Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8249

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

воспитатель старается привлечь к новенькому наиболее отзывчивых, не склонных к агрессии детей. То, как ребенок
167


background image

 войдет в группу сверстников, зависит от умения воспитателя правильно подобрать ему товарищей по играм. При
этом воспитатель держит новенького в поле своего внимания. Дети, видя это, тоже стараются быть дружелюбными.
Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции
дружеского  понимания. Именно  такой  стиль  общения  вызывает  у  детей  положительные  эмоции, уверенность  в
себе, дает  понимание  значения  сотрудничества  в  совместной  деятельности  и  обеспечивает  сорадость  при
выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения воспитателя с детьми объединяет детей: со временем
у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.

Потребность  в  любви  и  одобрении.

  Наиболее  сильный  и  важный  источник  переживаний  ребенка - его

взаимоотношения  с  другими  людьми - взрослыми  и  детьми. Когда  окружающие  относятся  к  ребенку  ласково,
признают  его  права, проявляют  к  нему  внимание, он  испытывает  эмоциональное  благополучие - чувство
уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоциональное  благополучие  способствует  нормальному  развитию  личности  ребенка, выработке  у  него
положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
В  обыденной  жизни  отношение  окружающих  к  ребенку  имеет  широкую  палитру  чувств,  вызывая  у  него
разнообразные  ответные  чувства - радость, гордость, обиду  и  т.д. Ребенок  чрезвычайно  зависит  от  отношения,
которое  ему демонстрируют взрослые. Можно сказать, что потребность в  любви и эмоциональной защите делает
его игрушкой эмоций взрослого.
Ребенок,  будучи  зависим  от  любви  взрослого,  сам  испытывает  чувство  любви  к  близким  людям,  прежде  всего  к
родителям, братьям, сестрам.
3, 0, 4. Мать споткнулась на ступеньках, ведущих из одной комнаты в другую. Гюнтер сначала пытается помочь ей
встать, затем начинает дуть на ушибленное место, повторяя с тревогой: «Теперь лучше?» Чтобы не дать заметить
детям своей  сильной боли, мать  ушла в другую  комнату. Гюнтер  подтаскивает к  двери  стул, вскарабкивается  на
него, нажимает ручку и снова спрашивает нежным тоном:
«Теперь  лучше?» Потом  возвращается  на  место  падения  и  уносит  стоящее  там  ведро, которое  считает  причиной
несчастья, говоря, что не хочет, чтобы оно повторилось.

(Из дневника К. Штерн.)

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в
глазах  ребенка  обидчиком. Ребенок  неосознанно  ставит  себя  на  место  человека, к  которому  он  привязан
(происходит  неосознаваемая  идентификация), и  переживает  боль  или  несправедливость, испытанную  этим
человеком, как свою собственную.
168
Потребность  в  любви  и  одобрении  вызывает  чувство  ревности  к  тем, кто  пользуется, как  кажется  ревнивцу,
большим вниманием (даже если это любимые им брат, сестра).
4. 2, 15 Читаю книжку. Показываю картинки Кириллу, потом Андрею (он болеет, лежит в кроватке). Кирюша через
некоторое время слегка дергает меня за руку.
- Кирилл, не смей!
- А чего он долго смотрит?
- Он же больной, я читаю ему. Ты можешь играть, если не хочешь слушать.
- Я отниму у вас книжку!

(Из дневника В. С. Мухиной.)

5. 6, 15. Когда Гюнтер не умел бегать на лыжах, Гильда однажды в воскресенье пошла кататься на лыжах с отцом.
Гюнтер был взволнован до слез, что у Гильды есть нечто «хорошенькое», а у него нет. Я утешала его обещанием
показать  вечером  большую  книжку  с  картинками. Развеселившись, он  с  торжеством  сообщил  об  этом  сестре,
прибавив, что она не будет смотреть картинки. Я объяснила ему, что он ничего не потеряет, если и Гильда будет
смотреть, но  он  воскликнул  с  плачем: «Значит, Гильда  получит  два  раза «хорошенькое», а  я  только  один!»

(Из

дневника К. Штерн.)

Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к
взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.

Развитие механизмов  идентификации и обособления.

 Именно в общении  через подражание ребенок  осваивает

способы  взаимодействия  людей  друг  с  другом. Это  взаимодействие  обусловлено  исключительной  зависимостью
человека  от других людей. Идентификация как  отождествление  позволяет человеку эмоционально, символически
(или иначе) «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Здесь
соединяются  ин-териоризационные  и  экстраризационные  механизмы  идентификации. Именно  во  взаимодействии
эти  механизмы  идентификации  дают  человеку  возможность  развиваться, рефлексировать  и  соответствовать
социальным  ожиданиям  общества. Идентификация  с  другими  не  растворяет  человека  в  социуме, так  как  она
существует в неразрывном единстве с обособлением.
В  дошкольном  возрасте  ребенок,  стремясь  к  реализации  своего  «Я»,  в  общении  с  другими  людьми  широко  и
естественно  пользуется  идентификацией  и  обособлением. Стремясь  получить  похвалу, усвоить  привлекательные
для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с дет-
ской  горячностью  погружается  в  общение,  в  переживание  за  другого,  проецируя  себя  на  место  этого  другого.
Стремясь  подтвердить  свою  самостоятельность, свою  смелость, ребенок  весьма  недвусмысленно  обособляется,


