ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8204
Скачиваний: 64
становятся напряженными
,
они могут продолжать жить вместе ради детей или просто
потому
,
что их установки не позволяют им разъехаться или развестись
.
Хотя в таких
браках любовь отсутствует
,
их не всегда можно называть
"
неудачными
".
Даже удачные
браки не гарантированы от исчезновения любви
.
В своем эссе
"
Будущее брака
"
Мортон Хант
(Hunt, 1977)
писал
: "
Формальные обещания
любить выполнить не может никто
,
так как любовь не подчиняется воле человека
,
а узы
брака не в силах спасти любовь
,
если она умирает
".
Супружеские отношения в конце
XX
в
.
существенно отличаются от тех
,
какими они были в более ранние времена
,
но природа
любви остается прежней
.
Главная задача
,
стоящая перед любыми супругами
-
сохранить
любовь
.
Для ее выполнения требуется упорная работа и творческие способности
.
Психологи о любви
Ни один человек не может с полной уверенностью сказать
,
что ему известно
,
чем именно
бывает вызвано чувство любви
.
Хотя образ Амура
,
разбрасывающего свои стрелы
,
явно не
дает удовлетворительного объяснения
,
ничего другого на самом деле предложить нельзя
.
Многие психологи пытались найти ответ в межличностной притягательности
.
Обратимся
к данным
,
полученным в этих исследованиях
.
Физический облик
,
по-видимому
,
играет важную роль в степени привлекательности
одного человека для другого
.
Люди любого возраста
-
маленькие дети
(Dion, Berscheid,
1974),
подростки
(Dion, Berscheid, Walster, 1972; Dermer, Thiel, 1975)
и взрослые
(Adams,
Huston, 1975) -
относятся к красивым людям более благосклонно
,
чем к менее
привлекательным
.
Обычно к людям с красивой внешностью относятся более приветливо и
охотнее оказывают им помощь
(Barocas, Karoly, 1972; Benson, Karabenick, Lerner, 1976).
Имеется вполне достаточное количество данных
,
свидетельствующих о том
,
что вопреки
известной поговорке
"
с лица воду не пить
",
физическая привлекательность женщины
сильно влияет на число ее поклонников
-
заключение
,
гораздо менее справедливое
применительно к мужчинам
(Berscheid et al., 1971; Krebs, Adinolfi, 1975).
В одном
,
на наш взгляд
,
очень интересном эксперименте было обнаружено
(Dion,
Berscheid, Walster, 1972),
что внешность человека оказывает существенное влияние на
наши представления о нем как о личности
.
Как мужчины
,
так и женщины на основании
фотографий оценивали красивых людей как более добрых
,
отзывчивых
,
общительных и
сексуальных
,
чем людей с непривлекательной внешностью
.
Группу
,
которую сочли
физически более привлекательной
,
расценивали также как более перспективную в
профессиональном плане и успешную в семейной жизни
.
А недавние исследования
студенческих пар
,
которые нашли друг друга с помощью компьютера
,
показали
,
что
представители обоих полов ориентировались при выборе партнера только на внешность
;
ум
,
характер и манеры
,
по-видимому
,
мало влияли на романтические чувства
.
Заметим
,
что физическая привлекательность для женщин имеет более важное значение
,
чем для мужчин
.
В общественном сознании рейтинг мужчины больше зависит от его
профессионального статуса и финансовых возможностей
(Rubin, 1973; Walster, Walster,
1978).
При выборе поклонников или мужей женщины всегда отдают предпочтение
врачам
,
адвокатам и другим представителям престижных профессий
,
а не дворникам или
официантам
.
Отметим еще несколько особенно интересных тенденций
,
выявленных психологами
.
1.
Любовь с первого взгляда во многих случаях на поверку оказывается мифом
,
который
призван оправдать слишком быструю с точки зрения приличий готовность вступить в
половую связь
(Murstein, 1980),
однако иногда любовь действительно возникает таким
образом
(Solomon, 1981, 1989).
2.
Бытующее представление о том
,
что мужчины предпочитают
"
недоступных
"
женщин
,
просто неверно
(Walster et al., 1973).
3.
В студенческом возрасте женщины влюбляются чаще
,
чем мужчины
(Dion, Dion, 1973,
1975),
но у мужчин это происходит быстрее
(Hill, Rubin, Peplau, 1976).
