ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8227
Скачиваний: 64
Специалисты в области полового воспитания и планирования семьи
,
врачи и родители
уже давно думают над тем
,
как убедительно довести до сознания юношей реальность
такого явления
,
как непредвиденная беременность у их сверстниц
.
К сожалению
,
большинство таких усилий
,
предпринимавшихся в прошлом
,
не смогли привлечь
внимания подростков к этой проблеме
.
Возможно
,
ситуация вскоре коренным образом
изменится благодаря появлению наглядного пособия
,
названного его создателями
"эмпатический живот
" (
от англ
, empathy -
сопереживание
,
умение поставить себя на место
другого
).
Это пособие
,
показанное на фотографии
,
представляет собой род жилета
,
сконструированного таким образом
,
чтобы всякий носящий его
,
будь то мужчина или
женщина
,
мог представить себе ощущения
,
испытываемые при беременности
(
хотя
,
конечно
,
очень приблизительно
).
Жилет состоит из нескольких отделений
,
заполняемых
водой
,
чтобы имитировать выступающий живот
,
а его вес достаточно велик
,
чтобы
вызывать боль в области поясницы
,
затруднять дыхание и дать почувствовать
,
каково
носить на себе лишний пуд
,
не распределенный к тому же равномерно по всему телу
.
На мужчин
,
примеривающих такой жилет
,
это производит двоякое впечатление
.
Преодолев первоначальное чувство растерянности
,
они прежде всего выражают крайнее
удивление по поводу физического дискомфорта и ощущения усталости
,
которыми
сопровождается такая имитация беременности
.
Как заметил один
16-
летний подросток
,
"подняться по лестнице на один этаж с таким грузом
-
весьма суровое испытание
" (
любая
испытавшая беременность женщина подтвердит это
).
После такого эксперимента
мужчины выражают смешанное чувство восхищения и уважения к женщине
,
готовящейся
стать матерью
,
нередко добавляя с удовлетворением
: "
Хорошо
,
что мне это не грозит
".
Мысль о таком наглядном пособии впервые пришла в голову изобретательнице этого
новшества Линде Вэр
(
специалисту по вопросам просвещения в области регуляции
рождаемости
)
много лет назад
,
когда она увидела плакат
,
на котором был изображен
мальчик
,
поддерживающий свой живот
.
Надпись на плакате гласила
: "
Был бы ты
осмотрительнее
,
если бы тебе самому грозила беременность
?"
После нескольких лет
кропотливой работы и консультаций с врачами
,
медсестрами и другими специалистами
Вэр
,
наконец
,
создала коммерчески приемлемое изделие
.
Это изделие стоимостью около
600
долларов быстро получило признание в качестве
наглядного пособия со стороны самых разнообразных учреждений
,
включая группы
дородовой подготовки
(
где оно помогает будущим отцам лучше понять жалобы жен на
физическое состояние
)
и курсы по созданию семьи и половому воспитанию
,
предназначенные для подростков
.
Хотя основное назначение данного пособия состоит в
том
,
чтобы дать наглядное представление о беременности мужчинам
,
которые никогда не
задумывались о физическом состоянии женщины в этом положении
,
его с таким же
успехом можно использовать
,
чтобы продемонстрировать
15-
летним девочкам все
прелести ранней беременности
.
Выводы
1.
Формирование сексуальности подростков происходит при участии ряда важных
взаимодействующих между собой факторов
.
Среди них половое созревание
;
познание
своего тела
,
его чувственных порывов и потребностей
;
половая самоидентификация
;
накопление знаний о характере любовных и сексуальных взаимоотношений между
людьми
;
выработка собственной системы ценностей
.
Подросток учится интерпретировать
свои сексуальные фантазии
,
противостоять влиянию сверстников и адекватно реагировать
на отношение родителей к пробуждающейся в нем сексуальности
.
2.
Со времен Кинзи характер полового поведения подростков претерпел существенные
изменения
.
С одной стороны
,
произошло сближение форм полового поведения у
подростков разного пола
,
хотя юноши попрежнему чаще вовлекаются в половые
отношения
,
чем девушки
.
К тому же
,
на протяжении трех последних десятилетий
значительно снизился возраст вступления девочек-подростков в первый половой контакт
.
Хотя не все подростки имеют сексуальный опыт
,
а
30%
утративших девственность
испытывают разочарование по поводу происшедшего
,
большинство молодых американцев
к
18-19-
летнему возрасту в той или иной степени вовлекаются в сексуальную активность
.
3.
Некоторые подростки четко осознают
,
что не созданы для гетеросексуальных
отношений
;
есть и такие
,
кто испытывает сомнение относительно своей половой
ориентации
.
Гомосексуалы и лесбиянки нередко сталкиваются с враждебным отношением
и гомофобией со стороны сверстников и родственников
.
4.
Несмотря на наличие сведений о том
,
что приобщение подростков к алкоголю и
наркотикам так или иначе связано с сексуальным экспериментированием
,
эти данные
нуждаются в уточнении
.
