Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10230

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126

которой выражается в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут
актуализировать различные поведенческие тенденции, связанные, например, с конкурирующими
чертами характера, противоположными друг другу.

К примеру, в психологии одного и того же человека могут иногда сочетаться доброта и злость,

экстраверсия  и  интроверсия. Каждая  из  конкурирующих  между  собой  реакций, порождаемая
такими  различными  чертами  личности, ослабляется  противодействием  прямо  противоположной
ей  тенденции, так  что  эффективная  саморегуляция  поведения  человека  в  этих  условиях
становится весьма проблематичной.

Диагностировать  данный  случай  можно  при  помощи  личностных, характерологических

психологических  тестов, позволяющих  выявлять  и  оценивать  у  одного  и  того  же  человека
противоположные черты характера. Если окажется, что такие черты характера имеются у клиента
и  являются  достаточно  развитыми, то  это  будет  означать, что  психолог-консультант
действительно имеет дело с обсуждаемой проблемой.

Как  практически  решать  данную  проблему? Если  пытаться  ее  решить  так  называемым

радикальным образом, за счет усиленного развития одной из положительных, конкурентных черт
характера, то, став доминирующей, она может породить форму поведения, регулирование которой
не составит труда.

Однако  такой  путь  труден  и  требует  большого  времени, так  как  черты  характера  человека

являются  весьма  устойчивыми. Обсуждаемую  проблему  можно  также  попытаться  решить  при
помощи  метода, уже  описанного  применительно  к  конфликту  мотивов, а  именно – за  счет
выработки  у  человека  полезной  привычки  действовать  рационально, не  под  влиянием  эмоций,
ситуационно возникающих импульсов.

Конечно, и в этом случае проблема, по-видимому, не будет решаться сразу же и полностью, так

как прежде, чем человек примет разумное решение, он все же некоторое время будет колебаться и
переживать, и, следовательно, недостаточно  хорошо  управлять  собой. Однако  как  только  он
придет  к  определенному  решению  и  приступит  к  его  выполнению, контроль  за  собственным
поведением с его стороны сразу же возрастет.

Повышенная  эмоциональная  возбудимость  как  проблема  поведенческой  саморегуляции

проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения
поставленной  цели, он  довольно  быстро  приходит  в  состояние  повышенного  эмоционального
возбуждения  и  долго  не  может  успокоиться.  Это  практически  лишает  его  возможности
контролировать в течение некоторого времени свое поведение, так как слишком высокий уровень
эмоциональной  возбужденности, как  правило, снижает  контроль  человека  за  своим  поведением,
делает его менее управляемым.

Такое  неприятное  свойство  поведения  человека  может  явиться  следствием  одновременного

действия нескольких причин. Во-первых, оно может выступить, как естественное проявление типа
темперамента  человека, и  в  этом  случае  никакие  специальные  меры  не  будут  в  состоянии
полностью его устранить. Даже если клиенту удастся справиться с внешними проявлениями своей
эмоциональности, его  внутренние, непроизвольные  эмоциональные  реакции  на  ситуацию
автоматически  будут  возникать. Слишком  частое  внешнее, волевое  подавление  таких  реакций
может  привести  к  неблагоприятным  последствиям  для  общего  состояния  психического  и
физического здоровья человека.

Во-вторых, повышенная  эмоциональная  возбудимость  человека  может  явиться  следствием

неблагоприятного  психологического  и  физического  его  состояния. В  этом  случае  клиент, даже
будучи  от  природы не  слишком  эмоциональным человеком, все  же весьма  эмоционально может
реагировать на складывающиеся обстоятельства жизни. Решить проблему клиента в этом случае
можно будет за счет укрепления состояния его здоровья и улучшения настроения.

В-третьих, причиной  чрезмерной  эмоциональной  возбудимости  человека  может  стать

нерациональный  образ  его  жизни, например  физическая  или  психологическая  перегрузка,
слишком  частые  жизненные  неудачи, порождающие  состояние, близкое  к  фрустрации. И  то  и
другое ослабляет нервную систему человека, делает ее более возбудимой.

В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет

только одним путем – изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникновение в будущем
физической перегрузки и фрустрации.

Неуверенность  человека  в  себе - это особое психологическое состояние, которое может  быть


background image

127

порождено  сочетанием  нескольких  различных  причин. Неуверенность  может  стать  следствием
как  заниженной  самооценки, так  и  ожидания  неудач. Последнее  обычно  бывает  тогда, когда  в
прошлом человека в основном преследовали неудачи.

Неуверенность  в  себе  также  может  выступить  как  своеобразная  защитная  реакция,

порождаемая  комплексом  неполноценности, преобладанием  потребности  избежания  неудач  над
потребностью достижения успехов.

Прежде  чем  давать  клиенту  практические  рекомендации  по  этому  поводу, необходимо

выяснить, в  чем  на  самом  деле  состоит  причина  его  неуверенности  в  себе. Если  эта  причина
заключается  в  низкой  самооценке, то  необходимо  повысить  ее. Этого, в  частности, можно
добиться за счет обнаружения у клиента таких способностей и качеств личности, по которым он
не только практически не уступает другим людям, но определенно их превосходит.

Если  же  причина  неуверенности  клиента  в  себе  состоит  в  твердой  установке  на  ожидание

неудач, то необходимо как-то изменить эту установку на ожидание успеха.

Этого  можно  добиться, предложив  клиенту  тщательно  продумывать  свои  действия, чтобы

заранее  свести  к  минимуму  неудачи  и  в  максимальной  степени  обеспечить  успех. Кроме  того,
важно  научить  клиента  внимательно  анализировать  условия  своей  деятельности, рационально
использовать их для достижения успехов.

В  том  случае  если  неуверенность  клиента  в  себе  выступает  как  защитная  психологическая

реакция, ее можно устранить теми мерами, которые уже обсуждались выше.

Что  же  касается  замедленности  принятия  решений  как  вероятной  причины  неуверенности

человека в себе, то с этой причиной рекомендуется бороться следующим образом.

Прежде  всего  необходимо  разъяснить  клиенту, что  сама  по  себе  замедленность  в  принятии и

реализации  решений  не  является  достаточной  причиной  неудач  и  серьезным  психологическим
недостатком  человека. Она, как  таковая, вполне  может  быть  скомпенсирована  тщательностью
подготовки  и  точностью  выполнения  принимаемого  решения. Кроме  того, для  человека  со
сравнительно  медленными  естественными  реакциями  полезно  находить  и  усваивать  некоторые
стандартные, оптимальные  способы  действий, требующие  минимума  времени, и  в  дальнейшем
стараться следовать им.

Неудачи в выборе профессии, условий и места работы

Этот вид жизненных неудач обычно сопровождается следующими характерными симптомами:

недовольством человека избранной профессией, той работой, которой ему приходится заниматься,
наличием  у  него  желания  сменить  свою  профессию, низкими  результатами  в  работе. Нередко  в
целом  человек  бывает  вполне  удовлетворен  своей  профессией, но  его  почему  то  не  устраивают
условия  и  место  работы,  и он изъявляет  желание  их  изменить.  Правда,  такое желание  не  всегда
сопровождается  вполне  конкретными  требованиями  к  новым  условиям  и  месту  работы, а  в  том
случае  если  человек  желает  сменить  профессию – не  всегда  осознанным  стремлением  к  какой-
либо иной профессиональной деятельности.

Жалобы на данный вид неудач со стороны клиента могут быть как явными (открытыми), так и

неявными (скрытыми). С  открытыми  жалобами  мы  имеем  дело  тогда, когда  клиент, имея
определенную  профессию  и  место  работы, обращается  в  психологическую  консультацию  с
просьбой помочь ему что-то в этом деле изменить. К жалобам скрытого плана могут относиться
те, которые  встречаются  у  людей, способных  устроиться  на  работу  по  имеющейся  у  них
специальности, или тех, кто оказался безработным.

К подобной ситуации нередко приводит отсутствие у клиента интереса к избранной профессии,

вследствие чего он  не отдает  полностью свои силы работе  и  не  выдерживает профессиональной
конкуренции  с  другими  людьми,  занимающимися  тем  же  самым  делом,  что  и  он.  Человек  при
этом  хочет  изменить профессию,  условия и  место  работы таким образом,  чтобы  это  его  больше
устраивало.

