Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11308
Скачиваний: 396
121
Вторую причину – отсутствие желания говорить людям добрые слова – устранить труднее, чем
первую, но также вполне возможно, а главное – необходимо. Дело в том, что дефицит такого
желания у человека обычно связан с недобрым отношением данного человека к людям. Если ему
самому не удастся изменить свое отношение к людям, то вряд ли он сможет когда-либо
рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны людей.
Столкнувшись с такой проблемой, психолог-консультант должен в первую очередь убедить
клиента в том, что он не сможет рассчитывать на улучшение взаимоотношений с людьми, если не
изменит своего собственного отношения к ним.
Иногда только одного словесного убеждения клиента в этом вопросе недостаточно, и
необходимо найти другие, более весомые аргументы. Ими может стать, например, демонстрация
клиенту его собственного поведения со стороны. Если клиент сам увидит, как он ведет себя по
отношению к людям, то это гораздо лучше убедит его в необходимости что-то изменить в своем
поведении, чем любые слова.
В данному случае для демонстрации клиенту сущности и существенности его проблемы
полезными могут оказаться те же самые приемы, которые мы рекомендовали использовать для
устранения первой из названных выше причин – неумения высказывать комплименты в адрес
других людей.
Кроме того, желание говорить людям добрые слова должно быть чем-то подкреплено. Таким
подкреплением могут стать, например, позитивные реакции людей на обращенные к ним добрые
слова.
Для того чтобы эти реакции были замечены и должным образом оценены клиентом,
необходимо научить самого клиента внимательно наблюдать за партнерами по общению и
фиксировать то, что свидетельствует о положительности или отрицательности реагирования
партнеров на воспринимаемые им действия и слова.
Сравнительно легче, чем предыдущие, устраняется третья причина неумения высказывать
комплименты людям, но при условии, что человек действительно очень хочет ее устранить.
Правда, потенциальная (на самом деле – только видимая, а не реальная) легкость решения этой
задачи не должна вводить в заблуждение и благодушно настраивать психолога-консультанта и
клиента. Для полного устранения этой причины требуются значительные усилия и время.
Это, в частности, связано с тем, что человек должен, во-первых, снять имеющийся у него
психологический барьер, мешающий произносить комплименты вслух, во-вторых, точно знать,
что, как и при каких условиях следует говорить людям, в-третьих, усвоить нужные для этого
невербальные формы поведения, и, наконец, в-четвертых, превратить усвоенные умения в навыки,
то есть в автоматически возникающие реакции на коммуникативную ситуацию.
Для того чтобы это все действительно произошло, клиенту необходимо затратить в среднем от
трех-четырех месяцев до года на систематическую работу над собой. Хорошо, если в этом ему
постоянно будет помогать психолог-консультант или какой-либо другой, опытный практический
психолог. И еще лучше, если сам клиент пройдет специальную, например тренинговую,
подготовку и затем сумеет обратить приобретенные в ходе ее знания в практические умения и
навыки общения с людьми.
Последняя из указанных выше причин – неспособность клиента управлять собой, регулировать
свои психофизические состояния – одна из самых трудноустранимых. Это связано с тем, что
данная причина касается темперамента человека, а он почти не изменяется в течение жизни. Его
одним из основных свойств является эмоциональность.
Кроме того, эмоциональные реакции человека на ситуацию, возникшую в процессе общения с
людьми, являются обычно автоматическими и потому трудноконтролируемыми сознанием. Они,
как правило, возникают почти мгновенно, неосознанно и реализуются еще до того, как будет
осмыслена сама ситуация и будет найдено разумное решение связанной с ней проблемы.
Тем не менее и здесь многое можно было бы сделать при помощи, например, аутотренинга.
Поэтому клиенту, жалующемуся на неспособность управлять собой, своими эмоциями, можно
рекомендовать овладеть (самостоятельно или при помощи психолога-тренера) техникой
саморегуляции, хорошо представленной в аутотренинге.
Неумение точно воспринимать и оценивать социальные
роли людей
122
Немало проблем в сфере межличностных отношений возникает из-за того, что, общаясь друг с
другом, люди нарушают известные правила и нормы ролевого взаимодействия. Некоторые из этих
правил, например, следующие:
1. Если человек в общении с другим человеком уже взял на себя определенную роль, то этот,
другой, так или иначе должен учитывать данный факт и брать на себя соответствующую роль,
согласованную с ролью своего собеседника. В противном случае – при рассогласовании ролей
собеседников в общении – нормального взаимодействия между ними не получится, и они вряд ли
добьются взаимопонимания.
