Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8263

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Андрюша (подошел): Что ты ему сделаешь?
217


background image

 - Иди играй.
Увела Кирилла к себе в комнату.
- Почему ты так гадко поступил? Сними-ка тапочку, я сейчас ударю тебя, как ты Андрюшу.
Кирилл' Мамочка, не надо. Я не хочу. Это плохо.
- Вот видишь, сам понимаешь все, а делаешь так гадко. Ты не думай, пожалуйста, я бы так не сделала. Я не хочу
быть такой гадкой, как ты, Отошла от Кирилла. Села, опустив голову. К и рюша: Ты что, мамочка?
- Ничего. Мне очень грустно. Я думала, Кирюша будет всегда хороший, а ты... Эх ты! Кирилл: Мамочка, я не буду.
- Ты так часто говоришь.
Сижу, опустив голову. Действительно расстроена.
Кирилл:  Мамочка,  не  сиди  такой.  Я  хочу,  чтобы  ты  мною  гордилась.  Я  буду  стараться.  (На  глазах  у  него
навернулись слезы, но Кирилл отвернулся и вытер их украдкой.)
- Иди, иди
Кирилл (пошел, обернулся): Ну зачем ты так печально сидишь? (Возвратился ко мне.) Мамочка, вот увидишь Я не
хочу тебя огорчать. Ты будешь мною гордиться.

(Из дневника В. С. Мухиной.)

Потребность  в  признании  в  дошкольном  возрасте  выражается  в  стремлении  ребенка  утвердиться  в  своих
моральных качествах. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет,
чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.
Потребность в реализации притязания на признание проявляется и в том, что дети все чаще начинают обращаться к
взрослым  за  оценкой  результатов  своей  деятельности  и  личных  достижений. В  этом  случае  чрезвычайно  важно
поддержать ребенка. Нельзя говорить ребенку:
«Ты  не  сможешь  этого  сделать»;  «Ты  не  знаешь  этого»;  «У  тебя  не  получится»;  «Не  мешай  мне  пустыми
вопросами» и  т.п. У  него  может  выработаться  комплекс  неполноценности, ощущение  своей  несостоятельности,
затрудняющее общение с другими людьми и создающее тяжелое внутреннее состояние.

Притязание  на  признание  среди  сверстников.

  Возникнув  в  процессе  общения  со  взрослым, потребность  в

признании  в дальнейшем переносится и  на отношения  со  сверстниками. В этом  случае  потребность  в  признании
получает развитие на принципиально новых основаниях:
если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в
которых  переплетены  моменты  взаимной  поддержки  и  соревнования.  Так  как  в  дошкольном  возрасте  ведущей
деятельностью  является  игра,  то  притязания  в  первую  очередь  отрабатываются  в  самой  игре  и  в  реальных
отношениях по поводу игры.
В игре  потребность в признании проявляется в двух планах: с одной  стороны, ребенок хочет «быть как все», а с
другой - «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников. Стремление
«быть как все» в определенной степени сти-
218
мулирует  развитие  ребенка  и  подтягивает  его  до  общего  среднего  уровня. В  то  же  время  это  стремление  в
ситуациях  выбора  линии  поведения  может  привести  к  конформизму  как  личностной  характеристики. Однако  и
стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты.

Негативные  личностные  образования.

  Развитие  детей  в  общении  с  другими  людьми  будет  неполным, если

ребенком  не  движет  потребность  быть  признанным. Но  реализации  этой  потребности  могут  сопутствовать  и
негативные образования, например, такие, как ложь -нарочитое искажение истины в корыстных целях или зависть -
чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Одной  из  причин  возникновения  негативных  личностных  образований  является  неудовлетворение  потребности  в
признании у социально незрелого индивида.
Обыденная жизнь постоянно включает ребенка в разнообразные проблемные ситуации. Из одних он легко выходит
в соответствии с моральными нормами поведения, другие же  провоцируют его на нарушение правил и ложь. Это
проблемные  ситуации, в  которых  моральные  нормы  и  импульсивные  желания  ребенка  не  совпадают. Пси-
хологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом:
1 - соблюсти правило;
2 - удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых;
3 - реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания.
Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи.

Детская ложь. В

 дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи.

Нереализованное  притязание  на  признание  может  привести  к  нежелательным  формам  поведения, когда  ребенок
начинает нарочито придумывать неправду.
4, 5, 4. Кирилл нашел два гриба. Его похвалили. Ему хочется еще найти, но грибы быстро не находятся.
Кирилл: Мама, я  смотрю, что-то  желтенькое. Думал, что  масленок. Наклонился, смотрю: листик.

(Неуверенно

продолжает).

 А под листиком был грибок.

- Зачем ты придумал про грибок?
Кирилл (смущенно). Ну, мне  захотелось, чтоб  он  там  был.

(Чуть  позднее).

  Я  нашел  грибочек, но  он  оказался


background image

червивым. Я его и выбросил. По тону чувствую, что неправда.
- Зачем ты сочинил это?
Кирюшка засмеялся и убежал.

(Из дневника B.C. Мухиной.)

