Файл: Райх В. - Анализ характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5221

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Разоблачение  скрытых  действий  и  механизмов, нарушающих  жизнь, имеет  две

цели. Первая — исполнение  долга  перед  обществом: если  возникает  пожар  и  для  его
тушения  нет  воды,  очевидец  должен  немедленно  сообщить об  этом.  Вторая  —  будущее
сексуально-экономической  и  оргонной  биофизики  должно  быть  защищено  от
эмоциональной  чумы. Следует  преклоняться, выражая  чувство  признательности, перед
теми  людьми, которые  в 1930-м  году  в  Австрии, в 1932-м  и 1933-м  году  в  Германии, в
1933-м — в  Дании, в 1934-м — в  Люцерне, в 1934-ми 1935-м — в  Дании  и  Швеции, в
1937-м  и 1938-м  году  в  Норвегии  и  в 1947-м — в  США  сплотились  для  честной, но
бесхитростной  работы  над  человеческими  структурами; признательности  за  то, что  они,
покончив  с  простодушием, открывают  людям  глаза  на  социальные  угрозы, несмотря  на
патологию, систему клеветы и преследований. Если взломщик заходит слишком далеко и
становится неосторожным, он рискует  быть пойманным и предстать перед судом. Около
десяти  лет  назад  носители  и  распространители  чумы  чувствовали  себя  относительно
безопасно. Они были уверены в своей победе, годы шли, и, казалось, будто они добились
успеха. Только  огромное  упорство, углубленная  научная  работа  и  независимость  от
общественного  мнения  не  позволили  этому  успеху  закрепиться. Эмоциональная  чума
никогда  не  успокоится, пока  не  уничтожит значительные открытия, плоды  человеческой
деятельности и поиска истины. Я не думаю, что она преуспевает в данное время или что
она будет преуспевать. Впервые наступил момент, когда эмоциональная чума столкнулась
не  только  с  догадками, но  и  необходимым  знанием  жизненных  процессов, которое,
укрепляясь, доказывает  свою  первостатейную  мощь. Это  мощь  и  согласованность
оргономической  естественной  науки, которая  позволила  мне  оправиться  от  тяжких  и
опасных  ударов эмоциональной чумы. Если это стало возможным, значит преодолима и
большая проблема.

Чтобы понять меня и мою работу, я бы попросил читателя рассмотреть следующие

факты: невротичные  психоаналитики  называли  меня  шизофреником; фашиствующие
коммунисты боролись со мной как с троцкистом; сексуально похотливые люди обвиняли
меня  в  содержании  публичного  дома; германская  секретная  служба  считала  меня
большевиком, а американская — нацистом; деспотичные матери пытались ославить меня
как растлителя  детей; шарлатаны от психиатрии называли меня шарлатаном, а грядущие
спасители  мира — новым  Иисусом  или  Лениным. Все  это  может  как  льстить, так  и  не
льстить. Кроме  того, я  увлекся  другой  работой, которая  поглотила  все  время  и  силы:
работой  над  иррациональностью  человеческой  структуры  и  изучением  космической
энергии жизни, открытой много лет назад, короче говоря, оргономикой.

Великие писатели и поэты уже описывали эмоциональную чуму и боролись с ней,

несмотря  на  всю  ее  свирепость. Однако  их  литературные  произведения, одного  из
которых хватило бы, чтобы построить разумный мир, если воспринять его действительно
серьезно, не  дали  в  целом  нужного  социального  эффекта. Они  никогда  не  были
организованы, в них отсутствовала идея социального управления, которое обеспечило бы
необходимыми условиями жизнеутверждающие институты. Все это выглядело так, будто
эмоциональная  чума  преуспела  в  возведении  гигантского  музея, в  котором  заперты  все
достижения, скрытые лживым восхищением. Таким образом, я вовсе не первый человек,
который  пытается  понять  эмоциональную  чуму  и  бороться  с  ней. Я  только  уверен, что
являюсь первым естественнонаучным работником, который, благодаря открытию оргона,
обеспечил твердую научную основу для того, чтобы понять и преодолеть эмоциональную
чуму.

