Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 6079
Скачиваний: 52
диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так
не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых
психокоррекционных занятий. В ходе игровой психокоррекции с наибольшей глубиной
отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время, психологическая
диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании
обучающего эксперимента.
Третий принцип психологической коррекции —
принцип личностного подхода.
Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее
сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической
коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное
психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этого принципа не
всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих
тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воз-
действий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма
(возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы
ориентируемся не на один
28
какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спива-ковская, «...на
создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника
психокоррекции» (Спива-ковская А. С, 1988, с. 54).
Четвертый принцип —
принцип деятельностного подхода.
Личность проявляется и
формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно
важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекци-
онная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не
как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как
целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его
повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводиться
с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка: если это дошкольник — в
контексте игровой деятельности, если школьник *- в учебной деятельности. Однако, ис-
ходя из специфики и задач психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться
не только на ведущий тип деятельности ребенка, а также на тот вид деятельности,
который является лич-ностно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при
коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса
у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов
деятельности ребенка, например рисования, конструирования, танцев, драматизации и
других.
Пятый принцип — это
иерархический принцип психологической коррекции,
базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве
основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего
развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна
строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований,
составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже
имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу
эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя
способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более
перспективный качественный уровень. Например, коррекция умственного развития
ребенка по мнению пред-
29
ставителей ассоциативной психологии должна протекать в форме специальных
упражнений для развития сенсомоторных способностей у ребенка (М. Монтессори). В
центр коррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка,
понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций.
Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной
активности ребенка, и носит опережающий характер. Так, для коррекции мнемических
функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обоб-
щение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе
запоминания материала повысит эффективность запоминания лучше, чем просто
тренировка памяти.
Шестой принцип —
каузальный принцип
психологической коррекции, реализация
которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом
развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами,
структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Например,
первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей могут быть как
социальные факторы, так и биологические или их сочетание. Первопричина определяет
стратегию психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка
являются семейные конфликты, то психокор-рекционный процесс должен быть направлен
на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений
являются резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, то
главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального
дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне
медикаментозной терапии.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее
основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. В процессе
индивидуальной психокоррекции
30
происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны
психолога, использующего для этого различные методы работы. При групповой
психокоррекции работа ведется с группой детей, как правило близких по возрасту и
имеющих схожие проблемы. В этом случае воздействие на конкретного индивида
осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников
группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции.
В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды
психокоррекции: игровая
психокоррекция, семейная
психокоррекция,
нейропсихологическая коррекция, коррекция личностного роста и др.
По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить
два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий
выделяются директивные и недирективные виды коррекции.
Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию на три формы
организации: общую, частную и специальную психокоррекции. Под общей
психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического
порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция
психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и
индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами
психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии. Они решаются
в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.
Частная психокоррекция — это набор психолого-педагогических воздействий. То
есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как
семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Специальная
психокоррекция — «это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с
ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для
достижения конкретных задач формирования личности...» (Шевченко Ю., 1995, с. 11).
Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного
воспитания.
31
Таким образом, психологическая коррекция рассматривается как метод
психологического воздействия, реализующийся с помощью общих, частных и
специальных процедур. Такое деление весьма условно и не отвечает основному
назначению психологической коррекции как процессу психологического воздействия,
направленного на исправление у детей недостатков в развитии психических функций и
личностных свойств. В процессе психологической коррекции психолог может
использовать общие, частные и специальные методы.
Выделяя виды психологической коррекции детей и подростков с проблемами в
развитии, можно ориентироваться на форму дизонтогенеза, в связи с этим можно
выделить следующие виды:
• психокоррекция при психическом недоразвитии,
• психокоррекция задержанного психического развития,
• психокоррекция при поврежденном психическом развитии,
• психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка,
• психокоррекция при искаженном психическом развитии,
• психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии. Следует заметить,
что такая классификация деления является
формальной, так как один вариант дизонтогенеза в чистом виде можно встретить
чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие может сочетаться с психическим
недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие
часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном
психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по
содержанию психокоррекци-онные методы. Поэтому целесообразно классифицировать
психо-коррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических
группах больных.
