Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3456

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

деятельности  коры  головного  мозга  на  основе  перестройки  субординационных  нервно-
регуляторных корково-подкорково-спинальных механизмов.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ

ТРЕНИРОВКИ

Основные  нейропсихологические  эффекты  аутогенной  тренировки  связаны  с

развитием  способности  к  образным  представлениям, улучшением  функции  памяти,
повышением  аутовнушаемости, усилением  рефлексивной  способности  сознания,
возможностей  саморегуляции  произвольных  функций  и  формированием  навыков  к
сознательному 

управлению 

некоторыми 

непроизвольными 

психическими 

и

физиологическими функциями. Особенно демонстративным является влияние аутогенной
тренировки  на  память.  Так,  в  описываемых  I.  Schultz  опытах  испытуемые  полностью
вспоминали  стихотворения, которые  они  учили  в  раннем  детстве, хотя  до  усвоения
аутогенной  тренировки  не  могли  вспомнить  более 1—2 строчек.Интересные  результаты
были получены в опытах Э. Г. Рейдер и С. С. Либиха, которые предъявляли испытуемой
(обученной  аутогенной  тренировке) и  контрольной  группам  учащихся  запись  текста  на
неизвестном им иностранном языке. При этом ни один из учащихся контрольной группы
не  смог  воспроизвести  ничего  из  прослушанного  текста, в  то  время  как  в  группе
испытуемых 93% учащихся  смогли  повторить  две  строчки. Повышение  на 20-30/; спо

-

собности  к  запоминанию  иностранных  слов  под  влиянием  аутогенной  тренировки  и
другие  эффекты  гипер-мнезии  отмечали  также  Л.  М.  Ицигсон,  А.  С.  Ромен  и  А.  М.
Свядощ (1982). В  наших  опытах  с  использованием  идеомоторных  упражнений  на  базе
аутогенной  тренировки  было  показано  позитивное  влияние  аутотренинга  на  функцию
моторной  памяти [Решетников  М. М., 1978; Лобзин  В. С. и  др., 1982], что  существенно
повышало эффективность освоения сложных видов сенсомоторной деятельности.

А. М. Свядощ и А. С. Ромен с помощью аутогенной тренировки обучали пациентов

целенаправленно  вызывать  у  себя  гипнотическое  состояние  с  эффектами  глоссолалии
(автоматической  речи) и  автоматического  письма. О  возможности  достижения  в
состоянии  аутогенного  погружения  общей  каталепсии  с  восковой  гибкостью  и
каталептическим мостом неоднократно сообщалось различными авторами.

Наблюдения  А.  М.  Свядоща  и  Ю.  Б.  Шумилова  над  180  здоровыми  людьми

показали, что  обучение  аутогенной  тренировке  позволило  на 50% повысить  скорость
сенсомоторного  реагирования; при  этом  улучшилась  способность  к  концентрации
внимания, в  связи с чем  значительно уменьшалось  число ошибок (более  чем  на 60 %) и
повышалась  производительность  деятельности (на 49%) при  выполнении  заданий, тре

-

бующих высокой устойчивости внимания.

Проведенные  нами  наблюдения  и  исследования  с  помощью  адаптированной

методики MMPI (СМИЛ) показали, что аутогенная тренировка способствует повышению
эмоциональной  устойчивости, стабилизации  настроения  и  поведенческих  реакций,
нормализации  сна, снижению  тревожности, внутренней  напряженности, развитию
уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности (рис. 8), а также
способности к психофизиологической мобилизации ре-


background image

зервных  возможностей  организма  и  личности  [Решетников  М.  М.,  1981;  Лобзин  и

др., 1982].

Приведенные данные подтверждались результатами психологического обследования

с  использованием 16-факторного  личностного  опросника  Кеттела, которые  также
свидетельствовали  о  том, что  под  влиянием  аутогенной  тренировки  повышается
эмоциональная  устойчивость, способность  к  психофизиологической  мобилизации,
снижается тревожность (рис. 9).

Овладев аутогенной тренировкой, можно научиться просыпаться в строго заданное

время, выработать «сторожевой пункт», позволяющий воспринимать речевые сообщения
во  время естественного сна [Свя-дощ А. М., 1982], целенаправленно вызывать глубокую
анестезию  в  различных частях тела, позволяющую в  некоторых случаях  даже  проводить
оперативные вмешательства без дополнительного обезболивания.