2. Для того чтобы добиться взаимопонимания в общении с партнером, человек, знающий его
роль, должен использовать один из следующих способов:
– принять эту роль и просто подстроиться под нее;
– постараться изменить роль другого человека таким образом, чтобы она соответствовала его
собственной роли;
– найти компромисс между двумя этими способами действий, т.е., изменяя роль партнера,
одновременно менять и свою собственную роль.
3. Человек, как участник процесса общения, должен осознать ту реальную роль, которую он
играет сам, а также уметь распознавать роли, играемые другими людьми.
4. Лишь в крайнем случае человек должен стремиться изменить роль другого человека в
общении с ним. В большинстве же других случаев ему следует постараться принять роль другого
человека такой, какая она есть, и, по возможности, подстроиться под нее.
5. Собственное ролевое поведение в общении каждого человека с другими людьми должно быть
достаточно гибким для того, чтобы он умел хорошо общаться с ними.
Во время приема клиента и проведения с ним психодиагностической беседы перед психологом-
консультантом стоит важная задача: определить меру соответствия и степень соблюдения данным
клиентом всех, сформулированных выше, правил. Если обнаружится, что все или хотя бы
некоторые из них нарушаются, то это будет означать, что у клиента действительно есть проблемы.
К сожалению, специальных психологических тестов, прямо подходящих для этой цели и
позволяющих разносторонне оценивать ролевое поведение клиента, на данный момент времени не
существует, и поэтому психологу-консультанту приходится опираться в основном на косвенные
данные, на результаты своего наблюдения за поведением клиента во время личной беседы с ним и
на реакции клиента на задаваемые ему вопросы.
Среди этих вопросов могут быть, к примеру, следующие
1
:
1
Перед тем как задавать клиенту все эти вопросы, психолог-консультант должен объяснить
ему, что такое роль человека в общении с людьми и что такое ролевое поведение.
• Могли бы вы достаточно точно определить те роли, которые вы обычно играете в общении с
другими людьми?
• Как вы думаете, насколько хорошо вам удается играть эти роли и те, которые ждут от вас
окружающие люди?
• Всегда ли вас устраивают те роли, которые в общении с вами берут на себя другие люди?
• Насколько успешно вам удается изменять роли других людей, если они вас почему-то не
вполне устраивают?
Следует также иметь в виду, что существует несколько различных ролевых психологических
теорий, и, интерпретируя ролевое поведение клиента, психологу-консультанту следует опираться
на все эти теории. В этой связи хотелось бы предостеречь начинающего психолога-консультанта
от типичных ошибок, которые он может допустить, практически решая данный вопрос.
Первая такая ошибка – это кажущаяся простота вопроса. Неопытному психологу-консультанту
может показаться, что для оценки и интерпретации ролевого поведения нет необходимости
хорошо знать социально-психологическую теорию ролей, что для этого достаточно обычного
жизненного опыта и житейского представления о ролях.
К сожалению, интерпретация, основанная на опыте и на житейских представлениях, может
оказаться недостаточно точной, научно не вполне обоснованной.
Вторая типичная ошибка состоит в том, что, зная лишь одну из теорий ролей и не имея
представления о других теориях, психолог-консультант опирается только на нее.
В этом случае возникает опасность односторонности, ограниченности предлагаемых им
123
интерпретаций и выводов.
Третья типичная ошибка может заключаться в том, что, будучи знакомым сразу с несколькими
теориями ролей, психолог-консультант все же предпочитает иметь дело только с одной из них,
которая с его точки зрения является более правильной. В этом случае неизбежно будет
повторяться, но в более смягченной форме, предыдущая ошибка в интерпретации.
Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения всех этих ошибок, психологу-
консультанту следует знать и опираться в своих выводах на все теории ролей, так как каждая из
них несет в себе определенную долю истины
1
.
1
Указанные возможные ошибки и связанные с ними недостатки в интерпретациях и
рекомендациях, предлагаемых клиенту, характерны для тех ситуаций психологического
консультирования, когда психологу-консультанту приходится обращаться к использованию
научных теорий.
