  Л.С. Выготскому), то  она  ведет  к  развитию  его  способностей. Если
деятельность слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, но
если слишком трудна, то становится невыполнимой и также не приводит к развитию новых умений и
навыков.

Умственные способности (интеллект)

Понятие "интеллект" (от  лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) не  имеет

однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности
пользоваться  мыслительными  операциями  является  одной  из  основополагающих  характеристик
интеллекта (Леонтьев А.Н., 1981; ClauB G, 1976). Создатели первых интеллектуальных тестов А. Бине,
Т. Симон (Binet A., Simon Th., 1905) и  Д. Векслер (Wechsler D., 1939) полагали, что  человек,
обладающий интеллектом, — это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто, благодаря
этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптироваться к
окружающей среде, к обстоятельствам жизни.

349

Другая  точка  зрения  на  интеллект  связана  с  тем, что  здесь  главное  значение  придается  связи

интеллекта  с  психофизиологическими  способностями  человека  быстрее  или  медленнее  обрабатывать
поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе — со
скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Galton Е, 1884; Cattell J., 1885 и др.). И в
более  поздних  исследованиях  основным  показателем  интеллекта  при  этом  подходе  служит  время,
затраченное человеком на решение предложенных задач.

В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта, исходя из наличия и степени

выраженности  способностей  к  интеллектуальной  деятельности. Однако  следует  помнить, что  понятие
способностей определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллекта.

Интеллект  часто  определяют  как  обобщенную  способность  к  обучению. Адекватность  такого

подхода  обосновывалась  многими  исследованиями (Guilford J., 1967 и  др.). Например, показано, что
оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных
заведениях. Однако  хорошо  известно  и  то, что  многие  одаренные  люди  не  отличались  хорошей
успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Людям  творческим,  как  считает  психолог  Гилфорд  (Guilford  J.,  1959),  свойственно  дивергентное

мышление, при котором поиск решения проблемы осуществляется по всем возможным направлениям.
Такой "веерообразный" поиск  позволяет  творческой  личности  найти  весьма  необычное  решение
проблемы или предложить множество решений там, где обычный человек может найти лишь одно или
два. Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое
требует  от  ученика  прямых  и  ясных  ответов  на  поставленный  вопрос, концентрирует  на  поиске
единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.


background image

Психолог  Спирмен (Spearman С, 1904) с  помощью  статистических  методов  также  попытался

выделить "генеральный " фактор  интеллекта (фактор G), который  будет  определять  успешность
выполнения любого интеллектуального теста. Этот общий фактор Спирменом рассматривался как некая
"умственная  энергия". Он  установил, что  роль  фактора G максимальна  в  сложных  математических  и
абстрактных  тестах  и  минимальна  в  сенсомотор-ных  действиях. Однако  с  течением  времени
накапливались  данные, не  соответствующие  его  теории, по  которой  интеллект  определяется  какой-то
одной способностью. Позднее Л. Терсто-уном (Thurstone L., 1931) выделено семь таких способностей,
которые он назвал первичными умственными потенциями: способ-

350

ность  к  счету, способность  умело (гибко) пользоваться  речью, способность  понимать  речь,

способность  к  пространственной  ориентации, память, способность  к  рассуждению, способность  к
быстроте  восприятия  сходств  и  различий  предметов. По  его  мнению, достаточно  лишь  разработать
тесты на эти способности, и можно вычертить профиль интеллектуального потенциала человека.

Другие  психологи, например  Гилфорд (Guilford J., 1967), выделяли  намного  больше  первичных

факторов  интеллекта. В  основе  модели  интеллекта  Гилфорда  лежат  не  эмпирические  результаты
математического (факторного) анализа, а  определенные  теоретические  представления  о  сущности  и
механизмах информационных процессов: S — О — R (стимул — операция — ответ). Им постулируется
существование не менее 120 факторов интеллекта. Структура интеллекта по Гилфорду явилась плодом
многолетней работы автора и его сотрудников. К настоящему времени получено не менее 98 факторов,
соответствующих модели.

Каждый  фактор  в  модели  интеллекта  Дж. Гилфорда  обозначается  сочетанием  трех  индексов  в

соответствии  с  видом  предъявляемой  информации (S), характером  операции (О) и  получаемым
результатом (R). Предъявляемая информация (S):

1) образная (F) — образы восприятия и памяти;
2) символическая (S) — в виде формальных знаков: буквы, цифры, кодовые обозначения и т.п.;
3) семантическая (М) — концептуальная информация: идеи и понятия;
4) поведенческая (В) — информация, отражающая процесс общения в невербальной форме.

Операции по обработке информации (О):
1) узнавание и понимание информации (С);
2) запоминание, фиксация в памяти информации (М);
3) дивергентное мышление (D);
4) конвергентное мышление (N);
5) оценки (Е) — сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.

Результаты (R):
1) единицы (U) — отдельные сведения;
2) классы (С) — совокупность сведений, сгруппированным по общим существенным элементам;
3) отношения (R) — выражают связи между единицами информации;
4) системы (S) являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними;
5) трансформации (Т) — преобразования и модификации информации;
6) импликации (I) — результаты, возможные  логические  выводы  из  имеющейся  информации  и

выходящие за ее пределы.

351

Таким  образом, 120 различных  частных  интеллектуальных  способностей  образуются  во

всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (5x4x6).