Краткосрочный  отдых (5 — 10 мин) в  состоянии  аутогенного  расслабления, как

показали  исследования, ведет  к  быстрому  восстановлению  сил  и  снижает  развитие
утомления  при  значительных  физических  нагрузках. Возникающие  при  аутогенной
релаксации  эффекты  тяжести, сменяющиеся  ощущением  невесомости  тела, «парения»,
позволяют  активно  применять  метод  при  моделировании  деятельности  человека  в  ус

-


background image

ловиях  гипер- и  гиповесомости [Гримак  Л. П., 1978]. При  этом, как  показали  наши
исследования [Решетников  М. М., 1981], яркость  и  выраженность  субъективных
ощущений  связана  как  со  степенью  освоения  аутогенной  тренировки, так  и  с  прошлой
повторяемостью  моделируемого  состояния  или «знакомостью» с  ним. Другие
многочисленные психологические эффекты аутогенной тренировки будут более подробно
изложены  в  последующих  главах, при  описании  модификаций  специальных  приемов  и
методов аутогенного воздействия.

Заканчивая  изложение  механизмов  аутогенной  тренировки  в  главе «Лечение

неврозов», А. М. Свядощ (1982) задается  вопросом: «Чем  же  объяснить  силу
оказываемого воздействия? Почему самовнушение стало вызывать у здоровых лиц такие
явления, которые до этого не вызывало?». На этот вопрос пока нет однозначного ответа.

В

эволюционном аспекте формирование высших психических функций человеческого разума,
реализующих  преимущественно  внешние  коммуникативные  и  регуляторные  функции, не
могло  не  привести  к  изменению  структурных  и  функциональных  связей  внутренней,
гомео-статической  регуляции.

В то же время и внешние, и внутренние функции — есть

работа все той же (одной и той же) нервной ткани. Высказываемое некоторыми авторами
[Кесарев  В. С, 1983, 1984] мнение, что  развитие  психических  функций  в  определенном
смысле  могло  идти  в  ущерб  внутренней  регуляции, необоснованно  и  противоречит
основному закону эволюции. Прогрессивное развитие психики предполагает все большее
увеличение  рефлексии  сознания  и  сознательной  регуляции, управления  состоянием
человека  на  всех  уровнях — от  высших  психических  до  простейших  биологических
функций. Возвращаясь  к  сказанному  во  введении, следует  еще  раз  подчеркнуть, что  не
только  теория,  но  и

практика  медицины  будущего  связана  с  проблемами  адаптивного

реагирования  и  сознательного  управления  этими  процессами.

Подтверждением  этому

служит  наблюдаемое  в  последние  годы  существенное  повышение  внимания
исследователей  и  практических  врачей  к  проблеме  биологической  обратной  связи
(«biofeedback-training», «biofeedback-therapy»), которая, как  отмечает  Н. П. Бехтерева
(1978), «несомненно  принесет  новые  зрелые  плоды  медицине, педагогике  и  различным
областям физиологии и патологии труда»

23

.

Становление  и  развитие  навыков  психофизиологической  саморегуляции  на  основе

самовнушения  во многом обнаруживает сходство с двигательными  навыками  у ребенка:
сначала беспорядочные движения, потом неловкие попытки целенаправленных актов, по

-

степенно  трансформирующихся  в  систему  произвольной  регуляции  моторных  функций.

Многолетний  опыт  применения  аутогенной  тренировки  позволяет  сделать  заключение,
что, возможно, нет  неуправляемых  функций; есть  функции, задача  сознательного
опроизво-ливания которых не ставилась.

И все же вопрос, поставленный А. М. Свядощем,

остается открытым: в механизмах аутогенного воздействия по-прежнему больше проблем,
чем находок и решений. Излагая опыты с произвольным управлением частотой сердечных
сокращений, D. Shapiro описывает  диалог  с  одним  испытуемым, достигшим  особых
успехов: «Когда я спросил его, как он это делает, он ответил: «А как вы двигаете рукой?»
Приведенный  пример  еще  раз  свидетельствует  о  том, что  изучение  механизмов
аутогенной  тренировки  тесно  связано  со  всеми  исследованиями  по  нейропсихологии  и
нейрофизиологии  человека. И  еще  об  одном  факторе, обусловливающем  во  многих
случаях  достаточно  высокую  эффективность  психотерапевтического  воздействия
аутогенной тренировки. Это регулярность и существенное увеличение времени лечебного
воздействия. По  сравнению  с  другими  методами  длительность  терапевтического  воз

-

действия увеличивается в среднем в 5—10 раз преимущественно за счет самостоятельного
применения усвоенных приемов.

