Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8895
Скачиваний: 154
внутри «Мы» давало признание и поддержку. Отчуждение от «Они» также поощрялось. На стадии родовых
отношений «Они» уничтожались, их земли и жилища разорялись, реки стравливались (символически, путем
заклинаний и проклятий или реально). Сегодня глубинные значения и смыслы «Они» и «Мы» имеют тенденцию к
трансформации. Однако этнические эмоции обладают способностью передаваться от поколения к поколению - и по
сей день мы наблюдаем, как современный человек может реализовывать свою потребность в притязании в
контексте этнических и межэтнических отношений.
Потребность в признании (в том числе и карьеру) в современных условиях человек может реализовать во всем
многообразии видов деятельности, возникших в истории человечества, а также в сферах, знаменующих
поступательное развитие самосознания людей: меняется отношение к угрозе экологического кризиса (эта проблема
становится актуальной не только для науки, но и для политики и идеологии), к межэтнической разобщенности и
дискриминации (цивилизованная часть человечества разработала «Всеобщую декларацию прав человека») и многое
другое. Защита экологии Земли, прав человека и достоинства личности обретает новые значения и смыслы для
человека и содействует реализации его потребности быть признанным референтной для него группой
единомышленников, его потребности утвердить себя через систему собственных ценностных ориентации.
В обыденной жизни человека столь высокие значения и смыслы в сфере притязания на признание обычно не
присутствуют в выраженной форме. Человек притязает на признание близких людей (семья, родственники, соседи,
коллеги по работе) через утверждение себя в нормативном поведении, на любовь ближних, на успех в повседнев-
ной жизни и т.д. Реализуя притязание на признание в сфере обыденной жизни, человек утверждает чувство
собственного достоинства и самоценности, одновременно выступая как социальный индивид.
Половая идентификация
- третье звено структуры самосознания. Несет в себе ценностные ориентации человека
на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает
психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом
плане.
Половая идентификация имеет свою специфику в истории развития человеческого рода и в наше время в
зависимости от геоисторического пространства, традиций этноса, религии и государства. В мире представлено
большое разнообразие стереотипов мужского и женского поведения. Соответствие ожиданиям общества, к
которому принадлежит тот или иной мужчина или женщина, во многом определяет индивидуальную судьбу
человека.
Психологическое обретение пола происходит с раннего возраста до взрослости. Уже в детстве человек
представляет себя среди других
64
людей как будущий мужчина или как будущая женщина, как мальчик или как девочка. Идентификация со своим
полом, имеющая столь глубокое проникновение в самосознание личности, что она интегрирует по всем звеньям
самосознания (неправильное определение доминирующего пола у гермафродитов и др.), - тяжелая травма для чело-
века, требующая тонкого психологического сопровождения.
Депривация человека со стороны его половой тождественности приводит к эмоциональному напряжению,
фрустрации и неврозам.
Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни
человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями
соответствующую половую роль.
Половая идентификация осуществляется на основе генотипических предпосылок и социальных условий развития и
бытия человека. Гено-типические предпосылки определяют половую дифференциацию человека по
морфологическим и физиологическим признакам мужского и женского пола. Социальные условия определяют
половую идентификацию на основе генотипических предпосылок.
Родовая половая идентификация - прежде всего разделенный труд мужчин и женщин. Человечество в период
родовых отношений людей было вынуждено учитывать физические данные и связанную с этим половую
дифференциацию при распределении труда. Кроме того, родовая женщина несла в себе новую жизнь, что держало
ее крепче всего у домашнего очага в определенной зависимости от условий. Родовая культура была ориентирована
на воспитание мальчиков и девочек через непосредственное включение их в систему исконных профессий
мужчины и женщины. За воспитание мальчика поэтому всегда отвечали мужчины, за воспитание девочки -
женщины (в первую очередь родители и ближайшие родственники).
