Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5773
Скачиваний: 35
1) самоидентичности, т.е. целостности "Я" с чувством непрерывности, сохранения и понимания
тождественности самому себе в настоящем, прошлом и будущем;
2) активности "Я" с чувством собственной автономности и независимости от других;
3) защиты "Я" с чувством собственного достоинства;
4) самосовершенствования "Я" с чувством определенного рода линии надежды, направленности на
цели, реализация которых мыслится как будущее личной жизни.
Переживание наличия "Я" является результатом длительного процесса формирования личности.
Образ "Я" — не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи
фиксируют у человека не один образ его "Я", а множество сменяющих друг друга "Я"-образов,
попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в
данной ситуации социального взаимодействия.
В "Я"-концепции можно выделить следующие "Я"-образы:
"Я"-реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. Если человек говорит или
думает в какой-то момент времени о себе с презрением, то это не должно восприниматься как
стабильная характеристика его "Я"-образа. Более чем вероятно, что его представление о себе сменится
через некоторое время на противоположное.
"Я"-идеальное — можно противопоставить "Я"-реальному представлению о себе. "Я"-идеальное
— это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях. "Я"-
идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.
Иногда в "Я"-концепции выделяют еще и "Я"-фантастическое, т.е. то, каким бы субъект пожелал
стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образ своего "Я" имеет большое
значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, создание
которых невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фан-
331
тастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не
всегда положительное явление, т.к. очевидное несовпадение желаемого и действительного могут
дезорганизовать самосознание и травмировать человека.
Во всем множестве "Я"-образов следует упомянуть и о "Я"-зеркальном, т.е. собственных
представлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот
компонент "Я"-образа является существенным для формирования личностной значимости и
самооценки.
Сложность "Я"-концепции понимается как число аспектов "Я", воспринимаемых человеком,
степень дифференциации "Я"-концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение
человеком себя от других. Далее "Я" в его сознании разделяется на неограниченное число частей.
Впоследствии у человека появляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот
процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главным
положением теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое
мнение и способности в сравнении себя с другими лежит потребность иметь ясную и определенную
"Я"-концепцию. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального
рассмотрения "Я" как точки отсчета.
Отмечено, что люди с высокой сложностью "Я"-концепции имеют тенденцию стремиться
получить как можно больше информации перед принятием решения, чем обладающие низкой
сложностью "Я"-концепции (Зиллер Р., 1973). Лица с более высокой сложностью "Я"-концепции легче
ассимилируют как негативную, так и позитивную информацию от других.
Схематично "Я"-концепцию можно изобразить следующим образом:
332
Субъективно осознаваемая измененностъ "Я" может наблюдаться при ряде заболеваний, которые
при формально сохранном интеллекте сопровождаются изменениями проявлений темперамента и
характера, а также затруднениями в автоматизированном использовании интеллектуального опыта и
приобретения новых знаний. В других случаях наблюдается рост эмоциональной возбудимости,
реактивности и сенситивности. При внешней сохранности индивидуальных особенностей характера
возникает субъективно ощущаемое затруднение в самопроизвольности их выражения, их
дезавтоматизация. Заболевшим человеком могут осознаваться и другие личностные изменения. Все это
само по себе может приводить к излишнему "самокопанию" и рефлексии, возникает пессимистическая
оценка своих качеств, нарастает застенчивость и обидчивость. Одни больные, пытаясь скрыть свою
несостоятельность, избегают трудных для них ситуаций или прилагают большие усилия для
обеспечения прежнего социального статуса. В ряде случаев больные никаких активных усилий по
компенсации осознаваемых изменений не предпринимают (пассивная реакция компенсации), другие
прибегают к утрированным или патологическим формам компенсации — неумеренные занятия
спортом, необычные хобби, наркотизация и т.п.
