Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 6079

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так
не  раскрываются  коммуникативные  способности  личности, как  в  процессе  групповых
психокоррекционных  занятий. В  ходе  игровой  психокоррекции  с  наибольшей  глубиной
отражаются  психогенные  переживания  ребенка. В  то  же  время, психологическая
диагностика содержит в  себе коррекционные возможности, особенно при использовании
обучающего эксперимента.

Третий  принцип  психологической  коррекции —

принцип  личностного  подхода.

Личностный  подход — это  подход  к  ребенку  как  целостной  личности  с  учетом  всей  ее
сложности  и  всех  ее  индивидуальных  особенностей. В  процессе  психологической
коррекции  мы  рассматриваем  не  какую-то  отдельную  функцию  или  изолированное
психическое  явление  у  человека, а  личность  в  целом. К  сожалению, этого  принципа  не
всегда  придерживаются  в  процессе  групповых  тренингов, психорегулирующих
тренировок. При  использовании  разнообразных  приемов  психокоррекционных  воз-
действий  психолог  не  должен  оперировать  такими  понятиями, как  обобщенная  норма
(возрастная, половая, нозологическая). В  процессе  психологической  коррекции  мы
ориентируемся не на один

28

какой-то  параметр, а, как  справедливо  подчеркивает  А. С. Спива-ковская, «...на

создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника
психокоррекции» (Спива-ковская А. С, 1988, с. 54).

Четвертый принцип —

принцип деятельностного подхода.

Личность проявляется и

формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно
важным  в  процессе  психологической  коррекции  детей  и  подростков. Психокоррекци-
онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не
как  отдельные  упражнения  по  совершенствованию  психической  деятельности, а  как
целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его
повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводиться
с  учетом  основного  ведущего  вида  деятельности  ребенка: если  это  дошкольник — в
контексте игровой деятельности, если школьник *- в  учебной  деятельности. Однако, ис-
ходя из специфики и задач психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться
не  только  на  ведущий  тип  деятельности  ребенка, а  также  на  тот  вид  деятельности,
который является лич-ностно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при
коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса
у  детей  в  значительной  степени  зависит  от  использования  продуктивных  видов
деятельности  ребенка, например  рисования, конструирования, танцев, драматизации  и
других.

Пятый  принцип — это

иерархический  принцип  психологической  коррекции,

базирующийся  на  положениях  Л. С. Выготского, который  считал, что  в  качестве
основного  содержания  коррекционной  работы  необходимо  создание  зоны  ближайшего
развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна
строиться  как  целенаправленное  формирование  психологических  новообразований,
составляющих  сущностную  характеристику  возраста. Упражнение  и  тренировка  уже
имеющихся  у  ребенка  психологических  способностей  не  делает  коррекционную  работу
эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя
способности  в  чисто  количественном  направлении, не  поднимая  их  на  более
перспективный  качественный  уровень. Например, коррекция  умственного  развития
ребенка по мнению пред-

29

ставителей  ассоциативной  психологии  должна  протекать  в  форме  специальных

упражнений  для  развития  сенсомоторных  способностей  у  ребенка (М. Монтессори). В
центр  коррекции  помещается  наличный  уровень  психического  развития  ребенка,


background image

понимаемый  как  чисто  количественный  процесс  усложнения  сенсомоторных  функций.
Коррекция  с  ориентацией  на  зону  ближайшего  развития  ребенка  требует  максимальной
активности  ребенка, и  носит  опережающий  характер. Так, для  коррекции  мнемических
функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обоб-
щение. Обучение  ребенка  использованию  мыслительных  операций  в  процессе
запоминания  материала  повысит  эффективность  запоминания  лучше, чем  просто
тренировка памяти.

Шестой  принцип —

каузальный  принцип

психологической  коррекции, реализация

которого  направлена  на  устранение  причин  и  источников  отклонений  в  психическом
развитии  ребенка. Сложная  иерархия  отношений  между  симптомами  и  их  причинами,
структура  дефекта  определяют  задачи  и  цели  психологической  коррекции. Например,
первопричиной  эмоциональных  и  поведенческих  нарушений  у  детей  могут  быть  как
социальные  факторы, так  и  биологические  или  их  сочетание. Первопричина  определяет
стратегию  психокоррекции. Если  причиной  эмоционального  неблагополучия  ребенка
являются семейные конфликты, то психокор-рекционный процесс должен быть направлен
на  нормализацию  семейных  отношений. Если  причиной  эмоциональных  нарушений
являются  резидуально-органическая  недостаточность  центральной  нервной  системы, то
главным  звеном  психологической  коррекции  должно  быть  снижение  эмоционального
дискомфорта  ребенка  специальными  методами  психорегулирующих  тренировок  на  фоне
медикаментозной терапии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В  зависимости  от  формы  организации  коррекционной  работы  выделяются  два  ее

основных  вида: индивидуальная  и  групповая  психокоррекция. В  процессе
индивидуальной психокоррекции

30

происходит  непосредственное  воздействие  на  конкретного  ребенка  со  стороны

психолога, использующего  для  этого  различные  методы  работы. При  групповой
психокоррекции  работа  ведется  с  группой  детей, как  правило  близких  по  возрасту  и
имеющих  схожие  проблемы. В  этом  случае  воздействие  на  конкретного  индивида
осуществляется  путем  организации  специального  процесса  взаимодействия  участников
группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции.

