Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6074
Скачиваний: 52
18
ту. В процессе психокоррекционных воздействий перед психологом стоит
задача устранения эмоциональных блоков или препятствий на пути самореализации
и самоактуализации. Цель психологической коррекции — выработка у клиента
большего самоуважения, способствующего его личностному росту.
Главной профессиональной обязанностью психолога является создание
соответствующего психологического климата, в котором клиент мог бы отказаться
от защитных механизмов. Это достигается при соблюдении следующих условий:
—
Конгруэнтность (от лат. congruens — совпадающий) в отношениях с
клиентом. Это означает необходимость правильного осознания психологом своего
собственного опыта. Если психолог переживает тревогу или дискомфорт и не
осознает этого, то он не будет конгруэнтным со своим клиентом и коррекция будет
не полноценной. Роджерс подчеркивал, что при непосредственном общении с
клиентом психолог должен быть самим собой, со всеми присущими ему
переживаниями данного момента, но правильно осознанными и интегрированными.
— Положительная оценка клиента — это безусловное принятие и уважение
клиента, когда он чувствует себя как самостоятельная, значительная личность,
может говорить, что хочет, не опасаясь осуждения.
— Эмпатическое восприятие клиента, когда психолог старается увидеть мир
глазами клиента, ощутить боль или удовольствие так, как чувствует это клиент.
Следует подчеркнуть, что основной акцент психокоррекционных воздействий
по Роджерсу должен быть направлен на эмоциональные компоненты личности, а не
на интеллектуальные (суждения, оценки). Кроме того, следует уделять особое
внимание инициативе и самостоятельности клиента Клиент стремится к
саморазвитию, сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их
осуществляет.
Психокоррекционные технологии по Роджерсу должны быть направлены на
установление конгруэнтности с клиентом, вербализацию и отражение эмоций.
Концепция К. Роджерса нашла широкое применение в работе с подростками с
нарушениями в поведении и с родителями детей-инвалидов (см. ниже).
19
Кроме уже перечисленных направлений психологической коррекции существует
множество
других. Это
рационально-эмоциональное
направление
Эллиса,
экзистенциальное
направление, телесноориентированное
направление
Райха,
биоэнергетический подход Лоуэна и др. Каждое из них заслуживает определенного
внимания психологов. Все теоретические модели психологической коррекции создавались
как рабочие модели, на основе которых разрабатывались соответствующие
психокоррекционные технологии. Чтобы их успешно использовать, необходимо глубоко
разбираться в механизмах психической деятельности человека. Перед психологом-
практиком стоит важная задача — это практическое освоение различных теоретических
направлений психологической коррекции. Бесконечное многообразие личностей и ин-
дивидуальных стилей жизни у каждого человека указывает на то, что нет единственно
правильного, универсального метода психо-коррекционного воздействия. Следует
помнить, что недифференцированное использование психокоррекционных технологий мо-
жет оказывать разрушительное влияние на личность. Любой метод — это всего лишь
инструмент, умелое использование которого зависит от профессиональных знаний
психолога, а также от его морального и личностного потенциала.
Четвертый этап
развития теории и практики психологической коррекции в нашей
стране связан с интенсивным формированием практической психологии, который начался
со второй половины 60-х годов. В тот период начали широко разрабатываться и
внедряться в практику программы психологической помощи детям с детским
церебральным параличом. (Абрамович-Лехтман, 1962; Ипполитова, 1967; Семенова,
Мастюкова, Смуглин, 1972; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981; Мамайчук, 1976 и др.). В
начале 80-х годов проводились оригинальные исследования московских психологов по
проблемам психологической коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом
(Никольская, 1980; Лебединский, 1985; Лебединская с соавторами, 1988 и другие).
Внедряются в практику комплексные коррекционные программы по ней-
ропсихологической коррекции (Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994; Н. М. Пылаева, Т.
В. Ахутина, 1997), программы по формированию пространственных представлений у
детей (Н. Я. Семаго,
20
М. М. Семаго, 2000), коррекционные психолого-педагогические программы для
образовательных учреждений. Появилось значительное число работ по проблемам
психологической коррекции детей и подростков с эмоциональными нарушениями (А. И.
Захаров, 1982; А. С. Спиваковская, 1988; В. В. Гарбузов, 1990), а также вопросам
семейной психологической коррекции (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1992 и др.).
В настоящее время успешно развиваются теоретические и методологические
аспекты психологической коррекции детей с проблемами в развитии (Бурменская,
Карабанова, Лидере, 1990; Шевченко, 1995; Мамайчук, 1997; Осипова, 2000 и др.).
Глава 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. — сог-rectio) означает
поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического
развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-
педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность
педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков,
отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире
использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с
проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы
использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми обусловлено
следующими причинами:
1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ,
успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и
интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией
процесса
образования, которая
невозможна
без
дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-
психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим,
разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и
направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном
развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития
здорового ребенка.