В обсуждаемом случае клиент может прямо не жаловаться на неудачный выбор профессии, но

сам факт его обращения в психологическую консультацию по данному поводу косвенно содержит
в себе скрытую жалобу на неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Какую  конкретную  помощь  психолог-консультант  может  практически  оказать  клиенту,

обратившемуся в консультацию с такой проблемой?


background image

128

Прежде  всего  надо  постараться  понять, что  возможности  оказания  реальной, полноценной

помощи  в  данном  вопросе  уже  достаточно  взрослому  клиенту  ограничены. Это  связано  со
следующими обстоятельствами:

Во-первых, в  наши  дни, когда  растет  безработица, сменить  свою  профессию  взрослому

человеку, заменив  ее  такой, которая  была  бы  достаточно  престижной  и  высокооплачиваемой,
весьма  затруднительно. В  области  профессиональной  деятельности  существует  высокая
конкуренция  и,  кроме  того,  немалые  усилия  и  средства  требуются  для  того,  чтобы  добиться  в
своей профессии успеха.

Во-вторых, далеко  не  каждый  человек  по  своим  реальным  возможностям  может  получить

престижную  и  высокооплачиваемую  работу. Но  даже  если  он  этого  вполне  достоин, далеко  не
всегда  он  на  самом  деле  может  получить  требуемую  работу. Большинство  вопросов, которые  в
данном  случае  приходится  решать  клиенту, обычно  находится  за  пределами  компетенции
психолога-консультанта.

Для  того  чтобы  реально  как-то  помочь  клиенту, психолог-консультант  в  сложившейся

ситуации может сделать следующее.

Прежде всего ему следует помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и с учетом всех

обстоятельств  принять  правильное, разумное  и  взвешенное  решение. Далее  консультант  может
помочь  клиенту  наметить  и  практически  реализовать  продуманный  план  необходимых  шагов,
которые почти наверняка приведут к оптимальному решению возникшей проблемы.

Этот план, в частности, должен будет содержать в себе ответы на следующие вопросы:

• Почему  клиента  не  вполне  устраивают  имеющаяся  у  него  профессия, условия  и  место

работы?

• Можно  ли  практически  устранить  причины  недовольства  клиента  всем  этим  настолько,

чтобы радикально изменить сложившееся положение дел?

• Какую новую профессию вместо старой профессии клиент хотел бы приобрести?
• Какие условия работы и какое место работы его бы вполне устроили?

• Что клиенту может дать новая для него профессия?
• Какие дополнительные проблемы в связи с ней у клиента могут возникнуть?
• Сможет ли клиент успешно преодолеть вновь возникшие проблемы?
• Чего реально это будет стоить клиенту?

• Что  для  клиента  выгоднее: постараться  улучшить  условия  и  место  работы, оставаясь  при

старой  профессии, или  попытаться  приобрести  новую  профессию, новые  условия  и  место
работы?

Подробные, обстоятельные  ответы  на  все  эти  вопросы, полученные  совместно  психологом-

консультантом и клиентом, их анализ, взвешивание всех «за» и «против» принимаемого решения,
позволят клиенту свести к минимуму вероятные ошибки.

Следующий  шаг в  психологическом  консультировании  по  данному  вопросу  может  состоять  в

проведении разностороннего психодиагностического обследования клиента, рассчитанного на то,
чтобы  выяснить, имеются  ли  у  клиента  нужные  задатки  и  способности  для  освоения  новой
профессии, смены условий и места работы.

Психолог-консультант, проводя  обследование  клиента, прежде  всего  должен  определить,

какими  персональными, положительными  качествами  реально  обладает  клиент  для  того, чтобы
хорошо освоить новую для себя профессию, быстро и успешно адаптироваться к новым условиям
и  месту  работы. Обработав  результаты  психологического  тестирования  клиента, психолог-
консультант может сообщить ему свое заключение вместе с соответствующими рекомендациями
относительно того, стоит или не стоит менять профессию, условия и место работы.

