Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10229

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116

1. Недостаточная  уверенность  человека  в  себе, низкая  самооценка, заниженный  уровень

притязаний.

2. Слаборазвитый мотив достижения успехов.
3. Слишком  сильно  развитый  мотив  избежания  неудачи. В  первом  из  указанных  случаев

человек  не предпринимает  должных усилий, направленных на  достижение поставленной цели, и
это  происходит  потому, что  он  не  уверен  в  себе  или  не  убежден  в  том, что  сможет  этой  цели
достичь. Данную  отрицательную  мотивационную  тенденцию  обычно  усиливает  и  низкая
самооценка. Человек в этом случае недооценивает свои способности и, исходя из этого, ошибочно
полагает, что ему никогда не удастся добиться успехов.
Что  же  касается  заниженного  уровня  притязаний, то  он  обычно  приводит  к  тому, что  человек
просто не ставит перед собой отдален.

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Контрольные вопросы

1. В чем состоит проблема отсутствия у клиента интереса к людям?
2. Как  организовать  и  провести  психологическое  консультирование  в  случае  отсутствия  у

клиента интереса к людям?

3. В  чем  конкретно  проявляется  в  жизни  неумение  человека  привлекать  к  себе  внимание  со

стороны окружающих людей?

4. Каковы объективные и субъективные причины неумения клиента привлекать к себе внимание,

вызывать интерес со стороны, людей?

5. Как проводить психологическое консультирование в случае жалобы клиента на неспособность

привлекать к себе внимание?

6. Что  можно  рекомендовать  клиенту, если  его  жалобы  на  отсутствие  внимания  со  стороны

людей обусловлены субъективными причинами?

7. Что  посоветовать  клиенту, если  его  жалобы  на  отсутствие  внимания  со  стороны  людей

вызваны объективными причинами?

8. В  чем  в  реальной  жизни  практически  проявляется  проблема, связанная  с  неумением  клиента

высказывать комплименты в адрес других людей и правильно реагировать на их комплименты в
свой адрес?

9. Каковы  возможные  причины  и  следствия  неспособности  высказывать  комплименты  и

правильно реагировать на них?

10. Каким  образом  практически  можно  решить  проблему  неумения  клиента  высказывать

комплименты в адрес других людей?

11. Что  можно  рекомендовать  клиенту, который  жалуется  на  неспособность  управлять

своим поведением и эмоциями?

12. Каковы  жизненные  проявления  неумения  правильно  воспринимать  и  точно  оценивать

социальные роли людей?

13. В чем заключаются правило нормального ролевого взаимодействия людей в общении друг с

другом?

14. Какие вопросы консультант-психолог может задать клиенту для того, чтобы выяснить,

действительно ли у него имеются проблемы, касающиеся исполнения социальных ролей?

15. Каковы  типичные  ошибки  психолога-консультанта  при  работе  над  решением  проблемы

эффективного социально-ролевого взаимодействия клиента с людьми?

16. Что  можно  рекомендовать  клиенту, желающему  научиться  правильно  воспринимать  и

точно оценивать социальные роли людей?

Поскольку  в  жизни  довольно  много  разнообразных  коммуникативных  и  социально-

перцептивных  форм  поведения, в  освоении  которых  человек  может  испытывать  затруднения,
выделим  и  обсудим  типичные  случаи  обращения  клиентов  по  этому  поводу  в  психологическую
консультацию и дадим самые общие рекомендации по каждому из подобных случаев.

Под  оптимальной  формой  общения  понимается  такая, которая  в  наилучшей  степени


background image

117

способствует  установлению  между  людьми  хороших  личных  взаимоотношений  типа  симпатии,
уважения, признания, личного расположения, доверия и т.п.

Может  быть  несколько  возможных  причин  затруднений  в  освоении  оптимальных  форм

общения. Такие причины допустимо разделить на две основные группы: внутренние и внешние. К
внутренним  причинам  относятся, например, отсутствие  или  слабое  развитие  у  данного  человека
интереса  к  людям, неуверенность  человека  в  себе, боязнь  быть  отвергнутым, неумение
эмоционально  положительно  общаться  с  людьми, вовремя  находить  нужные  слова  и  формы
поведения. К числу возможных внешних причин дефицита нормального общения можно отнести
неблагоприятность ситуации общения, отрицательные индивидуальные особенности общающихся
друг  с  другом  людей. В  этой  главе  мы  коснемся  в  основном  анализа  и  устранения  причин
внутреннего характера.