Сегодня, спустя  пять, восемь, десять  и  четырнадцать  лет  после  различных

неожиданных и непостижимых катастроф, я придерживаюсь следующей точки зрения: так
же, как бактериолог видит цель своей работы в  устранении инфекционных болезней, так
ме-дик-оргономист ставит перед  собой задачу раскрыть  природу эмоциональной чумы и
бороться с ней как с заразной болезнью. Мир привыкнет к такому новому для него полю
деятельности медицины. Необходимо научиться распознавать эмоциональную чуму в себе


background image

и вне себя и обращаться в научные центры, а не в полицию, к адвокату или партийному
лидеру.  Полиция  и  адвокаты  тоже,  как  и  любой  другой  человек,  заинтересованы  в  том,
чтобы  преодолеть  эмоциональную  чуму  в  себе  и  своем  окружении. Они  имеют  дело  с
биопатичной  криминогенностью  и  оказываются  беспомощными  перед  массовой
биопатией людей. Мы  выбрали в  качестве решающего критерия следующий: использует
ли кто-то в своих делах, которые он ведет с нами, способы клеветы и преследования, или
же  прибегнет  к  научной  дискуссии. Это  верный  способ  отличить  пораженного  чумой
человека от здорового.

Я  уверен, что  придет  время, когда  мы  больше  не  будем  чувствовать  себя

беспомощными  перед  лицом  эмоциональной  чумы. До  сих  пор  ее  приступы
переживаются, как  обвал  в  горах  или  как  упавшее  на  голову  дерево. Это  не  зависит  от
того, повезло  человеку  и  его  не  ударило, или  не  повезло, и  он  погиб  или  покалечен.
Теперь  мы  знаем,  что  дерево  не  падает  просто  так,  и  камень  ни  с  того,  ни  с  сего  не
свалится. Мы  знаем, что  в  каждом  случае  есть  что-то, что  мешает  человеку, дерево
обрушивается  и  камень  падает  по  какой-то  скрытой  причине. Отсюда  следует  и  все
прочее.

Если  некоторые  терапевты  настроены  против  некоторых  оргоно-мистов  из-за

какой-то «нелегальной  деятельности», если  политики  доносят  на  оргономистов  в
полицию, объясняя это «неуплатой подоходного налога», «совращением детей», или даже
«шпионажем» и «троцкизмом», если  до  нас  доходят  слухи, что  некоего  оргономиста
обвинили  в  психическом  нездоровье, соблазнении  своих  пациентов, в  том, что  он
содержит бордель и т. д., то мы понимаем, что имеем дело с эмоциональной чумой, а не с
научной дискуссией. Институт органа, благодаря его подготовке необходимых условий и
необходимости ежедневной  работы, служит  для  общества  гарантией того, что мы всегда
будем решительно бороться против основных проявлений эмоциональной чумы.

Мы не можем быть  уверены в  удовлетворительном  человеческом  существовании,

пока  биология, психиатрия  и  педагогика  не  вступят  в  схватку  со  вселенской
эмоциональной  чумой  и  не  начнут  бороться  с  ней  так  же  безжалостно, как  с
зачумленными  крысами. Подробные, тщательные  и  продуманные  клинические
исследования  делают  совершенно  очевидным  тот  факт, что  одна  только  вещь —
восстановление  естественной  любовной  жизни  детей, подростков  и  взрослых  людей —
может избавить мир от характерных неврозов, а вместе с ними от эмоциональной чумы во
всех ее формах.


background image

ГЛАВА XIII

БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ

МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ И

ВНЕШНИМ МИРОМ

*

Для  того  чтобы  оценить  теоретическую  значимость  наших  клинических

наблюдений, необходимо  рассмотреть  некоторые  вопросы  теории  инстинктов.
Клинический опыт не только предоставил доказательства точности фрейдовской гипотезы
о  фундаментальной  двойственности  психического  аппарата, но  и  указал  на  некоторые
противоречия. Сегодня  с  клинической  точки  зрения  проблему  отношений  между
инстинктами  и  внешним  миром  нельзя  решать  широкомасштабно. Мне  бы  хотелось
сказать  об  этом  несколько  слов, чтобы, с  одной  стороны, дать  настоящей  работе
теоретическое  обоснование, а  с  другой — представить  некоторые  аргументы  против
чрезмерной «биологизации» аналитической психологии.