Родовая половая идентификация побуждала родового человека утверждать себя как мужчину (или женщину) в
конкретной деятельности. В некоторых случаях природная половая принадлежность отдельного индивида и
деятельность, в которой нуждалась родовая семья, вступали в антагонистические отношения. Так, когда не хватало
женских рук для выполнения всех женских обязанностей, новорожденного мальчика путем шаманских обрядов
идентифицировали с женщиной, давая ему женское имя, одежду и воспитание. Как сексуальные объекты эти люди
теряли свою ценность, становясь предметом насмешек и пренебрежения. Исключения подтверждали правило:
чужчины и женщины должны были выполнять свою функцию в дея-^льности и в воспроизведении поколений.
В современном цивилизованном обществе половая идентифика-1я не предопределяется разделением труда на
мужской и женский. •оловые роли усваиваются через подражание представителям сво-
65
его пола, через идентификацию с ними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные
периоды. Механизмы идентификации - обособления очень тонко взаимодействуют в процессе развития половой
тождественности человека: норма половой идентификации имеет большой разброс на протяжении всего онтогенеза
и жизни человека.
В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на
протяжении первых семи лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.
Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям
своего пола. В то же время у ребенка развивается так называемая доброжелательная пристрастность к различным
эмоциональным окрасам к детям своего и противоположного пола.
Позиция ребенка, отрока, юноши как представителей пола определяет специфику развития самосознания.
Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека:
чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры
своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Негативные
образования также могут быть связаны с культурными особенностями половой идентификации.
Особое место занимает проблема половой идентификации людей, у которых совокупность генетических,
морфологических, физиологических и психологических особенностей приводит к их рассогласованию,
проявляющемуся в сексуальных переверзиях.
В сексуальных переверзиях определенное место занимают наслед-ственно-конституциональные факторы. Однако
врожденные извращения полового влечения встречаются сравнительно редко. Чаще всего переверзии возникают в
онтогенезе из-за провоцирующей роли микросоциальной среды. К числу распространенных переверзии, связанных
с половой идентификацией, можно отнести гомосексуализм и лесбиянство. Чтобы предупредить отклонения в
половой идентификации у ребенка и подростка, следует уделять специальное внимание их отношению к своему
телу, контролировать игры и общение со сверстниками, для того чтобы правильно ориентировать на ценности
половых ролей, с которыми им предстоит отождествить себя по факту своего рождения.
Психологическое время личности
- четвертое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании
относительно своей персоны мыслит в трех временах: в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем.
Вместе с тем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может
быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества. Степень
66
включенности во все временные измерения определяет значения и смыслы, которые личность придает своему
существованию на Земле, обязанности, которые она возлагает на себя, а также знаменует уровень развития самой
личности.
Соотнесенность себя с миром в прошлом, настоящем и будущем -наиболее перспективная позиция для бытия и
развития человека как личности. Именно в этой позиции он находит возможность осознать ценность человеческого
бытия во всей перспективе истории, в настоящем и будущем. Временная рефлексия на путь человечества и на свое
индивидуальное место в индивидуальной перспективе жизни дает человеку возможность проникнуться
пониманием ценности жизни, стремиться к утверждению бытия через моральное отношение и любовь к людям.
Ребенок с помощью взрослого учится «вспоминать» («Когда я был маленьким»), обращаться к своему будущему
(«Когда я вырасту большим»). Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем
как сильную, все умеющую и все могущую личность. Стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и
будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.
Негативные образования, связанные с осознанием себя во времени, могут возникнуть через некритическое
отношение к своей персоне, нежелание и невозможность к усилиям воли, а свободные фантазии могут послужить
основой для возникновения прожектерства в возрастном периоде, далеко уходящем из отрочества.
Психологическое время личности для взрослого человека является своеобразным прибором, позволяющим мерить
свой индивидуальный путь, в том числе и время жизни. При этом историческое время его народа и всего
человечества вплетается в самосознание человека, в его индивидуальное психологическое время и определяет
специфику картины мира, ценностных ориентации, жизненную позицию.
Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие
структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни
разрушают внутренний статус личности.
Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения
в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени
жизни.
Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и
человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и
общечеловеческую культуру. Как культура динамична в своей истории (ее настоящее существует через
трансформации прошлого и через прогнозы будущего), так и психо-
67
логическое время личности динамично в зависимости от значимых для нее обстоятельств: настоящее может
изменять интерпретации прошлого и будущего, трансформируя прежние их образы. Обращаясь к историческим
личностям или простым людям прошлого, обращаясь к героям и антигероям утопий и фантазий будущего, человек
соотносит себя с их образами и тем самым поддерживает духовную и эмоциональную связь с прошлым и будущим.
Соотнесение себя с культурными образами прошлого и будущего -естественная для бытия и развития человека
позиция. Именно это дает возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере
сегодняшнего дня и в ближайшей и отдаленной перспективе. В XX в. этот процесс усложнился. Сущностные
изменения в развитии общества, порожденные темпом и результатами технического прогресса, стимулируют
разрыв с традициями и отчужденное отношение к прошлому. Рефлексия на свой индивидуальный путь в контексте
исторического процесса дает человеку возможность проникнуться чувством движения индивидуальной жизни в
цепи истории человеческого рода, пониманием ценности жизни и суетности проходящих побуждений, что
утверждает человека в необходимости морального отношения и любви к людям.
Психологическое время личности - звено самосознания человека, которое позволяет ему адекватно реагировать на
свой индивидуальный путь во времени и стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях во всех
сферах жизни.
В онтогенезе самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего «Я» в прошлом,
настоящем и будущем. Образы памяти и воображения содействуют образованию феномена психологического
времени. Чем младше ребенок, тем большее участие в формировании жизненной перспективы детской личности
должен принимать взрослый. При благоприятных условиях развития самосознания чем старше становится ребенок,
тем отчетливее у него понимание ответственности за себя в настоящем и будущем. Однако здесь нет прямой
корреляции с возрастом.
Развитие социально-необходимой способности к рефлексии на перспективу собственной жизни невозможно без
содействия взрослого, заинтересованного в формировании у ребенка личностного психологического времени,
опосредующего процесс жизнедеятельности, перспективы жизненного пути.
Построение субъективной картины жизненного пути в самосознании развивающейся личности чрезвычайно важно.
В условиях депривации развивающейся личности в неблагополучной семье или в детском учреждении
интернатного типа чаще всего формируется человек без ответственного отношения к собственному времени жизни,
без сформированного психологического времени.
68
Эмоциональное неблагополучие, тревога, связанная с прошлым, настоящим и будущим у детей, лишенных
родительского попечительства, имеют типичную представленность в их сознании (воспоминания по большей части
носят негативный, мозаичный характер; будущее синкретично). В практику развития личности ребенка, лишенного
родительского попечительства, в настоящее время вводится метод позитивных проективных мифов об
индивидуальном прошлом ребенка, что позволяет компенсировать потери в развитии психологического времени
личности.
Социальное пространство личности
- пятое звено структуры самосознания. Родовая культура уже содержала в
себе определенную совокупность идей и взглядов, отражающих в традиционной форме (мифы, табу) отношения
родового человека к окружающей действительности, другим людям и служащих воспитанию нового поколения. Ро-
довая традиция, имея более ограниченный характер, чем традиция и правовая культура современных развитых
обществ, в рамках своей уникальной ограниченности формировала сознание и самосознание родового индивида.
Все формы традиционного родового воздействия (мифы, сказания, ритуалы, обычаи и пр.) на новые поколения
имели исключительное воспитательное влияние. Именно они определяли содержание формирующегося
мировоззрения родового человека и давали ему те традиционные поведенческие формы межличностных
отношений, которые обеспечивали выживание, трудовую деятельность и воспроизводство нового поколения.
Освоение нормативов родового долга имело универсальное значение для выживания рода и каждого родового
человека. Внутри рода формирование долга у нового поколения осуществлялось через традиционные социальные
ожидания, мифологию, сказания, песни. Чувство родового долга прививалось и через поступки, проявляемые в
повседневной жизни рода, в деятельности, в образах инициации.
Каждая инициация знаменовала то, что данный индивид поднимается на новую ступень родовой иерархии. Это
давало социальное признание - прошедший инициацию уже на новой ступени получал право быть ответственным
за свои поступки. Инициация так сильно воздействовала на индивида, что знаменовала собой действительно
качественный скачок в его духовном и социальном развитии. Через инициации «рождался» социально
ответственный индивид. Наряду с тем что инициация производила покорный роду, стандартизированный соци-
альный тип, позитивным достижением было также то, что родовой человек закалял волю к подчинению родовой
концепции долженствования. В структуру самосознания родового человека глубоко входили родовые «надо»,
«можно», «нельзя».