Объективно определяемые изменения личности. На этом уровне возникает и в дальнейшем
нарастает утрата доболезненных индивидуальных свойств темперамента, характера, появляются
признаки социальной дезадаптации. Изменения личности в этих случаях не осознаются больными, но
окружающим они заметны. В рамках таких личностных изменений выделяют различные варианты:
дисгармония личности, включая шизоидизацию (формальная сохранность задатков и способностей, но
потеря их социальной значимости в силу выраженной диспропорции между компонентами
темперамента, характера, потребностей и мотивов деятельности), снижение энергетического
потенциала (редукция психической активности, продуктивности, потребности в общении,
эмоциональности и т.п.), снижение уровня личности (более грубые негативные личностные изменения,
где наряду с признаками снижения энергетического потенциала и социальной дезадаптации
наблюдается выраженная нивелировка индивидуальных личностных черт, интересы ограничиваются
утилитарными и гедоническими потребностями), регресс личности (разные варианты полного распада
индивидуальной структуры личности). К прочим грубым личностным изменениям относят
расстройства, где прежде всего страдают предпосылки интеллекта, в первую очередь память
(амнестические расстройства), а также собственно интеллект (глобарная деменция — тотальное
слабоумие). Наиболее тяжелым видом негативных личностных расстройств является психический
маразм — полный распад психической деятельности с утратой возможности контакта с окружающими,
полным исчезновением интересов и побуждений (часто сочетается с признаками общего маразма —
физическим истощением, трофическими расстройствами типа пролежней, дистрофии внутренних
органов и др.).
333
Изучение "Я"-концепции и мотивации личности
"Я"-концепция, или идеальная представленность индивида в себе как в другом, — важный
структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности "Я"-образа наиболее часто
выясняется при изучении самооценки личности.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей. Самооценка играет важную роль в регуляции поведения человека.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях,
которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием
окружающих, отвергающих его претензии. Все это может привести к озлобленности, проявлениям
мстительности или нарочитого высокомерия в поведении. Чрезмерно низкая самооценка лежит в основе
комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе и самообвинений.
Уровень притязаний тесно связан с самооценкой. По сути, уровень притязаний — это уровень
самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую ставит перед собой человек.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности
очередного действия, приводит к конфликту двух мотивов (тенденций): тенденции повысить
притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи
(Хекхаузен X., 1986).
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некоторую положительную цель,
достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Взявшись за какую-нибудь работу,
они рассчитывают на успех, одобрение, и сама работа вызывает у них полную мобилизацию и
положительные эмоции.
Иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Они неуверены в себе, боятся
критики. Работа, особенно такая, которая чревата возможностью неудачи, является источником
отрицательных эмоций. В результате они часто оказываются неудачниками.
Для человека, стремящегося к успеху, привлекательность и интерес к неудавшейся ему задаче или
деятельности возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, падает. Значимая, отдаленная во
времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом
достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.
334
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и англ. attribute — приписывать, наделять) —
склонность человека к причинному объяснению поступков других людей. Необходимость ее
обусловлена тем, что информация, которую дает человеку наблюдение, часто недостаточна для
адекватного взаимодействия с его социальным окружением и нуждается в "достраивании". Если мы
знаем причину поступка другого человека, то мы можем не просто его объяснить, но и предсказать
подобный поступок в будущем, что важно в общении и взаимодействии людей. При таком подходе
каузальная атрибуция одновременно выступает и как потребность человека в понимании причин
поступков других людей, и как способность к такому пониманию (Хайдера Ф., 1958 и другие).
Исследования показали, что люди охотнее приписывают причины поступков других людей их
личности, а не внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название "фундаментальной
ошибки атрибуции" (Джоунс И., 1979). Одновременно большинство людей проявляет также явное
нежелание признавать случай как причину собственного поведения, особенно при успешных действиях.
При неуспехе, собственных неудачах и несчастьях человек чаще причины их ищет в обстоятельствах,
правда при этом он винит в происшедшем и себя. В целом свои успехи или неудачи люди склонны
объяснять в выгодном дня сохранения и поддержания самооценки свете.
Личностный конструкт. По мнению Дж. Келли (1955), людям свойственно воспринимать
окружающий мир через призму имеющихся у них устойчивых когнитивно-оценочных образований —
личностных конструктов. Личностным конструктом называют пару противоположных оценочных
понятий: "добрый — злой", "честный — нечестный", "хороший — плохой", "мужской — женский" и
тому подобное. Один человек предпочитает пользоваться одними конструктами, другой — другими,
равно как и пользоваться лишь одними положительными или отрицательными полюсами. Эти данные
могут быть положены в основу как описания особого взгляда человека на мир, так и мотивационно-
когнитивного объяснения и предсказания его поведения.