background image

демонстрируя  свое  стремление  настоять  на  своем: «Я  так  сказал!», «Я  буду  это  делать!» и  проч. Включенность
механизма  идентификации-обособления  в  детскую  активность  в  общении  открыта  наблюдению, она  не
замаскирована  никакими  внешними  приемами. В  детстве  ребенок  еще  не  может  достаточно  искусно  управлять
своими эмоциями, толкающими его то отождествить себя с другим
169


background image

 человеком или персонажем сказки (истории, рассказа), то отринуться от него в негодовании.
Постепенно  на  протяжении  детства, упражняясь  непрестанно  изо  дня  в  день, идентификация  и  обособление
становятся  не  только  более  тонкими  механизмами,  но  могут  стать  для  ребенка  и  неосознаваемо  используемой
техникой  общения. Ребенок  может  научиться  использовать  внешние  проявления  идентификации  и  обособления,
начать эксплуатировать их в общении в корыстных целях. Однако, конечно, эти механизмы служат прежде всего
открытому социальному взаимодействию.

Идентификация  в  форме  сочувствия.

  Чувства,  возникающие  у  ребенка  по  отношению  к  другим  людям,

переносятся  им  и  на  персонажей  художественных  произведений - сказок, рассказов. Он  сочувствует  несчастью
Красной Шапочки нисколько не меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же
историю, его чувства к персонажам от этого не только не ослабевают, но и становятся сильнее: ребенок вживается в
сказку, начинает  воспринимать  ее  персонажей  как  знакомых  и  близких. Он  идентифицируется  с  любимыми
персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.
4, 6. Таня, рассматривая иллюстрацию, изображающую, как волк врывается к козлятам, сочувственно замечает" «И
зачем только козлята открыли волку? Они бы открыли немножко дверь, и посмотрели бы в щелочку, и узнали бы,
что это не ихняя мама».

(По .материалам Т. А. Репиной.)

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится
уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от
них любимого героя.
Чувства, испытываемые  ребенком  при  слушании  сказок, превращают  его  из  пассивного  слушателя  в  активного
участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не
читали  ее  дальше, или  сам  придумывает  более  приемлемый, с  его  точки  зрения, вариант  той  части, которая  его
пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.
Наблюдая ребенка в его естественных формах  проявлений, мы видим, что взаимоотношения с другими людьми -
важнейший, но, конечно, не единственный источник его чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и
другие  переживания  могут  возникать  у  него  по  отношению  к  животным, растениям, игрушкам, предметам  и
явлениям  природы. Знакомясь  с  человеческими  действиями  и  переживаниями, ребенок  склонен  приписывать  их
предметам, растениям, животным - всему природному  и рукотворному миру. Он сочувствует сломанному  цветку
или дереву, мишке, который попал под дождь, камню, что лежит у дороги и ему, наверное, очень скучно.
Идентификация в форме сочувствия - самая типичная для ребенка форма отождествления другого с собой и себя с
другим.
170

Отчуждение  в  форме  страха.

  Если  ребенку  недостает  любви, он  теряет  уверенность  в  себе, к  нему  приходит

чувство насильственной  отчужденности других  от него, он чувствует  себя покинутым  и  одиноким. Отчужденное
отношение  близких  к  ребенку  порождает  у  него  чувство  отчужденности  от  других  и  связанный  с  этим  страх  -
состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения.
Некоторые  взрослые  считают  для  себя  позволительным  запугивать  детей, лишь  бы  добиться  от  них  послушания
(«Иди  сюда,  а  то  тебя  заберет!..»,  «Не  будешь  слушаться,  вон  тот  дядя  в  портфель  посадит!»).  В  запугивании
ребенка таится не только отчужденная позиция взрослого, но и явная агрессия.
Если взрослый  не оказывает ребенку поддержки в необычной для  него ситуации, предоставляет его самому себе,
ребенок  чувствует  себя  покинутым, испытывает  страх. В  необычной, неопределенной  ситуации  ребенка  очень
часто  охватывает  сильное  волнение. Типичен  в  этом  отношении

страх  темноты.

  Укладывая  ребенка  спать,

взрослые  обычно  гасят  свет  и  оставляют  его  наедине  с  самим  собой. Темнота  скрывает  все  знакомые  предметы,
каждый  незначительный  шум  кажется  необычным. Ребенок  чувствует  себя  покинутым. Если  ребенок  хоть  раз
испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка.
От этих форм страха принципиально отличается

страх за других,

когда самому ребенку ничто не угрожает, но он

переживает  от  страха  за  тех,  кого  любит.  Такого  рода  страх  есть  особая  форма  сочувствия,  и  его  появление  у
ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

Эмоциональное  самочувствие  ребенка  в  группе  сверстников.

  Общение  в  группе  сверстников  существенно

отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько
ребенок  чувствует  себя  спокойным, удовлетворенным, в  какой  мере  он  усваивает  нормы  отношений  со
сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые
сверстники.
Общение  со  сверстниками - жесткая  школа  социальных  отношений. Именно  общение  со  сверстниками  требует
высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные
с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
Взаимодействие  ребенка  со  сверстниками - это  не  только  прекрасная  возможность  совместно  познавать
окружающий  мир, но  и  возможность  общения  с  детьми  своего  возраста, возможность  общения  с  мальчиками  и


background image

девочками. Дети дошкольного возраста активно инте-
171