Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8221

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 рактеристику  человеческого  способа  существования  в  мире  как  сознательного  и  действующего  существа, и  в
созерцании, в познании, в любви способного отнестись к миру и другому человеку в соответствии с тем, каков он
есть на самом деле, в соответствии с его сущностью и тем адекватнее соответственно его сущности изменить и пре-
образовать его своим действием. Отсюда человеческая ответственность за серьезное и все упущенное»'

4

.

При обсуждении активности личности следует обратить внимание на ее мотивацию и самооценку. В свое время К.
А. Абульханова-Славская  выделила  типы  личностей, активность  которых  зависит  от  того, с  каких  позиций
осуществляется самооценка

15

. Такой подход дает возможность исследовать диалектику многоплановых соотноше-

ний, опираясь  на  психологию  личности, и  вместе  с  тем  не  пренебрегать  формами  ее  общественной
обусловленности.
В свою очередь, А. Н. Леонтьев считал правомерным «обернуть исходный тезис» С. Л. Рубинштейна относительно
соотношения внешнего и внутреннего в детерминации поведения человека. Он писал:
«Внутреннее (субъект) действует  через  внешнее  и  этим  сам  себя  изменяет»

16

.  По  существу,  А.  Н.  Леонтьев  не

противостоял идеям С. Л. Рубинштейна, а предлагал свой вариант определения активности человека. В контексте
суждений А. Н. Леонтьева активность  определяется  тем личностным смыслом, который  связывает  человека с ре-
альностью  самой  его  жизни  в  этом  мире, с  ее  мотивами. «Личностный  смысл  и  создает  пристрастность
человеческого сознания»

17

.

Современная  психология  представляет  личность  как «системное  качество» (А. Н. Леонтьев), которое  совокупно
характеризует индивида именно как личность. Личность развивается в индивиде в процессе его онтогенеза, но при
этом она может и угаснуть в индивиде, если угаснет его социальная активность (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, В.
С. Мухина).
Эффективно воздействовать на окружающих может не только истинная личность. Человек, безличный для других
людей, человек, чье присутствие или отсутствие не меняет стиля жизни других, не обогащает и не обездоливает их,
по  существу  своему  безличен

18

. Истинная  личность  обладает  специфической  активностью,- она  завораживающе

влияет на других, люди хотят следовать за ней в своем развитии.
Активность  личности  может быть  обусловлена целым комплексом  социальных  установок и внутренней позицией
самой  личности («объективацией», значимостью, ответственностью, притязаниями  и  другими  мотивирующими
факторами).
В  психологии  категория «личность» связывалась  и  продолжает  связываться  с  такими  категориями, как
«активность», «свобода», «талант», «деятельность». Определяя  понятие  личности  как  активное, свободное,
индивидуальное  бытие  общественных  отношений, в  контексте  данной  части  обсуждения  проблемы  личности  мы
делаем ак-

78

цент на первую часть определения - активное, свободное, индивидуальное бытие.
Свободное, индивидуальное  бытие  человека  творит  и  изменяет  обстоятельства, других  людей  и  саму  личность.
Именно  оно  может  поставить  личность  в  положение  социальной  активности, т.е. активного  воздействия  на
окружающую природу, общество, другого человека и на себя.
Социальную активность можно  рассматривать  в двух  полярных  измерениях - как позитивную  и как негативную.
Традиционно  психология  обсуждает  социальную  активность  как  сознательную  направленность  на  изменение
обстоятельств, других  людей  и  самого  индивида  для  пользы  общества, как  ответственность  за  преобразование
обстоятельств. Именно  в  такой  форме  проявляется

позитивная  активность.

  Однако  в  человеческом  обществе

формируются также  и  отчужденные  от человечества вообще  и  от любого человека, стоящего на пути, социально
опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно,
предвосхищая  результаты  своих  действий. Но  по  своей  направленности  они  асоциальны, лишены  чувства
ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к

негативной социальной

активности.

  Если  личность, несущая  в  себе  мотивацию  позитивной  активности, выражает  ожидания  от  каждого

человека проявлений, достойных личности, и тем самым поднимает каждого в его собственных глазах, утверждая
его в возможности проявлять  свою свободу, активность, индивидуальность, то негативная активность направлена
на уничтожение индивидуального бытия в другом, на превращение другого в ничто.
Обсуждая  проблему  социальной  активности, правомерно  также  ввести  понятие «социальная  пассивность». Это
понятие  возникает  внутри  проблемы  так  называемой  безличности. Безличность - характеристика  индивида, не
способного творить обстоятельства, несвободного, конформиста.
Безусловно, смысл прогресса - в превращении каждого человека в личность, в «активного деятеля», необходимого
другим.
В  благоприятных  условиях  у  здорового  индивида  развиваются  три  вида  активности: физическая, психическая,
социальная.