22
В настоящее время психологическая коррекция широко используется в системе
психологической помощи детям и подросткам. Несмотря на широкий спектр применения
понятия психологической коррекции, существуют разногласия относительно его
использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию
как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская,
1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на
создание оптимальных
возможностей
и
условий
развития
личностного
и
интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г.
Лидере, 1990), или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления
психики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один
из способов психологического воздействия, направленный на исправление отклонений в
психическом развитии ребенка.
Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием психотерапия.
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально
организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан-
ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств.
Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в
связи со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стране
мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие
медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что
термин психотерапия является международным и во многих странах мира однозначно
используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-
психологом.
И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматривать как способ
психологического воздействия. Ряд авторов видят отличие между психотерапией и
психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном применяется в
клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко
23
используется в психиатрической клинике (В. П. Критская, Т. К. Ме-лешко, Ю. Ф.
Поляков, 1991). Другие авторы подчеркивают широкую сферу применения
психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так
и с целью гигиены и профилактики (Р. А. Защепицкий, 1983; Г. Л. Исурина, 1983). «Чем
большее значение имеют психологические и социально-психологические факторы в
развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший
удельный вес приобретают методы психологической коррекции» (с. 250).
А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции:
ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности,
ориентация на среднесрочную помощь, направленность на изменение поведения и раз-
вития личности. Нельзя согласиться с автором в том, что объектом психологической
коррекции в отличие от психотерапии могут быть только клинически здоровые лица. По
нашему мнению, в психокоррекционном процессе могут участвовать как здоровые, так и
больные. Основная цель психокоррекции здоровых детей (т. е. не отягощенных
биологическими факторами отклонений в развитии) — способствовать полноценному
психическому и личностному развитию.
Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психолош, пато- и
нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач
и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего
детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на
эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций,
формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной
задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на
заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка
коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от
формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной
активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию
мнестических и интеллектуальных функций.
24
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо
учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в
картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность
изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно
рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В
широком смысле
мы понимаем
психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей-
ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в
развитии психических функций и личностных свойств.
В узком смысле
психологическая
коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации
развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных
свойств.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б.
Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную
на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины
отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные
недостатки, так как одни и те же симптомы у детей могут быть вызваны различными
причинами и, вследствие этого, по-разному отражаться на динамике психического
развития ребенка. Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи),
могут быть полезны специальные релаксиру-ющие упражнения, направленные на
устранение этого дефекта. Тем не менее, особенно в экстремальных ситуациях, эти
явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокоррекции в целом.
Такой способ психологической коррекции не является достаточным, если мы не знаем
истинную причину возникновения энуреза. Она может быть обусловлена как
психогенными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами (аномалия
тазовых органов).
Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована
не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках,
порождающих эти отклонения.
25
В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии
выделяются несколько моделей причин нарушения развития.
Биологическая модель —
объясняет причину нарушения в развитии снижением
темпа созревания структур мозга.
Медицинская модель
— объясняет причины нарушения в развитии ребенка с точки
зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления).
Интерракционная модель
— связывает причины отклонений в развитии детей и
подростков с нарушением взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя
сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного направления,
может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка.
Педагогическая модель —
рассматривает причины отклонений в психическом
развитии ребенка в явлениях социальной и педагогической запущенности.
Деятелъностная модель —
рассматривает причины неблагополучия ребенка в связи
с несформированностью ведущего вида деятельности.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от
анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие
аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его
анализу
и
психокоррекционным
воздействиям. Разработка
принципов
как
основополагающих, отправных идей, является чрезвычайно важным в теории и практике
психологической коррекции. Принципы как основополагающие идеи психологической
коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:
• Личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в
процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и
поведения
26
(Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.
В. Запорожец, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в
процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).
• Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего
вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве —
учебная деятельность) (Д. Б. Эльконин и др.).
• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие
нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети
обладают способностью к развитию (Л. С. Выготский, М. Монтессори).
Важным принципом психологической коррекции аномального развития является
принцип комплексности
психологической коррекции, которую можно рассматривать как
единый комплекс кли-нико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность
психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и
педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги,
которые проводит психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения детей, не
будут действенны, если он не учитывает клинические факторы и ту социальную среду
(медперсонал клиники, педагоги, родители), в которой дети находятся.
Второй принцип психологической коррекции — это
принцип единства
диагностики
и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку,
необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности
определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений,
знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи
коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной
психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка.
Л. С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя
заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систе-
27
матизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но
исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных
проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Выготский Л. С, 1983, с. 302-
303).
Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена
не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции
обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития дол-
жен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии
начиналось как можно раньше.
Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны
соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных
характеристик, спецификой ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного
периода. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими
процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный