ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8220
Скачиваний: 64
Подобные плакаты рассчитаны на подростков и имеют целью снизить частоту
нежелательных беременностей в этой возрастной группе
.
Споры относительно необходимости полового воспитания
,
особенно о целесообразности
его проведения в школе
,
не утихают много лет
.
Небольшое число родителей и некоторые
представители церкви выступают против любой формы полового воспитания на базе
общеобразовательной школы
,
считая
,
что оно должно проводиться либо в домашних
условиях
(
где оно вписывается в контекст семейных ценностей
),
либо в учреждениях
,
действующих под эгидой церкви
.
Однако большинство родителей и преподавателей
считают
,
что участие школы в половом воспитании и необходимо
,
и целесообразно
(Rosoff, 1989).
Относительно недавно наметилась явная тенденция к расширению полового воспитания
на базе средней школы
,
хотя довольно часто профилактике СПИДа уделяется больше
внимания и средств
,
чем половому воспитанию как таковому
.
В настоящее время во всех
штатах
,
за исключением четырех
,
реализуются программы популяризации знаний в
области СПИДа
;
школ
,
в которых учащиеся получают информацию по профилактике
беременности
,
гораздо меньше
(
Кеппеу
, Guardad, Brown, 1989).
В результате только треть
американских начальных и половина средних школ дает своим ученикам необходимые
знания по половым вопросам
(
Огг
, 1982;
Кеппеу
, Guardad, Brown, 1989).
К сожалению
,
программы полового воспитания в разных учебных округах значительно отличаются с
точки зрения содержания
,
количества часов и степени приемлемости общественным
мнением
.
Те темы
,
которые по убеждению многих специалистов должны рассматриваться
не позднее чем в седьмых или восьмых классах
,
на самом деле включаются в учебные
программы не раньше девятого-десятого и даже позднее
.
Во многих школах так и не
удается пройти многие важные темы
,
такие как способы контроля рождаемости
,
вопросы
"безопасности секса
"
и гомосексуализма
(Forrest, Silverman, 1989).
Практическая ценность
полового воспитания подростков старшего возраста значительно ниже
,
чем при его
раннем начале
.
Возможно
,
именно по этой причине так редки сообщения об
эффективности школьного полового воспитания с точки зрения его реального влияния на
поведение подростков
.
В этом смысле ранее упоминавшееся сообщение Зелника и Кима
(Zelnik, Kim, 1982)
составляет исключение
,
так как по наблюдению этих авторов
незамужние молодые женщины
,
ведущие половую жизнь
,
реже беременеют
,
если
получили половое воспитание
.
Одна из немногих признанных безоговорочно эффективными программ полового
воспитания на базе общеобразовательной школы была реализована в центральной части
Балтимора
.
Здесь обычные уроки и индивидуальные занятия в учебном комбинате
,
включающем начальную и среднюю школы
,
объединили с занятиями по половому
воспитанию и основам медицинской помощи на базе клиники
,
расположенной напротив
,
на той же улице
(Zabin et al., 1988,1988
а
).
Такая организация учебного процесса позволила
в течение двух лет снизить частоту незапланированной беременности у подростков на
30%,
однако было бы ошибкой считать эту программу простой программой полового
воспитания
.
Ее результаты нельзя сравнивать с результатами более традиционных
программ
,
призванных достигнуть той же цели в процессе обычных классных занятий
,
так
как в действительности в данном случае только
22%
всех контаков между
преподавателями и учащимися имели место в классных помещениях
.
Еще одна оригинальная программа для восьмых классов была разработана и внедряется в
школах Атланты
(Howard, McCale, 1990).
Суть ее состоит в том
,
чтобы научить
подростков противостоять влиянию сверстников и среды
,
направленному на вовлечение
их в сексуальную активность
.
С помощью практических занятий под руководством
психологов они приобретают новык давать отпор сексуальным домогательствам
,
щадя
при этом чувства партнера
.
Участники программы
,
не имевшие опыта половых контаков
до восьмого класса
,
продолжали воздерживаться от сексуальной активности вплоть до
окончания девятого класса
,
в отличие от школьников
,
не вовлеченных в эти занятия
.
Данные примеры высвечивают главные проблемы на пути реализации программ полового
воспитания
.
Сообщение информации само по себе вряд ли может изменить половое
поведение подростков
.
Это
,
несомненно
,
объясняет
,
почему половое воспитание в школе
столь неэффективно
(Furstenberg, Moore Paterson, 1985; Dawson, 1986).
Ведь большинство
программ представляют собой столь откровенный призыв к сексуальному воздержанию
,
что подростки попросту игнорируют их
(Wilson, Sanderson, 1988; Brick, 1989).
Пропаганда воздержания может быть успешной среди подростков младшего возраста
,
не
имеющих сексуального опыта
,
но в большинстве других ситуаций применять этот подход
нецелесообразно
,
принимая во внимание нравы современного общества
.
