ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3364
Скачиваний: 98
деятельности коры головного мозга на основе перестройки субординационных нервно-
регуляторных корково-подкорково-спинальных механизмов.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ
ТРЕНИРОВКИ
Основные нейропсихологические эффекты аутогенной тренировки связаны с
развитием способности к образным представлениям, улучшением функции памяти,
повышением аутовнушаемости, усилением рефлексивной способности сознания,
возможностей саморегуляции произвольных функций и формированием навыков к
сознательному
управлению
некоторыми
непроизвольными
психическими
и
физиологическими функциями. Особенно демонстративным является влияние аутогенной
тренировки на память. Так, в описываемых I. Schultz опытах испытуемые полностью
вспоминали стихотворения, которые они учили в раннем детстве, хотя до усвоения
аутогенной тренировки не могли вспомнить более 1—2 строчек.Интересные результаты
были получены в опытах Э. Г. Рейдер и С. С. Либиха, которые предъявляли испытуемой
(обученной аутогенной тренировке) и контрольной группам учащихся запись текста на
неизвестном им иностранном языке. При этом ни один из учащихся контрольной группы
не смог воспроизвести ничего из прослушанного текста, в то время как в группе
испытуемых 93% учащихся смогли повторить две строчки. Повышение на 20-30/; спо
-
собности к запоминанию иностранных слов под влиянием аутогенной тренировки и
другие эффекты гипер-мнезии отмечали также Л. М. Ицигсон, А. С. Ромен и А. М.
Свядощ (1982). В наших опытах с использованием идеомоторных упражнений на базе
аутогенной тренировки было показано позитивное влияние аутотренинга на функцию
моторной памяти [Решетников М. М., 1978; Лобзин В. С. и др., 1982], что существенно
повышало эффективность освоения сложных видов сенсомоторной деятельности.
А. М. Свядощ и А. С. Ромен с помощью аутогенной тренировки обучали пациентов
целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние с эффектами глоссолалии
(автоматической речи) и автоматического письма. О возможности достижения в
состоянии аутогенного погружения общей каталепсии с восковой гибкостью и
каталептическим мостом неоднократно сообщалось различными авторами.
Наблюдения А. М. Свядоща и Ю. Б. Шумилова над 180 здоровыми людьми
показали, что обучение аутогенной тренировке позволило на 50% повысить скорость
сенсомоторного реагирования; при этом улучшилась способность к концентрации
внимания, в связи с чем значительно уменьшалось число ошибок (более чем на 60 %) и
повышалась производительность деятельности (на 49%) при выполнении заданий, тре
-
бующих высокой устойчивости внимания.
Проведенные нами наблюдения и исследования с помощью адаптированной
методики MMPI (СМИЛ) показали, что аутогенная тренировка способствует повышению
эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций,
нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию
уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности (рис. 8), а также
способности к психофизиологической мобилизации ре-
зервных возможностей организма и личности [Решетников М. М., 1981; Лобзин и
др., 1982].
Приведенные данные подтверждались результатами психологического обследования
с использованием 16-факторного личностного опросника Кеттела, которые также
свидетельствовали о том, что под влиянием аутогенной тренировки повышается
эмоциональная устойчивость, способность к психофизиологической мобилизации,
снижается тревожность (рис. 9).
Овладев аутогенной тренировкой, можно научиться просыпаться в строго заданное
время, выработать «сторожевой пункт», позволяющий воспринимать речевые сообщения
во время естественного сна [Свя-дощ А. М., 1982], целенаправленно вызывать глубокую
анестезию в различных частях тела, позволяющую в некоторых случаях даже проводить
оперативные вмешательства без дополнительного обезболивания.
Краткосрочный отдых (5 — 10 мин) в состоянии аутогенного расслабления, как
показали исследования, ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие
утомления при значительных физических нагрузках. Возникающие при аутогенной
релаксации эффекты тяжести, сменяющиеся ощущением невесомости тела, «парения»,
позволяют активно применять метод при моделировании деятельности человека в ус
-
ловиях гипер- и гиповесомости [Гримак Л. П., 1978]. При этом, как показали наши
исследования [Решетников М. М., 1981], яркость и выраженность субъективных
ощущений связана как со степенью освоения аутогенной тренировки, так и с прошлой
повторяемостью моделируемого состояния или «знакомостью» с ним. Другие
многочисленные психологические эффекты аутогенной тренировки будут более подробно
изложены в последующих главах, при описании модификаций специальных приемов и
методов аутогенного воздействия.
Заканчивая изложение механизмов аутогенной тренировки в главе «Лечение
неврозов», А. М. Свядощ (1982) задается вопросом: «Чем же объяснить силу
оказываемого воздействия? Почему самовнушение стало вызывать у здоровых лиц такие
явления, которые до этого не вызывало?». На этот вопрос пока нет однозначного ответа.
