Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11308

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

121

Вторую причину – отсутствие желания говорить людям добрые слова – устранить труднее, чем

первую,  но  также  вполне  возможно,  а  главное  –  необходимо.  Дело  в  том,  что  дефицит  такого
желания у человека обычно связан с недобрым отношением данного человека к людям. Если ему
самому  не  удастся  изменить  свое  отношение  к  людям, то  вряд  ли  он  сможет  когда-либо
рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны людей.

Столкнувшись  с  такой  проблемой, психолог-консультант  должен  в  первую  очередь  убедить

клиента в том, что он не сможет рассчитывать на улучшение взаимоотношений с людьми, если не
изменит своего собственного отношения к ним.

Иногда  только  одного  словесного  убеждения  клиента  в  этом  вопросе  недостаточно,  и

необходимо найти другие, более весомые аргументы. Ими может стать, например, демонстрация
клиенту  его  собственного  поведения  со  стороны.  Если  клиент  сам  увидит,  как  он  ведет  себя  по
отношению к людям, то это гораздо лучше убедит его в необходимости что-то изменить в своем
поведении, чем любые слова.

В  данному  случае  для  демонстрации  клиенту  сущности  и  существенности  его  проблемы

полезными  могут  оказаться  те  же  самые  приемы, которые  мы  рекомендовали  использовать  для
устранения  первой  из  названных  выше  причин – неумения  высказывать  комплименты  в  адрес
других людей.

Кроме  того, желание  говорить  людям  добрые  слова  должно  быть  чем-то  подкреплено. Таким

подкреплением могут стать, например, позитивные реакции людей на обращенные к ним добрые
слова.

Для  того  чтобы  эти  реакции  были  замечены  и  должным  образом  оценены  клиентом,

необходимо  научить  самого  клиента  внимательно  наблюдать  за  партнерами  по  общению  и
фиксировать  то, что  свидетельствует  о  положительности  или  отрицательности  реагирования
партнеров на воспринимаемые им действия и слова.

Сравнительно  легче, чем  предыдущие, устраняется  третья  причина  неумения  высказывать

комплименты  людям, но  при  условии, что  человек  действительно  очень  хочет  ее  устранить.
Правда, потенциальная (на  самом  деле – только  видимая, а  не  реальная) легкость  решения этой
задачи  не  должна  вводить  в  заблуждение  и  благодушно  настраивать  психолога-консультанта  и
клиента. Для полного устранения этой причины требуются значительные усилия и время.

Это,  в  частности,  связано  с  тем,  что  человек  должен,  во-первых,  снять  имеющийся  у  него

психологический  барьер, мешающий  произносить  комплименты  вслух, во-вторых, точно  знать,
что, как  и  при  каких  условиях  следует  говорить  людям, в-третьих, усвоить  нужные  для  этого
невербальные формы поведения, и, наконец, в-четвертых, превратить усвоенные умения в навыки,
то есть в автоматически возникающие реакции на коммуникативную ситуацию.

Для того чтобы это все действительно произошло, клиенту необходимо затратить в среднем от

трех-четырех  месяцев  до  года  на  систематическую  работу  над  собой. Хорошо, если  в  этом  ему
постоянно будет помогать психолог-консультант  или какой-либо другой, опытный практический
психолог. И  еще  лучше, если  сам  клиент  пройдет  специальную, например  тренинговую,
подготовку  и  затем  сумеет  обратить  приобретенные  в  ходе  ее  знания  в  практические  умения  и
навыки общения с людьми.

Последняя из указанных выше причин – неспособность клиента управлять собой, регулировать

свои  психофизические  состояния – одна  из  самых  трудноустранимых. Это  связано  с  тем, что
данная причина касается темперамента человека, а он почти не изменяется в течение жизни. Его
одним из основных свойств является эмоциональность.