Физическая  активность -

  естественная  потребность  здорового  организма в  движении, в  физических  нагрузках  и

преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Психическая активность -

 это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности,

в  том  числе  общественных  отношений, а  с  другой - в  познании  индивидом  самого  себя. Все  виды  познания


background image

осуществляются через рефлексию - форму умст-

79


background image

 венной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

Социальная  активность -

  потребность  личности  в  изменении  или  поддержании  основ  человеческой  жизни  в

соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность
обусловлена  долженствованием. Подлинно  социальная  активность  состоит  в  направленности  на  изменение  об-
стоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и для других. Условием для развития социальной
активности выступает комплекс всех факторов места, воздействующих на человека.
Социальная активность личности, следовательно, основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование -
воля.
Все  виды  человеческой  активности, безусловно, взаимодействуют  друг  с  другом. Однако  потеря  человеком
физической  активности  не  лишает  его  возможности  развивать  и  утверждать  свою  психическую  и  социальную
активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована
ее  психической  активностью, но, в  свою  очередь, определяет  дальнейшее  развитие  психической  и  физической
активности.
Истинная личность несет в себе способность к свободе. Свобода, по мысли Э. В. Ильенкова, понимается «в смысле
развитой  способности  преодолевать  препятствия, казалось  бы, непреодолимые, в  способности  преодолевать  их
легко, изящно, артистично, а  значит, в  способности  каждый  раз  действовать  не  только  согласно  уже  известным
эталонам, стереотипам, алгоритмам, но  каждый  раз  индивидуально  варьировать  все  общие  вопросы  действия
применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям...»'

9

. Только активная личность способна осуществлять

действия  свободно, вне  стереотипов. Здесь  правомерно вспомнить мысль  Л. С. Выготского  о том, что свободная
личность овладевает не только обстоятельствами, но и собственным существом: «Овладевать правдой о личности и
самой  личностью  нельзя, пока  человечество  не  овладело  правдой  об  обществе  и  самим  обществом. Напротив, в
новом  обществе  наша  наука  станет  в  центре  жизни.  Прыжок  из  царства  необходимости  в  царство  свободы
неизбежно поставит на очередь вопрос об овладении нашим собственным существом, о подчинении его себе»

20

.

Свободная личность неконформна, самостоятельна и активна. Это положение требует определения независимости
личности. Однако  понимание  свободы  как  независимости  от  общества, от  других  людей  неправомерно. Считать,
что зависимость делает человека безличным - это методологическая ограниченность. Личность социальна, поэтому
она исторически и психологически зависит от социального как условия своего развития, как своего естественного
человеческого бытия.

80

Свобода личности  выражается в принятии определенной  мировоззренческой  позиции и следовании ей, а наличие
воли для следования долгу представляет личность в ее свободном бытии.

ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

В  отечественной  психологии  утвердилось  положение  о  том, что  личность  развивается  через «присвоение» своей
«всесторонней» сущности: «личность  человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в
которые  индивид  вступает  в  своей  деятельности». Тем самым в  психологии  возникает  проблема  внешней  детер-
минации, обусловливающей развитие и становление личности.
Л. С. Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимся самим собой»', «почему с
необходимостью  все  внутреннее  в  высших  формах  было  внешним», и  доказал, что «вся  высшая  психическая
функция  необходимо  проходит  через  внешнюю  стадию  развития, потому  что  функция  является  первоначально
социальной. Это - центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения».

2

.

В связи с этим возникает вопрос о механизмах производства человека.
Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой
систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности

3

.

Механизмом  присвоения  отдельным  индивидом  всесторонней  человеческой  сущности  является
идентификация

 (от позднелат. identificftio -отождествление).

В психологии идентификация представлена как процесс  эмоционального и иного самоотождествления человека с
другим человеком, группой,образцом.
Мы  будем  различать  интериоризационную  идентификацию, которая  обеспечивает  само «присвоение» и
«вчувствование» в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая  обеспечивает перенос своих
чувств  и  мотивов  на  другого. Только  во  взаимодействии  эти  идентификационные  механизмы  дают  возможность
индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.
Идея «присвоения» сама по себе была бы механической (здесь можно  привести  в  качестве примера аналогичное
социологизаторским  положение  о «научении»), если  бы  она  не  была  представлена  в  диалектическом  единстве  с
идеей о внутренней сущности человека, его ак-
81


background image

 тивности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида»

4

. Кроме того, человек как общественное

животное только в обществе и может обособляться.
Люди  творят  обстоятельства  и  друг  друга. Марксистское  положение  о  том, что  индивиды  как  физически, так  и
духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже
по отношению к самому себе человек выступает с субъект-объективных позиций.

