Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5768
Скачиваний: 35
Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта
О генетических предпосылках интеллекта до настоящего времени практически мало что известно.
Из сотен тысяч генов, расположенных в хромосомах, выявлены лишь несколько, которые, отвечая за
ряд физических признаков организма, могут при повреждении вызывать грубые нарушения интеллекта.
Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный "монголоидный"
внешний вид больного (раскосые глаза, широкая и уплощенная переносица, эпикант) сопутствует
умственной отсталости. Однако лишь в 3-4% случаев болезнь Дауна передается по наследству. В
остальных случаях главным фактором заболевания служит немолодой возраст родителей. В среднем в
популяции это заболевание встречается у одного из 700 детей; 1 на 100 новорожденных при возрасте
матери свыше 32 лет и 1 на 20 детей у женщин старше 45 лет.
Также известно, что аномалии содержания в ядре оплодотворенной яйцеклетки числа половых
хромосом не столько приводят к изменению вторичных половых признаков, сколько сопровождаются
задержкой умственного развития и нарушениями поведения. Большее количество мальчиков среди
умственноотсталых (в 1,5-2 раза больше девочек) стало понятно, когда было установлено, что очень
часто этот признак сцеплен с Х-хромосомой.
Генетический (хромосомный) пол определяется набором половых хромосом в клетке: XX —
женский, XY — мужской. Одной из самых частых хромосомных аберраций в мужской популяции с
частотой 1:500 встречается синдром Клайнфелтера: одна дополнительная Х-хромосома (карио-тип —
47XXY), а внешне — высокий рост с евнухоидными пропорциями тела. У части больных
обнаруживается две и более дополнительные X-хромосомы. Интеллектуальное развитие больных может
быть различным, но чаще оно снижено. В общем, отмечено, что увеличение числа добавочных Х-
хромосом увеличивает степень умственной отсталости.
Кариотип у мужчин с добавочной Y-хромосомой (47XYY) встречается несколько реже — 1:800.
Умственной отсталости при этом не отмечается, мужчины отличаются высоким ростом и нормальным
телосложением, но при этом часты аномалии поведения с агрессивностью и гиперсексуальностью.
Исследование кариотипа достаточно трудоемко, поэтому в клинике чаще используют изучение в
клетках эпителия слизистой рта полового хроматина, который является показателем числа половых
хромосом. Это исследование должно широко использоваться при обследовании лиц мужского пола с
гипогонадизмом, а также с высокорослостью, умственной отсталостью и нарушениями поведения.
352
На умственное развитие ребенка могут оказать влияние болезни матери во время беременности
(краснуха, диабет, сифилис), а также употребление ею ряда лекарственных (антибиотики, аспирин,
транквилизаторы и др.) и токсических веществ (алкоголь, табак, наркотики).
Более тонкие исследования вклада генотипических и средовых факторов в межиндивидуальные
различия в характеристиках способностей человека проводились путем сравнения сибсов и, особенно,
близнецов, разлученных в раннем детстве или живущих вместе. Более ранние психогенетические
исследования, проведенные в этом направлении, обнаружили довольно высокую степень сходства
показателей интеллекта у родственников, имеющих большее количество общих генов (0,68).
Современные, более репрезентативные исследования привели к снижению показателей наследуемости
интеллекта до 0,48-0,5, т.е. близки к простому генетическому ожиданию, равному 0,5. (Равич-Щербо
И.В. и др., 1988). Однако с какими бы наследственными задатками не появился на свет ребенок, его
дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды — питанием, воспитанием и
прочими.
Имеются сведения, свидетельствующие о связи интеллектуального развития ребенка с его
возможностью общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени. Оказалось, что чем
больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности, первенцы в этом
отношении оказываются чаще более развитыми, чем их младшие братья и сестры (Zajonc, 1975).
Много дискуссий вызывает и обнаружение более низких усредненных показателей по тестам
интеллекта у лиц из менее обеспеченных слоев общества и некоторых этнических групп. Результаты
этих исследований интересны сами по себе, но они так и не дали ответа на главный вопрос — о
причинах групповых различий. К сожалению, пока нет возможности точно оценить, в какой степени
разнообразие интеллектуальных способностей в популяции определяется генетическими влияниями, и в
какой — негенетическими. Все рассуждения на эту тему должны начинаться с утверждения, что в
центре социальной политики стоит не какая-то социальная или этническая группа, а человек. Цель
общества, несомненно, заключается в создании условий, дающих каждому, независимо от его
генетических потенций, развить свои таланты, получить образование. Все психогенетические
исследования показывают, что в любом случае фенотип — это результат взаимодействия генотипа и
среды, а некоторые генотипы для оптимального развития нуждаются в соответствующих, причем во
многих случаях довольно определенных условиях внешней среды. Задача психогенетики собственно и
состоит в том, чтобы определить эти условия и дать совет о стратегиях оптимизации этой внешней
среды (образование, воспитание и прочее) для полной реализации всех наследственных потенций
(Фогель Ф., Мотульски А., 1990).