В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии
целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:
1. Коррекция эмоционального развития ребенка.
2. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
3. Психологическая коррекция поведения детей и подростков.
4. Коррекция развития личности.
32
Данный способ классификации видов психологической коррекции отражает ее
содержательно-психологическую направленность при всех вариантах нарушения
психического и физического развития детей. Внутри каждого блока следует различать
формы организации и методы психокоррекционных воздействий, основные
психокоррекционные технологии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно
связана с теоретической моделью психического развития и ею определяется.
Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны.
Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.
В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и
подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей
психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в
сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области
постановки психокоррекциониых целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.
2. Развитие различных видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются
либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в
искаженной или де-фицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи
психокоррекции. В первом случае (психодинамическое направление) — это
восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, во втором
(поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения
среды и обучения его новым формам поведения.
33
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы...
Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают на наш взгляд
особого внимания. В центре
психодинамического подхода
стоят вопросы, связанные с
динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними
конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и
развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в рамках этого
направления является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых
причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику
психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать
невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два
основных метода: игротерапия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться
как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В
настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными
нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили
внимание на активную роль родителей в работе с детьми в ходе психокоррекционного
процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием
эффективности психокоррекционной работы.
Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии
представляет
концепция А. Адлера,
где личность рассматривается как неделимое целое,
являющееся интегральной частью социума. Анализируя позитивную природу человека, А.
Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль
жизни, творит свою судьбу. Поведение человека мотивировано достижением социальной
цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценности у человека, А.
Адлер полагал, что неполноценность, ее компенсация и социальная среда — это три
переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он
считал, что в целом поведение человека не претерпевает особых изменений на
протяжении его жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных
задач психологической коррекции — коррекция этих отношений. Конкретизируя цель
психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция
чувства непол-
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы...
ноценности; формирование социального интереса; коррекция устремлений и
мотивов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это достигается такими
психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на
занятие, анализ и проработка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюдное
доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной
работы.
Роджеровское направление
психокоррекции акцентирует внимание на позитивной
природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу
психического здоровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального «Я»
реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к
самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим результат коррекции
заключается в приобретении самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий
для личностного роста. Роджерс особо подчеркивал значение искренности, теплоты,
эмпатии при общении психолога с клиентом.
Целью психологической коррекции в рамках
поведенческого направления
является
приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных
форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это
достигается с помощью различных поведенческих тренингов, пси-хорегулирующих
тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления
психолог выполняет активную и директивную роль, он является учителем, тренером,
стремится помочь ребенку следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода
разработан ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются
следующие задачи:
• построение новых стереотипов поведения;
• подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;
• осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.
Особого
внимания
заслуживает
когнитивное направление,
особенно в
психокоррекции подростков с проблемами в поведении. В когнитивной психокоррекции в
первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики и упор делается
на личность, на структуру личности и в целом на логические способности.
35
Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и
окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе
выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-пове-
денческий. Основной задачей первого варианта является создание модели
психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог
бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание
модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед
подростком проблем, другими словами, предлагается проверка искаженных убеждений в
ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много
психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в
психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Итак, различные теоретические подходы к проблеме психокоррекции способствуют
развитию разнообразных психокоррекцион-ных технологий. Следует подчеркнуть, что
при разработке психокор-рекционных технологий для детей и подростков с проблемами в
развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а
использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующихся на
многочисленных
теоретических
направлениях. Разработка
отдельных
психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, ко-
торые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОБЛЕМНОГО РАЗВИТИЯ
Онтогенетический подход к изучению психических расстройств в детском возрасте
продуктивно использовался и используется многими известными отечественными и
зарубежными клиницистами (Озерецкий, 1924; Гуревич, 1932; Сухарева, 1959; Ушаков,
1973; Бадалян, 1983; Ковалев, 1985; и др.).
В биологической и медицинской литературе широко применяются такие понятия,
как онтогенез и дизонтогенез. В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как
индивидуальное
36