Как научить человека правильно воспринимать и оценивать роли, принятые в общении им
самим и другими людьми?
Это вполне возможно сделать, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий:
• если данный человек будет знать те роли, в которых он сам и другие люди могут выступать в
общении с окружающими людьми;
• если ему, кроме того, будут известны признаки, ориентируясь на которые, он мог бы точно
идентифицировать исполняемую человеком роль, отличая ее от других возможных ролей;
• если ему удастся приобрести достаточный опыт наблюдения за собой и иными людьми в
общении друг с другом, т.е. опыт, позволяющий ему самому правильно воспринимать и оценивать
коммуникативные роли людей.
Первое из указанных условий можно соблюсти, рассказав клиенту о тех ролях, которые люди
чаще всего берут на себя, общаясь с другими людьми. При этом можно рекомендовать клиенту
найти и самостоятельно ознакомиться с соответствующей научной и научно-популярной
литературой.
Второе из условий практически реализуется тем же самым путем.
Что же касается третьего условия, то добиться соответствия ему можно, поработав некоторое
время с клиентом, оценив его роли в общении с другими людьми и предложив ему самому сделать
это в отношении себя и других людей.
Упражнения
1. Выберите кого-либо из своих знакомых в качестве потенциального клиента. Дайте ему
рекомендации по усилению его интереса к людям.
2. Повторите для себя основные этапы проведения психологического консультирования,
связанные с решением проблемы неумения человека привлекать к себе внимание со стороны
окружающих людей.
3. Назовите основные причины, в силу которых у человека может проявиться неумение
высказывать комплименты в адрес других людей и неспособность правильно реагировать на
комплименты.
4. Перечислите возможные причины неспособности человека точно воспринимать и правильно
оценивать социальные роли людей.
Практические задания
1. Выберите кого-либо в качестве клиента и, пользуясь рекомендациями, изложенными в
данной главе, выясните, есть ли у него проблемы, связанные с отсутствием интереса к людям.
2. Определите касающиеся лично вас, субъективные причины недостаточного умения
привлекать к себе внимание со стороны других людей (если, конечно, это неумение характерно
для вас).
3. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента и проведите с ним психологическую
консультацию на тему неумения высказывать комплименты и правильно реагировать на них.
4. Проведите психологическое консультирование кого-либо, кто, па ваш взгляд, не умеет
правильно воспринимать и оценивать социальные роли людей, которые они берут на себя в
процессе общения.
Ключевые слова
Социально-перцептивное психологическое консультирование. Личное общение людей.
124
Интерес человека к людям. Психологическое подкрепление в системе межличностных
отношений.
Объективные и субъективные причины неумения человека привлекать к себе внимание людей.
Эпатажные средства привлечения к себе внимания. Гипертимность. Истеричность.
Комплиментарное поведение. Аутотренинг.
Ролевое взаимодействие людей в общении. Социально-психологическая теория ролей.
ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ
САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Контрольные вопросы
1. Что такое неудачи в эмоциональной саморегуляции деловой жизни?
2. Каковы вероятные внутренние и внешние причины таких неудач?
3. Каким образом можно практически решать проблемы, связанные с неудачами в области
эмоциональной саморегуляции?
4. Как диагностировать и решать такую частную проблему, как неуверенность человека в себе и
его повышенная эмоциональная возбудимость?
5. По каким признакам можно судить о том, что клиента действительно преследуют неудачи в
выборе профессии, условий и места работы?
6. Каковы основные причины возникновения неудач в выборе профессии, условий и места работы?
7. Какую практическую помощь консультант-психолог может оказать клиенту, жалующемуся
на неудачи в выборе профессии, условий и места работы?
8. С какими трудностями может столкнуться психолог-консультант, оказывая помощь клиенту
в выборе профессии, условий и места работы ?
9. По какому плану консультанту-психологу следует действовать, оказывая клиенту помощь в
связи с его неудачами в выборе профессии, места и условий работы?
10. Каковы основные объективные и субъективные причины неудач клиента в продвижении
по службе?
11. Какие действия может предпринять и что может рекомендовать психолог-консультант
клиенту, который жалуется на неудачи в продвижении по службе?
12. В чем состоят возможные причины снижения работоспособности человека?