Джордж Александер Келли (G. Kelly, 1905-1967) — создатель когнитивной теории личностных
конструктов. Он концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям
организовывать и понимать события, происходящие в их жизни.
Человек судит о мире с помощью специальных понятийных систем (моделей), которые сам
создает, а затем пытается их приспособить к действительности. Это приспособление не всегда может
быть удачным, но все равно оно помогает осмыслить действительность. Эти модели, а по Келли —
"личностные конструкты", по сути, представляют собой идею или мысль, которую человек использует
для интерпретации и осозна-
335
ния своего опыта. Это устойчивый способ осмысления в терминах схожести или контраста.
Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень
которой может меняться. Поведение человека (его мысли и поступки) определяется первоочередно тем,
как он прогнозирует свое будущее, иначе — люди управляются своими конструктами,
ориентированными на будущее.
Каждый человек индивидуально прокладывает и характерным образом использует разные каналы
(конструкты), а выбор определенного канала определяет и его психические процессы. Разница между
людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разными углами зрения. Организация
личностных конструктов весьма логична: подчиняющий конструкт включает в себя полностью или
частично другие, подчиненные конструкты. Иерархические отношения конструктов — величина
непостоянная, они меняются с приобретением жизненного опыта.
Дж. Келли разработал технику репертуарных решеток в качестве психологического метода
изучения систем личностных конструктов, как способ "влезть в шкуру другого", увидеть мир его
глазами, войти в его положение (Франселл Ф., Баннистер Д., 1987). Испытуемого просят ранжировать
знакомых ему людей по списку определенных ролей, которые ему больше подходят, определить
характеристики, по которым они сходны и по которым различаются. Испытуемый, который тоньше
дифференцировал нюансы личности другого человека, определял большее количество конструктов
(когнитивная сложность). Он лучше прогнозировал поведение других, в отличие от испытуемых с
когнитивной простотой.
Тревожность личности. Оценка ситуации и самооценка заметно зависят и от тревожности
личности. Если ситуационная тревога устойчиво проявляется у человека в самых разных ситуациях, то
ее связывают с наличием у человека соответствующей личностной черты — "личностная тревожность".
Высокотревожные личности эмоционально острее реагируют на неудачу, они хуже работают в
стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени. У них доминирует мотивация на избегание
неудачи. Если низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче, то высокотревожных,
напротив, сообщение об их успехах. Высокотревожные люди часто терпят неудачи не потому, что им
недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих во
время ситуаций типа "экзамен". У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности и
блокада деятельности. Появлению чувства когнитивной беспомощности препятствуют мотивации
достижения и достаточно высокая самооценка.
Мотивы аффилиации и отвергания. В общении людей большое значение придается мотивам
аффилиации и власти.
336
Мотив аффилиации (от англ. to affiliate — присоединяться) проявляется в стремлении человека
быть в обществе других людей. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а
внешне — в общительности, в сотрудничестве с другими. В известных пределах близость других
приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и
психологического стресса. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию, чувство одиночества и
отчужденности.
Мотив отвергания — боязнь быть отвергнутым другими, противоположность аффилиации. При
преобладании боязни быть отвергнутыми другими также создаются трудности на пути межличностного
общения. Интересно отметить, что такие люди часто вызывают недоверие к себе у окружающих, что
связано со слабо развитыми навыками общения у них.
Мотивации власти. Под мотивацией власти понимается стремление и способность получать
удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять
социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать
свою правоту, диктовать условия и т.п.
С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга,
руководство и подчинение и многие другие феномены. Известно, что для успешного руководства
людьми недостаточно только одного мотива власти, а требуется сочетание трех мотивов: относительно
высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотива аффилиации.
А. Адлер, ученик 3. Фрейда, полагает, что мотив власти связан со стремлением человека к
превосходству, которое компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый
комплекс неполноценности. Проблема компенсации низкой самооценки, реальных или воображаемых
дефектов личности в стремлении к власти свое более полное развитие получила в работах Г. Лассуэлла
(1931,1948).
Мотивации альтруизма. Особый интерес в психологии вызывают мотивы так называемого
просоциального поведения. Просоциальное поведение иначе называют альтруистическим (от лат. alter
— другой). Оно направлено на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи
считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о
других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические.
При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить
ответную выгоду (принцип "ты — мне, я — тебе").
337