Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8900
Скачиваний: 154
ГЛАВА II. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
§ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную
структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой
общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком
основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей
формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных
условий.
В соответствии со своей социально-психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему
ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как
социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, эко-
номике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.
Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через
другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты»', «Я» и «Мы», «Мы» и «Они»
2
и т.д.
Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в
процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых
ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. В этой связи уместно вспомнить положение К.
Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания
3
.
Жизнедеятельность человека сознательная, он - сознательное существо. Типология сознания зависит от этапа
исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. (В то же время человек, безус-
ловно, зависит и от бессознательной сферы.)
Необходимым условием развития сознания является свободная воля человека. Свободный индивид по-настоящему
самоактуализи-
54
руется, становится личностью, когда может следовать своим ценностным ориентациям и даже противопоставить
себя роду. Более того, человек только в обществе может обособляться
4
. Но выработать в себе эту способность
можно только через развитие внутри рода, через присвоение духовной культуры, складывающейся на протяжении
всей истории развития человечества. Противопоставление личности роду есть, по существу, утверждение более
глубинных связей индивида с родом.
Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно
индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих
родовых сил - способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться
от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие
общественных отношений.
Личность всегда представлена в конкретном историческом бытии и находится с ним в противоречивом
диалектическом единстве. Человек - родовое существо. Однако личность является не только продуктом, но и
субъектом общественных отношений. С.Л.Рубинштейн пришел к принципиальному выводу о том, что значимость
личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего
5
.
С. Л. Рубинштейн видел необходимость изучения человека как части природы, способной рефлексировать,
осознавать себя родовым существом. «...Человеческое бытие,- писал он,- это не частность, допускающая
астрономическое и психологическое исследование, не затрагивающее философский план общих, категориальных
черт бытия. Поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический
план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом бытия человека. Значит, стоит вопрос не
только о человеке во взаимопонимании с миром, но и о мире в соотношении с человеком как объективном
отношении»
6
.
Человек - это не только продукт социальных отношений (экономических и хозяйственных, реализующихся в
условиях определенной общественно-экономической формации). Человек - это и производное непосредственных
отношений людей друг к другу как к одухотворенной части природы. Эти отношения являются «подоплекой» всего
богатства его чувств, его сознания, его ценностных ориентации и отношения к миру в целом. С. Л. Рубинштейн
совершенно правомерно исходил из положения о том, что непосредственное общение предполагает отношение к
другому человеку как «наличному живому роду», в индивидуальной форме несущему в себе «бесконечную
потенцию рода», и в то же время уникальному, единственному. Поэтому отношения любви выступают
одновременно и как родовые, и как исключительно индивидуальные. Отношения любви есть
55
развертывание человеком своей человеческой сущности и утверждение другого в его исключительности и
человечности. Следовательно, истинная личность в своей самоактуальности должна стремиться быть достойной
самой себя. Отсюда и необходимость утверждения «бытия человека как бытия все более высокого плана, все
большего внутреннего богатства, возникающего из бесконечно многообразного и глубокого отношения человека к
миру, другим людям и самому себе», - так представляет смысл и суть бытия личности С. Л. Рубинштейн
7
.
В отличие от концепций, разъединяющих индивида и общество, противопоставляющих их друг другу, наша
позиция состоит в том, что социальные условия жизни людей - единственно возможные условия развития
человеческой личности и ее человеческого бытия.
Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других.
Для понимания человека как личности необходимо знание всей истории человеческого общества, понимание
зависимости личности от развития общества и общества - от духовного потенциала личности.
Человек - субъект, живущий во времени; человеческая история -продолжающийся антропогенез. Поэтому человек
может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.
Исследование разных культур дает науке о человеке знание о его сущности в зависимости от условий жизни и
особенностей сложившихся форм реализации человеческой духовной потенции. Истина о человеке как социальной
единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть объективно раскрыта лишь через исследование
прошлого - истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищения будущего развития человеческого рода.
В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые
организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и
культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу.
Структура самосознания личности
- совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и
мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура
самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних
изменениях, строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта
личность.
Личность традиционно рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обусловленный
конкретно-историческими условиями жизни общества. В то же время личность индивидуальна. Поэтому личность
принято определять как
индивидуальное бытие общественных отношений.
Это определение несет в себе сле-
56
дующее понимание: 1) личность - это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2) личность - это
индивидуальное в нас (индивидуальное бытие общественных отношений).