В  многочисленных  исследованиях  было  показано, что  внушение  и  самовнушение

может  быть  реализовано  на  поведенческом  уровне, на  функциональном  уровне

23

Бехтерева Н. П.

Предисловие к монографии Н. В. Черниговской «Адаптивное биоуправление в неврологии». — Л:

Наука, 1978.


background image

(выражаясь  в  изменениях  частоты  пульса, дыхания  и  т. д.), на  процессуальном
психологическом  уровне (опыты  В. Л. Райкова  и  Л. П. Гримака  по  стимуляции
способностей) и  на  уровне  тканевых  реакций (опыты  с  внушенными  ожогами).
Механизмы  всех  отмеченных  реакций  пока  недостаточно  изучены, во  многом  гипо

-

тетичны  и  носят  в  значительной  степени  психологический  или  нейропсихологический
характер. В  то  же  время  активное  и, главное, эффективное  использование  современных
теоретических  концепций  в  психотерапевтической  практике  позволяет  сделать
заключение  об  их  адекватности  исследуемым  феноменам. Несмотря  на  относительную
многочисленность  теоретических  подходов  и  представлений, а  также  некоторую  терми

-

нологическую  путаницу, в  целом  большинство  авторов  в  настоящее  время
солидаризируются  во  мнении, , что

психика  человека  имеет  свое  гомеостатическое  со

-

стояние, стабильность  которого  обеспечивается  как  осознаваемым  и, следовательно,
целенаправленным  самовоздействием, так  и  с  помощью  некоторых  неосознаваемых
механизмов.

Такое большое внимание, которое уделено нами изложению теоретических основ и

нейропсихологических механизмов аутогенной тренировки, обусловлено  тем, что только
на основе их знания и понимания возможно действительно плодотворное и эффективное
применение  метода. В  альтернативном  случае  психотерапевтическое  воздействие
сводится к ремесленничеству, чему, к сожалению, пока немало примеров.

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

Классическая  методика  И. Шульца.

Появление  аутогенной  тренировки  как

самостоятельного метода и самого термина обычно связывается с публикацией Шульцем
одноименной монографии «Das Autogene Training» (1932), в последующем выдержавшей
десятки  переизданий. Однако  основные  положения  системы  аутогенной  тренировки
обнаруживаются уже в опубликованной Шульцем в начале 20-х годов работе «О стадиях
гипнотического состояния  души». В  этой  работе  автор  впервые обращает внимание, что
практически  все  пациенты, подвергаемые  гипнотическому  воздействию, «с  абсолютной
закономерностью  переживают  два  состояния: своеобразную  тяжесть  во  всем  теле,
особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла».

Напомним, что  целенаправленно  исследуя  комплекс  телесных  ощущений,

сопутствующих  гипнотическому  состоянию, I. Schultz установил, что  субъективное
чувство  мышечной  тяжести  является  следствием  снижения  тонуса  скелетной
мускулатуры, а ощущение тепла — расширения сосудов. На основании этих наблюдений
он  уже  в  20-е  годы  приходит  к  предположению  о  возможности  достижения  состояния
аутогипноза, вызывая у себя ощущения  тяжести и  тепла. Кроме того, клинический опыт
свидетельствовал, что  некоторые  пациенты  могут  самостоятельно «входить» в
предгипнотическое  и  даже  гипнотическое  состояние  без  какого-либо  внешнего
воздействия, мысленно  повторяя  формулы  применявшегося  ранее  гипнотического
внушения.  При  этом  у  них  также  последовательно  развивались  ощущения  тяжести  и
тепла. Это  побудило  Шульца  к  созданию  метода  психотерапии, который  исключал
длительное  воздействие  со  стороны  врача-гипнолога  и  постоянную  зависимость от  него
пациента. На разработку Шульцем метода аутогенной тренировки существенное влияние
оказали работы его друга и коллеги О. Vogt и сотрудничавшего с последним К. Brodmann,
которые изучали влияние гипноза на деятельность головного мозга и также разрабатывали
методики 

самогипноза 

для 

купирования 

невротической 

симптоматики

(«профилактический отдых — аутогипноз» по Vogt—Brodmann). Значительное влияние на
научные поиски Шульца оказали, как уже отмечалось, и опубликованные ранее работы Е.
Соие.