Кроме того
,
такой подход несет в себе элемент подавления
:
в конечном счете он представляет собой не
что иное
,
как попытку запугиванием принудить подростков к воздержанию
,
а это может
вызвать обратную реакцию
.
И уж коль скоро нельзя ожидать
,
что большинство имеющих
сексуальный опыт подростков вдруг прекратят половые контакты
,
нужно по крайней мере
дать им положительные модели полового поведения
,
акцентируя внимание на
необходимости применения противозачаточных средств
.
По нашему мнению
,
более эффективным может оказаться компромиссный подход
,
подчеркивающий важность воздержания
,
но оставляющий подростку альтернативные
варианты поведения
.
Для практической реализации такого подхода необходимо
следующее
(Peterson, 1988):
поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений
предоставлять им наглядную информацию
,
иллюстрирующую неблагоприятные
последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний
,
передаваемых половым
путем
оказывать моральную поддержку подросткам
,
решившимся воздерживаться от половых
контактов
способствовать укреплению взаимопонимания между подростками и родителями
привлекать к половому воспитанию подростков их родителей
,
а также пользующихся
уважением других взрослых людей
предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем
нуждающимся
Общепризнано
,
что ключевым фактором в борьбе за снижение числа незапланированных
беременностей среди подростков и распространения болезней
,
передаваемых половым
путем
,
является повышение чувства ответственности молодых мужчин в вопросе
применения противозачаточных средств
.
Как показывают имеющиеся данные
,
степень
информированности юношей относительно путей предотвращения беременности
определяет правильность практического использования противозачаточных средств
(Cvetkovitch, Grote, 1983),
однако половое воспитание в этом направлении не должно
замыкаться в стенах школы
.
Важную роль в этой работе могут сыграть муниципальные
программы
(
Саггега
, Dempsey, 1988; Sandoval, 1988),
пропаганда с помощью средств
почтовой связи
(Kirby et al., 1989)
и массовой информации
,
а также мероприятия
,
проводимые церковью
.
Важно только
,
чтобы получаемые подростками сведения имели
практическую направленность
,
помогая узнать
,
где и как можно приобрести
противозачаточные средства
(
и как преодолеть чувство неловкости при покупке
),
почему
важно согласовать их применение с партнером
,
зачем нужно регулярно использовать эти
средства
.
Чрезвычайно важно осознать
,
что половое воспитание подростков не может быть
успешным
,
если оно концентрирует внимание лишь на биологических аспектах и
отрицательных последствиях
.
Школьные программы будут неполными и
,
следовательно
,
неэффективными
,
если в них не затрагиваются такие важнейшие вопросы
,
как содержание
интимных взаимоотношений между людьми
,
существование разной половой ориентации
и принудительных половых связей
.
Кроме того
,
если программа полового воспитания
провозглашает сексуальные отношения между подростками изначально греховными
,
порочными и вредными
,
если ее авторы и исполнители недостаточно честны
,
чтобы
признать
,
что секс дает подросткам
,
так же как и взрослым
,
наслаждение и радость
, -
такая
программа не принесет ничего кроме вреда тем
,
для кого она предназначена
:
Сексуальное поведение подростков Латинской Америки
Средний возраст начала половой жизни
По
Morris, 1988 (
табл
. 2),
с изменениями
.
Женщины
Мужчины
Мексика
17,0
Мексика
15,7
Гватемала
16,7
Гватемала
14,8
Бразилия
16,6
Бразилия
14,8
Коста Рика
16,6
Панама
16,7
Парагвай
16,9
Информированность подростков в вопросах СПИДа
Появляется все больше сведений о том
,
насколько разбираются подростки в проблеме
СПИДа и о влиянии таких знаний на их реальное половое поведение
.
Несмотря на
неоспоримые доказательства опасности заражения ВИЧ при анальном или вагинальном
сношении более чем с одним партнером
,
а также возможности уменьшить риск передачи
ВИЧ при использовании презервативов
(
кондомов
) (
см
.
гл
. 20),
многие подростки
,
очевидно
,
забывают о необходимости принимать меры предосторожности
.
В ряде исследований было показано
,
что
10%
сексуально активных подростков постоянно
пользуются кондомами
(Strunin, Hingson, 1987; Di-Clemente, Boyer, Morales, 1988).
По
данным другого автора
(Jaffe et al., 1988), 26%
девушек подросткового возраста
практиковали анальный секс
,
но только в трети случаев повышенного риска при этом
использовались кондомы
.
Приблизительно у
40%
подростков ежегодно бывает по
нескольку половых партнеров
,
причем чем больше таких партнеров
,
тем реже участники
полового акта руководствуются правилами
"
безопасного секса
" (Catania et al., 1989).
Даже
мальчики-подростки
,
страдающие гемофилией
(
т.е
.