Согласно  фрейдовской  теории  инстинктов  в  психическом  аппарате  объединяются

серии  пар  противоположных  инстинктов, а  в  общем  смысле — противоположные
стремления. Определяя  психические  стремления, которые, несмотря  на  свою
противоположность, никогда  не  существуют  по  отдельности, Фрейд  впервые, хоть  и
неосознанно, заложил основу будущего функционирования психологии. На первых порах
инстинкт  самосохранения (голод) противопоставлялся  сексуальному  инстинкту (эрос).
Позже Фрейд противопоставил сексуальности инстинкт разрушения — инстинкт смерти.
Сначала  аналитическая  психология  исходила  из  противопоставленности  эго  и  внешнего
мира, что  соответствовало  либидо  эго  и  объектному  либидо. Противопоставленность
сексуальности  и  тревожности  не  считалась  основным  противоречием  психического
аппарата, но  тем  не  менее  играла  фундаментальную  роль  в  объяснении  невротической
тревоги.

Согласно  исходной  концепции  лишенное  подвижности  и  неосознанное  либидо

оборачивается  тревогой. Позже, и  я  уверен, почти  безосновательно, Фрейд  отказался  от
этой  тесной  связи  сексуальности  и  тревоги

**

. Можно  доказать, что  эти  различные

противоположные  стремления  сосуществуют  не  беспорядочно, а, скорее, вытекают  друг
из  друга  согласно  определенным  закономерностям. Необходимо  определить  основные
противоположные  стремления  и  факторы, вызвавшие  последовавшее  развитие
антагонистичности.

Любой  достаточно  глубокий  анализ  показывает, что  основу  всех  реакций

составляет не противопоставленность любви и ненависти и не инстинкты эроса и смерти,
а  противопоставленность  эго («личность», ид = удовлетворение  эго) и  внешнего  мира.
Биопсихическое  единство  личности  порождает  в  первую  очередь  единственное
стремление: устранить  внутренние  напряжения  независимо  от  того, имеют  ли  они
отношение к голоду или сексуальности. Это невозможно без контакта с внешним миром,
следовательно, основным  для  всякого  живого  организма  является  стремление  к  такому
контакту. Психоанализ считает, что голод и либидинальная потребность противоположны
и сцеплены друг с  другом с самого начала, поскольку мы имеем дело с либидинальным
стимулированием  области  рта, с  удовольствием, которое  человек  получает  от  сосания,
подающего  пищу  внутрь. Руководствуясь  концепцией  биолога  Хартмана, касающейся
функции  поверхностного  напряжения  органов, можно  прийти  к  неожиданным  выводам.
Если  теория  Хартмана  точна (ее  основные  аспекты  подтверждают  открытия  Крауса  и
Зонде-ка), то  психическая  энергия  должна  возникать  из  простого  физиологического  и
механического поверхностного напряжения различных тканей, в частности, вегетативной
системы, а  также  кровеносной  и  лимфатической  систем. Нарушение  физиологически-

*

 (1948) Открытие организмической оргонной энергии вынуждает пересмотреть нашу концепцию

«инстинктов»; они являются прямой функцией Физической энергии.

**

 Freud,

Hemmung, Symptom und Angst,

Ges. Sehr., Bd. XI


background image

химического  равновесия, порожденного  этими  напряжениями, могло  бы  стать  скрытой
двигательной  силой  деятельности  и  по  последним  данным  еще  и  мышления. Такие
нарушения  осмотического  равновесия  тканей  организма  бывают  двух  видов: сжатие
тканей, при  котором  происходит  потеря  тканевой  жидкости, и  расширение  тканей,
повышающее  содержание  жидкости. В  каждом  случае  налицо  неудовольствие. Только
если  в  первом  приносящие  неудовольствие  ощущения  соответствуют  снижению
поверхностного  напряжения, которое  можно  устранить, только  приняв  новую
субстанцию, то во втором, наоборот, неудовольствие связано с реальным напряжением: от
него  можно  избавиться  только  с  помощью  релаксации,  то  есть  устранив  субстанцию.
Только  последний случай  гарантирует  достижение  реального удовольствия, в  первом же
всего лишь устраняется неудовольствие.