В
эволюционном аспекте формирование высших психических функций человеческого разума,
реализующих преимущественно внешние коммуникативные и регуляторные функции, не
могло не привести к изменению структурных и функциональных связей внутренней,
гомео-статической регуляции.
В то же время и внешние, и внутренние функции — есть
работа все той же (одной и той же) нервной ткани. Высказываемое некоторыми авторами
[Кесарев В. С, 1983, 1984] мнение, что развитие психических функций в определенном
смысле могло идти в ущерб внутренней регуляции, необоснованно и противоречит
основному закону эволюции. Прогрессивное развитие психики предполагает все большее
увеличение рефлексии сознания и сознательной регуляции, управления состоянием
человека на всех уровнях — от высших психических до простейших биологических
функций. Возвращаясь к сказанному во введении, следует еще раз подчеркнуть, что не
только теория, но и
практика медицины будущего связана с проблемами адаптивного
реагирования и сознательного управления этими процессами.
Подтверждением этому
служит наблюдаемое в последние годы существенное повышение внимания
исследователей и практических врачей к проблеме биологической обратной связи
(«biofeedback-training», «biofeedback-therapy»), которая, как отмечает Н. П. Бехтерева
(1978), «несомненно принесет новые зрелые плоды медицине, педагогике и различным
областям физиологии и патологии труда»
23
.
Становление и развитие навыков психофизиологической саморегуляции на основе
самовнушения во многом обнаруживает сходство с двигательными навыками у ребенка:
сначала беспорядочные движения, потом неловкие попытки целенаправленных актов, по
-
степенно трансформирующихся в систему произвольной регуляции моторных функций.
Многолетний опыт применения аутогенной тренировки позволяет сделать заключение,
что, возможно, нет неуправляемых функций; есть функции, задача сознательного
опроизво-ливания которых не ставилась.
И все же вопрос, поставленный А. М. Свядощем,
остается открытым: в механизмах аутогенного воздействия по-прежнему больше проблем,
чем находок и решений. Излагая опыты с произвольным управлением частотой сердечных
сокращений, D. Shapiro описывает диалог с одним испытуемым, достигшим особых
успехов: «Когда я спросил его, как он это делает, он ответил: «А как вы двигаете рукой?»
Приведенный пример еще раз свидетельствует о том, что изучение механизмов
аутогенной тренировки тесно связано со всеми исследованиями по нейропсихологии и
нейрофизиологии человека. И еще об одном факторе, обусловливающем во многих
случаях достаточно высокую эффективность психотерапевтического воздействия
аутогенной тренировки. Это регулярность и существенное увеличение времени лечебного
воздействия. По сравнению с другими методами длительность терапевтического воз
-
действия увеличивается в среднем в 5—10 раз преимущественно за счет самостоятельного
применения усвоенных приемов.
В многочисленных исследованиях было показано, что внушение и самовнушение
может быть реализовано на поведенческом уровне, на функциональном уровне
23
Бехтерева Н. П.
Предисловие к монографии Н. В. Черниговской «Адаптивное биоуправление в неврологии». — Л:
Наука, 1978.
(выражаясь в изменениях частоты пульса, дыхания и т. д.), на процессуальном
психологическом уровне (опыты В. Л. Райкова и Л. П. Гримака по стимуляции
способностей) и на уровне тканевых реакций (опыты с внушенными ожогами).
Механизмы всех отмеченных реакций пока недостаточно изучены, во многом гипо
-
тетичны и носят в значительной степени психологический или нейропсихологический
характер. В то же время активное и, главное, эффективное использование современных
теоретических концепций в психотерапевтической практике позволяет сделать
заключение об их адекватности исследуемым феноменам. Несмотря на относительную
многочисленность теоретических подходов и представлений, а также некоторую терми
-
нологическую путаницу, в целом большинство авторов в настоящее время
солидаризируются во мнении, , что
психика человека имеет свое гомеостатическое со
-
стояние, стабильность которого обеспечивается как осознаваемым и, следовательно,
целенаправленным самовоздействием, так и с помощью некоторых неосознаваемых
механизмов.
Такое большое внимание, которое уделено нами изложению теоретических основ и
нейропсихологических механизмов аутогенной тренировки, обусловлено тем, что только
на основе их знания и понимания возможно действительно плодотворное и эффективное
применение метода. В альтернативном случае психотерапевтическое воздействие
сводится к ремесленничеству, чему, к сожалению, пока немало примеров.
Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)
Классическая методика И. Шульца.
Появление аутогенной тренировки как
самостоятельного метода и самого термина обычно связывается с публикацией Шульцем
одноименной монографии «Das Autogene Training» (1932), в последующем выдержавшей
десятки переизданий. Однако основные положения системы аутогенной тренировки
обнаруживаются уже в опубликованной Шульцем в начале 20-х годов работе «О стадиях
гипнотического состояния души». В этой работе автор впервые обращает внимание, что
практически все пациенты, подвергаемые гипнотическому воздействию, «с абсолютной
закономерностью переживают два состояния: своеобразную тяжесть во всем теле,
особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла».