Употребление алкоголя и наркотиков может попросту отражать
состояние
,
называемое
"
предрасположенностью к переменам
".
5.
Незапланированная беременность у подростков вызывает серьезное беспокойство
общественности и органов здравоохранения Соединенных Штатов
,
поскольку ежегодно
регистрируется более миллиона таких случаев
.
Ранняя беременность сопряжена с
повышенным риском для здоровья
(
особенно у подростков младшего возраста
)
и чревата
отрицательными социально-экономическими последствиями как для родителей
,
так и для
ребенка
.
Тем не менее есть основания полагать
,
что подростки-отцы вовсе не
безответственные любители острых ощущений
,
какими их обычно рисуют
;
многие из них
не бросают ребенка
,
оказывают ему материальную поддержку и участвуют в воспитании
.
6.
До сих пор не предложено простого способа решения проблемы непредвиденной
беременности у подростков
(
равно как и связанной с ней проблемы высокой
заболеваемости в этом возрасте болезнями
,
передаваемыми половым путем
).
Тем не менее
разработаны новые типы школьных программ полового воспитания
,
оказавшиеся более
эффективными по сравнению со старыми
,
делавшими упор на доведение до подростков
необходимого объема информации
.
Целесообразность нового
,
более практичного подхода
подтвердится
,
если с его помощью удастся убедить юношей и девушек шире использовать
противозачаточные средства
,
если будет преодолено отрицательное отношение
общественности к реализации таких программ и если у подростков появится мотивация
уклоняться от сексуальных контактов до более зрелого возраста
.
Следует
,
однако
,
иметь в
виду
,
что внедрение этих программ
,
начиная с десятых-одиннадцатых классов
,
по нашему
мнению заведомо обрекает их на неудачу
,
поскольку половое воспитание подростков
должно начинаться до того
,
как они достигнут юношеского возраста
.
Вопросы для размышления
1.
Существует ли до сих пор двойной стандарт в отношении сексуального поведения
юношей и девушек
?
Делают ли современные подростки различие между
"
порядочными
девушками
"
и
"
потаскушками
"?
Почему не существует названия
,
аналогичного
"потаскушке
",
для мужчин
?
2.
Согласны ли вы с утверждением
,
что современная рок
-
и поп-музыка повышают
вероятность вовлечения подростков в сексуальную активность
?
Следует ли добиваться от
производителей музыкальных записей обязательного оповещения покупателей о
сексуальном содержании альбомов
(
посредством соответствующих надписей или наклеек
на кассетах и дисках
?
3.
Отличается ли суждение мальчиков и девочек о том
,
насколько важно
,
чтобы
вступлению в половую связь предшествовала влюбленность
?
Верна ли по-прежнему
поговорка
: "
Юноша влюбляется
,
чтобы овладеть девушкой
,
а девушка отдается
,
чтобы ее
полюбили
"?
4.
Как добиться
,
чтобы юноши с большей ответственностью относились к необходимости
применять противозачаточные средства
?
5.
Должны ли подростки получать противозачаточные средства и информацию о контроле
рождаемости в школе
?
Если да
,
то в каком возрасте
?
6.
Почему
,
по вашему мнению
,
в Соединенных Штатах наиболее велико число случайных
беременностей у подростков по сравнению с другими развитыми странами
?
Глава
10.
Сексуальность взрослого человека
Специалисты
,
занимающиеся вопросами развития
,
издавна рассматривают изучение
детского и юношеского периодов как средство познания человека в зрелом возрасте
.
Такой подход во многих отношениях оправдан
,
однако он непроизвольно создает
впечатление
,
что в какой-то определенный момент развитие прекращается
,
и взрослый
человек становится относительно статичным существом
.
Другая точка зрения
,
которая
зародилась еще во времена психологов Карла Юнга и Эрика Эри-ксона
,
напротив
,
подчеркивает динамичную сущность взрослого человека
.
Согласно этому мнению
,
период
зрелости
-
это непрерывный процесс познания
,
кризисов и выбора
.
Даниэль Левинсон
(1978)
уподобил жизненный цикл путешествию
:
"Характер путешествия определяют разнообразные обстоятельства
,
встречающиеся на
пути
.
Они могут заставить изменить маршрут
,
ускорить или замедлить передвижение
,
и
даже
,
в крайних случаях
,
совсем прекратить путешествие
.
Но до тех пор
,
пока движение
продолжается
,
путешествие проходит в определенной последовательности
"
Гейл Шихи
(1976)
предложила свою концепцию развития взрослого человека
,
представив
его в форме легко прогнозируемых этапов
,
на каждом из которых вносится определенный
вклад в это развитие
.
Она писала
:
"Наше ощущение собственного я на каждом этапе несколько изменяется
.
Это касается и
наших отношений с окружающими и степени защищенности от опасности
,
и нашего
восприятия времени
(
все ли у нас впереди или мы начинаем чувствовать
,
что времени
остается не так уж много
?)
