ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3460
Скачиваний: 98
(«индуктивное управление тонусом»). Освоение упражнений проводится с ис
-
пользованием суггестивного воздействия, которое Кречмер определяет как «речевое
сопровождение», отдавая последнему термину предпочтение. Для повышения успешности
освоения метода применяются дыхательные упражнения, при этом формулы внушений
произносятся на выдохе. В отдельных случаях используются также образные
представления. В целом эта методика направлена на облегчение гипнотизации пациентов
и обучение их навыкам самогипноза. Этой цели служит, в частности, упражнение
«фиксации». После выполнения «основных психотерапевтических упражнений» пациенту
предлагается фиксировать взглядом кончик указательного пальца врача, который
располагается в 20 см от лица больного на линии взора. Фиксация осуществляется до
самопроизвольного закрывания глаз. Если при длительной фиксации глаза остаются
открытыми, используется суггестия или директивное внушение. Затем с помощью «ре
-
чевого сопровождения» проводится усиление ощущений тяжести и тепла до наступления
гипнотического состояния. Психотерапия в гипнозе длится около 1 ч. Сеанс заканчивается
«вербально управляемым» пробуждением. Автор считает упражнение «фиксации» вра-
чебным приемом. Лишь в отдельных случаях допускается выполнение этого упражнения
пациентом самостоятельно. При этом рекомендуется «с закрытыми глазами смотреть
изнутри на лоб», т. е. используется то же положение глаз, как и в технике гипнотизации.
Применяемые формулы самовнушений разрабатываются на основе «целенаправленного
анализа» личности и переживаний пациента. Показания к применению метода те же, что и
при гипнотерапии. С учетом вышеизложенного, ступенчатый активный гипноз по
Кречмеру можно лишь весьма условно относить к модификациям аутотренинга, так как по
своей сути данный психотерапевтический прием представляет собой сочетанное
лрименение аутогенной тренировки и гипнотического воздействия, что, естественно,
существенно снижает активирующее воздействие метода.
Из других хорошо известных у нас в стране зарубежных специалистов по аутогенной
тренировке следует отметить Н. Lindemann и W. Luthe. Ханнес Линдеман, по-видимому,
является одним из самых ортодоксальных учеников и последователей Шульца. Он не
предпринимал (или не считал необходимым предпринимать) каких-либо поисков для
усовершенствования классической методики или даже текста отдельных формул
[Lindemann H., 1980]. Свою большую известность X. Линдеман снискал не только как
специалист, но и как страстный популяризатор аутогенной тренировки. Борясь со
скептицизмом, все еще существующим по отношению к психической саморегуляции,
чтобы доказать огромные возможности аутотренинга X. Линдеман за 72 дня в одиночку
переплыл Атлантический океан в надувной резиновой лодке. По окончании этого
бесспорно трудного путешествия X. Линдеман писал: «Счастье остаться живым я
воспринял и как подарок судьбы и как обязательство посвятить свою жизнь пропаганде
аутогенной тренировки». Для специалистов, занимающихся или собирающихся заняться
аутогенной тренировкой, посвященная ей книга X. Линдемана (1980) окажется не только
полезной, но и доставит ни с чем не сравнимое удовольствие общения с интересным
собеседником.
Аутогенная терапия по Вольфгангу Лутэ будет изложена в конце данной главы при
рассмотрении высших ступеней аутогенной тренировки.
Техника самовнушения по А. М. Свядощу-А. С. Ромену.
Методическое письмо А.
М. Свядоща и А. С. Ромена «Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической
практике (техника самовнушения)» было первой отечественной публикацией, в которой
достаточно последовательно и полно излагалась методика аутотренинга
25
.