4.
Свыше
80%
опрошенных студентов обоего пола уверены в том
,
что не вступят в брак с
человеком
,
которого не будут любить
(Bernscheid, 1988).
5.
Мужчины дольше переживают разрыв
,
чем женщины
(Walster, Walster, 1978),
а
женщины чаще прекращают романы
,
чем мужчины
(Hill, Rubin, Peplau, 1976).
Несмотря на то
,
что последние годы интерес к любви как к научной проблеме резко
возрос и такие исследования вошли в моду
,
нам представляется по-прежнему актуальным
высказывание одного выдающегося психолога
: "
Что касается любви
,
то тут психологи не
справились со своей миссией
.
То немногое
,
что нам известно о любви
,
не выходит за
рамки простого наблюдения
,
а то немногое
,
что мы о ней пишем
,
гораздо лучше описано
поэтами и писателями
" (Harlow, 1958).
Выводы
1.
Любовь между двумя людьми можно определить как состояние
,
при котором счастье
другого необходимо вам для собственного счастья
.
Важными аспектами любви являются
уважение и забота
,
и именно их наличие помогает отличить любовь со знаком плюс от
любви-болезни
,
своего рода мании
.
2.
Открытость
,
общность интересов и желаний
(
сексуальных или каких-либо иных
)
обычно составляют часть любви
,
но это не то же самое
,
что любовь
.
В каждой конкретной
любовной связи эти компоненты бывают выражены в разной степени и не могут
автоматически определять
,
какая любовь
"
лучше всех
".
3.
Теория Стернберга определяет три ключевых компонента любви
:
интимную близость
,
страсть и решение/обязательство
.
По мнению Стернберга
,
вовлеченность двух людей в
любовную связь можно оценить на основании совпадения их триад
;
сильное несовпадение
свидетельствует о дисбалансе и о возможности возникновения проблем
.
4.
Теория любви как привязанности основана на гипотезе
,
что все любовные связи
повторяют привязанность между матерью и младенцем
.
При таком подходе любовные
отношения делят на три категории
:
спокойные
,
беспокойные и нервозно/амбивалентные
.
5.
Романтическая любовь
-
это сильное чувство
,
воспеваемое в прозе и стихах
,
музыке и
живописи на всех этапах истории человечества
.
Теннов предложила называть самую
сильную форму романтической любви лимерентностью
.
6.
Романтическая любовь часто
,
хотя и не всегда
,
начинается с готовности любить
.
Стадия
зарождения влюбленности обычно плавно переходит в стадию влюбленности
,
для которой
характерны оптимизм
,
бурная радость и ощущение
,
что так будет всегда
.
Эта стадия
бывает скоротечной
,
сменяясь переходным периодом
,
когда влюбленные впервые
начинают замечать несовершенства и промахи друг друга
,
познают скуку или
раздражение
.
На этой стадии возможны конфликты
,
которые иногда разрешаются
(отношения сохраняются
),
иногда временно подавляются
(
напряженное перемирие
)
или
приводят любовь к концу
.
7.
Любовь-дружба это любовь
,
основанная на реальности
,
без страстности романтической
любви
,
но зато более длительная
.
8.
Любовь
,
вероятно
,
имеет биологическую основу
,
о чем свидетельствуют эволюционные
данные и взаимодействие между состояниями физиологического возбуждения и
эмоциями
;
однако любовь это прежде всего психосоциальное явление
.
9.
В нашей культуре любовь тесно связана с сексом и браком
,
однако как тот
,
так и другой
могут существовать и без любви
.
Секс без любви может быть таким же полноценным
,
как
секс при наличии любви
,
точно так же
,
как любовь без секса вполне устраивает некоторых
людей
.
Решения
,
связанные с сексом
,
лучше всего принимать
,
основываясь на
собственных ценностях и установках
;
при этом следует решить
,
какому из этих факторов
следует отдавать предпочтение
,
поскольку они не всегда совместимы
.
10.
Любовь не прилагается к браку автоматически
,
точно так же
,
как брак не может
автоматически возникнуть из любви
.
В американском обществе существует далекий от
реальности набор ожиданий от любви в браке
(
возможно потому
,
что мы не задумываемся
над необходимостью в процессе воспитания научить человека любить и быть любимым
),
и люди часто испытывают разочарование или удивление
,
когда в своих собственных
отношениях им не удается удержать любовь
,
хотя они не прилагают никаких усилий к ее
сохранению
.