В какой-то момент чувство полноты жизни сменяется
ощущением угасания
.
Все эти смутные мысли составляют жизненный фон и формируют
решения
,
в соответствии с которыми мы действуем
"
В этой главе мы лишь вкратце остановимся на сексуальности зрелого возраста
,
поскольку
далее мы будем подробно анализировать эту проблему
.
При чтении последующих
разделов желательно исходить из представления о зрелом возрасте как о периоде
изменения и развития
.
Ранний зрелый возраст
Ранняя фаза зрелого возраста
,
примерно между
20
и
40
годами жизни
, -
это время
,
когда в
жизни каждого человека происходят наиболее важные события
:
он вступает в брак
,
выбирает профессию
,
делает карьеру
.
В эти годы человек формируется как личность
,
на
смену юношеским амбициям
(
порой ничем не подкрепленным
)
приходит трезвый взгляд
на себя и окружающих
,
появляется ответственность за свои поступки в сфере личных
взаимоотношений и семейной жизни
.
Холостяцкая жизнь
В последние годы как в Соединенных Штатах
,
так и в других странах наметилась
выраженная тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте по сравнению с
предшествующими десятилетиями
(Sweet, Bumpass, 1987; Goldscheider, Da Vanzo, 1989).
Вследствие этого многие молодые мужчины и женщины
,
выйдя из юношеского возраста
,
подолгу живут холостяками
,
что безусловно сказалось на характере их полового
поведения
,
которое претерпело значительные изменения со времен Кинзи
.
В наши дни
большинство людей в возрасте от
20
до
30
лет считают
,
что для выбора будущего
супрута(и
)
важнее заранее приобрести сексуальный опыт
,
нежели сохранить
девственность
.
По замечанию Эриксона
(Erikson, 1968),
умение строить интимные
отношения рассматривается молодыми людьми
,
вступившими в пору зрелости
,
как
важнейший навык
.
Лица этой возрастной группы в меньшей степени подвержены
"
сексуальному давлению
сверстников
",
нежели подростки
,
но в то же время испытывают более выраженную
внутреннюю потребность в расширении сексуального опыта
.
Освобождение от
родительской опеки обеспечивает большую свободу и создает больше возможностей для
сексуальных контактов
.
По характеру полового поведения холостяков можно разделить на
несколько условных типов
.
Экспериментаторы судят о ценности сексуального опыта по
частоте
,
разнообразию и содержанию контактов
.
Мужчина и женщина этого типа смотрят
на мир как на сексуальный
"
шведский стол
"
и рассуждают примерно следующим образом
:
"Сейчас самое время для этого
,
потому что потом я остепенюсь
."
Дерзающие стремятся
найти идеал
,
вступая в сексуальные контакты и меняя партнеров в поисках лучшего
.
Консерваторы охотно завязывают связи
,
но откладывают половые контакты до
установления
"
более серьезных отношений
".
У таких людей до вступления в брак может
быть несколько сексуальных партнеров
,
но в любой данный период они находятся в связи
только с одним
.
Разумеется
,
можно выделить и другие типы полового поведения
,
однако
три описанных нами
,
по-видимому
,
встречаются наиболее часто
.
Ранний зрелый возраст
-
это время сексуальной неудовлетворенности для одних и
высочайшей радости для других
.
Причиной внутреннего конфликта может служить
чувство сексуальной вины или аморальности собственного поведения
,
пронесенное через
годы отрочества и юности
.
Свойственное подросткам сомнение в своей сексуальной
полноценности может сохраниться до раннего взрослого возраста
,
вследствие чего
молодой человек продолжает страдать от неуверенности в своих физических
возможностях и способности к половым отношениям
.
Более того
,
к рассматриваемому
периоду не всегда завершается половая самоидентификация
,
но даже те
,
чей гомо
-
или
бисексуальный статус вполне сложился
,
могут сталкиваться с определенными
трудностями социального порядка или предвзятым отношением окружающих
.
Несмотря на указанные проблемы
,
половая активность молодых людей обоего пола в
настоящее время значительно выше
,
чем в прошлом
(Robinson, Jedlicka, 1982; Gagnon,
1989).
Такое изменение связано прежде всего с исчезновением старого двойного
стандарта
,
который допускал внебрачные сексуальные отношения для мужчин
,
но
запрещал их женщинам
(De Lamater, Mac Gorquodale, 1979).
Неудивительно поэтому
,
что
разрыв между полами с точки зрения добрачного полового опыта значительно
уменьшился по сравнению с предшествующим периодом
,
как видно из табл
. 10.1.
Таблица
10.1
Доля студентов колледжей
,
имевших половую связь до брака
(
в процентах
)
Год
Мужчины
Женщины
%
число
%
число
1965
65,1
129
28,7
115
1970
65,0
136
37,3
158
1975
73,9
115
57,1
275