В каждом случае присутствует «инстинкт»; в первом — мы имеем дело с голодом и

жаждой, а  во  втором — с  прототипом  оргастической  разрядки, которая  характеризует
всякое  сексуальное  напряжение. Простейшие, когда  им  необходимо  принять  пищу,
должны  переместить  плазму  от  центра  к  периферии,  то  есть  усилить  напряжение  на
периферии, а  значит, устранить  негативное  давление  в  центре. Иными  словами, они
должны с помощью механизма влечения дотянуться до внешнего мира, чтобы устранить
«отрицательное  давление», то  есть  голод. Рост, копуляция  и  деление  клетки
детерминировано либидинальной функцией периферического напряжения с последующей
релаксацией, то  есть  ослаблением  поверхностного  напряжения. Таким  образом,
сексуальная  энергия  всегда  расходуется  при  удовлетворении  потребности  в  голоде, в  то
время  как  поглощение  пищи  вводит  субстанцию, которая  в  итоге  путем  физиохими-
ческих  процессов, напротив, приводит  к  напряжению  либидо. Прием  пищи  является
основой  существования  и  функционирования  либидо; последнее  в  свою  очередь
составляет  основу  продуктивных  достижений, начиная  с  самого  примитивного —
локомоции. Эти биофизиологические факты совершенно справедливы и для более высоко
организованного  психического  аппарата: голод  не  сублимируется, в  то  время  как
сексуальная  энергия  заменима  и  продуктивна. Это  положение  основано  на  том, что  в
случае  голода  удовольствие  не  вырабатывается, а  только  устраняется  негативное
состояние; в  случае  сексуальной  потребности  имеет  место  разрядка  или  простейшая
форма  выработки  удовольствия. Кроме  того, релаксация  обеспечивает  удовольствие,
которое  согласно  с  еще  не  осмысленной  нами  до  конца  закономерностью  заставляет
организм  повторить  действие. Это  повторение, вероятно, представляет  собой  важный
аспект  проблемы  памяти. Голод  является  признаком  иссякшей  энергии; удовлетворение
голода не вырабатывает энергию, которая могла бы проявиться через достижение (затрата
энергии), оно  только  представляет  собой  устранение  недостатка. Эмпирический
психоаналитический  тезис  о  том, что  достижение  в  работе — это  либидинально
энергетический  процесс, а  нарушение  способности  работать  тесно  связано  со  сбоем  в
либидинальной экономике, скорее всего основан на различии двух базовых биологических
потребностей.

Но вернемся к противоположности стремлений. Они не являются исходной частью

биопсихического  единства, одну  из  противоположных  сторон  которого  представляет
внешний  мир. Противоречит  ли  это  фрейдовскому  положению  о  внутренней
противопоставленности  влечений? Естественно, нет. Вопрос  заключается  в  следующем:
является  ли  внутренняя  противопоставленность, внутренний  дуализм, биологически
данным фактом или он развивается вторично в результате конфликта с внешним миром; и
является  ли  внутренний  конфликт  личности  конфликтом  между  влечениями  или  он
представляет собой нечто иное? Давайте рассмотрим данную амбивалентность.

Амбивалентность  осознания  сосуществующих  реакций  любви  и  ненависти  не

является  биологической, это  лишь  социально  обусловленный  факт. Изначально  имеет
место  лишь  способность  биопсихического  аппарата  реагировать  на  внешний  мир  тем
способом, который может — но не обязательно должен — стать хроническим и который


background image

мы  именуем «амбивалентностью». Если  рассматривать  этот  феномен  поверхностно,
можно  решить, что  он  подразумевает  колебание  между  ненавистью  и  любовью. Но  на
более глубинном уровне, который соответствует ранней стадии развития, такие признаки
амбивалентности, как сомнение и нерешительность, следует понимать как либидинальное
влечение, которое  стремится  вырваться, но  снова  и  снова  сдерживается  страхом
наказания. Очень  часто, а  при  компульсивном  характере — всегда  импульс  любви
замещается импульсом ненависти, который глубоко сохраняет влечение к недостижимой
цели любви и сдерживается тревогой. Таким образом, амбивалентность может иметь три
разных значения в соответствии с генезисом и глубиной, на которой она функционирует:

1. «Я тебя люблю, но боюсь, что меня накажут за это» (любовь — страх).
2. «Я  ненавижу  тебя, потому  что  мне  не  разрешается  тебя  любить, но  боюсь

выразить свою ненависть» (ненависть — страх).