Отсутствие интереса к людям

Проблема отсутствия интереса человека к людям – это в основном проблема мотивационного

характера. Она  касается отношения  данного человека  к людям, причем  проблема  затрагивает  не
только того человека, у которого нет особого интереса к активному личному общению с людьми,
но и тех людей, которые имеют такой интерес и стремятся к установлению с ним хороших личных
контактов, а он, со своей стороны, на такие контакты не идет.

Правда, в конечном счете от такого поведения страдает и сам этот человек, так как со временем

перестает получать от других людей информацию, полезную для собственного психологического
развития. Он  лишается  необходимой  эмоциональной  поддержки  со  стороны  других  людей  в
трудные  минуты  жизни, хотя  сам  этого  не  осознает  или  осознает  не  сразу, со  значительным
опозданием.

Следовательно, при  проведении  психологического  консультирования  по  этой  проблематике

перед  психологом  возникает  задача  двоякого  рода. С  одной  стороны, ему  необходимо  помочь
клиенту  осознать, что  отсутствие  или  недостаточное  развитие  у  него  самого  интереса  к  людям
наносит  ему  вред. С  другой  стороны, консультанту  надо  дать  понять  клиенту, что  от  этого
страдают и значимые для него люди.

Приоритет в выборе и в первостепенном решении одной из этих двух задач зависит от того, что

для  клиента  в  данный  момент  времени  более  значимо:  делать  добро  для  других  людей  или
психологически развиваться самому. Это и предстоит выяснить психологу-консультанту в начале
личной  беседы  с  клиентом, а  затем  уже  приступить  к  основной  части  психологического
консультирования.

Если  наиболее  важное для  клиента  состоит  в том, что от отсутствия  выраженного интереса  к

близким  людям  существенно  задерживается  его  собственное  развитие, то  психологическую
консультацию можно проводить, обращая внимание клиента на следующие вопросы и предлагая
ему соответствующие рекомендации:

1.  Следует  объяснить  клиенту,  что  может  дать  ему  повышенный  интерес  с  его  стороны  к

окружающим людям.

Во-первых, благодаря такому интересу, жизнь человека становится более насыщенной.
Во-вторых, свои положительные качества человек приобретает в основном путем подражания

другим  людям, и  интерес  к  ним  обогащает  его, как  личность. Наблюдая  за  другими  людьми,
подражая им, человек сам становится более развитым и интересным для людей.

В-третьих, интерес  к  другому  человеку  располагает  данного  человека  по  отношению  к  тому

человеку, кто  со  своей  стороны  проявляет  к  нему  интерес. Благодаря  этому, мы  можем
рассчитывать  на  взаимные  чувства  и, следовательно, на  поддержку  других  людей  в  трудные
минуты  своей  жизни. Напротив, отсутствие  интереса  к  людям  обрекает  нас  самих  на
психологическое одиночество, на отсутствие интереса к нам со стороны других людей.

Подробно  разъяснив  все  это  клиенту, психолог-консультант  не  только  поможет  ему  лучше  и

глубже понять собственную проблему, но и сформирует у клиента потребность как можно больше
интересоваться  людьми, создав  тем  самым  определенную  мотивационно  положительную
настройку на сотрудничество.

2. Консультант должен обстоятельно продумать, как сделать так, чтобы у человека возник или

усилился интерес к людям.


background image

118

Этого можно добиться при помощи следующих действий психолога-консультанта:
Во-первых, клиенту  необходимо  показать, что  лично  для  него  может  представлять  интерес  в

других людях, какую пользу такой интерес может ему принести.

Во-вторых, клиенту  необходимо  подсказать  приемы  и  средства, воспользовавшись  которыми,

он сам может вызвать интерес к себе со стороны окружающих людей. Заметим, что интерес людей
друг к другу, как правило, является не односторонним, а взаимным, и человек, осознав тот факт,
что он интересен для других людей, сам начинает проявлять интерес к людям.