Рекомендуемое
25
Говоря о разработке и применении аутогенной тренировки в отечественной практике, было бы несправедливо не
упомянуть о системе К. С. Станиславского, в которой задолго до I. Schultz были сформулированы и использовались
многие аналогичные приемы. Позднее в книге «Работа актера над собой» К. С. Станиславский писал: «...Нужно
освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в
полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи». «Оказывается,
что мышечное ослабление при одновременном суживании круга внимания является хорошим средством от
авторами построение занятий в значительной степени соответствует классической
методике. Так же, как и I. Schultz, ими использовались краткие формулы самовнушения
без их логической мотивации, однако произносимые с императивной интонацией.
Основой аутогенной тренировки авторы считают самовнушение, что подчеркивалось как в
ранних, так и последующих публикациях, а состояние аутогенного погружения в данной
модификации рассматривается как аутогипнотическое.
Значение самовнушения в системе аутогенной тренировки авторами явно
переоценивается, а само понятие аутосуггестии, по нашему мнению, необоснованно
расширяется: фактически любое психическое самовоздействие приравнивается к
самовнушению. Обоснование некорректности такого подхода приводилось нами как ранее
(1977), так и в настоящей публикации (см. табл. 2). Сенсорной репродукции авторами
отводится второстепенная роль, хотя, как отмечает А. М. Свядощ в последних работах
(1982): «Если во время тренировки краткие формулы самовнушения «Рука теплая...» и др.
оказываются
малоэффективными, предлагается
сопровождать
их вызыванием
соответствующего образного представления, например, что рука опущена в таз с горячей
водой». Таким образом, сенсорная репродукция в модификации является лишь
вспомогательным, не постоянным элементом аутогенной тренировки. В отдельных
случаях авторы рекомендуют использование безусловнорефлекторного подкрепления, в
частности сочетание самовнушения «Рука холодная» с опусканием ее в холодную воду.
Перед началом занятий аутотренингом проводится курс подготовительных упражнений
по регуляции мышечного тонуса, что, по мнению авторов, способствует сокращению
сроков усвоения метода. Обучающий курс проводится в форме гетеротренинга, формулы
самовнушений произносятся врачом в императивной форме. Собственно аутогенные
тренировки предполагают использование внутренней речи, также без логической
мотивации и образных представлений.
Возражая против «образной развертки» словесных формул и в последующих
работах, А. С. Ромен исходит из предположения, что «здоровое воображение может быть
только у здоровых людей». Однако в той же работе он оценивает сенсорную репродукцию
зрительных образов как мощный лечебный фактор. Авторы рекомендуют заранее
сообщать пациентам о желательном терапевтическом эффекте того или иного
упражнения, что, как свидетельствует наш опыт, не всегда целесообразно. Перед
выполнением 3-го стандартного упражнения А. М. Свядощем и А. С. Роменом было
введено обучение больных мысленному подсчету пульса или сердцебиений.
Предлагаемое авторами лечение фобий, токсикомании и навязчивостей только
«самовнушением спокойствия» или «безразличия» представляется спорным. Низкая
терапевтическая эффективность изолированного применения самовнушения в этих
случаях побудила нас к поиску и разработке специальных методов индивидуальной
психокоррекции на базе аутогенной тренировки, о которых будет сказано ниже.
Основным недостатком модификации А. М. Свядо-ща и А. С. Ромена является
ориентация преимущественно на суггестивное воздействие при значительном снижении
роли приемов тренирующего и активирующего характера. В то же время, несмотря на ряд
спорных положений, присутствие которых в одной из первых публикаций по аутогенной
тренировке является естественным, данная работа содержит ряд интересных наблюдений,
советов и результатов оригинальных исследований. Изложение основных экспери
-
ментальных работ авторов связано преимущественно с применением аутогенной
тренировки в целях достижения состояния самогипноза у здоровых испытуемых
добровольцев. Приводимые в методическом письме эффекты аутосуггестивного
воздействия (каталептический мост, восковидная гибкость, отсутствие боли при
прокалывании кисти иглой), хотя и не имеют самостоятельного терапевтического
бессонницы». Хотя описанные приемы и не имеют прямого отношения к лечебной практике, их разработку, бесспорно,
можно отнести к достижениям отечественной науки. Вспомним, что Э. Куэ, удостоенный звания профессора медицины
honoris causa («ради почета»), также не был врачом.
