Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5774
Скачиваний: 35
Мотивация агрессивности. Альтруистическому мотиву противоположен по смыслу мотив
агрессивности (от лат. aggredi — нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением
физического или психологического вреда другому человеку, обществу.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и
сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.
От фрустрационной (реактивной) агрессии следует отличать враждебную агрессию, с ее
целенаправленно-осознанным стремлением нанести вред другому, и инструментальную агрессию, где
цель действия субъекта иная, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Готовность субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрена и как относительно
устойчивая личностная черта. Уровень личностной агрессивности определяется как научением в
процессе социализации, так и ориентацией на принятые в обществе культурно-социальные нормы
(социальная ответственность, учет возмездия за акт агрессии).
Агрессивные действия могут направляться субъектом на себя, принимая форму аутоагрессии
(самоповреждения, суицидное поведение и другие). Некоторые формы агрессии и аутоагрессии могут
служить признаком имеющихся и развивающихся патопсихологических изменений личности
(возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и другие заболевания).
Основные теории и модели описания мотивации
Следует различать первичные виды мотивации, или биологические виды побуждения,
необходимые для нормального функционирования организма, и потребности, имеющие лишь
отдаленное отношение к выживанию. Для того, чтобы объяснить эти два различных вида мотивации,
выдвигалось множество теорий.
Теория биологических побуждений. Голод, жажда, потребность в кислороде — первичные
потребности, удовлетворение которых жизненно необходимо для всех живых существ. Любое
отклонение в балансе нужного организму компонента автоматически приводит к соответствующей
потребности и биологическому импульсу к ее удовлетворению. Поддержание равновесия, при котором
организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда термин
"гомеостатическое поведение", т.е. поведение, которое направлено на устранение мотивации путем
удовлетворения вызвавшей ее потребности.
338
Гомеостатические системы часто сравнивают с термостатом, который обеспечивает постоянство
температуры внутри него. Эта теория прямой и простой мотивации позволяет объяснить
удовлетворение биологических потребностей, но совершенно непригодна для объяснения всей
сложности поведения человека.
Теория оптимальной активации. Известно, что поведение индивидуума тем эффективнее, чем
ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимуму — он не должен быть ни слишком низким,
ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность субъекта к действию постепенно
уменьшается, и вскоре он засыпает, а при более высоких он будет больше взволнован, возбужден, и его
поведение может даже полностью дезорганизоваться. Изучение потребностей привело к формулировке
знаменитого закона Йоркса — Додсона, который позволяет фиксировать оптимальный уровень
потребностей человека и их влияние на организацию активности. Суть закона состоит в том, что для
каждой задачи, стоящей перед человеком, существует свой оптимум мотивации.
Согласно теории оптимальной активации, организм стремится поддерживать оптимальный
уровень бодрствования и активности, который позволяет ему функционировать более эффективно. Этот
уровень зависит от физиологического состояния человека в каждый данный момент. Таким образом,
одни люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, другие способны выносить их лишь в
ограниченном количестве.
Оптимальный уровень активации различен в разных психических состояниях — при отдыхе или в
состоянии творчества. Из описания экспериментов с сенсорной изоляцией известно, что мозг
неадекватно реагирует при отсутствии раздражителей. Приверженцы теории оптимальной активации
видят в этом пример такой ситуации, которой организм стремится избежать. Однако эта теория, хотя и
позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, но не дает ответа на вопрос, по какому
конкретному пути это поведение пойдет.
Потребностно-информационная теория предложена академиком П.В. Симоновым (1987).
По мнению автора и его последователей, между витальными функциями индивида и структурой
его личности имеется неразрывная связь. Под витальными функциями понимаются как общевитальные
(индивидуально-органические, видовые), так и специфически человеческие (социальные, когнитивные).
339
Витальные функции, получая свое отражение в сознании, осознаются как определенные
потребности. Осознание витальных функций как потребностей на языке физиологии есть их
кортикальное представительство, высшая интеграция. Переживание витальных функций означает
актуализацию потребности жить, и притом жить в каждый момент времени определенным образом.
Здесь имеется в виду осознание нужды в чем-то, находящемся вне организма, — в вещах объективного
мира и в манипуляциях с ними, а также в других людях и определенных взаимоотношениях между
ними.
В данной концепции существенны указания на связь потребностей с эмоциями. Эмоция является
отражением мозгом не только какой-либо актуальной потребности, но и вероятности (информация,
знания, навыки, энергетические ресурсы и пр.) ее удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения
потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения
по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции. Сама по себе эмоция
не несет информации об окружающем мире, но выступает важным регулятором усиления или
ослабления потребности, их динамики.
Когнитивные теории мотивации. Побуждение к действию может возникать у человека не только
под влиянием эмоций, но также, под воздействием знаний (когниций), — их согласованности или
противоречивости.
Одним из первых обратил на это внимание Л. Фестингер (1957). Главным положением его теории
когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе
стремится к согласованию. Существование диссонанса, т.е. отношений рассогласованности,
несоответствия между когнициями (знания, мнения, убеждения) является само по себе мотивирующим
фактором и психологически дискомфортно. Человек пытается уменьшить диссонанс и добиться
консонанса ("соответствия").
Когнитивный диссонанс может рассматриваться как исходное условие, которое вызывает
активность, направленную на уменьшение диссонанса, подобно тому как голод ведет к активности,
направленной на его утоление.
Наиболее выраженное мотивационное влияние когнитивный диссонанс оказывает при принятии
жизненно важных решений, вынужденном совершении нравственно неприемлемых поступков,
преодолении межличностных конфликтов. Человек стремится к избеганию диссонанса. Даже после
совершения действия, повлекшего за собой нежелательный результат, он стремится задним числом
повысить ценность этого результата и невольно ищет дополнительные, оправдывающие аргументы.
