Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8891
Скачиваний: 154
намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется боль^ шое разнообразие выразительных мин,
которыми ребенок может уже достаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых.
Умилительными физиономиями и сопряженными о ними позами ребенок достаточно успешно пользуется при
взаимодей-1 ствии со взрослыми. Просящие взгляды и лукавые полуулыбки, загля-i дывание снизу вверх в глаза из-
под склоненной головки и другие действующие на взрослых мины говорят о том, что ребенок раннего воз-! раста
начинает рефлексировать на свои мимические и пантомимиче-! ские возможности и достаточно успешно
пользоваться этим в лучшие! моменты общения. В то же время подавляющее число мимических выражений
ускользает от внимания, не контролируется ребенком, и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми.
Овладение телом. Тело- прежде всего организм человека в его внешних физических формах и проявлениях.
Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием
8
. «Я» человека помимо духовного еще и
телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ «Я» включает особенности всего
внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Несмотря
на наличие дифференцированной кинестезии уже в младенческом возрасте, ребенок именно в раннем возрасте
начинает осваивать свое телесное, физическое «Я». В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя
частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка (его «образ самого себя», М. И.
Лисина) возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем
возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает
ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.
Особое место в телесном развитии занимает
телесная дифференциация.
В процессе двигательного развития у
ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой
руки. Одна из рук начинает выполнять преимущественно главные действия в разных видах деятельности. В это
время преимущественное использование правой или левой руки дает основание причислить ребенка к право- или
леворуким. Обычно в этом случае вырабатывается одностороннее доминирование, и связано это не только с
ведущей рукой, но и со всеми симметричными частями тела (нога, глаз, ухо). В раннем возрасте дифференциация
правой и левой руки только начинает себя обнаруживать. Однако важно продвигать ребенка в этом отношении, так
как есть указания на то, что у детей, продвинутых в телесном развитии, быстрее определяется право-или
леворукость и они обретают общую гармоничность в движениях и действиях.
142
Наряду с дифференциацией ручных действий у ребенка раннего возраста происходит развитие общей телесной
координации. Особое значение для психического развития обретает прямохождение.
Прямохождение. В
конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Перемещение в
вертикальном положении - трудное дело. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Управление
движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в
виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он
после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Что же все-таки заставляет его преодолевать страх
перед падением и вновь и вновь прилагать усилия для того, чтобы совершать первые шаги? На первых порах это
участие и одобрение взрослых.
Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса овладения собственным телом и стремится как бы увеличить
эту власть над собой, преодолевая препятствия. Ходьба, вытесняя ползание, становится основным средством
перемещения, приближения к желаемым предметам.
Постоянные добровольные упражнения в ходьбе быстро приводят к большей телесной устойчивости и доставляют
ребенку истинную радость от чувства овладения своим телом. Чувство овладения придает малышу уверенность при
перемещении к цели, что позитивно влияет на его настроение, но объективно сами движения еще долго остаются
недостаточно координированными.
1, 0, 0 - 1, 1, 0. Кирилл идет, расставив широко ручки, держа туловище наклонно вперед. Лицо радостное. Иногда
радость столь сильна, что Кирюша, стоя, принимается неистово размахивать ручками и, конечно, шлепается.
Однако такие казусы никак не отражаются на его желании ходить и на хорошем настроении.
Андрюша совсем другой. Глазами он мерит расстояние до какого-нибудь стоящего поблизости предмета и бегом-
бегом направляется к нему. Затем подыскивает новую цель и устремляется к ней. Частенько, однако, малышом
овладевает робость, и он идет только тогда, когда есть рядом страховка - мебель, стены, за которые в случае чего
можно удержаться, или рука взрослого. По «пересеченной» местности мальчик для верности и скорости
передвигается на четвереньках.
(Из дневника В. С. Мухиной.)