Механизмом  отстаивания  отдельным  индивидом  своей  природной  и  человеческой  сущности  является
обособление.

 Частный, не требующий особого внимания случай обособления - отчуждение.

Обособление - действие (внешнее  и  внутреннее) по  значению  глагола «обособиться». Обособиться - отделиться,
выделиться из общего целого; занять особое положение.
Отчуждение - органичное для русского языка понятие. У Вл. Даля:
1) отчуждать- значит делать чужим, чуждым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться - быть отчуждаемым,
становиться как бы чужим; 3) отчуждение - действие обособления.
Идентификация  и  обособление  здесь  рассматриваются  как  диалектически  связанные  механизмы, по  своей
глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности

5

.

Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым
объектом. Идентификация  есть  непосредственное  переживание  субъектом (той  или  иной  степени) своей
тождественности  с  объектом  идентификации. В  свою  очередь, обособление  мы  будем  рассматривать  как
отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть
непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.
Объективно идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как
механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности. Обратимся к анализу
этих положений.

§ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Происхождение механизма идентификации.

 Элементарную идентификацию - уподобление - мы можем найти в

любом  сообществе  стадных (стайных) животных. Во-первых, детеныши  имитируют  действия, формы  поведения
взрослых  особей. Среди  приматов  мы  наблюдаем  особенное «обезьянничание» молодняка  в  их  отношениях  со
взрослыми. Это  обстоятельство  дает  основание  говорить  о

бессознательной  идентификации

  и

имитационном

обучении у животных.

82

Во-вторых, описанные зоопсихологами, биологами и этологами врожденные формы поведения выступают для всех
особей одного вида как сигнальные и одновременно идентификационные стимулы. Именно поэтому мы наблюдаем
в  животном  мире  такие  формы  повеления  одной  особи  по  отношению  к  другой, которые  мы  антропоморфно
называем сопереживанием и соучастием.
В-третьих, в сообществах  стадных (стайных) животных мы наблюдаем  склонность к  кооперации именно потому,
что они объединены идентификационными отношениями. Тревога, защита, игры и др. происходят в соответствии с
врожденными  сигналами (позы, действия  звуки), которые  идентифицируют  состояния  животных. Так, сигнал
опасности, издаваемый  одним  животным, включает  автоматически  физиологические  механизмы (расширение
кровеносных сосудов, выброс глюкозы в печень, усиление сердечной деятельности, мышечная мобилизация и т.д.)
не  только  у  той  особи, которая  увидела  эту  опасность, но  и  у  всех  однородных  особей, слышащих  этот  сигнал.
Здесь  происходит  идентификация  на  биологическом, природном  уровне - и  все  стадо  мобилизовано  к  бою  или
бегству.
Крик боли одного животного также задает идентификационное состояние остальным особям того же вида, но здесь
поведение  не  столь  однозначно.  То  же  мы  будем  наблюдать  при  звуках,  издаваемых  животными  в  состоянии
возбуждения и т.п.
Таким образом, налицо определенные биологические предпосылки процесса идентификации у человека.
Роль идентификации в период предыстории человеческого общества была весьма значительной. Родовой индивид
был погружен в поле родовой идентификации. Именно это было организующим началом «гармонии» рода. Родовое
«Мы» определяло  идентификационные  отношения  членов  рода: идентификация  формировала  склонность  к
кооперации, а необходимость кооперироваться развивала идентификацию, поднимая ее с биологического уровня на
социальный.
Антропосоциогенез проходил под определяющим влиянием труда. Биологические стадные формы существования и
биологические  формы  идентификации  предков  человека  уступили  место  социальным  отношениям. Теперь
идентификация протекала не только на уровне врожденных сигналов, но и на социальном  уровне, прежде всего в
труде. Родовой ребенок отождествлял свои действия с орудийными действиями взрослого, он пытался подражать
не только самому действию, но и его результату. Таким образом, продукт труда стал идентифицироваться с неким

образцом.

  Постепенно  развивался  и  родовой

учитель.

  Первоначальная  педагогика  состояла  в  том, что  учитель

начал фиксировать ^имание на своих действиях, предлагая ученику делать то же самое.
На  заре  человечества  родовой  человек  был  склонен  одушевлять  все

^ое

  окружение  и  отождествлять  с  собой  все

предметы, которые он


background image

83