Кроме того, эмоциональные реакции человека на ситуацию, возникшую в процессе общения с

людьми, являются обычно автоматическими и потому трудноконтролируемыми сознанием. Они,
как  правило, возникают  почти  мгновенно, неосознанно  и  реализуются  еще  до  того, как  будет
осмыслена сама ситуация и будет найдено разумное решение связанной с ней проблемы.

Тем  не  менее  и  здесь  многое  можно  было  бы  сделать  при  помощи, например, аутотренинга.

Поэтому  клиенту, жалующемуся  на  неспособность  управлять  собой, своими  эмоциями, можно
рекомендовать  овладеть (самостоятельно  или  при  помощи  психолога-тренера) техникой
саморегуляции, хорошо представленной в аутотренинге.

Неумение точно воспринимать и оценивать социальные

 роли людей


background image

122

Немало проблем в сфере межличностных отношений возникает из-за того, что, общаясь друг с

другом, люди нарушают известные правила и нормы ролевого взаимодействия. Некоторые из этих
правил, например, следующие:

1. Если человек в общении с другим человеком  уже взял на себя определенную роль, то этот,

другой, так  или  иначе  должен  учитывать  данный  факт  и  брать  на  себя  соответствующую  роль,
согласованную  с  ролью  своего  собеседника. В  противном  случае – при  рассогласовании  ролей
собеседников в общении – нормального взаимодействия между ними не получится, и они вряд ли
добьются взаимопонимания.

2.  Для  того  чтобы  добиться  взаимопонимания  в общении  с  партнером,  человек,  знающий  его

роль, должен использовать один из следующих способов:

– принять эту роль и просто подстроиться под нее;
– постараться  изменить  роль  другого человека таким образом, чтобы она  соответствовала  его

собственной роли;

– найти  компромисс  между  двумя  этими  способами  действий, т.е., изменяя  роль  партнера,

одновременно менять и свою собственную роль.

3. Человек, как  участник  процесса  общения, должен  осознать  ту  реальную  роль, которую  он

играет сам, а также уметь распознавать роли, играемые другими людьми.

4. Лишь  в  крайнем  случае  человек  должен  стремиться  изменить  роль  другого  человека  в

общении с ним. В большинстве же других случаев ему следует постараться принять роль другого
человека такой, какая она есть, и, по возможности, подстроиться под нее.

5. Собственное ролевое поведение в общении каждого человека с другими людьми должно быть

достаточно гибким для того, чтобы он умел хорошо общаться с ними.

Во время приема клиента и проведения с ним психодиагностической беседы перед психологом-

консультантом стоит важная задача: определить меру соответствия и степень соблюдения данным
клиентом  всех, сформулированных  выше, правил. Если  обнаружится, что  все  или  хотя  бы
некоторые из них нарушаются, то это будет означать, что у клиента действительно есть проблемы.

К  сожалению, специальных  психологических  тестов, прямо  подходящих  для  этой  цели  и

позволяющих разносторонне оценивать ролевое поведение клиента, на данный момент времени не
существует, и  поэтому  психологу-консультанту  приходится  опираться в основном  на  косвенные
данные, на результаты своего наблюдения за поведением клиента во время личной беседы с ним и
на реакции клиента на задаваемые ему вопросы.

Среди этих вопросов могут быть, к примеру, следующие

1

:

1

  Перед  тем  как  задавать  клиенту  все  эти  вопросы, психолог-консультант  должен  объяснить

ему, что такое роль человека в общении с людьми и что такое ролевое поведение.

• Могли бы вы достаточно точно определить те роли, которые вы обычно играете в общении с

другими людьми?

•  Как  вы  думаете,  насколько  хорошо  вам  удается  играть  эти  роли  и  те,  которые  ждут  от  вас

окружающие люди?

• Всегда ли вас устраивают те роли, которые в общении с вами берут на себя другие люди?

• Насколько  успешно  вам  удается  изменять  роли  других  людей, если  они  вас  почему-то  не

вполне устраивают?