Изо дня в день ребенок с охотой и упорством совершает двигательные упражнения. Скоро он начинает
передвигаться гораздо свободнее. Движения совершаются уже без того огромного напряжения, которое было
прежде. В это время дети при передвижении явно ищут дополнительные трудности - идут туда, где горки,
ступеньки, всяческие неровности. В полтора года дети живут упражнениями в движении. Просто бег и просто
ходьба их уже не устраивают. Дети сами нарочно осложняют свою ходьбу: ходят по всяческим мелким предметам,
ходят вперед спиной, кружатся, бегают сквозь заросли, хотя рядом может быть свободный проход, передвигаются с
закрытыми глазами.
(По материалам Н. Н. Ладыгиной-Коте, В. С. Мухиной.)
Таким образом, на первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с
сильными переживаниями и периодом интенсивного формирования образа тела. Постепенно достигается
автоматизация передвижения и оно перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.
143
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом подводят ребенка к тому, что он вступает в
период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает
возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространст-
венного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает
его направление и удаленность относительно исходного места.
Освоив передвижение, ребенок немного расширяет круг вещей, ставших объектами его понимания. Он получает
возможность действовать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным
предлагать младенцу.
Ребенок узнает на личном опыте, что до того дерева от крыльца надо идти мимо куста, который колет острыми
иглами, что на пути глубокая яма, в которую лучше не падать, что у скамейки грубая поверхность и она может
наградить болезненными занозами, что цыплята очень мягонькие, но зато у курицы очень крепкий клюв, что
трехколесный велосипед можно катить, взявшись за руль, а большую тачку невозможно сдвинуть с места и т.п.
Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба расширяет вместе с тем его возможности в ознакомлении с
предметами и их свойствами.
Телесные удовольствия.
Общее овладение телом, прямохождение, достаточно дифференцированные ручные
действия - достижения в физическом и психическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия и
удовлетворенности собой, доставляют дитяте телесные удовольствия. Ребенок до изнеможения действует,
наслаждаясь ощущениями, нарабатывая телесный и психический опыт, одновременно реализуя тем самым
онтогенетический потенциал к развитию и вхождение в мир человеческих условий психического развития.
Одновременно, телесно общаясь с близким взрослым (прикасаясь к нему, получая от него телесную ласку в виде
поцелуев, поглаживания, дружеских шлепков и толчков), ребенок начинает осознавать ценность и значимость для
себя телесного соприкосновения. Он уже сознательно хочет этих прикосновений и ласк, ищет способы их получе-
ния. Просит: «Смотри, как я это делаю», «Смотри, как я прыгаю». Требует или нежно умоляет: «Обними меня»,
«Давай поборемся».
Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия придают малышу уверенность в себе и
неизменное чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание
его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию.
Притязание на признание.
Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из
важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей
чувство
144
гордости,
и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать
чувство стыда,
в случаях, если его
действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он
неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не
одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях
чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка
отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок.
2, 6, 12. Кирилка с гордостью показывает: «У меня какие бабочки'» Пятилетний Толя с завистью сказал, указывая
на двух из них: «У меня таких никогда не было». Я предлагаю Кирюше подарить Толе одну красавицу (черная
бабочка с красными и белыми пятнами на крыльях). Кирюша протестует. Никакие уговоры и обещания не
помогают Кирюша упирается и не хочет расстаться с красавицей, хотя предлагает Толе лимонницу и особенно
активно отдает ему единственную ободранную капустницу. Так мы и ушли домой.
Дома говорю Кирилке, что он жадина. Кирилл возбужден, со слезами кричит: «Я не жадина!»
Предлагаю пойти и отдать Толе бабочку. Кирилл' «Нет!» - «Ну тогда ты жадина Толя тебе дал поиграть
игрушечного цыпленка». - «Я отдам Толе цыпленка». - Хватает цыпленка, бежит к двери. Надо сказать, что с этим
цыпленком Кирюша играет все лето и всегда кладет его с собой спать. — «Это тебе не поможет. Ты все равно
будешь жадиной». Кирилл берет одну красавицу и, говоря. «Я не жадина», идет в сад к Толе, протягивает ему
бабочку: «На, я не жадина». Как только Толя взял бабочку, Кирюша разрыдался, протянул руку к бабочке, снова
отдернул ее. Сквозь рев приговаривал:
«Красавица... Я не жадина...» Долго-долго всхлипывал. О красавице вспоминал весь день.