3. «Я не знаю, люблю я тебя или ненавижу» (любовь — ненависть).
Складывается следующая картина генезиса психических противоречий. Во-первых,

мы имеем дело с противопоставленностью эго внешнему миру, что позже обнаруживаем в
противопоставлении 

нарциссизма 

объектному 

либидо. Это 

основа 

первой

внутриличностной  противопоставленности, проявляющейся  в  форме  антитезы  либидо
(движение, направленное во внешний мир) и тревоги, представленной первым и основным
бегством в нарциссизм от неудовольствия внешнего мира обратно в эго. Выбрасывание и
втягивание  ложноножек  у  простейших  представляет  собой  гораздо  больше, чем  чистую
аналогию  с  выпусканием  и  впусканием  либидо. Неудовольствие, создаваемое  внешним
миром,  приводит  к  оттягиванию  либидо  назад  или  тревожному  уходу  в  себя  (уход  в
нарциссизм). Напряжение, вызывающее 

неудовольствие, возникает 

из-за

неудовлетворенных потребностей, что, наоборот, заставляет обратиться во внешний мир.
Если  внешний  мир  обеспечивает  лишь  удовольствие  и  удовлетворяет, тревоги  не
возникает. Если  же  он  вызывает  неудовольствие  и  грозит  опасностью, влечение  к
объектному  либидо  дополняется  его  противоположностью  —  стремлением  к
нарциссическому  уходу, наиболее  примитивное  выражение  такого  ухода — тревога.
Либидинальная  тяга  к  миру  и  нарциссическое  бегство  от него — это  только  выражение
примитивного  функционирования, которое  присуще  каждому  без  исключения  живому
организму. У простейших оно представлено в форме двух противоположных направлений
течения  плазмы: одно — от  центра  к  периферии, а  другое — от  периферии  к  центру

*

.

Бледность  при  испуге, дрожь  при  тревоге  соответствуют  прохождению  катексиса  от
периферии  тела  к  центру, что  обусловлено  сокращением  периферических  сосудов  и
расширением  центральных (застой  тревоги). Тургор, цвет  и  теплота  периферических
тканей, кожи  при  сексуальном  возбуждении  противоположны  состоянию  тревоги  и
соответствуют как психически, так и физиологически движению энергии по направлению
от центра к периферии, а следовательно, к внешнему миру. Эрекция пениса и увлажнение
вагины представляют собой выражение такого течения энергии в состоянии сексуального
возбуждения; съеженный  пенис  и  сухая  вагина, наоборот, выражают  противоположное
направление катексиса и телесной жидкости от периферии к центру.

Первая  антитеза  между  сексуальным  возбуждением  и  тревогой  является  только

интрапсихическим  отражением  базовой  антитезы  между  индивидом  и  внешним  миром,
которая затем становится психической реальностью внутреннего конфликта «я хочу — я
боюсь». Тревога  всегда  представляет  собой  первый  признак  внутреннего  напряжения,
независимо от того, обусловлена ли она фрустрацией удовлетворения, пришедшей извне,
или  течением  энергии, катектируемой  к  центру  организма. В  первом  случае  мы  имеем
дело с застоем тревоги («актуальной тревогой»), а в последнем — с «реальной тревогой»,
которая также ведет к застою, а следовательно, к тревожности. Таким образом, обе формы

*

 Согласно Веберу ощущение неудовольствия сопровождается центростремительными, а удовольствия —

центробежными движениями телесной жидкости. См. также Krause, Fr., Syzygiologie. Allgemeine und
spezielle Pathologie der Person, 1926.