В-третьих, проявляемый  интерес  к  людям  должен  получить  с  их  стороны  положительное

подкрепление. Это  означает, что  человек, имеющий  такой  интерес, сам  должен  ощущать, что
интерес к людям приносит лично ему пользу.

Вначале  для  этого  бывает  достаточно  сделать  следующие  две  вещи: добиться  того, чтобы

человек осознал то, что лично ему принесет его собственный интерес к людям, и указать способы,
при  помощи которых он  может  добиться  проявления интереса к себе самому со стороны других
людей.

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на

людей

На  этапе  исповеди  клиент  жалуется  психологу-консультанту, что  значимые  для  него

окружающие люди не обращают на него должного внимания, а главное – он не знает, как сделать
так, чтобы  эти  люди  им  положительно  заинтересовались. В  конечном  счете  проблема  клиента
сводится  к  тому, что  он  хотел  бы, но  не  может, привлечь  к  себе  внимание, желал  бы, но
фактически не в состоянии, оказывать на людей благоприятное впечатление.

Заметим, что  такие  жалобы  могут  быть  обусловленными  как  объективными, так  и

субъективными причинами.

В первом случае (объективные причины) мы имеем дело с тем, что человек лишен внимания со

стороны окружающих людей независимо от его личности и незаслуженно, он вправе рассчитывать
на такое внимание, но не зависящие от него обстоятельства мешают это сделать.

Во втором случае (субъективные причины) претензии человека на внимание со стороны других

людей, как  правило, не  обоснованы  и  никак  не  связаны  с  его  личными  достоинствами. Скорее,
наоборот, имеющиеся  у  этого  человека  недостатки  должны отталкивать  от  него  людей, а он, не
замечая этих недостатков, все же претендует на внимание с их стороны.

Может быть и так, что человек вниманием со стороны других людей не обделен, но ему этого

явно  недостаточно: он  желает  пользоваться  особым  вниманием  и  расположением  людей,
выделяться  в  этом  плане  в  лучшую  сторону  на  фоне  других  людей.  В  том  и  другом  случае
рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту, могут быть различными.

Отметим, прежде  всего, что  даже  тогда, когда  жалобы  клиента  на  невнимание  к  нему  со

стороны окружающих людей объективно обусловлены, причины недостаточного внимания могут
находиться  как  в  самом  клиенте,  так  и  вне  него,  т.е.  могут  быть  связаны  с  его  собственной
психологией и поведением или же с независимо от него складывающимися обстоятельствами. И
здесь  рекомендации  по  изменению  сложившейся  ситуации, предлагаемые  клиенту, будут,
очевидно, различными.

Исходя  из  этого, первая  задача, которую  должен  будет  решить  психолог, проводящий

консультацию  по  данному  вопросу, заключается  в  том, чтобы  уточнить  подлинный  характер
причин недостаточного внимания к клиенту со стороны окружающих людей:

1. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны и

обусловлены его личностными особенностями.

2. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны,

но обусловлены обстоятельствами, складывающимися независимо от него.

3. Жалобы клиента на недостаточное внимание к нему носят субъективный характер и на самом

деле не вполне обоснованы.

Какими  могут  быть  практические  советы  психолога-консультанта  клиенту  в  каждом  из  этих

частных случаев?

Случай 1. Беседуя  с  клиентом, необходимо  обратить  внимание  на  его  индивидуальные

особенности, которые, наверное, делают  его  человеком, малопривлекательным  для  окружающих


background image

119

людей. В  первую  очередь  желательно  выяснить, старается  ли  сам  клиент  привлекать  к  себе
внимание или же пассивно ожидает, что на него обратят внимание окружающие люди. Если имеет
место последнее, то клиенту можно рекомендовать самому вести себя в общении с людьми более
активно и сознательно стараться обратить на себя их внимание.

Здесь, правда, небезразличен выбор средств достижения поставленной цели. Не рекомендуется,

например, использовать  экстравагантные, эпатажные  средства  привлечения  внимания, явно
нарушающие  сложившиеся  нормы  морали  или  этики. Подобные  средства, хотя  и  способны
временно  привлечь  внимание к человеку, но сами по себе могут  в  конечном  счете  и  оттолкнуть
людей, так  как  будут  расценены  ими  как  признак  малокультурное™ или  невоспитанности
человека.