Следует  также  иметь  в  виду, что  существует  несколько  различных  ролевых  психологических

теорий, и, интерпретируя ролевое поведение клиента, психологу-консультанту следует опираться
на все эти теории. В этой связи хотелось бы предостеречь начинающего психолога-консультанта
от типичных ошибок, которые он может допустить, практически решая данный вопрос.

Первая такая ошибка – это кажущаяся простота вопроса. Неопытному психологу-консультанту

может  показаться, что  для  оценки  и  интерпретации  ролевого  поведения  нет  необходимости
хорошо  знать  социально-психологическую  теорию  ролей, что  для  этого  достаточно  обычного
жизненного опыта и житейского представления о ролях.

К  сожалению, интерпретация, основанная  на  опыте  и  на  житейских  представлениях, может

оказаться недостаточно точной, научно не вполне обоснованной.

Вторая  типичная  ошибка  состоит  в  том,  что,  зная  лишь  одну  из  теорий  ролей  и  не  имея

представления о других теориях, психолог-консультант опирается только на нее.

В  этом  случае  возникает  опасность  односторонности, ограниченности  предлагаемых  им


background image

123

интерпретаций и выводов.

Третья типичная ошибка может заключаться в том, что, будучи знакомым сразу с несколькими

теориями  ролей, психолог-консультант  все  же  предпочитает  иметь  дело  только  с  одной  из  них,
которая  с  его  точки  зрения  является  более  правильной. В  этом  случае  неизбежно  будет
повторяться, но в более смягченной форме, предыдущая ошибка в интерпретации.

Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения всех этих ошибок, психологу-

консультанту следует знать и опираться в своих выводах на все теории ролей, так как каждая из
них несет в себе определенную долю истины

1

.

1

  Указанные  возможные  ошибки  и  связанные  с  ними  недостатки  в  интерпретациях  и

рекомендациях, предлагаемых  клиенту, характерны  для  тех  ситуаций  психологического
консультирования, когда  психологу-консультанту  приходится  обращаться  к  использованию
научных теорий.

Как  научить  человека  правильно  воспринимать  и  оценивать  роли, принятые  в  общении  им

самим и другими людьми?

Это вполне возможно сделать, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий:

• если данный человек будет знать те роли, в которых он сам и другие люди могут выступать в

общении с окружающими людьми;

• если ему, кроме того, будут известны признаки, ориентируясь на которые, он мог бы точно

идентифицировать исполняемую человеком роль, отличая ее от других возможных ролей;

• если  ему  удастся  приобрести  достаточный  опыт  наблюдения  за  собой  и  иными  людьми  в

общении друг с другом, т.е. опыт, позволяющий ему самому правильно воспринимать и оценивать
коммуникативные роли людей.

Первое из указанных  условий можно соблюсти, рассказав клиенту о тех ролях, которые люди

чаще  всего  берут  на  себя, общаясь  с  другими  людьми. При  этом  можно  рекомендовать  клиенту
найти  и  самостоятельно  ознакомиться  с  соответствующей  научной  и  научно-популярной
литературой.

Второе из условий практически реализуется тем же самым путем.
Что же касается третьего условия, то добиться соответствия ему можно, поработав некоторое

время с клиентом, оценив его роли в общении с другими людьми и предложив ему самому сделать
это в отношении себя и других людей.

Упражнения

1. Выберите  кого-либо  из  своих  знакомых  в  качестве  потенциального  клиента. Дайте  ему
рекомендации по усилению его интереса к людям.

2. Повторите  для  себя  основные  этапы  проведения  психологического  консультирования,

связанные  с  решением  проблемы  неумения  человека  привлекать  к  себе  внимание  со  стороны
окружающих людей.

3. Назовите  основные  причины, в  силу  которых  у  человека  может  проявиться  неумение

высказывать  комплименты  в  адрес  других  людей  и  неспособность  правильно  реагировать  на
комплименты.

4. Перечислите возможные причины неспособности человека точно воспринимать и правильно

оценивать социальные роли людей.