353
Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явление, объясняемое одной
причиной или одним механизмом. Надо признать существование сложной структуры интеллекта,
включающей общие и специфические факторы. В основе общих факторов, скорее, лежат определенные
нейрофизиологические механизмы обработки информации, а частные (специфические) факторы
представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваиваемые при
обучении и накоплении жизненного опыта. Очевидно также и то, что наследуются не общий интеллект
или конкретные действия и операции, а определенные нейрофизиологические характеристики мозговых
зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта. Эти
нейрофизиологические особенности можно рассматривать как задатки способностей.
Оценка интеллекта
Тесты интеллекта впервые появились во Франции, когда в 1,881 году было введено всеобщее
обязательное образование и возникла необходимость более рационального распределения учеников по
классам не только с учетом возраста, но и по ступеням обучения в зависимости от их способностей. В
1905 году А. Бине и Т. Симоном была опубликована шкала для выявления умственно неполноценных
детей, которые не способны обучаться в обычных школах. В первоначальном виде она содержала 30
заданий возрастающей трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения
увеличивалась соответственно хронологическому возрасту ребенка. Уровень трудности заданий
определялся эмпирически на основе изучения данных выборки здоровых детей разных возрастов (3-12
лет). Отбирались для теста те задания, с которыми справлялись 50-80% детей соответствующего
возраста. При использовании шкалы ребенку определенного хронологического возраста (ХВ),
исчисляемого по дате рождения, последовательно предъявлялись наборы заданий для детей 3,4 и т.д.
лет. До тех пор, пока он справлялся с ними за ограниченное время (как в школе при выполнении
контрольной работы). Последнее успешно выполненное задание соответствует, по Бине, умственному
возрасту ребенка (УВ). Если 7-летний ребенок справляется только с заданиями, предназначенными для
шестилетних детей, то отсюда делается вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от
своих сверстников на 1 год.
354
Более удобной оказалась предложенная в 1912 году немецким психологом Штерном формула,
позволяющая в краткой форме в виде показателя (коэффициента) интеллектуальности (IQ) выразить
связь умственного и хронологического возраста. Концепция такого коэффициента основана на
представлении о том, что нормальный ребенок — это такой ребенок, у которого умственный возраст
соответствует хронологическому. Коэффициент интеллектуальности в таких случаях всегда равен 100
баллам (например, для 10-летнего ребенка: IQ = YB/XB*100= 10/10*100= 100 баллов).
В 1939 году Д. Векслером впервые были предложены шкалы интеллекта, которые были
стандартизированы на выборках людей от 7 до 69 лет. В этих шкалах задания, в отличие от теста Бине,
были одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов,
которое давал испытуемый. Оно сравнивалось со средним числом правильных ответов для лиц
соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ. Наибольшую
известность получили варианты шкалы Векслера для детей до 16 лет и лиц от 16 до 64 лет.
Баллы IQ распределяются в каждой популяции симметрично по отношению к среднему (100
баллов) и кривая распределения имеет форму колокола (нормальное распределение). Такого рода
распределения характерны для большинства биологических показателей, и психогенетики приложили
немалые усилия для разделения дисперсии IQ на средовые и генетические составляющие для
установления коэффициента наследуемости. Однако следует заметить, что сами характеристики
распределения IQ ничего особенного не открывают, т.к. тест задумывался именно так, чтобы система
подсчета согласовывалась с законами нормального распределения (среднее 100 и стандартное
отклонение 15 баллов).
355
Тест Векслера для взрослых состоит из 11'субтестов (для детей имеется дополнительная, 12-я
шкала — "лабиринты"), дающих оценки вербального, невербального и общего интеллекта; кроме того
анализируется профиль оценок по отдельным субтестам.
Вербальный интеллект измеряется по субтестам:
1) общая осведомленность — знание общеизвестных сведений и фактов из разных областей
знаний;
2) общая понятливость — оценка понимания смысла выражений, способности к суждению и
пониманию общественных норм («здравый смысл» в разрешении социальных ситуаций);
3) арифметический субтест — умение оперировать числовым материалом, сообразительность и
внимание (устное решение задач);
4) установление сходства — необходимо указать общий признак в предлагаемых парах понятий;
5) словарный субтест — изучение вербального опыта, оценка запаса слов и понимание их смысла;
6) кратковременная память на последовательность чисел от 3 до 9 знаков (запоминание и
повторение цифр в прямом и обратном порядке.