В  зависимости  от  коррекционных  задач  можно  выделить  следующие  виды

психокоррекции: игровая 

психокоррекция, семейная 

психокоррекция,

нейропсихологическая коррекция, коррекция личностного роста и др.

По  характеру  направленности  психокоррекционных  воздействий  можно  выделить

два  вида: симптоматическую  и  каузальную, а  по  способу  коррекционных  воздействий
выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Ряд  авторов  предлагают  разделить  психологическую  коррекцию  на  три  формы

организации: общую, частную  и  специальную  психокоррекции. Под  общей
психологической  коррекцией  подразумеваются  мероприятия  общепедагогического
порядка, нормализующие  социальную  среду  ребенка. В  нее  входит  регуляция
психофизических  и  эмоциональных  нагрузок  ребенка  в  соответствии  с  его  возрастом  и
индивидуальными  особенностями. Задачи  общей  психокоррекции  сливаются  с  задачами
психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии. Они решаются
в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.

Частная  психокоррекция — это  набор  психолого-педагогических  воздействий. То

есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как
семейная  психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика  и  пр. Специальная
психокоррекция — «это  комплекс  приемов, методик  и  организационных  форм  работы  с
ребенком  или  группой  детей  одного  возраста, являющийся  наиболее  эффективным  для
достижения  конкретных  задач  формирования  личности...» (Шевченко  Ю., 1995, с. 11).


background image

Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного
воспитания.

31

Таким  образом, психологическая  коррекция  рассматривается  как  метод

психологического  воздействия, реализующийся  с  помощью  общих, частных  и
специальных  процедур. Такое  деление  весьма  условно  и  не  отвечает  основному
назначению  психологической  коррекции  как  процессу  психологического  воздействия,
направленного  на  исправление  у  детей  недостатков  в  развитии  психических  функций  и
личностных  свойств. В  процессе  психологической  коррекции  психолог  может
использовать общие, частные и специальные методы.

Выделяя  виды  психологической  коррекции  детей  и  подростков  с  проблемами  в

развитии, можно  ориентироваться  на  форму  дизонтогенеза, в  связи  с  этим  можно
выделить следующие виды:

•  психокоррекция при психическом недоразвитии,
•  психокоррекция задержанного психического развития,
•  психокоррекция при поврежденном психическом развитии,
•  психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка,
•  психокоррекция при искаженном психическом развитии,
•  психокоррекция  при  дисгармоничном  психическом  развитии. Следует  заметить,

что такая классификация деления является

формальной, так  как  один  вариант  дизонтогенеза  в  чистом  виде  можно  встретить

чрезвычайно  редко. Например, искаженное  развитие  может  сочетаться  с  психическим
недоразвитием  или  с  задержанным  развитием, а  дисгармоничное  психическое  развитие
часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном
психическом  развитии, в  зависимости  от  его  формы, используются  различные  по
содержанию  психокоррекци-онные  методы. Поэтому  целесообразно  классифицировать
психо-коррекционный процесс по сферам  его  применения в  конкретных нозологических
группах больных.

В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии

целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1.  Коррекция эмоционального развития ребенка.
2.  Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
3.  Психологическая коррекция поведения детей и подростков.
4.  Коррекция развития личности.

32

Данный  способ  классификации  видов  психологической  коррекции  отражает  ее

содержательно-психологическую  направленность  при  всех  вариантах  нарушения
психического  и  физического  развития  детей. Внутри  каждого  блока  следует  различать
формы  организации  и  методы  психокоррекционных  воздействий, основные
психокоррекционные технологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Постановка  целей  и  задач  психокоррекционных  воздействий  непосредственно

связана с теоретической моделью психического развития и ею определяется.

Теоретические  модели  психокоррекционных  воздействий  весьма  разнообразны.

Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В  отечественной  психологии  цели  психокоррекционной  работы  с  детьми  и

подростками  с  проблемами  в  развитии  определяются  пониманием  закономерностей
психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в
сотрудничестве  со  взрослым. В  свою  очередь  здесь  определены  направления  в  области
постановки психокоррекциониых целей:

1.   Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.


background image

2.   Развитие различных видов деятельности ребенка.
3.   Формирование возрастно-психологических новообразований.
В  зарубежной  психологии  причины  трудностей  в  развитии  ребенка  усматриваются

либо  в  нарушении  внутренних  структур  личности  (3.  Фрейд,  М.  Клайн  и  др.),  либо  в
искаженной  или  де-фицитарной  среде. В  зависимости  от  этого  формируются  задачи
психокоррекции. В  первом  случае (психодинамическое  направление) — это
восстановление  целостности  личности  и  баланса  психодинамических  сил, во  втором
(поведенческом  направлении) — это  модификация  поведения ребенка  за  счет  изменения
среды и обучения его новым формам поведения.

