Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8879
Скачиваний: 154
метло. Ему там электличка отлезала ножки. Я его плинес домой. И позвал доктола. Сейчас мой мишка больной.
Плиходит сестла и делает ему уколы.
Лассказать пло зайку? Зайка живет в лесу. Я его плинес домой. Ему дома у нас плохо - он любит на снегу. В лесу
волки. Они могут съесть зайку. Я волков блошу в помойку. Дядя увезет помойку далеко-далеко. В яму глубокую.
Там их съест Балма-лей».
(Из дневника В. С. Мухиной)
Возникновение воображения при всей его первоначальной ограниченности имеет неоспоримое значение для
умственного развития. В то же время сама возможность «сочинять», «воображать» по собственному хотению, по
собственному велению создает особую ситуацию
137
выделения себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего
волеизъявления. Произвольность решения начать воображение как деятельность, в которой создается особая новая
реальность, поднимает в ребенке чувства, влияющие и на развитие его как личности.
Особенности памяти. В раннем возрасте память ребенка развивается чрезвычайно интенсивно. За первые три года
ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому
себе и к окружающему миру. За это же время ребенок проходит путь от бессловесного новорожденного до
говорящего общающегося человека: достаточно вспомнить так называемый сензитивный период речи
5
( с 1 года 6
мес до 3 лет), когда дети овладевают родным языком.
В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память.
Преобладают в этот период двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает собственные
движения, действия, переживания.
1, 10, 2. Ярослав идет, держа за руку бабушку. Вдруг из-за угла с шумом и криками выскакивают велосипедисты.
Ярослав испуганно вздрогнул, заплакал и потянулся на ручки. Конечно же, бабушка его успокоила и отвлекла от
происшествия.
1. 11,4. Ярослав идет, держа за руку бабушку, в том же месте, где месяц назад он был неожиданно напуган.
Спонтанно он потянулся на ручки и заплакал. Бабушка его утешила.
2. 9, 15.Ярослав идет с бабушкой по той части дороги, где около года назад он был неожиданно напуган.
Протягивает руки и просится на ручки. Не плачет и не вспоминает прошлогоднее событие.
Все лето именно на этом месте просится на ручки.
(По материалам В. С. Мухиной.)
Память в раннем возрасте становится ведущей функцией, она принимает участие в развитии всех видов познания.
Представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.п., возникающие в результате практической
деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут
служить средствами дальнейшего познания.
Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или
припомнить что-либо ребенок не выполняет. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают
взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки изменить порядок
изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность. Такое запоминание, однако, ничего не говорит ни об
общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных особенностях его памяти. Это - результат общей
пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям раннего возраста.
Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Только повторяющиеся действия, слова, способы
общения, реализуе-
138
мые в социальной среде, в которую погружен ребенок, формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в
основу долговременной памяти ребенка. Социальная жизнь трансформирует познание
6
через воздействие таких
значимых посредников, как язык (знаки), содержание взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные
ценности) и правила, предписанные мышлению и нравственным нормам, обеспечивающим систему отношений.
Все богатство трансформаций, происходящих в природной, предметной и социальной среде, определяет развитие
памяти. На базе овладения человеческими действиями и овладения языком и через социальные отношения
появляются основания, которые обогащают и очеловечивают память. Именно в раннем возрасте ребенок вступает
на путь развития собственно человеческой памяти.
Долговременная память как отражение прежнего опыта, сохраненного не в зеркальном, а в измененном виде
благодаря возникающей личной позиции и эмоциональной оценке того, что происходило, развивается именно в тот
период, когда ребенок начинает строить образы воображения и чувствовать себя источником воображения.
До трех лет воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются, так как до этих пор ребенок не
может рассматривать последовательность событий в контексте движущегося времени жизни, в единстве и
тождественности «Я». Только тогда, когда у ребенка «складывается первый абрис детского мировоззрения»
7
,
происходит аккумулирование закона амнезии раннего возраста.
§3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование
психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает
свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают
человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в
том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения
взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо.
Он может, например, отказаться от привлекательной финансовой операции, если предвидит достаточную степень
риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может заставить себя работать, хотя он устал и, казалось бы,
заслужил право на отдых.
Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели.
Мотивы его поведения, как
139
правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает
приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под
решающим влиянием взрослых, они не могут вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему
свои способы поведения.
Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные
воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой
мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях
воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него
противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к игрушкам, действиям с ними. Это
приводит к тому, что игрушки приобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от него
требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти
немало времени, прежде чем у ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой
разнородные побуждения, подчи-
J
нять одни из них другим, более значимым.
Особенности поведения.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он
действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания
вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его
поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и
отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать взамен игрушки, которой
он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием
устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о
которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
1, 3, 0. Миша, играя в саду, завладел мячом другого ребенка и никак не хотел с ним расстаться. Вскоре ему
предстояло идти домой ужинать. В какой-то момент, когда внимание ребенка было отвлечено, мяч удалось убрать,
а ребенка - унести в дом. Во время ужина Миша вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды,
капризничать, пытался выбраться из креслица, срывал с себя салфетку и т.п. Когда его пустили на пол, он сразу
успокоился и с криком «мя... мя!» отправился сначала в сад, а затем к дому того ребенка, которому принадлежал
мяч.
(Из наблюдений Л. И. Божович.)
Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным,
менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т.е.
выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.
140
Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них
таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями
взрослых.
Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям - матери, отцу,
воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить
от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ре-
бенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи
пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.
1, 11, 25. Андрюшу наказали, поставили носом в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка подходит к
нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дю-ка, не плать». Андрюша плачет еще громче. Уткнулся брату в
плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!»
(Из дневника В. С. Мухиной.)
Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в группе, когда один-два ребенка начинают плакать, этот
плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всех малышей.
Внешний образ.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Он начинает произвольно
овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает
разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключи-
тельно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь свои ноги,
согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и произведенную им перевернутость мира. Ребенок
пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства,
которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок
изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью; наблюдает за тем, «как шалят» и как действуют его ручки и
ножки; он рассматривает себя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримаски и
движения.
Лицо. В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет
свои пропорции -круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменением
лицевого черепа, с преобразованием челюстей, когда появляется два ряда мелких зубиков, которыми ребенок с удо-
вольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высота лица от корня носа до нижнего
края подбородка увеличивается с 39 до 81 мм.
По мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной.
В раннем возрасте
141