Как мы уже писали об этом выше, «надо» - мотив, который превращает несмышленыша в человека: ребенок
должен чувствовать и
69
осознавать свои человеческие обязанности перед людьми, природой и самим собой. Знание норм поведения и
привычки поведения формируются через прививаемое ребенку эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Ребенок долго осваивает свои обязанности и права, не осознавая их великого значения для себя как человека,
принадлежащего к развитой цивилизации. Для него обязанности и права, предоставленные ему обществом,
выступают как данность, существующая изначально. Он не может без посредника понять значения прав для
собственной личности. Лишь в отрочестве человек предпринимает попытку осознать значения и смыслы прав и
обязанностей. При этом через обособление от старших и муки, испытываемые в результате обретаемого
одиночества, отрок подходит к пониманию того, что социальное пространство постоянно преподносит все новые и
новые проблемные ситуации, которые нельзя всякий раз разрешить преподанным научением и опытом. Отрок от-
крывает, что новую, проблемную для себя ситуацию следует всякий раз решать заново, исходя из существующих в
обществе обязанностей и прав.
В современных обществах вхождение человека в социальное пространство так же, как и в исторически ранние
времена, осуществляется через усвоение прав и обязанностей. Позитивной стороной стремления быть признанным
в обществе является нравственное чувство, или совесть, которая резюмируется в житейских отношениях между
людьми в значениях и смыслах извечного слова «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной
культуры человечества через притязания на признание становится достоянием развивающейся личности.
Реализация потребности в признании развивает активность, навыки общения, другие социальные качества
личности, действующей в рамках отношений прав и обязанностей.
Сегодня человек в развитом обществе исходит из признания того, что нет прав без обязанностей, как нет
обязанностей без прав. Современные конституции и Всеобщая декларация прав человека неизменно формулируют
уникальное право человека - быть обязанным
обществу, другим людям, ближнему.
Структура самосознания личности есть совокупность устойчивых связей ее элементов, обеспечивающих
определенную целостность и тождественность во все периоды развития человеческой истории. Структура
самосознания строится во временном и социальном пространствах. Содержательной единицей анализа структуры
самосознания выступают ценностные ориентации, которые начинают формироваться на ранних этапах онтогенеза
и наполняют ее звенья.
Структура самосознания человека неизменно включает ценностные ориентации этноса, к которому он
принадлежит. Каждый консолидированный этнос имеет присущую ему, исторически обусловлен-
70
ную этноцентрическую систему ценностей, определяющих особенности содержательного и эмоционального
наполнения структурных звеньев самосознания. Это обстоятельство объединяет всех представителей одного этноса
(механизм идентификации) и формирует готовность к отстаиванию своей этнической уникальности по отношению
к другому этносу, прежде всего проживающему в одном геоисторическом пространстве.
Содержательная сторона самосознания постоянно развивается, причем при постоянстве звеньев структуры
самосознания содержательное их наполнение зависит от многих привходящих факторов (предпосылок развития,
условий развития, внутренней позиции самого человека).
Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят
его в сферу прав и обязанностей.
В качестве условий выступают: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль
и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого
человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному
явлению.
Социальное пространство как феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей,
сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему
символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному
поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека- все
имеет значения и смыслы, понятные (естественные) для людей общей культуры.
В онтогенезе человека социальное пространство осваивается весьма постепенно, через стремление ребенка
реализовать свои притязания на признание. Через посредство стремления получить социальное одобрение и быть
оцененным как «хороший» ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к
нравственным нормам. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок долго не
осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре, к современной
цивилизации. Практически права и обязанности для ребенка психологически отчуждены от его личности,
существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права
растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция.
Совсем другое дело современный подросток и тем более молодежь. Именно в отрочестве (в период с 13-16 лет)
начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает
усилия к становлению себя как
71