Бытие общественных отношений
в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной
культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и
потребности, и мотивы каждой личности отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в кото-
рой развивается и действует конкретный человек. Человеческое существо может подняться до уровня человеческой
личности только в условиях социального окружения через взаимодействие с этим окружением и присвоением того
духовного опыта, который накоплен человечеством. Присвоение отдельным индивидом духовного богатства
человеческого рода (высшие психические; собственно человеческие функции потребности и мотивы; ценностные
ориентации, идеология и др.) осуществляется в двух планах: закономерно и индивидуально. Закономерность
понимается как тенденция к повторению с достаточной вероятностью типичного в определенных исходных
условиях. Закономерное- не исключительное, но непременно то исходное, из чего строится человеческая личность.
Исходным в каждой личности является достаточно высокий уровень психического развития: сюда должны быть
отнесены, во-первых, умственное развитие, определяющее способность к самостоятельному построению
ценностных ориентации и выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации, во-вторых,
достаточный уровень волевого и эмоционального развития, позволяющий человеку отстаивать свои ценностные
ориентации, свое мировоззрение.
Индивидуальное бытие
личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы
личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Мировоззрение
представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем; мировоззрение -
это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития
человеческого рода.
Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных
ориентации. Личность создает ценностные ориентации, которые складываются у человека в его жизненном опыте и
которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные
позиции людей. Однако в индивидуальном всегда просматривается общее для человеческого рода. Это общее
определяется закономерно возникающими в любых общественных отношениях людей ценностными ориентациями,
формирующими костяк структуры самосознания личности. Самосозна-
57
ние личности представляет такое в самой себе понятное единство, которое находит свое выражение в каждом из
пяти следующих звеньев.
Имя
собственное - первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с
телесной
и
духовной
индивидуальностью человека Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека,
представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.
В мифах архаичного человека просматривается момент ожидания появления новорожденного («Вот прийдет...»),
рождения («Вот пришел...») и его становление как члена рода. При этом имя появляется прежде, чем родится
человек, и остается после его смерти - переходя от предка к потомку. В современной европейской культуре имя
дается человеку по большому числу поводов (по традиции, в честь родственника, по благозвучию и моде и пр.).
При этом имя оценивается как социальный знак человека. Однако глубинно, психологически имя является тем
катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней
его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. При
этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной
сущностью. На этапах онтогенетического развития это звено самосознания прорастает сложными интегративными
связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, в особенностях половой
идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей. В случае
де-привации имени (оскорбления, насильственная смена имени и др.) человек не только испытывает дискомфорт,
но и может отреагировать психоастеническими реакциями или депрессивными состояниями. Обращение к человеку
по его имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль общения обеспечивают
условие успешного взаимодействия и готовности решать общие проблемные задачи.
Имя- личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить
человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.
Имя - это
кристалл личности, который в течение жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий
традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду и выгодно отличается от «безыменщика»
(Вл. Даль)
-
бродяги, не помнящего родства или таящего свое имя.
Самопознание родового человека, безусловно, зависело от его идентификации со своим собственным именем. Для
мифологического сознания родовой культуры имя и его носитель представлялись чем-то нерасторжимым. Магия
имени не давала возможности убить
58
врага, пока не будет известно его имя (следовало одновременно убить человека и его имя); первобытный воин,
настигая свою жертву, требовал: «Скажи свое имя!» Имя, передаваемое внутри рода новорожденному от его
предков, в сознании людей охраняло ребенка. В родовой культуре формировались хорошо понимаемые ее
представителями «образы» каждого имени, которые определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого
хотят защитить ребенка. Если ребенку при имянаречении давали имя предка, он постепенно узнавал о своем
предке, идентифицировался с ним и надеялся, что лучшие свойства предка станут его свойствами. Имя глубоко
входило в личность с мифологическим мышлением, становилось сутью самой личности.
В условиях современной жизни стран европейской культуры имя потеряло остроту мифологического отношения,
но одновременно оно сохраняет мощное значение и смысл для его носителя. Имя имеет психологическое значение;
оно становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собст-
венная сущность. При этом имя соединяется с «Я», которое также употребляется для обозначения человеком
самого себя.
Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем
происходит с первых лет- ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания,
приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как
обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребенка посредством отношения к его имени
(обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к
взрослому.
Современный взрослый человек из цивилизованного общества также неформально относится к своему имени, хотя
хорошо понимает его знаковую сущность. При надобности человек может сменить имя. Но в обыденной жизни
люди делают это весьма редко.
Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы кампания по
смене имен так называемых турецких болгар и цыган привела к личностным кризисам многих людей, которых
подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.
«Имя - название, наименование, слово, которым обозначают особь, личность». На Руси различали
имя
по угоднику,
ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось. Кроме того, 100 лет назад у многих людей уже
имелись отчество и прозвание - фамилия. В дополнение к родовому имени народом или в семье давалось
прозвище.