33

Глава 2. Теоретические и методологические проблемы...
Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают на наш взгляд

особого  внимания. В  центре

психодинамического  подхода

стоят  вопросы, связанные  с

динамическими  аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними
конфликтами, существование  и  развитие  которых  обеспечивает  функционирование  и
развитие  личностного «Я». Целью  психологической  коррекции  в  рамках  этого
направления  является  помощь  ребенку  или  подростку  в  выяснении  неосознаваемых
причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику
психокоррекционных  воздействий. Однако  в  раннем  возрасте  этот  метод  использовать
невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два
основных  метода: игротерапия  и  арт-терапия, которые  в  дальнейшем  стали  развиваться
как  самостоятельные  методы, выйдя  за  пределы  психодинамического  подхода. В
настоящее  время они  широко  используются  в  психокоррекции  детей  с  эмоциональными
нарушениями. С  другой  стороны, представители  психодинамического  подхода  обратили
внимание  на  активную  роль  родителей  в  работе  с  детьми  в  ходе  психокоррекционного
процесса. Сотрудничество  родителей  с  психологом  является  важным  условием
эффективности психокоррекционной работы.

Особый  интерес  в  психокоррекции  детей  и  подростков  с  проблемами  в  развитии

представляет

концепция  А. Адлера,

где  личность  рассматривается  как  неделимое  целое,

являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А.
Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль
жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной
цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценности у человека, А.
Адлер  полагал,  что  неполноценность,  ее  компенсация  и  социальная  среда  —  это  три
переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он
считал, что  в  целом  поведение  человека  не  претерпевает  особых  изменений  на
протяжении его жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных
задач  психологической  коррекции — коррекция  этих  отношений. Конкретизируя  цель
психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция
чувства непол-

Глава 2. Теоретические и методологические проблемы...
ноценности; формирование  социального  интереса; коррекция  устремлений  и

мотивов  с  перспективой  выработки  нового  стиля  жизни. Это  достигается  такими
психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на
занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное
доверие  и  установление  общих  целей — первостепенные  условия  психокоррекционной
работы.

Роджеровское  направление

психокоррекции  акцентирует  внимание  на  позитивной

природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу
психического  здоровья, по  мнению  Роджерса, определяет  соответствие  идеального «Я»
реальному «Я», достигаемое  реализацией  личностного  потенциала  и  стремлением  к


background image

самоосознанию, уверенности  в  себе, спонтанности. В  связи  с  этим  результат  коррекции
заключается  в  приобретении  самоуважения, адекватной  самооценки, в  создании  условий
для  личностного  роста. Роджерс  особо  подчеркивал  значение  искренности, теплоты,
эмпатии при общении психолога с клиентом.

Целью  психологической  коррекции  в  рамках

поведенческого  направления

является

приобретение  ребенком  новых  установок, направленных  на  формирование  адаптивных
форм  поведения, или  угасание, торможение  у  него  дезадаптивных  форм  поведения. Это
достигается  с  помощью  различных  поведенческих  тренингов, пси-хорегулирующих
тренировок. В  процессе  психологической  коррекции  поведенческого  направления
психолог  выполняет  активную  и  директивную  роль, он  является  учителем, тренером,
стремится  помочь  ребенку  следовать  эффективному поведению. В рамках этого подхода
разработан  ряд  методик  моделирования  поведения, с  помощью  которых  решаются
следующие задачи:

•  построение новых стереотипов поведения;
•  подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;
•  осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.
Особого 

внимания 

заслуживает

когнитивное  направление,

особенно  в

психокоррекции подростков с проблемами в поведении. В когнитивной психокоррекции в
первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики и упор делается
на личность, на структуру личности и в целом на логические способности.

35

Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и

окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном  подходе
выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-пове-
денческий. Основной  задачей  первого  варианта  является  создание  модели
психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог
бы  работать  самостоятельно. Когнитивно-поведенческий  вариант  предполагает  создание
модели  поведения, являющейся  наиболее  приемлемой  для  решения  стоящих  перед
подростком проблем, другими словами, предлагается проверка искаженных убеждений в
ситуации  реальной  жизни. В  рамках  когнитивного  подхода  создано  много
психотехнических  приемов, которые  могут  быть  успешно  использованы  в
психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют

развитию  разнообразных  психокоррекцион-ных  технологий. Следует  подчеркнуть, что
при разработке психокор-рекционных технологий для детей и подростков с проблемами в
развитии  рекомендуется  ориентироваться  не  на  отдельное  теоретическое  направление, а
использовать  разнообразные  способы  психологических  воздействий, базирующихся  на
многочисленных 

теоретических 

направлениях. Разработка 

отдельных

психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, ко-
торые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОБЛЕМНОГО РАЗВИТИЯ

Онтогенетический подход к изучению психических расстройств в детском возрасте

продуктивно  использовался  и  используется  многими  известными  отечественными  и
зарубежными  клиницистами (Озерецкий, 1924; Гуревич, 1932; Сухарева, 1959; Ушаков,
1973; Бадалян, 1983; Ковалев, 1985; и др.).

В  биологической  и  медицинской  литературе  широко  применяются  такие  понятия,

как онтогенез и дизонтогенез. В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как
индивидуальное

36