Чтобы удержать любовь
,
необходимо активное сотрудничество двух людей
:
для того
,
чтобы
"
получить
"
любовь
,
очень полезно начать с того
,
чтобы самому
"
давать
"
ее
.
Вопросы для размышления
1.
Согласны ли вы с утверждением
,
что страстная любовь
-
это своего рода мания
?
Почему да или почему нет
? 2.
Возможен ли секс без любви
?
Или
страстная любовь без превосходного секса
?
Существует ли какой-то общий знаменатель у
любви и секса или каждый из них связан с импульсами
,
которые в основном разнородны
?
3.
Согласно одному из шлягеров
1960-
х гг
.
разорвать связь очень трудно
.
Какие факторы
затрудняют разрыв
?
Легче ли вы переносите разрыв
,
если инициируете его сами
?
Если вы
подумываете о разрыве со своим партнером(шей
),
какие шаги вы предпринимаете
,
чтобы
смягчить удар
? 4.
Правда ли
,
что вы можете судить о силе любви к себе по ревности
вашего партнера(ши
)
к другим людям
,
проявляющим к вам интерес
?
Могут ли он или она
быть так уверены в любви
,
чтобы быть выше ревности
? 5.
Хотя мы живем в обществе
,
которое считает
,
что необходимо любить того
,
с кем вступаешь в брак
,
существуют ли
такие обстоятельства
,
при которых вы сочли бы возможным вступить с брак с человеком
без любви
?
Если вы вступили в брак с человеком
,
которого не любили
,
допускаете ли вы
,
что в конце концов в ваших отношениях возникнет любовь
?
Почему да или почему нет
?
6.
Можно ли быть влюбленным в двух людей одновременно
?
13
глава
.
Интимная близость и навыки
коммуникации
Интимная близость
.
Мы ее жаждем и боимся
.
Мы приближаемся к любимому человеку
,
но тут же отступаем
.
Своим ученикам я как-то описал ее словами
"
отойти немножко
ближе
".
Я называю это танцем
"
приблизиться
-
отступить
." (L. Rubin, 1983)
Поиски близости
-
часть жизни каждого человека
,
однако обрести близкие отношения и
особенно сохранить их бывает трудно
.
На первый взгляд это может показаться странным
,
поскольку блага
,
которые дают теплые доверительные отношения
-
радость
,
признание
,
уют
,
поддержка
,
товарищество
, -
безусловно обогащают жизнь и большинство людей
действительно к ним стремятся
.
Однако четко определенного пути к их установлению или
развитию таких отношений не существует
,
и это одна из важных проблем нашего времени
-
достаточно задуматься над статистикой разводов или вспомнить
,
что десятки тысяч пар
обращаются за помощью к консультантам по вопросам брака
.
Задачи данной главы
-
разъяснить природу близких отношений
,
в чем их суть
,
как создать
и сохранить их и каковы возможные проблемы и подводные камни таких отношений
.
Кроме того
,
поскольку во всем этом большую роль играет характер общения
,
мы
рассмотрим также навыки коммуникации применительно к интимным отношениям
.
Интимная близость и интимные отношения
Слово интимность происходит от латинского
intimus,
что означает
"
самый внутренний
"
или
"
самый глубинный
".
Интимность можно определить как отношения
,
при которых два
любящих человека тесно взаимодействуют и совершенно свободно делятся своими
чувствами
,
мыслями и планами
(Levinger, Raush, 1977; Macionis, 1978; Hatfield, 1982).
Интимность обычно отмечена взаимным признанием
,
преданностью
,
нежностью и
доверием
,
и мы здесь понимаем ее именно так
.
Подчеркнем
,
что интимность
-
это не то же самое
,
что романтические отношения или
даже любовь
.
Друзья могут работать или развлекаться вместе и получать удовольствие от
общения друг с другом
,
но при этом мало или совсем не обмениваться своими
сокровенными мыслями и чувствами
;
можно даже полюбить кого-то
,
но не открывать
предмету любви свои чувства
.
С другой стороны интимность как временное состояние
(
в отличие от развивающегося
процесса
)
иногда бывает ситуационной
,
т.е
.