59
Имянаречение человека несло в себе разные смыслы и значения. Имена умалительные были в большом ходу и
употреблялись в разном значении, например как ласка
(Сенюшка, Сенюша, Сенютка).
Звали так и князей своих,
особенно Галицких (Владимирко, Василыто). Подлый перед боярином, а этот перед князем, царем назывался ума-
лительно
(Петрушка,
Федькя, Митькя).
Попы же писались на
«-чище» (Ишнчище, Степанчище).
Особое умалительное окончание вводилось для детей
незаконных. Святослав ушел во Владимир и с ним два сына от его наложницы:
Мстиславе^ и
Яросливец.
Понятие «имя» может иметь иносказательный смысл как выражение известности, достоинств:
«Он приобрел имя»,
«Человек с именем».
Вл. Даль приводит принятые в словесном обиходе выражения, представляющие имя человека
как его человеческую сущность. «Я ведь не без имени овца», «Хорошо там и тут, где по имени зовут», «Под чужой
потолок подведут, так и другое имя дадут».
Отношение к имени человека вообще, к различным имянаречениям складывается в процессе истории. Оно не
статично на все времена. Некоторые значения при имяупотреблении в прежнее время канули в лету, другие
сохранились и поныне. «Отношения» ребенка или взрослого со своим именем в разные моменты бытия
неоднозначны: от «невосприятия» значения обращения по имени до болезненного напряженного внимания к тому,
как произносится имя. Поэтому только тонкая идентификация с ребенком или взрослым других, выражаемая в
способах обращения по имени, обеспечивает правильное взаимодействие, дает возможность поддерживать
человека в его притязаниях на желаемое отношение к себе.
Тело-
организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. В человеке телесное и духовное
неразрывно связаны. Тело является носителем психических и духовных свойств человека. В то же время личность
включает в себя не только духовное начало, но и свои телесные особенности.
Обнаженное человеческое тело в процессе истории было предметом эстетического восхищения и стыда,
одухотворенным носителем личностных свойств и предметом постыдной продажи человека как особи с набором
физических признаков (пропорции лица и тела, рост, вес, пол, возраст, раса и др.). В первом случае в человеке
через его тело выделяется красота духовная и физическая. Во втором случае -половая принадлежность и так
называемые нами «товарные» физические признаки. Здесь заложены антагонистические виды отношения к
физическому облику человека: 1) одухотворенное видение сущности человека телесного как венца творения, как
объекта любви и восхищения; 2) низменное видение человека как исключительно представителя пола, которым
можно воспользоваться на потребу возникающей
60
похоти, для садистских изощрений. Сказанное касается использования не только чужого и своего тела, но и
разнообразных поз, жестов, а также слов и выражений, своей скабрезностью оскверняющих душу человека и его
тело. В последнем случае создается атмосфера циничной издевки над телесной природой человека и его
целомудрием. Этот антагонизм в отношении к человеческому телу представлен в самосознании отдельных людей
через присвоенные традиции, культурные ориентации и внутреннюю позицию.
Антагонистические позиции по отношению к человеческому телу нашли свое отражение в искусстве - живопись и
литература издавна несут в себе обе тенденции. Особое место занимает порнография. Здесь важно указать на
разрушительную роль низменного отношения к человеческому телу, что приводит к конфликту со стыдливостью и
целомудрием. Стыдливость в отношении к собственной наготе, к наготе другого человека- великая способность
сохранять телесное и духовное целомудрие. Ребенок родится без чувства стыдливости, но и не растленным
существом. Оставаться в состоянии первозданной невинности не может никто. Важно вовремя привить ребенку и
подростку понимание возрастных особенностей телесных проявлений и диапазон возрастной дозволенности
обращения со своим телом (в плане физических нагрузок, телесных функций, гигиены и др.). Важно вовремя
преуспеть в воспитании целомудрия и сопутствующей ему стыдливости. Здесь важно при сохранении стыдливости
воспитать ценностное отношение к своему телу, научить заботиться о нем. Ребенок и отрок постепенно учатся в
ситуациях прилюдного раздевания и переодевания (сауна, баня и др.) при достаточной внешней раскрепощенности
контролировать свои позы из-за воспитанной у них стыдливости. В этом случае ребенок, отрок, взрослый выглядят
более естественными, чем акцентирующие на себе внимание демонстраторы якобы полной своей
раскрепощенности, неизменно и однотипно утрирующие некоторые сомнительные позы.
Тело человека может быть неизменным, но может быть и возвышенно-целомудренным. Все телесные проявления
неизменно отражаются на личности человека, внутреннее отношение к себе телесному творит одновременно и
соответствующую личность. Собственно, с осознания себя телесного и с отношения к себе телесному в онтогенезе
начинается развитие личности.