Практические задания

1. Выберите  кого-либо  в  качестве  клиента  и, пользуясь  рекомендациями, изложенными  в

данной главе, выясните, есть ли у него проблемы, связанные с отсутствием интереса к людям.

2. Определите  касающиеся  лично  вас, субъективные  причины  недостаточного  умения

привлекать  к  себе  внимание  со  стороны  других  людей (если, конечно, это  неумение  характерно
для вас).

3. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента и проведите с ним психологическую

консультацию на тему неумения высказывать комплименты и правильно реагировать на них.

4. Проведите  психологическое  консультирование  кого-либо, кто, па  ваш  взгляд, не  умеет

правильно  воспринимать  и  оценивать  социальные  роли  людей, которые  они  берут  на  себя  в
процессе общения.

Ключевые слова

Социально-перцептивное психологическое консультирование. Личное общение людей.


background image

124

Интерес  человека  к  людям. Психологическое  подкрепление  в  системе  межличностных

отношений.

Объективные и субъективные причины неумения человека привлекать к себе внимание людей.

Эпатажные средства привлечения к себе внимания. Гипертимность. Истеричность.

Комплиментарное поведение. Аутотренинг.
Ролевое взаимодействие людей в общении. Социально-психологическая теория ролей.

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ

САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Контрольные вопросы

1. Что такое неудачи в эмоциональной саморегуляции деловой жизни?
2. Каковы вероятные внутренние и внешние причины таких неудач?
3. Каким  образом  можно  практически  решать  проблемы, связанные  с  неудачами  в  области

эмоциональной саморегуляции?

4. Как диагностировать и решать такую частную проблему, как неуверенность человека в себе и

его повышенная эмоциональная возбудимость?

5. По каким признакам можно судить о том, что клиента действительно преследуют неудачи в

выборе профессии, условий и места работы?

6. Каковы основные причины возникновения неудач в выборе профессии, условий и места работы?
7. Какую  практическую  помощь  консультант-психолог  может  оказать  клиенту, жалующемуся

на неудачи в выборе профессии, условий и места работы?

8. С какими трудностями может столкнуться психолог-консультант, оказывая помощь клиенту

в выборе профессии, условий и места работы ?

9. По  какому  плану  консультанту-психологу  следует  действовать, оказывая  клиенту  помощь  в

связи с его неудачами в выборе профессии, места и условий работы?

10. Каковы  основные  объективные  и  субъективные  причины  неудач  клиента  в  продвижении

по службе?

11. Какие действия может предпринять и что может рекомендовать психолог-консультант

клиенту, который жалуется на неудачи в продвижении по службе?

12. В чем состоят возможные причины снижения работоспособности человека?
13. Как практически определить реальные причины понижения работоспособности человека?
14. Какие  практические  рекомендации  можно  дать  клиенту  с  пониженной

работоспособностью в зависимости от тех или иных причин ее снижения?

15. В чем обычно проявляются неудачи человека в соревновании с другими людьми?
16. Каковы возможные причины неудач человека в соревновании с людьми?
17. Как проводить психологическое консультирование, если от клиента поступают жалобы

на неудачи в соревновании с людьми?

18. Что  можно  рекомендовать  клиенту  для  устранения  реальных  причин  его  неудач  в

соревновании с людьми?

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни

Жизненные  неудачи, связанные  с  недостатками  эмоциональной  саморегуляции, могут  быть

обусловлены  самыми  разными  причинами, но  большинство  из  них  относится  к  особенностям
внутреннего, психологического мира человека или к взаимоотношениям, складывающимся у него
с окружающими людьми.

Если  проблемы  касаются  психологии  человека, то  они  называются  внутренними  или

субъективными, если  же  проблемы  относятся  к  обстоятельствам, не  зависящим  от  человека, то
они называются внешними или объективными.