Напомним, что целенаправленно исследуя комплекс телесных ощущений,
сопутствующих гипнотическому состоянию, I. Schultz установил, что субъективное
чувство мышечной тяжести является следствием снижения тонуса скелетной
мускулатуры, а ощущение тепла — расширения сосудов. На основании этих наблюдений
он уже в 20-е годы приходит к предположению о возможности достижения состояния
аутогипноза, вызывая у себя ощущения тяжести и тепла. Кроме того, клинический опыт
свидетельствовал, что некоторые пациенты могут самостоятельно «входить» в
предгипнотическое и даже гипнотическое состояние без какого-либо внешнего
воздействия, мысленно повторяя формулы применявшегося ранее гипнотического
внушения. При этом у них также последовательно развивались ощущения тяжести и
тепла. Это побудило Шульца к созданию метода психотерапии, который исключал
длительное воздействие со стороны врача-гипнолога и постоянную зависимость от него
пациента. На разработку Шульцем метода аутогенной тренировки существенное влияние
оказали работы его друга и коллеги О. Vogt и сотрудничавшего с последним К. Brodmann,
которые изучали влияние гипноза на деятельность головного мозга и также разрабатывали
методики
самогипноза
для
купирования
невротической
симптоматики
(«профилактический отдых — аутогипноз» по Vogt—Brodmann). Значительное влияние на
научные поиски Шульца оказали, как уже отмечалось, и опубликованные ранее работы Е.
Соие.
Подчеркивая в названии активирующую роль разработанного им комплекса
упражнений, Шульц в то же время ошибочно считал, что созданная им система (так же
как и методы О, Vogt) основана на эффекте самогипноза. Основная заслуга Шульца
состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении поперечнополосатой и
гладкой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем само
-
внушения воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции
организма. Предложенная методика аутогенной тренировки в отличие от всех
последующих модификаций получила название классической, а шесть входящих в нее
упражнений именуются «стандартными упражнениями первой ступени аутогенной
тренировки (АТ-1)». В соответствии с классической методикой началу занятий всегда
предшествует вводная лекция (беседа), в которой пациентам в доступной форме
разъясняются физиологические основы метода и эффекты, на которые направлены те или
иные упражнения. В беседе подчеркивается, что мысленное повторение формул
самовнушения, которые задаются врачом, должно проводиться спокойно, без излишней
концентрации внимания и эмоционального напряжения. В окончательном виде формулы
самовнушений по I. Schultz сводятся к следующим :
«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.
1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. Вслед за врачом
пациент мысленно повторяет : «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — по 6 раз 3 — 4
раза в день в течение 4 — 6 дней. Затем:
«Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в
течение 10 — 14 дней.
2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. После выполнения 1-го
стандартного упражнения пациент вслед за врачом 5 — 6 раз повторяет: «Моя правая
(левая) рука (нога) теплая». В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются единой
формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с
9 —10-го занятия, пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно».
Предварительно испытуемые обучаются мысленно считать сердцебиения.
4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После выполнения первых трех
упражнений пациент мысленно 5 — 6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится
спокойно».
5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется
после предварительного разъяснения роли и локализации солнечного сплетения. Формула
самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» (12—14-е занятие).
6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Завершает гетерогенные
тренировки (15 —17-е занятие). Пациент 5 — 6 раз повторяет: «Мой лоб слегка
прохладен».
Устанавливая определенные сроки обучения аутогенной тренировке и строгую
периодичность и последовательность занятий, которые, по мнению I. Schultz, не могут
быть изменены, автор метода в то же время особо подчеркивал, что переходить к
последующим упражнениям можно лишь после усвоения предыдущих. В качестве
основного критерия усвоения указывалось на генерализацию внушаемых ощущений. Весь
курс занятий АТ-1 длится около 3—4 мес. В процессе освоения упражнений формулы
самовнушений укорачиваются и, в конечном итоге, сводятся к ключевым словам-
командам: «успокоение», «тяжесть», «тепло» и т. д.
После выполнения упражнений пациентам вначале рекомендуется сидеть (или
лежать) спокойно в течение 1 мин и лишь затем выводить себя из состояния аутогенного
погружения по команде: «Согнуть руки (выполняются 2 — 3 сгибательных движения),
глубоко вдохнуть, на выдохе открыть глаза».Произвольно «усиливать» формулы
самовнушения (например, заменять «Мой лоб слегка прохладен», на «Мой лоб
холодный»), если это не назначено врачом, больным не разрешается. В начале занятий
сеансы аутотренинга продолжаются 1 — 2 мин, затем их длительность увеличивается до 5
мин и после освоения упражнений — снова уменьшается до 1—2 мин. Первые занятия