(Из дневника В. С.
Мухиной.)
Конечно, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда совсем не означает, что ребенок под их влиянием
систематически контролирует свои поступки. К такому контролю он еще неспособен.
Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена. Ему очень
трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и еще труднее выполнить
непривлекательное действие по предложению взрослого.
Выполняя даже самые простые, но неинтересные для них задания взрослых, дети либо видоизменяют их,
превращая в игру, либо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. Так, собирая в ящик разбросанные кубики,
ребенок попутно строит из них башенки, скамеечки или просто, бросив в ящик несколько кубиков, уходит,
оставляя остальные несобранными. Нужна большая настойчивость взрослого, многократные напоминания, чтобы
ребенок в конце концов выполнил требование.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям:
через усвоение правил взаимоотношений людей друг с
другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.
Этот процесс
145
осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Таким
образом, социальное развитие выступает как ситуация овладения отношениями с посредником (старшим), с
соучастником усвоения норм (ровесником), с миром постоянных вещей. Тем самым выделяются три вида
зависимостей, каждая из которых, с одной стороны, имеет свою специфику, а с другой -опосредована остальными.
Отношения со старшим возникают у ребенка практически сразу - в младенчестве. Несколько позднее
устанавливаются отношения с ровесником. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая и
закрепляется как зависимость от объекта общения.
Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенческого возраста он настойчиво добивается
положительных эмоциональных реакций. На фоне этой прямой зависимости ребенка от старшего в условиях
преимущественно положительных отношений и происходит усвоение первичных норм поведения.
В это же время развивается
притязание на признание со стороны взрослого.
Пока ребенок мал, эта потребность
выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает к взрослому: «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При
этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он что-то делает.
1, 7, 0. Коля стоит, подняв кверху руки, и кричит: «Мама, мотли (смотри!) Мама, мот-ли!» Мама подходит и
говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился поднимать руки! Прямо как большой!» Ребенок радостно
улыбается и начинает подпрыгивать: «Мотли, мама! Мотли, мама!» А через минуту он уже добивается одобрения
матери, пытаясь прыгать через газету, брошенную на пол, и т.д.
(Из наблюдений Р. X. Шакурова.)
Взрослый, как правило, не обманывает ожиданий ребенка. Воспитание строится на формировании у него
притязания на признание:
«Ты молодец! Ты хорошо делаешь!» Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные
требования и, чтобы быть признанным взрослыми, ребенок стремится выполнить эти требования. Притязание на
признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.
Имя и его значение в раннем возрасте. В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека
одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Имя отражает
национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим
фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его
пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок
узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует
ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.
146
«Как тебя зовут?»-
один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.
Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя
человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют
другим именем.
2, 6, 10. Андрюша в озорном настроении. Поддразнивает братишку, заявляя, что он не Андрюша, а Кирюша.
Андрюша: Я - Кика!
Кирилл
(протестует):
Я - Кика! Ты -Дюка. Андрюша: Я - Кика, а ты -Дюка. Кирилл ревет от возмущения.
(Из
дневника В. С. Мухиной.)
Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к
героям литературных произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой,
заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый,
личностный смысл.
Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С имени ребенка начинается обращение
к нему, поощрение («Петя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени
собственного ребенок раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладевает речью
настолько, что может выразить
свои
желания и высказать оценку
своей
персоне.
Самопознание.
Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом связаны с другими
параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта
действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он по много раз совершает одно и то же
действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших
вариациях (классический пример: открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу или толкает предмет с края стола,
чтобы он упал, и др.). Именно в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник
изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира
9
.
В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего себя
в единстве и тождественности своего «Я».
Постепенно входя в предметный мир и в мир людей, ребенок пытается освоить эти миры, усваивая названия
предметов и слова, раскрывающие функции этих предметов, а также человеческие роли и идентификации. Именно
в этот период сензитивного развития речи и, следовательно, усвоения значений и смыслов, конструирующих
социальные факторы развития, ребенок начинает заинтересованно соотносить