13. Как практически определить реальные причины понижения работоспособности человека?
14. Какие практические рекомендации можно дать клиенту с пониженной
работоспособностью в зависимости от тех или иных причин ее снижения?
15. В чем обычно проявляются неудачи человека в соревновании с другими людьми?
16. Каковы возможные причины неудач человека в соревновании с людьми?
17. Как проводить психологическое консультирование, если от клиента поступают жалобы
на неудачи в соревновании с людьми?
18. Что можно рекомендовать клиенту для устранения реальных причин его неудач в
соревновании с людьми?
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
Жизненные неудачи, связанные с недостатками эмоциональной саморегуляции, могут быть
обусловлены самыми разными причинами, но большинство из них относится к особенностям
внутреннего, психологического мира человека или к взаимоотношениям, складывающимся у него
с окружающими людьми.
Если проблемы касаются психологии человека, то они называются внутренними или
субъективными, если же проблемы относятся к обстоятельствам, не зависящим от человека, то
они называются внешними или объективными.
К внутренним причинам неудач в эмоциональной саморегуляции могут быть отнесены
следующие причины:
1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в
состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива.
125
2. Слабость воли человека.
3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт характера, которые придают его
поведению непредсказуемость и непоследовательность.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с которой он сам не в состоянии
успешно справиться.
5. Неуверенность человека в себе.
6. Медлительность в принятии и реализации решений. К числу возможных причин внешнего
характера могут быть отнесены следующие причины:
1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным
причинам принимать или реализовывать разумные решения.
4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно каждую из названных выше причин.
Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду ситуация, когда в
мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или
более, трудносовместимых друг с другом, потребности, причем каждая из них актуальна и
достаточно сильна. В результате человек оказывается не в состоянии предпочесть какую-либо
одну из них, так как не может полностью отказаться от любой из них.
Если, к примеру, он следует только одному из реально действующих мотивов и приступает к
его реализации, то спустя некоторое время, когда данный мотив уже будет частично удовлетворен,
актуальным сразу же становится другой, неудовлетворенный мотив. Эта ситуация многократно
воспроизводится с чередующимся доминированием то одного, то другого мотива. В итоге человек
постоянно будет находиться перед выбором: как действовать и что предпочесть. Он будет не в
состоянии контролировать свои эмоции, связанные с конфликтом несовместимых друг с другом
мотивов поведения.
Выход из данной конфликтной ситуации может быть следующим. Человеку необходимо будет
каким-то образом искусственно повысить ценность для себя одних потребностей (мотивов,
интересов) и одновременно снизить значимость других.
Еще один возможный способ выхода из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы создать
условия, при которых вероятность удовлетворения одних потребностей будет намного выше, чем
вероятность удовлетворения других потребностей.
Третий способ поведения в этой же ситуации состоит в том, чтобы просто принять и усилием
воли практически реализовать осознанное решение о вполне определенной последовательности
удовлетворения равносильных потребностей (мотивов, интересов).
Во всех этих случаях для того, чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с
другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое
поведение, и в каждый момент времени оно фактически окажется подчиненным задаче
реализации одной мотивационной тенденции.
Слабость воли человека – трудно устранимое препятствие на пути эффективной
эмоциональной саморегуляции. Однако следует помнить о том, что иногда за слабость воли
человека ошибочно принимается борьба мотивов.
За слабой волей часто скрывается неумение человека принимать или выполнять уже принятые
решения. Поэтому если клиент обратился в психологическую консультацию с жалобой на
слабость воли, то не стоит сразу же безоговорочно доверять его собственному объяснению
проблемы. Желательно выяснить, не состоит ли его проблема в борьбе мотивов или в
неспособности принимать и выполнять решения.
До сих пор с волей человека также нередко ошибочно связывают представление о некоторой
физической силе, при помощи которой решаются жизненные проблемы или преодолеваются
препятствия, возникающие на пути продвижения к намеченной цели. На самом деле это далеко не
всегда так. С физическим усилием, вернее с его дефицитом, связываются лишь отдельные, самые
простые проявления воли человека, в то время как более сложные ее проявления касаются
интеллекта и разума. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании
почти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его разумности и сознательности.
Наличие у человека конкурирующих друг с другом черт характера – это проблема, суть