значения, раскрывают огромные возможности метода. Весьма ценными являются ссылки
авторов на литературные данные об эффективности аутогенной тренировки при наруше
-
ниях менструального цикла, лечении нейродермитов и обменных нарушений. Следует
выразить лишь сожаление, что до настоящего времени еще бытует определенный скепсис
в отношении лечения этих заболеваний психотерапевтическими методами.
Несмотря на
ежедневный клинический опыт, глубокое обоснование и практически всеобщее признание
роли психогенных факторов в генезе ряда органических заболеваний, обратный процесс,
возможность психотерапевтического воздействия на органические изменения еще часто
ставится под сомнение.
Публикация методического письма А. М. Свядоща и А. С. Ромена сыграла важную
роль в популяризации аутогенной тренировки в нашей стране, побудив многих
исследователей и врачей к апробации клинического и психогигиенического применения
метода.
Психотоническая тренировка по К. И. Мировско-му-А. Н. Шогаму.
При
изложении модификации X. Клейнзорге и Г. Клюмбиеса уже отмечалось сходство
«психотонической тренировки» и методов «направленной тренировки органов».
Разработка мобилизующих («симпатомиметических») упражнений позволила К. И.
Мировскому и А. Н. Шогаму существенно расширить показания к аутогенной тренировке.
Метод начал применяться не только как седативный или транквилизирующий, но и при
заболеваниях, терапия которых требует противоположного воздействия на аппараты
тонуса: артериальной гипотонии и других астеновегетативных состояниях. Таким
образом, по-видимому, следует признать, что с появлением психотоническойтехники
аутогенная тренировка приобрела характер метода саморегуляции в современном его
понимании. Основной физиологический эффект аутогенной тренировки усматривается
авторами данной методики в воздействии на аппараты тонуса: нервного, мышечного и
сосудистого, что нашло отражение в названии предложенной ими модификации. Наряду с
заимствованными приемами и общим принципом комплектования специализированных
групп по ведущим синдромам, авторами впервые были разработаны упражнения,
получившие применение в так называемой «асте-новегетативной группе» (точнее, в
«астеногипотониче-ской» группе).
Тренировки в «астеногипотонической группе» начинаются непосредственно со
специализированных мобилизующих упражнений, при этом релаксирующий курс
значительно сокращается, рассматриваясь как подготовительный этап, или (чаще) вообще
исключается, поскольку он всегда вызывает некоторый гипотензивный эффект. В
формулах самовнушений и образных представлениях акцентируются ощущения,
связанные с выраженными симпатомиметическими сдвигами: озноб и мышечное
напряжение. Например: «Плечи и спину обдает легкое познабливание, будто приятный
освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. Я — как сжатая пружина. Все готово
к броску» и т. д. Формулам мобилизации аппаратов тонуса обычно предшествует
самовнушение покоя («Я совершенно спокоен. Ничто не отвлекает. Все безразлично
мне»). Как отмечает К. И. Мировский, при использовании предложенной методики уже
после первого занятия наблюдается существенное повышение артериального давления, по
данным автора, с 60/45 — 70/50 до 110/70-130/80 мм рт. ст.
В разработанных авторами для лечения заикания упражнениях (группа
«логоневрозов») преобладают формулы самовнушений, адресованные непосредственно к
функции речи в сочетании с воздействием, направленным на снижение невротической
напряженности при общении. После усвоения общих упражнений больным рекомендуется
в положении лежа или сидя, i а позднее — стоя и во время ходьбы применять следующие
формулы: «Язык расслаблен и тяжел. Дышится свободно и легко... Я спокоен, весь
расслаблен. В любой обстановке я спокоен и расслаблен. В любом настроении моя речь
свободная и плавная... В любой обстановке меня сопровождает хладнокровие и непри
-
нужденность... Речь льется сама по себе. Мне легко не думать о речи. Она плавная,
свободная, четкая» и т. д. По нашему мнению, предлагаемые формулы носят слишком
прямолинейный и одновременно общий характер, что сближает их с ортодоксальным
куэизмом. Кроме того, терапия логоневрозов в таком виде вряд ли может быть достаточно
эффективной, так как невротические расстройства речи, как правило, требуют
комплексного воздействия. В этом комплексном воздействии существенную роль, как
было показано в работах Н. П. Мировской и А. А. Мажбица, может играть и аутогенная
тренировка.