Подчеркивая  в  названии  активирующую  роль  разработанного  им  комплекса

упражнений, Шульц  в  то  же  время  ошибочно  считал, что  созданная  им  система (так  же


background image

как  и  методы  О,  Vogt)  основана  на  эффекте  самогипноза.  Основная  заслуга  Шульца
состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении поперечнополосатой и
гладкой  мускулатуры  возникает  особое  состояние  сознания, позволяющее  путем  само

-

внушения  воздействовать  на  различные, в  том  числе  исходно  непроизвольные, функции
организма. Предложенная  методика  аутогенной  тренировки  в  отличие  от  всех
последующих  модификаций  получила  название  классической, а  шесть  входящих  в  нее
упражнений  именуются «стандартными  упражнениями  первой  ступени  аутогенной
тренировки (АТ-1)». В  соответствии  с  классической  методикой  началу  занятий  всегда
предшествует  вводная  лекция (беседа), в  которой  пациентам  в  доступной  форме
разъясняются физиологические основы метода и эффекты, на которые направлены те или
иные  упражнения. В  беседе  подчеркивается, что  мысленное  повторение  формул
самовнушения, которые  задаются  врачом, должно  проводиться  спокойно, без  излишней
концентрации внимания и эмоционального напряжения. В окончательном виде формулы
самовнушений по I. Schultz сводятся к следующим :

«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.
1-е  стандартное  упражнение — вызывание  ощущения  тяжести. Вслед  за  врачом

пациент мысленно повторяет : «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — по 6 раз 3 — 4
раза в день в течение 4 — 6 дней. Затем:

«Обе  руки (ноги) тяжелые. Все  тело  стало  тяжелым». Упражнение  осваивается  в

течение 10 — 14 дней.

2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. После выполнения 1-го

стандартного  упражнения  пациент  вслед  за  врачом 5 — 6 раз  повторяет: «Моя  правая
(левая) рука (нога) теплая». В  дальнейшем 1-е  и 2-е  упражнения  объединяются  единой
формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».

3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с

9 —10-го  занятия, пациент  мысленно  повторяет: «Сердце  бьется  мощно  и  ровно».
Предварительно испытуемые обучаются мысленно считать сердцебиения.

4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После выполнения первых трех

упражнений пациент мысленно 5 — 6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится
спокойно».

5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется

после предварительного разъяснения роли и локализации солнечного сплетения. Формула
самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» (12—14-е занятие).

6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Завершает гетерогенные

тренировки (15 —17-е  занятие). Пациент 5 — 6 раз  повторяет: «Мой  лоб  слегка
прохладен».

Устанавливая  определенные  сроки  обучения  аутогенной  тренировке  и  строгую

периодичность  и  последовательность  занятий, которые, по  мнению I. Schultz, не  могут
быть  изменены, автор  метода  в  то  же  время  особо  подчеркивал, что  переходить  к
последующим  упражнениям  можно  лишь  после  усвоения  предыдущих. В  качестве
основного критерия усвоения указывалось на генерализацию внушаемых ощущений. Весь
курс  занятий  АТ-1 длится  около 3—4 мес. В  процессе  освоения  упражнений  формулы
самовнушений  укорачиваются  и, в  конечном  итоге, сводятся  к  ключевым  словам-
командам: «успокоение», «тяжесть», «тепло» и т. д.

После  выполнения  упражнений  пациентам  вначале  рекомендуется  сидеть (или

лежать) спокойно в течение 1 мин и лишь затем выводить себя из состояния аутогенного
погружения  по  команде: «Согнуть  руки (выполняются 2 — 3 сгибательных  движения),
глубоко  вдохнуть, на  выдохе  открыть  глаза».Произвольно «усиливать» формулы
самовнушения (например, заменять «Мой  лоб  слегка  прохладен», на «Мой  лоб
холодный»), если  это  не  назначено  врачом, больным  не  разрешается. В  начале  занятий
сеансы аутотренинга продолжаются 1 — 2 мин, затем их длительность увеличивается до 5
мин  и  после  освоения  упражнений — снова  уменьшается  до 1—2 мин. Первые  занятия