Неудачи в продвижении по службе

Неудачи этого типа также могут быть вызваны самыми разными причинами. Поэтому, прежде

чем  приступить  к  поиску  практически  действенных  рекомендаций  в  связи  с  такими  неудачами,
необходимо выяснить, в чем состоит их причина.

Некоторые  из  причин  подобного  рода  неудач  носят  объективный  характер  и  не  могут  быть

полностью  устранены  с  помощью  только  психологических  средств  воздействия. Другие
порождены  факторами  субъективного  характера, и  здесь  психологическое  консультирование


background image

129

может  оказать  действенную  поддержку  клиенту. В  связи  с  этим  мы  остановимся  только  на
выяснении и обсуждении причин субъективно-психологического свойства.

Какими  могут  быть  эти  причины  и  как  следует  практически  действовать  психологу-

консультанту в каждом конкретном случае, связанном с такими причинами?

Наиболее  распространенными  общими  психологическими  причинами  неудач  в  продвижении

по службе могут быть следующие:

1. Незнание клиентом условий, в силу которых он может или не может реально претендовать

на продвижение по службе.

2. Неспособность  клиента  производить  благоприятное впечатление  на  тех людей, от  которых

зависит его продвижение по службе.

3. Завышенный  уровень  притязаний  клиента  в  продвижении  по  службе, не  вполне

соответствующий  его  способностям  и  реальным  возможностям. Это  тот  случай, когда  клиент  в
общем нормально продвигается по службе, но то, как это происходит, его не вполне устраивает.

Первая из названных причин сравнительно легко устранима и как таковая может быть выявлена

в  результате  личной  беседы  психолога-консультанта  с  клиентом. Для  этого  достаточно  задать
клиенту следующие вопросы:

• Знаете  ли  вы  то, от  чего  зависит  ваше  продвижение  по  службе  и  что  обеспечит  его

практически?

• Каковы условия, при которых вы можете успешно продвигаться по службе?
• Соответствуете ли вы и ваши возможности этим условиям?
• Каким конкретно из указанных выше условий вы полностью и не полностью соответствуете?

• На чем основываются ваши ответы на предыдущие вопросы? Если они базируются на каких-

либо конкретных фактах, то назовите эти факты.

В том случае если клиент определенно и быстро, достаточно легко ответит на все эти вопросы,

можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не
связана со знанием условий такого продвижения.

Может, однако, иметь место случай, при котором ответы клиента на эти вопросы окажутся  не

вполне  определенными  и  точными. Тогда, наверное, проблема  неудовлетворительного
продвижения  по  службе  хотя  бы  частично  будет  связана  с  незнанием  клиентом  условий
продвижения по службе.

Диагностировать последний случай в  практике психологического консультирования можно по

следующим  признакам: если  клиент, ответив  на  первые  из  сформулированных  выше  вопросов,
очевидным образом затрудняется ответить на следующие вопросы, то вполне вероятно, что и его
ответы  на  первые  вопросы  не  являются  вполне  достоверными. Скорее  всего, клиент  в  данном
случае просто не знает реальных условий своего успешного продвижения по службе.

В данном случае рекомендация клиенту может быть следующей: выяснить, при каких условиях

возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.

В  том  случае  если  причина  неудач  клиента – его  неспособность  производить  благоприятное

впечатление на людей, от которых зависит его судьба, то желательно будет научить клиента, как
это  лучше  делать. Наконец, если  неудачи  клиента  связаны  с  тем, что  он  имеет  чрезмерно
завышенные притязания на продвижение по службе, то задача консультанта будет состоять в том,
чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.

Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности

Существует  несколько вероятных причин снижения  работоспособности человека, и их можно

разделить  на  две  группы: психологические  причины  и  физиологические  причины. Часто  они
сосуществуют  друг  с  другом  и  действуют  совместно, оказывая  комплексное  влияние  на
работоспособность человека. Тем не менее это разные причины, и их следует обсуждать отдельно.