Нами уже отмечалось [Панов А. Г. и др., 1980], что выделение цисталгий
(«системных нарушений функции мочевого пузыря») в самостоятельную специализиро
-
ванную группу вряд ли обосновано. Увлечение «группированием» может привести к
практически бесконечному и в значительной степени искусственному дроблению методов
применительно к отдельным синдромам. Выделяемая К. И. Мировским и А. Н. Шогамом
«группа цисталгий» фактически представляет собой незначительно модифицированное 5-
е стандартное упражнение по I. Schultz с акцентуацией на ощущениях тепла «над лобком
и в промежности». В группе «патология сна» предлагается использование приемов от
-
влечения, усиления общего успокоения в сочетании с транквилизирующим эффектом
ритмического дыхания. Так же, как и P. Dubois, авторы рекомендуют избегать
упоминаний о засыпании в связи с тем, что они вызывают непроизвольную
отрицательную индукцию. Как отмечает К. И. Мировский, транквилизирующие приемы
аутогенной тренировки не являются непосредственно «снотворными», а создают, по
выражению автора, «своеобразный протез сна», устраняют препятствия к нормальному
засыпанию.
Для снижения болевых ощущений в брюшной полости (группа «боли в животе»)
авторы предлагают выполнение дыхательных упражнений — активное диа-фрагмальное
дыхание (самомассаж внутренних органов). Эти рекомендации, по-видимому, более
обоснованы теоретическими построениями, нежели клиническим опытом, который
показывает, что при болевых ощущениях в брюшной полости наиболее эффек-тивным
является редуцированное, медленное и поверхностное дыхание в сочетании с приемами
общего успокоения, вызывания тепла и отвлечения. Старая истина — «Больному органу
— покой» — не утрачивает своей актуальности.
Представляют несомненный практический интерес результаты наблюдений К. И.
Мировским и А. Н. Шогамом эффектов сочетанного применения аутогенной тренировки и
некоторых фармакологических препаратов. В частности, отмечается взаимопотенцирую-
щее позитивное действие сочетания аутотренинга с применением поддерживающих доз
инсулина; указывается на снижение успешности освоения аутогенной тренировки при
одновременном применении нейролептиков типа аминазина, так как, усиливая
релаксацию, эти препараты оказывают отрицательное влияние на функцию внимания, его
активную концентрацию. В отличие от нейролептиков антидепрессанты способствуют
повышению концентрации внимания, но препятствуют релаксации. Транквилизаторы
обычно хорошо комбинируются с аутогенной тренировкой.
Так же, как и рядом других авторов, К. И. Мировским и А. Н. Шогамом
рекомендуются использование гипноза для ускоренного освоения упражнения, приме
-
нение музыкального сопровождения занятий и проведения гетерогенных тренировок с
помощью магнитофонных записей. В разработанной авторами модификации
самовнушение, хотя и является в отдельных случаях основным методом воздействия, в то
же время не играет такой роли, как в классической методике или технике самовнушения
по А. М. Свядощу — А. С. Ромену.
Введение в методику тонизирующих упражнений послужило основой для широкого
применения аутогенной тренировки в спортивной практике в целях мобилизации
психофизиологического состояния спортсменов перед и в процессе соревнований. В
частности, А. В. Алексеевым и Л. Д. Гиссеном была предложена «психорегулирующая
тренировка» (ПРТ) для психологической подготовки к соревнованиям; отдельные эле
-
менты психотонической тренировки используются в более поздних модификациях А. В.