Тело человека в системе ценностей постоянно противопоставляется его духу:
Предано проклятью тело!.. Вечно, вечно восхваляем дух. Дух! Тебя встречать осанной! Плоть! Тебе позор всегда!..
Евгений Винокуров
61
Действительно, тело требует особого отношения человека. Отсутствие ценностного отношения к своему телу,
отсутствие стыдливости, эстетического отношения к совершенному телу человека, а также безудержная
агрессивность, которая проявляется в телесных выражениях, - сигналы дефекта в личностном развитии.
Притязание на признание
- второе звено структуры самосознания. Уже в родовых, племенных отношениях
человек стремился так строить свое поведение и делать такие вклады в производственную деятельность, чтобы
быть признанным родом. Нормы социального поведения древний человек отрабатывал в обществе своих сопле-
менников (они не распространялись на людей из чужого рода). Добродетели, которым должны в общих чертах
следовать примитивные люди для того, чтобы сохраниться в экстремальных условиях жизни в природе, касались
интересов рода. Это были прежде всего табу, запрещающие убийство, грабеж, измену и т.д., что обеспечивало
выживание рода; это были ожидания успеха в деятельности, поддерживающей выживание рода. Индивид,
выполняющий все предписания рода, получал всеобщее признание и пользовался защитой. Преступления в
пределах своего рода клеймились «вечным позором». Именно племенные ожидания определенного типа поведения
определяли развитие родового самосознания, объединенного в значении и смысле слова «Мы». Таким образом, на
первом этапе развития человечества племенные ценности, племенное сознание определяли поведение человека,
сдерживая индивидуальную импульсивность жестким контролем и требованием безоглядной ориентации на
племенные ценности. Однако помимо тенденции к подчинению человеческих индивидов непосредственным
интересам племени в истории человечества появляются и принципиально новые тенденции. Это тенденция к
открытию новых способов действий в мире людей и предметов. Проходя через экстремальные ситуации, которые
предлагала социальная, не природная жизнь людей, отдельные представители рода человеческого привносили в
свои племена и народы этические нормативы, которые, закрепляясь, превращались в прочные обычаи, ориентация
на которые поддерживалась общественным мнением. Именно выполнение обычаев и законов давало возможность
человеку удовлетворять свою потребность в признании.
В онтогенезе потребность в признании формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к
проявлениям ребенка. С раннего возраста ребенок открывает, что все его поступки делят на «хорошие» и «плохие».
Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается раз-
витие активного стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми. При этом ребенок прочно
усваивает положительную самооценку: «Я хороший».
62
В современных условиях взрослый человек реализует свою потребность в признании во всем диапазоне
разнообразных видов деятельности, включенных в три сферы человеческого бытия: природа, предметный мир,
общество. Нормы социального поведения обретают характер общечеловеческих ценностей и сугубо уникальных-
принятых лишь конкретным этносом или государством. Современные нормы социального поведения человека уже
не существуют в виде родовых табу, а размещаются в сфере кодексов и моральных представлений. При этом
благодаря культуре рефлексии появляется понимание мотивации человека, совершившего тот или иной поступок.
Таким образом, притязание на признание для современного человека может быть реализовано не в жестко
определенных формах деятельности или нормативного поведения, а в нюансах межличностных отношений.
Депривация реализации притязаний на признание (неодобрение, порицание, отчужденность со стороны других)
приводит к эмоциональному напряжению и фрустрации, к развитию таких негативных образований, как
ложь,
зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность
и др.
Притязание на признание- предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны
людей.
Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной
личности. Реализация потребности в признании есть не только реализация притязаний на социально значимый
формальный статус, но и реализация притязаний в сфере символической функции человеческих ценностей,
имеющих исторически сложившиеся значения и смыслы для каждой культуры. Известно: культура всегда несет в
себе символическую природу, которая влияет на все сферы самосознания человека, в том числе и на сферу
притязания на признание.
Сравнительные исследования тенденций развития эстетического сознания дают основание установить, что родовые
культуры подчас независимо от географического места проживания этноса в ряде случаев имеют идентичные
значения и смыслы, сопряженные с содержанием притязаний на признание. Сюда относятся все составляющие
основу человеческой жизни: деятельность, традиции, начиная с рождения человека и до ухода из жизни, отношение
к природе, к предметному миру, к людям и т.д. Каждая из названных сфер приложения человеческой активности
несет в себе установки на предъявление обозначенных притязаний.
Особое место занимает притязание на признание в сфере этнической консолидации. История этнического
самосознания - история поляризации бинарной системы «Мы» - «Они» через механизмы идентификации и
обособления. Значение и смыслы слов «Мы» и «Они» всегда имели колоссальную силу воздействия на
самосознание людей. Объединение
63