Психологическими 

называются 

такие 

причины, которые 

ведут 

к 

понижению

работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:

•  отсутствие  должной  мотивации  деятельности,  интереса  человека  к  тому  виду  занятий,  в

котором снижается работоспособность,

• достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы,
• неблагоприятное  эмоциональное  состояние  человека  в  данный  момент  времени, например


background image

130

фрустрация, апатия, скука, безразличие и т.п.,

• неверие  в  успех  дела, связанное  с  одним  из  следующих  обстоятельств: неуверенность

человека  в  себе, отсутствие  надежды  на  успех  дела  в  данных  конкретных  условиях.
Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:

• болезнь,
• усталость, слабость нервной системы, ее повышенная утомляемость,

• общая физическая ослабленность организма.

Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально

действующей, какие  рекомендации  психолог-консультант  в  каждом  таком  случае  может
предложить клиенту.

Первую  из  названных  причин – отсутствие  мотивации – можно  определить  следующим

образом.

Ее  можно  идентифицировать  в  результате  прямого  разговора  с  клиентом  и  выяснения  того,

есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельности. Если в ответ на прямо
заданный  ему  вопрос  клиент  вполне  определенно  отвечает «нет», то  это  однозначно
свидетельствует  о  том, что  такого  интереса  у  клиента  действительно  нет, за  исключением,
конечно, крайне  редко  встречающегося  в  практике  психологического  консультирования  случая,
когда клиент просто не настроен говорить консультанту правду о себе.

Если же клиент говорит «да», то это не всегда означает, что в действительности дело обстоит

именно  так. Клиенту  может  показаться, что  такой  интерес  у  него  действительно  есть, хотя  на
самом  деле  его  может  и  не  быть. Кроме  того, клиент  часто  невольно  говорит «да», не  желая,
чтобы в случае ответа «нет» консультация прекратилась.

В последнем случае действительно нет смысла ее продолжать, так как фактическое отсутствие

у клиента интереса к делу не может быть скомпенсировано другими мерами.

Отсутствие должной мотивации деятельности у клиента можно установить и косвенным путем,

задавая клиенту и получая от него ответы на следующие вопросы:

1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у

вас снижается работоспособность?

2.  Что  можно  и  нужно  сделать  для  того,  чтобы  соответствующая  работа  стала  для  вас  более

привлекательной и интересной?

3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем перестанете заниматься этой работой?
4. Можно  ли  данную  работу  для  вас  заменить  какой-либо  другой? Если  на  первый  из

перечисленных  вопросов  клиент  отвечает  определенно  и  без  долгих  раздумий, называя  немало
такого, что  привлекает  его  в  работе, то  можно  сделать  вывод  о  достаточно  сильной  мотивации
клиента к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения
о том, что причиной снижения работоспособности клиента является не дефицит интереса к работе
(дефицит мотивации), а нечто совсем другое.

В  случае  неопределенного ответа  на  данный  вопрос, сопровождающегося  к  тому  же  долгими

размышлениями клиента, гипотезу о Дефиците мотивации полностью также отвергнуть нельзя.

Если  клиент  затрудняется  ответить  на  второй  вопрос, то  можно  высказать  предположение  о

том, что причина снижения его работоспособности – недостаточность положительной мотивации
деятельности. В  случае  же  уверенного  ответа  на  данный  вопрос  эта  гипотеза, напротив,
подвергается сомнению.

Если, отвечая  на  третий  вопрос, клиент  перечисляет  исключительно  или  в  основном  только

возможные отрицательные  следствия  прекращения  работы, то  это  дает  основание  предполагать,
что  его  мотивация  к  занятиям  соответствующим  видом  деятельности  является  достаточно
сильной.

Если же ответы на данный вопрос со стороны клиента неопределенны или если клиент называет

немало возможных положительных следствий прекращения занятий данным видом деятельности,
то можно предположить, что мотивация клиента не является достаточно сильной.

Наконец, если  на  четвертый  вопрос  клиент  отвечает «да», то  вывод  психолога-консультанта

может  быть  таким: данный  вид  деятельности  сам  по  себе  малоинтересен  для  клиента. Если  же
следует ответ «нет», то вывод о «малоинтересности» деятельности однозначно сделать нельзя.

Выяснив  реальность  первой  из  указанных  выше  причин, вернее – наличие  положительной

мотивации  к  деятельности, психолог-консультант  может  далее  переходить  к  выяснению  второй