Выбранные средства привлечения внимания должны быть такими, чтобы они соответствовали

интересам и потребностям того человека, чье внимание с их помощью привлекается. Это означает,
что  один  человек, обративший  внимание  на  другого  человека, сам  должен  понимать, чем  этот,
другой, интересен и полезен для него, в какой степени он способен или не способен удовлетворить
его собственные актуальные интересы и потребности.

Затем или вместе с тем, о чем говорилось выше, необходимо выяснить, есть ли у клиента нечто

такое, что способно оттолкнуть от него людей. Если такие качества у клиента имеются, то прежде
всего необходимо понять, каковы они и чем вызваны.

Полезную  роль  в  решении  данного  вопроса  может  сыграть  предоставление  клиенту

возможности взглянуть на себя как бы со стороны, а для этого желательно произвести видеозапись
поведения  клиента  в  ситуации  общения  с  людьми. Психолог-консультант, просматривая  эту
запись вместе с клиентом, может помочь ему разобраться в своем поведении и увидеть как бы со
стороны собственные недостатки в манере и стиле общения с людьми.

Далее  психолог-консультант  должен  подсказать  клиенту, каким  образом  можно  практически

избавиться от тех недостатков, которые очевидны для психолога-консультанта и которые за собой
признает сам клиент. Если это необходимо, консультант должен быть готов предложить клиенту
действенную помощь в устранении соответствующих недостатков или же рекомендовать клиенту
обратиться за такой помощью к другому специалисту.

Случай 2. Прежде всего следует обратить внимание клиента на ту ситуацию общения с людьми,

в  которой  он  оказался, и  найти  способ  ее  преобразования  таким  образом, чтобы  она
способствовала привлечению внимания к клиенту со стороны других людей.

Желательно, например, если  есть  такая  возможность, таким  образом  выбрать  ситуацию,

условия общения, чтобы они позволили клиенту проявить свои наилучшие качества в общении с
людьми, и тем самым привлечь к себе внимание со стороны. Вместе с тем, необходимо избегать
попадания в такие ситуации, где клиент будет вынужден вести себя не самым лучшим образом.

Случай 3. Если претензии клиента на внимание к нему со стороны других людей субъективны и

чрезмерны, т.е. если он претендует на внимание, какого на самом деле не заслуживает и которое
явно выше его возможностей, то первое, что в этом случае должен сделать психолог-консультант
–  это  дать  понять  клиенту,  что  его  личные  претензии  на  внимание  со  стороны  людей
необоснованны. Сделать  это  необходимо  достаточно  деликатно, воспользовавшись, к  примеру,
одним из следующих способов:

1. Попросить  клиента  подробно  объяснить, почему  он  считает, что  лично  ему  окружающие

люди уделяют недостаточное внимание.

2. Попросить  клиента  некоторое  время  понаблюдать  за  окружающими  людьми  и  ответить  на

вопрос, кому из них, по его мнению, уделяется большее внимание, чем ему, и почему.

Полезные  сведения  о  клиенте, позволяющие  точно  установить, являются  ли  его претензии на

внимание  со  стороны  других  людей  чрезмерными, можно  получить  путем  изучения  характера
клиента, особенно  имеющихся  в  его  характере  акцентуаций. Дело  в  том, что  среди
акцентуированных черт  характера  есть  такие, которые сами по  себе порождают  необоснованные
претензии человека на внимание со стороны. Это, например, гипертимность и истеричность.

Если  обнаружится, что  у  клиента  имеются  подобные  акцентуации  в  характере, то  для

психолога-консультанта это может быть достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что
претензии  клиента  на  внимание  со  стороны  действительно  чрезмерные  и  носят  в  основном
субъективный характер. Практическое решение проблемы в данном случае видится в том, чтобы
свести к минимуму или вовсе исключить проявление соответствующих акцентуаций в  характере


background image

120

клиента в его поведении по отношению к окружающим людям.

Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них

Данного рода неумение часто ставит человека в неловкое положение, особенно тогда, когда ему

необходимо сказать что-то доброе тем, кто этого заслуживает, высказать в их адрес комплимент.