относящиеся к группе особенно
высокого риска ВИЧ-инфицирования
),
не всегда демонстрируют разумное половое
поведение
;
только один из девяти таких подростков постоянно пользовался кондомами
,
а
69%
не изменяли сексуального поведения из-за опасения заразиться СПИДом
(Overby, Lo,
Litt, 1989).
Исследование
,
проводившееся в
1988
г
.
в клинике по планированию семьи в Балтиморе
,
показало
,
что осведомленность в вопросах СПИДа среди сексуально активных девушек
-
подростков
,
никак не отражалась на частоте использования ими кондомов при
предшествовших опросу половых сношениях
(Weismanetal., 1989).
С другой стороны
,
данные
,
полученные при общенациональном обследовании мальчиков
-
подростков
17-19
лет
,
свидетельствуют о значительном росте частоты применения ими
кондомов за период с
1979
по
1988
гг
.
Так
,
число подростков
,
использовавших кондомы в
предшествующем опросу половом акте
,
увеличилось в крупных городах почти втрое
(
с
21%
в
1979
г
.
до
58%
в
1988
г
.) (Sonnestein, Pleck, Ku, 1989).
Вызывает
,
однако
,
беспокойство тот факт
,
что презервативами значительно реже пользуются юноши
-
наркоманы
,
или имеющие половых партнеров-наркоманов и проституток
,
а также те
,
кто
ведет беспорядочную половую жизнь
.
Поскольку почти
42%
всех опрошенных в данном
исследовании входили именно в эту группу
,
очевидно
,
что большинство подростков вряд
ли целенаправленно прибегает к мерам защиты от СПИДа
,
опасаясь заражения
.
Принудительный секс у подростков
Большинство исследователей
,
интересующихся проблемами сексуальной активности
подростков
,
уделяют особое внимание сбору информации о том
,
в каком возрасте
происходит первое половое сношение
.
Между тем сколько-нибудь крупного исследования
проблемы принудительных сексуальных отношений среди подростков проведено не было
.
Сообщение Мура
,
Норда и Петерсона
(Moore, Nord, Peterson, 1989),
основанное на
детальном анализе репрезентативной выборки американских подростков
,
отчасти
заполняет этот пробел
.
Частота принудительных сексуальных контактов
(
в процентах
)
среди лиц
18-22
лет в
зависимости от возраста
,
пола и расовой принадлежности
Возраст
Женщины
Мужчины
белые
черные
белые
черные
14
5,8
2,9
0,3
0,0
15
6,3
3,2
0,4
1,4
16
7,5
3,5
0,4
4,8
17
9,1
5,1
0,4
5,6
18
10,8
5,6
0,4
6,1
19
11,9
6,0
1,9
6,1
20
12,7
8,0
1,9
6,1
Указанные авторы в
1987
г
.
провели опрос примерно
1100
молодых людей в возрасте от
18
до
22
лет
.
Этот опрос был третьим в данной выборке
.
В начале исследования
(
в
1976
г
.)
возраст опрашиваемых составлял
7-11
лет
,
а в
1981
г
.
это уже были подростки
12-16
лет
.
7%
подростков в
1987
г
.
далиутвердительный ответ на вопрос
: "
Принуждали ли вас к
сексуальному общению против воли
,
были ли вы жертвой изнасилования
?"(
По мнению
исследователей
,
цифра
7%
занижена ввиду специфического характера поставленного
вопроса и не отражает истинной частоты принудительных сексуальных контактов
.)
Среди
опрошенных белых женщин
13%
сообщили
,
что были изнасилованы или принуждены к
половому акту в возрасте до
20
лет
.
Аналогичные ответы дали
8%
чернокожих женщин
(см
.
таблицу
).
Частота принудительного сексуального общения у мужчин была ниже
,
чем
у женщин
,
однако заслуживает внимания тот факт
,
что среди чернокожих мужчин она
была втрое выше
,
чем среди белых
(6%
по сравнению с
2%).
Авторам удалось оценить риск насильственного принуждения к совершению полового
акта для белых девушек-подростков
.
Кроме того
,
они выявили
6
существенных факторов
риска
:
пьянство родителей
,
употребление ими запрещенных наркотических средств
,
начало курения у родителей в подростком возрасте
,
физическая
,
психическая и
умственная ограниченность подростка
,
проживание отдельно от обоих родителей до
16-
летнего возраста
,
бедность
.
В отсутствие всех этих факторов риск принудительного секса составлял
5,7%,
а при
наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств
- 9,4%.
Присутствие двух
факторов риска увеличивало вероятность принудительного вступления в сексуальную
связь до
20 %;
при наличии одновременно трех или более факторов этот показатель
возрастал до
67,8%.
Как отмечают Мур
,
Норд и Петерсон
, "
Результаты данного исследования выявили одну из
причин
,
по которой некоторые молодые люди не в состоянии предохранить себя от
заражения венерической болезнью или беременности
.
Эта причина состоит в том
,
что
довольно большая группа детей и подростков впервые вступает в сексуальную связь по
принуждению
".
Эмпатический живот