Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8265

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 - Тебе просто везет! - говорит с завистью пятилетняя Алена. - Бессовестная ты, Наташка, вот и все!
- Не попадешь, не попадешь!!! Я же говорил! - со злорадством восклицает шестилетний Вова.

(По материалам Д.

М. Рытвиной и И. С. Четверухиной.)

Негативные  образования, сопутствующие  общему  развитию, являются  естественными  для  раннего  онтогенеза
личности.
Ложь  как  нарочитое  искажение  истины  в  корыстных  целях  сопутствует  развитию  притязания  на  признание.
Ситуации, побуждающие к притязанию на признание, имеют для ребенка личностный смысл. Эти ситуации часто
становятся  психологически  проблемными, когда  ребенок  должен  решить  для  себя  дилемму: удовлетворить
импульсивное  желание  и  пойти  против  ожиданий  взрослого  или  сохранить  добрые  отношения  с  ним. Именно  в
этих ситуациях ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это. Так появляется ложь.
Ложь может возникнуть как компенсация недостаточного волевого поведения и достаточного уровня умственного
развития (в виде рефлексии на ложь как выход из проблемной ситуации).
Зависть  как  чувство  досады  на  успех  другого  также  сопутствует  развитию  притязания  на  признание. Зависть
вызывается  тем, что  ребенок, начиная  с 5-6 лет, может  правильно  оценить  внешние  социальные  отношения  со
сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.
Уже  в  детстве  ребенок  должен  научиться  испытывать  чувство  стыда  за  свою  склонность  ко  лжи  и  зависти.  Он
должен усвоить, что ложь и зависть- пороки, которые следует преодолеть именно в детстве, когда эти проявления в
отношении с другими не стали еще чертой личности.

Половая идентификация -

 отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины

и  стремление  соответствовать  принятым  в  культуре, прежде  всего  в  семье, стереотипам  мужского  и  женского
поведения.
Психологическое  обретение  пола  начинается  именно  в  дошкольном  возрасте, но  развивается  и  наращивается  на
протяжении  всей  жизни  человека. Идентификация  со  своим  полом  получает  столь  глубокое  проникновение  в
самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания.
На  протяжении  дошкольного  возраста  ребенок  по  нарастающей  начинает  присваивать  поведенческие  формы,
интересы, ценности своего пола. Уже в четырехлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое различие
в ориентациях мальчиков и девочек.
В специальном эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек из четырех.
Были предложены четыре подноса со следующими  предметами: машина, посуда, кубики, кукла. Ребенка просили
перечислить  все  игрушки.  Затем  он  должен  был  взять  для  игры  два  подноса  с  наиболее  интересными  для  него
игрушками. Все действия ребенка фиксировались. В результате выяснилось, что начи-

222

ная  с  четырех  лет  у  мальчиков  и  девочек  появляется  дифференциация  в  выборе  игрушек:  машина,  кубики
выбирались для игры преимущественно мальчиками, а кукла и посуда - девочками.
Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской
деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере быта.
Стереотипы  мужского  и  женского  поведения  входят  в  самосознание  ребенка  через  подражание  представителям
своего пола. В то же время  у ребенка развивается так  называемая эмоциональная причастность к  детям  своего  и
противоположного пола.
Позиция  ребенка  как  представителя  своего  пола  определяет  специфику  развития  самосознания. Осознание  своей
половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности:
чувство  тождественности  со  своим  полом, стремление  поддержать «престиж» своего  пола  в  рамках  социальных
ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Поэтому так важно, чтобы
мальчик  имел мужской  образец  для  подражания  и  солидаризировался  с  ним («Мы - мужчины!»), чтобы  девичка
идентифицировала себя с мамой или другими представителями женского сообщества.

Психологическое время личности

 - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в

течение  времени, представленное  в  самосознании  личным  прошлым, настоящим  и  будущим. В  детском  возрасте
ребенок  только  лишь  открывает  для  себя  существование  своего  индивидуального  прошлого, настоящего  и
будущего. Он  с  интересом  слушает  истории  о  себе  того  времени, «когда  я  был  маленьким»: он  упивается
рассказами  о  том,  что  он  «вытворял»,  когда  был  малышом,  каким  он  был  веселым  и  бесстрашным.  Если  «его
история» рассказывается взрослым заинтересованно и с любовью, ребенок готов слушать это много раз с большим
энтузиазмом. С  таким  же  удовольствием  ребенок  дошкольного  возраста  обращается  к  своему  предстоящему
будущему. «Когда  я  вырасту  большим...»- очень  важная  позиция  ребенка  во  временной  перспективе  его  жизни.
Образы памяти и воображения содействуют образованию феномена психологического времени.
В  дошкольном  возрасте  для  формирования  жизненной  перспективы  детской  личности  необходимо
заинтересованное участие взрослого.