Почти  такая  же  неловкая  ситуация  возникает  тогда, когда  кто-либо  другой  говорит  что-то

приятное  в  адрес  человека,  а  он  не  знает,  как  на  это  отреагировать.  Он  стесняется,  конфузится,
теряется, испытывает  чувство  неловкости. В  результате  поведение  данного  человека  другими
людьми, которые общаются с ним, может быть понято и проинтерпретировано неправильно, как
якобы свидетельствующее о сознательном нежелании человека общаться с ними.

Это – весьма  серьезная  проблема, затрудняющая  межличностное  общение  людей, и  с  ней

обычно  сталкиваются  многие  люди, обращающиеся  в  психологическую  консультацию  по
вопросам межличностного общения, даже если сами они эту проблему, как присущую лично им,
не осознают. Значение выявления и своевременного решения этой проблемы клиента обусловлено
и  тем, что  ее  нерешенность  может  повлечь  за  собой  другие, весьма  серьезные  проблемы  в
межличностных отношениях.

Практические трудности в решении данной проблемы, возникающие в жизни человека, могут

быть  вызваны  несколькими  различными  причинами. Наиболее  существенные  и  часто
встречающиеся из них следующие:

• боязнь  клиента  показаться  неловким  и  смешным  в  глазах  окружающих  людей, если  он

попытается говорить им комплименты,

• отсутствие у клиента желания говорить добрые слова в адрес других людей,
• наличие  у  клиента  такого  желания  одновременно  с  дефицитом  умения  практически  его

реализовать,

• неспособность клиента управлять собой, регулировать свои психофизические состояния таким

образом, чтобы они соответствовали ситуации,

• незнание  клиентом  того, как  правильно  реагировать  на  комплименты  в  свой  адрес, или

неумение это делать.

Все  названные  причины  связаны  друг  с  другом, могут  существовать  и  действовать

одновременно, в  любом  их  сочетании, и  для  устранения  этих  причин  требуется, как  правило,
комплексный  подход. Однако  каждая  из них  может  рассматриваться отдельно, если  речь  идет  о
практических рекомендациях по ее решению, и это будет сделано далее.

Первую причину – боязнь клиента показаться смешным в глазах окружающих людей – можно

устранить  следующим  образом. Во-первых, предложить  клиенту  некоторое  время  внимательно
понаблюдать  за  теми  людьми,  кого  он  лично  хорошо  знает.  Это  должны  быть  люди,  которые
достаточно умело высказывают комплименты в адрес других людей или же правильно реагируют
на  комплименты  в  свой  собственный  адрес.  Здесь  клиент  должен  будет  ответить  на  следующий
вопрос:  действительно  ли  эти  люди,  говоря  комплименты  или,  реагируя  на  них,  выглядят
смешными?

Затем  желательно  предложить  клиенту  и  самому  попробовать  высказать  несколько

комплиментов в адрес других людей и внимательно посмотреть на то, как они на это отреагируют.
Здесь  перед  партнерами  по  общению  или  перед  теми, кто  наблюдает  за  поведением  клиента  со
стороны, может  быть  поставлен  вопрос, аналогичный  сформулированному  выше: выглядит  ли
смешным сам клиент, когда произносит комплименты или же реагирует на них?

В  результате  такого, сравнительно  простого  социально-психологического  эксперимента  над

собой, клиент  сможет  убедиться  в  том, что  его  опасения  выглядеть  смешным  оказались
напрасными.  Напротив,  окружающие  люди,  скорее  всего,  похвалят  его,  и,  выслушав  их,  клиент
успокоится.

Наконец, если  представится  такая  возможность, то  желательно  будет  провести  аудио- или

видеозапись  комплиментарного (связанного  с  высказыванием  или  реагированием  на
комплименты) поведения клиента в те самые моменты, когда он произносит добрые слова в адрес
других  людей. Такая  процедура  покажет  клиенту, что  он  со  стороны  вовсе  не  выглядит  таким
неловким, как ему казалось вначале, и это будет способствовать избавлению от психологических
барьеров и комплексов, связанных с высказыванием комплиментов или реагированием на них.