К  внутренним  причинам  неудач  в  эмоциональной  саморегуляции  могут  быть  отнесены

следующие причины:

1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в

состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива.


background image

125

2. Слабость воли человека.
3. Наличие  у  человека  не  совместимых  друг  с  другом  черт  характера, которые  придают  его

поведению непредсказуемость и непоследовательность.

4. Повышенная  эмоциональная  возбудимость  человека, с  которой  он  сам  не  в  состоянии

успешно справиться.

5. Неуверенность человека в себе.
6. Медлительность  в  принятии  и  реализации  решений. К  числу  возможных  причин  внешнего

характера могут быть отнесены следующие причины:

1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным

причинам принимать или реализовывать разумные решения.

4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно каждую из названных выше причин.
Под  борьбой  равнозначных  или  равносильных  мотивов  имеется  в  виду  ситуация, когда  в

мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или
более, трудносовместимых  друг  с  другом, потребности, причем  каждая  из  них  актуальна  и
достаточно  сильна. В  результате  человек  оказывается  не  в  состоянии  предпочесть  какую-либо
одну из них, так как не может полностью отказаться от любой из них.

Если, к примеру, он следует только одному из реально действующих мотивов и приступает к

его реализации, то спустя некоторое время, когда данный мотив уже будет частично удовлетворен,
актуальным  сразу  же  становится  другой, неудовлетворенный  мотив. Эта  ситуация  многократно
воспроизводится с чередующимся доминированием то одного, то другого мотива. В итоге человек
постоянно  будет  находиться  перед  выбором: как  действовать  и  что  предпочесть. Он  будет  не  в
состоянии  контролировать  свои  эмоции, связанные  с  конфликтом  несовместимых  друг  с  другом
мотивов поведения.

Выход из данной конфликтной ситуации может быть следующим. Человеку необходимо будет

каким-то  образом  искусственно  повысить  ценность  для  себя  одних  потребностей (мотивов,
интересов) и одновременно снизить значимость других.

Еще один  возможный  способ выхода  из  сложившейся  ситуации  состоит в  том,  чтобы  создать

условия, при которых вероятность удовлетворения одних потребностей будет намного выше, чем
вероятность удовлетворения других потребностей.

Третий способ поведения в этой же ситуации состоит в том, чтобы просто принять и усилием

воли  практически  реализовать  осознанное  решение  о  вполне  определенной  последовательности
удовлетворения равносильных потребностей (мотивов, интересов).

Во  всех  этих  случаях  для  того, чтобы  мотивационные  побуждения  не  конкурировали  друг  с

другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое
поведение, и  в  каждый  момент  времени  оно  фактически  окажется  подчиненным  задаче
реализации одной мотивационной тенденции.

Слабость  воли  человека – трудно  устранимое  препятствие  на  пути  эффективной

эмоциональной  саморегуляции. Однако  следует  помнить  о  том, что  иногда  за  слабость  воли
человека ошибочно принимается борьба мотивов.

За слабой волей часто скрывается неумение человека принимать или выполнять уже принятые

решения. Поэтому  если  клиент  обратился  в  психологическую  консультацию  с  жалобой  на
слабость  воли, то  не  стоит  сразу  же  безоговорочно  доверять  его  собственному  объяснению
проблемы.  Желательно  выяснить,  не  состоит  ли  его  проблема  в  борьбе  мотивов  или  в
неспособности принимать и выполнять решения.

До сих пор с волей человека также нередко ошибочно связывают представление о некоторой

физической  силе, при  помощи  которой  решаются  жизненные  проблемы  или  преодолеваются
препятствия, возникающие на пути продвижения к намеченной цели. На самом деле это далеко не
всегда так. С физическим усилием, вернее с его дефицитом, связываются лишь отдельные, самые
простые  проявления  воли  человека, в  то  время  как  более  сложные  ее  проявления  касаются
интеллекта  и  разума. Проблемы  воли  взрослого  человека  в  психологическом  консультировании
почти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его разумности и сознательности.

Наличие  у  человека  конкурирующих  друг  с  другом  черт  характера – это  проблема, суть