Социальное  пространство-

  условия  развития  и  бытия  человека, которые  определяются  значениями  и  смыслами

прав и обязанностей человека.
В дошкольном возрасте  социальное  пространство  осваивается  постепенно, через стремление  ребенка реализовать


background image

свою  потребность  в  любви  и  эмоциональной  поддержке, через  стремление  реализовать  свои  притязания  на
признание. Конкретно  это  выражается  через  ожидание  получить  одобрение  и  быть  оцененным  как «хороший».
Реали-

223


background image

 зуя  эти  потребности,  ребенок  усваивает  ценностное  отношение  к  долженствованию,  к  тому,  что  «надо»,  к
нравственным нормам.
Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок еще долго не осознает их значение
для  себя  как человека, принадлежащего  к  определенной культуре. Практически права и обязанности  для  ребенка
дошкольного возраста психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности вы-
ступают в его сознании как акт насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как
некая абстракция. К тому же наш отечественный менталитет таков, что для многих детей в дошкольном возрасте
проблема прав ребенка не возникает ни в каком виде. У нас пока не принято разговаривать об этом с ребенком.

Роль  этических  эталонов  в  формировании  личности  ребенка.

  В  культуре  любого  народа  исторически

выработаны  обобщенные  эталоны  этической  оценки. Они  выступают  в  качестве  взаимосвязанных  полярных
категорий  добра  и  зла. Ребенок  постигает  значение  этических  эталонов  через  рассудочное  и  эмоциональное
общение  со  взрослым  или  другим  ребенком.  Нравственное  развитие  ребенка  в  большой  мере  зависит  от  того,
насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
В практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка.
Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои
реальные действия с этическими эталонами.
Овладение  нравственными  соотносящими  действиями  приводит  к  тому, что  ребенку  становится  мучительно
осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение
к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положитель-
ной модели.
Формирование  положительных  личностных  качеств  через  соотнесение  реальных  поступков  ребенка  с
нравственными  эталонами  будет  эффективным, если  взрослый  говорит  с  ним  доверительно  и  доброжелательно,
выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый
приравнивает  будущее  поведение  ребенка  к  положительному  эталону  поведения, то  это  дает  желаемый  сдвиг  в
дальнейшем развитии личности ребенка.

Личностный  смысл  поступка  и  идентификация  с  полярными  эталонами.

  Эмоционально  положительное

отношение  к  самому  себе («Я  хороший»), лежащее  в  основе  структуры  личности  каждого  нормально
развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.
Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка
тот или иной посту-

224

пок  или  те  или  иные  формы  поведения  приобретают  определенный  личностный  смысл. Недовольство  ребенка
собой  есть  основа  для  перестройки  его  поведения. Однако  все  было  бы  очень  просто, если  бы  ребенок  всегда
стремился соответствовать положительному примеру. Бывает, что дети соотносят себя с отрицательным эталоном и
оценивают себя мерой приближения к нему.
Трехлетний  Андрюша  с  восхищением  смотрит  из  окна  на  мальчиков, которые  возятся  в  помойке. Мальчики
достают оттуда колесо от велосипеда, веревки, доски, пустые банки.
Мать говорит Андрюше: «Это плохие мальчики. Они роются в помойке».
Созерцание  из  окна  мальчиков, радостно  извлекающих  из  бачков  всевозможный  хлам, продолжается  несколько
вечеров подряд. Всякий раз мать говорит Андрюше о том, что это плохие мальчики.
Наконец,  когда  в  очередной  раз  Андрюшу  снимают  с  подоконника,  чтобы  отвлечь  его  от  мальчишечьей  возни
около помойки, он восклицает: «Как я хочу быть плохим мальчиком!»

(Из дневника B.C. Мухиной.)

Дети, становясь  старше  и  понимая  сущность  отрицательного  этического  эталона, сохраняют  эмоциональный
интерес к негативному поступку. Этот интерес выражается уже не в открытом заявлении («Как я хочу быть плохим
мальчиком!»), а опосредованно. Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне  ориенти-
руются  на  отрицательный  нравственный  эталон  в  поведении. В  своих  реальных  поступках  они  ведут  себя  в
соответствии  с социальными ожиданиями, но  при этом  часто  эмоционально  идентифицируются  с людьми (или  с
персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения. Нередко это происходит оттого, что при
оценке  взрослыми  отрицательных  персонажей - носителей  человеческих  пороков  и  слабостей - чувствуется
снисходительное отношение к ним, легкая, неоскорбительная ирония.
Андрюша в пять-шесть лет стал  увлекаться такими персонажами, как черт, который строит всяческие козни. Его
любимые  книжки  -  «Сотворение  мира  и  человека»  и  «Роман  Адама  и  Евы»  Ж.  Эффеля,  где  черт  выступает  как
весьма  активный  отрицательный  персонаж. Снисходительно-положительное  отношение  автора  к  этому  носителю
отрицательного эталонного поведения воспринято и ребенком. Андрюша открыто восхищается поведением черта,
которое явно не соответствует положительному эталонному поведению.
Часто ребенок эмоционально идентифицируется с образом, который произвел на него большое впечатление своей
художественной выразительностью независимо от нравственной позиции героя.
Оценка ребенком того или иного персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих людей. В процессе
общения  с  близкими  взрослыми  происходит  усвоение  первых  нравственных  эталонов. Первоначально  ребенок


background image

поступает  нравственно  не  потому, что  осознает  общественную  значимость  выполнения  определенных  правил, а
потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и вы-