определяется особым стечением
обстоятельств
,
ведущих к открытости и не всегда налагающих какие-либо обязательства
или побуждающих к нежности
(Wong, 1981).
Например
,
два человека
,
сидя рядом во
время длительного перелета
,
могут разговориться на сугубо личные темы
,
однако
встретившись случайно впоследствии
,
нередко чувствуют себя очень неловко из-за своих
откровений
.
Точно так же случайная сексуальная связь при всей ее сексуальной
"интимности
"
обычно не затрагивает чувства и не дает ощутить заботу и участие
,
присущие настоящей интимности
.
Итак
,
мы видим
,
что интимные отношения весьма разнообразны и сложны
.
В частности
,
следует ожидать
,
что интимность без романтики или сексуальных отношений
(
когда такое
положение вещей приятно обоим партнерам
)
должна сильно отличаться от интимности
,
сопровождающей любовь
,
роман или страстное сексуальное влечение
.
Но прежде чем
обсуждать природу межличностной интимности
,
полезно коротко коснуться другого
компонента интимности
,
который несомненно оказывает влияние на отношения данного
человека с другими людьми
:
интимности с самим собой
.
Интимность с самим собой
Раньше я думала
,
что интимность это что-то
,
что я получу как бы в подарок
,
когда встречу
"того самого
"
человека
;
теперь я понимаю
,
что интимность начинается внутри меня
самой
. (
Из картотеки автора
).
Многие психологи подчеркивают
,
что способность человека вступать в интимные
отношения отчасти зависит от его уверенности в себе
,
основанной на реалистическом
знании собственной персоны и на разумной степени удовлетворенности собой
(Erikson,
1963; Rogers, 1972; Levinger, Raush, 1977; Wolf, 1982).
Такое самоощущение помогает
понять собственные потребности и чувства
,
а следовательно
,
и разделить их с другими
.
Приятие самого себя способствует установлению межличностной интимности еще и
потому
,
что обусловливает естественность поведения
:
человеку нет нужды рисоваться и
выставлять себя не тем
,
кто он есть на самом деле
.
Людям
,
которые не слишком нравятся самим себе или стыдятся себя
,
бывает трудно
установить и поддерживать интимные отношения
,
они целиком поглощены желанием
выставить себя перед другими в наилучшем свете и прилагают все усилия
,
чтобы
завоевать признание и уважение
.
Даже в случае
,
когда эти усилия увенчались успехом
,
исходная самооценка
,
если и изменяется
,
то обычно ненадолго
.
Некоторые стремятся
подавить чувство неуверенности в себе и связанную с этим депрессию тем или иным
способом
:
используют психоактивные препараты или алкоголь
,
пассивно сидят перед
телевизором
,
чтобы отвлечься от самих себя
,
или погружаются в работу
.
Наконец
,
есть
категория людей
,
которые стараются найти удовлетворение в том
,
чтобы кто-то другой
заботился о них
,
защищал
,
обеспечивал и развлекал их
,
но такое решение проблемы
обычно бывает лишь временным
.
Все это не означает
,
что человек способен к интимности с другими лишь в том случае
,
если он находится в полном ладу с самим собой
.
Заглянув в себя
,
мы не всегда бываем
довольны увиденным
.
Обычно мы отделяем то
,
что нам нравится
,
от того
,
что нам не
нравится
,
и стремимся измениться
.
Если мы честны в такой самооценке
,
то эти интимные
сведения помогают нам в отношениях с другими
.
В то же время у тех
,
кто никогда не
заглядывает в себя
(
из страха
,
лени или ненависти к себе
),
самовосприятие настолько
искажено
,
что вряд ли они способны к полноценным отношениям с кем-то другим
.
Здесь следует сделать одно предостережение
.
Важно сохранять чувство собственного
"
я
",
даже находясь в интимных отношениях с кем-то другим
,
и не отдаваться этим
отношениям до такой степени
,
чтобы утратить его
.
Интимные отношения
,
поглощающие
большую часть вашего времени и эмоциональной энергии
,
могут быть очень радостными
,
но при этом оставлять мало времени для познания самого себя
.
Такая всепоглощающая
связь вместо того
,
чтобы приносить удовлетворение
,
может оказаться истощающей или
ущербной
.
Напротив
,
интимные отношения
,
способствующие принятию самого себя и
самопознанию
,
становятся позитивным элементом жизни
.
Компоненты межличностной интимности