В  неоднозначных  ситуациях (ситуациях  двойной  мотивации) происходит  столкновение  непосредственных
импульсивных желаний де-
219


background image

 тей  и  требований  взрослого, и  тогда  ребенок  нарушает  правила, начинает  изобретать  способы  нарочитого
искажения истины.
Ложь  как  нарочитое  искажение  истины  появляется  тогда, когда  ребенок  начинает  понимать  необходимость
подчиняться  определенным  правилам, провозглашаемым  взрослым. Такие  ситуации  становятся  для  ребенка
ситуациями  двойной  мотивации. Притязая  на  то, чтобы  быть  признанным  взрослым, ребенок, нарушивший
правило,  часто  прибегает  ко  лжи.  Ложь  может  возникнуть  как  побочное  следствие  развития  потребности  в
признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков,
ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.
В  реальной  практике  борьба  с  таким  отрицательным  явлением,  как  ложь,  часто  сводится  к  тому,  что  взрослые
пытаются  снизить  уровень  притязания  ребенка, уличая  его  во  лжи: «Ты  лжец!» Грубо  изобличенная  ложь,
возникающая как средство реализации неосуществленных притязаний на признание, не приведет к положительным
результатам.  Взрослый  должен  суметь  оказать  ребенку  доверие  и  выразить  уверенность  в  том,  что  он  не  будет
впредь  унижать  себя  ложью. В  воспитании  ребенка  акцент  должен  делаться  не  на  снижении  притязания  на
признание, а  на  придании  правильного  направления  развитию  этой  потребности. Необходимо  найти  пути  снятия
негативных  образований, сопутствующих  притязаниям  ребенка. В содержание детских  притязаний должно войти
осознанное преодоление негативных компонентов.
Ложь  начинает  развиваться, когда  у  ребенка  не  сформировалась  потребность  в  правдивом  отношении  к  другим
людям, когда черствость не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.

Детская  зависть.

  В  дошкольном  возрасте  при  стремлении  к  реализации  притязаний  на  главную  роль  в  игре, на

победу  в  спортивных  соревнованиях  и  в  других  аналогичных  ситуациях  у  детей  может  появиться  зависть. Она
вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерар-
хия - «кто главнее».
Исследования  показали, что  дети  пяти-семи  лет  открыто  обнаруживают  притязания  на  лидерство  лишь  в
исключительной ситуации эксперимента.
Распределяя  роли  в  присутствии  заинтересованных  сверстников, часть  детей  предлагает  главную  роль  другому
безоговорочно, часть детей заявляет свое право на главную роль. Большинство при распределении ролей действует
опосредованно: ребенок, пользуясь правом распределять роли, выбирает другого, но при этом пытается заручиться
обещанием, что тот, в свою очередь, выберет его.

220

Опыт  взаимоотношений  детей  друг  с  другом  развивает  способности  к  самоанализу  и  рефлексии. На  фоне
формирования  этих  способностей  начинают  развиваться  притязания  ребенка  на  признание  среди  сверстников.
Однако свои притязания на значимое место среди других ребенок обнаруживает в исключительных, благоприятных
для себя условиях.
Наблюдения за поведением детей при распределении ими ролей приводят к выводу, что открытое заявление своих
притязаний  на  главную  роль  зависит  не  столько  от  внутренних  притязаний  на  место, сколько  от  ощущения
возможности получить это место. В качестве дополнительных ресурсов, подкрепляющих в ребенке уверенность в
успехе  своих  притязаний и снижающих риск  быть  отвергнутым, могут выступать самые разнообразные факторы:
игра  на  территории  ребенка  (это  обстоятельство  выступает  для  него  как  дополнительный  шанс  в  его  пользу);
присутствие заинтересованных взрослых при распределении ролей (у ребенка появляется ожидание, что взрослый
поможет удовлетворить его претензию); сюжет игры может давать преимущества мальчикам или девочкам и т.д.
Ребенок боится риска, он избегает возможности быть отвергнутым и не получить значимого для него места. Однако
притязание на значимое место среди сверстников обретает для него личностный смысл. Подавление притязания на
лучшее место порождает зависть.
Была  предпринята  попытка  пронаблюдать  возникновение  зависти  в  специально  подстроенных  ситуациях. С  этой
целью подбирались группы из трех детей Эксперимент проводился на детях пяти, шести и семи лет. Дети, вращая
рулетку, набирали очки, которые определяли движение их фишек к финишу. Они полагали, что успех определен их
удачливостью. На самом деле экспериментатор решал, кому быть победителем.
Интересно  отметить, что  ребенок, которому  постоянно  везло, очень  скоро  оказывался  на  особом  положении  по
отношению  к  двум  неудачникам. Двое  объединялись  против  удачливого: они  вспоминали  его  прежние
провинности перед ними и его проступки общего характера Как только экспериментатор изменял ситуацию и удача
сопутствовала другому, очень быстро происходила перегруппировка в отношениях детей - новый победитель также
попадал в ситуацию эмоциональной изоляции.
Притязающему на признание ребенку становится сложно сопереживать признанному, радоваться удаче победителя.
Вместе с тем некоторые дети пяти  и шести лет способны проявить сочувствие при условии собственного успеха.
Сопереживание ребенка, достигшего  успеха, неудачнику создает  особую атмосферу  солидарности: все  участники
этой  ситуации  становятся  внимательнее  друг  к  другу, доброжелательнее. Однако  в  соревновательных  ситуациях
дети часто проявляют такие негативные формы поведения, как зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство.
Для  того  чтобы  предупредить  успех  другого, ребенок  может  совершать  специфические  символические  действия.
Эти действия производятся в форме своеобразного детского «колдовства»: «Не попадешь, не попадешь!»; «Мимо!


background image

Мимо!»
221