Оценка невербального интеллекта включает субтесты:
7) поиск недостающих деталей изображения — изучение зрительного восприятия,
наблюдательности, способности выделить существенные детали;
8) установление правильной последовательности картинок — изучение способности к организации
фрагментов в логическое целое, понимание и предвосхищение ситуации в соответствии с развитием
действий во времени;
9) составление фигур из отдельных деталей — изучение способности синтеза целого из частей;
10) кубики Кооса — предлагается составить по образцу разной степени сложности орнамент из
кубиков с разноокрашенными гранями;
11) субтест шифровки цифр — изучение внимания и зрительно-двигательных навыков, требуется
закодировать последовательность цифр в соответствии с образцом-кодом.
12) лабиринты (только в варианте теста для детей) — требуется провести карандашом линию-
выход из лабиринтов разной степени сложности, субтест позволяет, ко всему прочему, оценить
моторику руки.
Шкала Векслера требует много времени для обследования, поэтому в практической работе, при
профессиональном отборе часто используются краткие варианты теста и специализированные тесты для
оценки отдельных качеств интеллекта. Уже при разработке самых первых тестов были выдвинуты два
требования, которым должны удовлетворять "хорошие" тесты: надежность и валидность.
356
Надежность теста должна быть обеспечена постоянством воспроизведения его результатов у
одного и того же человека. Баллы по тестам IQ, полученные дважды у одного и того же человека за
короткое время, высоко коррелируют друг с другом (г=+0,95). На этом основании тест считается
надежным. Результаты тестирований, разделенных годами, коррелируют друг с другом слабее,
особенно если второе исследование проводится в зрелом возрасте. Однако корреляция между
результатами повторного тестирования и через 10 лет остается надежно высокой (г=+0,80).
Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого
предназначен. В отношении валидности интеллектуальных тестов было много дискуссий. Откуда мы
знаем, что тест, названный тестом интеллекта, действительно измеряет интеллект? Хотя
многочисленные тесты интеллекта и разрабатывались в соответствии с какой-либо теорией интеллекта,
однако их критическая оценка связана с отсутствием общепринятого понимания исследователями
интеллекта и его структуры, возможности существенных различий в ответах на задания у
представителей разных классов или этнических групп. Низкие тестовые результаты не всегда говорят о
слабых способностях человека. Это один из наиболее важных моментов, который необходимо
учитывать при определении результатов тестирования и их интерпретации.
Нарушения интеллекта
Интеллект изменяется под влиянием воспитания, обучения, других воздействий внешней среды.
Развитие интеллекта происходит особенно интенсивно в детстве и юности, но оно не прекращается и по
достижении зрелого возраста. Если интеллект перестает развиваться или если он начинает ухудшаться,
то всегда основанием для этого является та или иная болезнь мозга.
Временные нарушения интеллекта отмечаются при некоторых психозах, чаще при острых
инфекциях, и выражаются нарушениями осмысления. Больной теряет способность производить
основные мыслительные операции, устанавливать причинные связи между предметами и явлениями
окружающего мира, поэтому он не может сообразить, что его окружает и где он находится. Такое
состояние называется аменцией ("бессвязность мышления") и может длится несколько дней, а иногда и
несколько месяцев. Увеличение продолжительности аментивного состояния прогностически
неблагоприятно, т.к. может привести к стойкому ослаблению интеллекта.
357
Стойкое ослабление интеллекта может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным
(деменция). Олигофрении являются результатом замедления или остановки развития интеллекта в
раннем возрасте под влиянием различных факторов (генетических, вредностей внутриутробного
развития и раннего детства). Идентифицировано свыше 200 синдромов, связанных с умственной
отсталостью, затрагивающих практически любое звено биохимии и физиологии мозгового
функционирования. Деменции связаны с распадом уже сформированного интеллекта вследствие
болезней мозга (травмы, инфекции, интоксикации, психические заболевания).
В клинической экспертной работе врача часто требуются более подробные данные показателя
общего IQ при наличии умственного дефекта и оценки степени его выраженности. При показателе IQ,
равном 70-51 баллов, диагностируют дебильность (70-64 — легкая степень, 63-58 — средняя, 57-51 —
выраженная дебильность); при 50-26 диагностируют имбецильность и при IQ менее 25 баллов —
идиотию.
В 10-й международной классификации болезней (МКБ-10) легкие нарушения интеллекта
(устаревшее — дебильность) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69, что в целом
соответствует в зрелом возрасте психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренные нарушения
интеллекта (устаревшее — не резко выраженная имбецильность) диагностируется при IQ в пределах 35-
49 (6-9 лет), тяжелые нарушения интеллекта (устаревшее — резко выраженная имбецильность) — при