Однако иногда после принятия решения повышается ценность не того варианта, который был избран, а
того, который оказался отвергнутым. В результате диссонанс не уменьшается, а еще больше
увеличивается.
340
Иерархия потребностей. Многие психологи усматривают в мотивации ядро личности, а в его
познании — ключ к исследуемому человеку.
В каждой теории личности предлагаются в качестве ведущих различные мотивы. Например, в
группе теорий личности психоаналитической ориентации, как правило, предлагается ведущим один
мотив: либидо (3. Фрейд), превосходства (А. Адлер), избегания тревоги (Г. Салливан), аффилиации (Э.
Фромм) и др.
По мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева (1903-1979), количество мотивов может
быть бесконечным, т.к. их источники находятся в практической деятельности человека, которая весьма
разнообразна.
Существует и промежуточная точка зрения, когда в качестве ведущих выдвигается несколько
мотивов. Например, американский исследователь мотивации Г.А. Мюррей (Murrey H., 1953) предлагает
список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих у человека на базе инстинктоподобных
влечений в результате воспитания и обучения: в достижении успеха, аффилиации, агрессии,
независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения
внимания, избегания вредностей, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия,
осмысления, сексуальных отношений, поиска помощи и зависимости, понимания.
По иному к классификации потребностей подходит один из создателей гуманистической
психологии, американский психолог А. Маслоу (Maslow A., 1962). Он классифицирует потребности по
иерархически построенным группам. Выбор когнитивной деятельности может быть адекватно
осуществлен только тогда, когда организм в оптимальной степени активирован, и его элементарные
потребности удовлетворены. По мнению Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются
следующие семь классов потребностей.
1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека. К ним относятся
потребности в еде, питье, жилище, отдыхе и сексе.
2. Потребности в безопасности (и уверенности в будущем) — это стремление чувствовать себя
защищенным, желание избавиться от неудач и страхов (безопасность физическая и психологическая).
3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо,
чувство принятия тебя другими, причастности к группе.
341
4. Потребности в уважении — это потребности в самоуважении, признании личных достижений и
компетентности, уважении и одобрении окружающих.
5. Когнитивные (познавательные) потребности.
6. Эстетические потребности (в красоте, гармонии, симметрии и порядке).
7. Самоактуализация — это потребность самовыражения и реализации своих способностей,
талантов, самосовершенствование.
Согласно гуманистическому подходу, любое существо стремится к своему расцвету, действуя в
наибольшем соответствии со своими возможностями и притязаниями. Теория А. Маслоу обращает
особое внимание на то, что высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не были
удовлетворены. Следующая ступень мотивационнои структуры имеет значение лишь тогда, когда
предыдущие ступени реализованы ("пирамида потребностей").
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)
Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3. Проводите с подчиненными периодические совещания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации
реального ущерба.
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможность для обучения и развития, которая позволила бы
полностью использовать их потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
342
Глава 12
СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ
Способности и задатки способностей
Способности: структура и уровни. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и
навыкам, но обеспечивает и объясняет их быстрое приобретение и эффективное использование на
практике. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к определенной деятельности,
поэтому говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных,
технических, спортивных и т.п. Среди школьников, например, наблюдаются различия в способностях к
учебным предметам: один легко осваивает математику, но не способен к литературе, другой проявляет
способность к литературе, но явно отстает на уроках по физкультуре и т.д.
Любая способность имеет структуру, в которую входят определенные психические качества,
которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Так, структура способности к
рисованию включает высокую чувствительность зрения с тонким цветоразличением, чувство линий и
форм, развитую сенсомоторику руки, художественное воображение и др.; математические способности
складываются из соответствующих умственных качеств, которые обеспечивают: получение
математической информации (формализованность восприятия, схватывание формальной структуры
задачи), переработку математической информации (логическое мышление в сфере количественных и
пространственных отношений, быстрое и широкое обобщение математических объектов и отношений,
гибкость мышления, его экономичность и рациональность), хранение математической информации
(математическая память), математическую направленность ума. Способности не могут существовать
иначе, как в постоянном процессе развития. Только при постоянном упражнении мы поддерживаем и
развиваем соответствующие способности.
Способности разных людей в одной и той же деятельности могут иметь различную структуру
благодаря индивидуальному своеобразию и сочетанию психических качеств. Например, у одних людей
в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, а у других —
память на математическое содержание и гибкое оперирование им и т.п. Особенно велика роль
социального опыта в развитии таких способностей, как организаторские, комму-
343
никативные, управленческие. Иногда приходится заниматься какой-либо деятельностью, не имея
нужных способностей к ней. В этих случаях человек вынужден сознательно или бессознательно
компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По
наблюдениям Е.П. Ильина (1983), компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или
умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую
способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных
способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные
организаторские способности — высоким уровнем самоорганизации и т.п.
Важно отметать, что компенсируемость способностей относится даже к тем способностям, для
развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. Например, экспериментально
удавалось выработать музыкальный слух у детей, у которых было констатировано отсутствие
музыкальных способностей. С помощью специальных упражнений они научились различать звуки
разной высоты гораздо лучше, чем они делали это ранее. Такое различение происходит не на тональной,
а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: ребенок демонстрирует слух почти
такой же, какой характерен для людей с чувствительным от рождения к высоте звука органом слуха.
Различают способности общие и специальные. Общие способности определяют успешность в
самых различных видах деятельности. К ним относятся интеллект, совершенная речь, точность ручных
движений и др. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности:
музыка, рисование, литература, математика, спорт и т.д. Обычно общие и специальные способности
взаимно дополняют друг друга, взаимодействуют. Для успешного выполнения любой деятельности
необходимы как общие, так и специальные способности.