Алексеева («идеомоторная тренировка», «психомышеч,ная тренировка», 1978), А. Т.
Филатова («эмоционально-волевая подготовка», 1982) и некоторых других.
Коллективно-индивидуальный метод Г. С. Беляева.
Несколько видоизменяя
«первую ступень» аутогенной тренировки по I. Schultz, Г. С. Беляев предложил ком
-
бинированный «коллективно-индивидуальный метод». Учитывая, что пребывание
больного в стационаре всегда ограничено временем лечения, целью предложенной
модификации являлась интенсификация процесса обучения аутогенной тренировке, а
также индивидуализация приемов самовоздействия в зависимости от особенностей
личности больного и имеющегося заболевания. Упражнения осваивались пациентами в
процессе гетерогенных тренировок и закреплялись домашними занятиями после
окончания стационарного курса или в амбулаторных условиях. Каждому больному на
-
значались дополнительные упражнения с учетом особенностей и периода заболевания.
Перед началом занятий в предложенной модификации не рекомендовалось применять
формулы общего успокоения, так как, по мнению автора, в начале тренировки, при отсут
-
ствии терапевтического эффекта, это может приводить к дискредитации метода.
Значительное место в данной модификации отводилось упражнениям, направленным на
регуляцию дыхания, которые Г. С. Беляев (1973) определял как «важнейший компонент
аутогенной тренировки». Как и большинство авторов, Г. С. Беляев рекомендовал
использовать формулы только утверждающего характера (без частицы «не»). Важными в
этой модификации являлись направленность на активизацию личности больного и
индивидуальный подход врача в каждом конкретном случае.
Репродуктивная
тренировка. Комплексное
исследование
механизмов
и
терапевтической эффективности аутогенной тренировки послужило основанием для со
-
здания оригинальной методики, которая, с учетом основного реализующего приема, была
названа нами «репродуктивной тренировкой». Эта методика подробно описывается во
всех наших предыдущих изданиях [Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А., 1977;
Лобзин В. С, Беляев Г. С, Копылова И. А., 1978; Панов А. Г., Беляев Г. С, Лобзин В. С,
Копылова И. А., 1980] и является основой комплексной методики психофизиологической
и личностной саморегуляции, которая излагается в гл. 5 настоящего руководства.
Репродуктивная тренировка включает подготовительные психотерапевтические
мероприятия (изучениеличности больного и определение основных методов
психотерапевтического воздействия), предварительные упражнения (дыхательная
гимнастика, идеомоторные и релаксирующие тренировки мышечного аппарата) и
собственно обучающий курс аутогенной тренировки. Началу занятий во всех случаях
предшествует вводная беседа, целью которой является ознакомление больного или
психотерапевтической группы с методом аутогенной тренировки и создание атмосферы
оптимального внутригруппового взаимодействия. В процессе предварительного этапа у
пациентов вырабатывается определенный стереотип дыхательных движений, целе
-
направленно развивается способность к «оживлению» следовых (гаптических) образов,
формируются навыки волевого расслабления поперечнополосатой мускулатуры.
Значительное внимание уделяется управлению мимическими мышцами, как имеющими
довольно обширное корковое представительство (упражнения «маска удивления», «маска
гнева», «маска смеха», «маска трубача» и др.), а также управлению мышцами пальцев рук
и кисти.
Необходимо подчеркнуть очень важное значение тренированной релаксации мышц
лица, жевательных мышц и мышц кисти. При практическом проведении занятий с
больными мы считаем целесообразным продемонстрировать рисунок, иллюстрирующий
представительство движений в коре больших полушарий («го-мункулюс» Пенфилда). На
этом рисунке смещены все пропорции тела: огромная кисть и пальцы, огромное лицо.
Остальные части тела представлены скупо. -Здесь важно рассказать больным о
положительном влиянии не только общей релаксации, но и дифференцированного