225


background image

 полнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим
положительному эталону, то тем самым они  как  бы задают ребенку  положительный  образ его самого. Отсюда, с
одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - идет присвоение этого
образа и осознание через него себя.
Ребенок в дошкольном возрасте научается соотносить свое понимание эталона поведения и собственное поведение.
Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального
и умственного напряжения. Однако при этом он готов шутить по поводу своих рефлексивных изысканий.
4, 11, 20 Андрей  шалит  Кирилл  реагирует  на  Андрюшины  шалости  веселым  комментарием: «Раньше  я  был
хороший, а Андрюша похуже, шалил. Он брал пример с меня и стал хороший, а я брал пример с Андрюши и стал
похуже. Потом я брал пример с Андрюши и снова стал хороший Теперь Андрюша похуже. А потом мы снова, на-
верно, нечаянно переменяемся. Но даже когда я буду похуже, я все равно на самом деле буду получше, потому что
ведь первым хорошим был я»

(Из дневника В. С. Мухиной )

Как бы критично ни оценивал ребенок свое поведение, все-таки в основе его оценки лежит возникшее еще в раннем
детстве эмоционально положительное отношение к себе.
Ориентирами поведения для ребенка могут служить и сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе.
Моральные  эталоны  усваиваются  в  процессе  общения  в  группе, где  ребенок  постоянно  сталкивается  с
необходимостью  применять  на  практике  усваиваемые  нормы  поведения  по  отношению  к  другим  лицам,
приспосабливать  эти  нормы  и  правила  к  разнообразным  конкретным  ситуациям. Социальное  развитие  как  раз  и
состоит в том, что человек учится выбирать форму поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности.
Например, в  игровой  деятельности  при  выполнении  роли  образец  поведения, содержащийся  в  ней, становится
эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. А так как основным содержанием дет-
ской игры являются нормы поведения взрослых, то в игре ребенок как бы

переходит

 в развитой мир высших форм

человеческой  деятельности, человеческих  взаимоотношений. Нормы  человеческих  взаимоотношений  становятся
через игру одним из источников формирования морали самого ребенка.
Стремление  дошкольника  следовать  положительному  нравственному  эталону  опосредованно  притязанием  на
признание  со  стороны  других  людей. В  случае, если  снимается  социальный  контроль, ребенок  нередко  готов
действовать  в  соответствии  с  ситуативно  возникшим  желанием. Вопрос: «Что  ты  будешь  делать, если
превратишься  в  невидимку?» - ставит  ребенка  в  ситуацию, где  возникает  иллюзия  отсутствия  социального
контроля.

226

Совершая нравственный поступок, соответствующий эталону, ребенок ждет положительной оценки взрослого, так
как одобрение подкрепляет его притязание на признание. В ожидании одобрения со стороны окружающих ребенок
может специально демонстрировать свои достоинства.
5, 2, 0. Дети  ужинают  Кирилл  справился  первым. На  сладкое  их  ждут  бананы. «Ну, иди  и  выбирай, какие
понравятся», - предлагает папа. Кирилл сидит и не шелохнется. «Что же ты? Или не хочешь бананов?»
Кирилл медленно встает, берет ту порцию, которая несколько меньше, и начинает уплетать бананы. Когда съел и
пошел умываться, тихо говорит мне: «Я взял то блюдечко, на котором бананы хуже. Лучшие я оставил Андрюше».
- «Ну что ж, ты хороший братик».
Кирюша в последнее время стал обнаруживать жадность к сладкому. Мои порицания дошли до Кирилки Бабушка
рассказывает, что Кирилл теперь всегда спрашивает:
«Где меньше?» - и берет меньшую порцию.

(Из дневника В. С. Мухиной.)

Ориентируясь на оценку, которую дает взрослый тому или иному поступку, ребенок, по существу, находится лишь
на  первом  этапе  морального  развития. Его  поведение  может  принимать  демонстративные  формы, когда
используются  любые  средства, чтобы  заслужить  одобрение. Ребенок  нарочито  демонстрирует  свою
«доброкачественность». Надо делать все возможное, чтобы перестроить ориентацию ребенка с оценки взрослого на
поступок. Именно в самом нравственном поступке ребенок должен в конце концов черпать удовлетворение.

Соподчинение мотивов.

 Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в

том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, но и в том, что между разными видами мотивов
складываются соподчинение, иерархия:
одни приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Поведение  младшего  дошкольника  неопределенно, не  имеет  основной  линии, стержня. Ребенок  только  что
поделился  гостинцем  со  сверстником  и  тут  же  отнимает  у  него  приглянувшуюся  игрушку. Другой  ревностно
помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже разбрасывает свои игрушки. Это происходит потому, что
разные  мотивы  сменяют  друг  друга  и  в  зависимости  от  изменения  ситуации  поведением  руководит  то  один, то
другой мотив.
Соподчинение  мотивов  является  самым  важным  новообразованием  в  развитии  личности  дошкольника.
Возникающая  иерархия  мотивов  придает  определенную  направленность  всему  поведению  ребенка. По  мере  ее
развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом.