Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3359

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 14. Изменение длительности вдоха (а) и выдоха (б) в процессе выполнения основных

аутогенных упражнений (по W. Luthe)

.

По оси абсцисс — время сеанса; по оси ординат —

длительность составляющих дыхательного цикла.

ровки, т. е. выполняться  перед  всеми  другими  в  сочетании

с

комплексом

«Успокоение». В  этом  случае  формулы  упражнений  несколько  видоизменяются, при

-

обретая структуру, характерную для отдельных фаз дыхательного цикла (табл. 4). В таком
виде  упражнение  может  оказывать  не  только  успокаивающее  и  преднастроечное, но  и
релаксирующее действие.

При  выполнении  комплекса «Дыхание», как  правило, не  отмечается  каких-либо

побочных  отрицательных  эффектов. Необходимо  лишь  отметить, что  нецелесообразно
переносить  дыхательные  упражнения  на  начало  тренировки  в  группе  лиц  с  легочной  и
бронхиальной  патологией, так  как  это  в  отдельных  случаях  может  провоцировать
нежелательные  явления (кашель, спазм  бронхов), более  редкие  при  выполнении  этого
упражнения на фоне аутогенного состояния (по-

Таблица 4

Сочетание отдельных фаз дыхательных упражнений и словесных формул комплекса «Успокоение»

Вдох

Пауза

Выдох

Я

Пассивная концентрация внима-

Спокоен

ния на первой части фразы или
называемой части тела, органа

Тело

То же

Спокойно

Мысли

»

Спокойны

Лицо

»

Спокойно

Дышу

»

»

Сердце

»

»

Живот

»

Спокоен

и т. д.

еле комплексов «Тяжесть» и «Тепло»). У части обучаемых (22 %), преимущественно

у  мужчин  с  выраженным  диафрагмальным  дыханием, после  выполнения  упражнений
появляется легкое чувство голода и повышение аппетита, сохраняющееся в течение 20 —


background image

40 мин  после  тренировки. Эти  явления, по-видимому, связаны  с  самомассажем  органов
желудочно-кишечного  тракта. Исходя  из  этого, нецелесообразна  пролонгация  этих
упражнений у лиц, страдающих гиперацидными и гиперсекреторными гастритами, и, на

-

оборот, они  показаны  при  анорексии, снижении  моторной  и  секреторной  функции
желудка и кишечника.

Упражнения, направленные на регуляцию частоты и ритма сердечных сокращений.

В процессе

освоения

6-го  упражнения, как  правило, более 50 % обучаемых  сообщают о  том, что они

начинают ощущать собственное сердцебиение. Это естественно, так как наблюдаемое при
аутогенном расслаблении снижение порогов проприоцепции и пассивная (тренированная)
концентрация  внимания  на  том  или  ином  органе  способствуют  появлению  таких
ощущений. Характерным  является  то, что при сопоставлении  жалоб  пациентов, которые
часто и являются причиной их обращения к психотерапевту, и отмечаемых в процессе 6-
го  упражнения «сердцебиений», «замираний  сердца», «чувства  давления  в  груди»
обнаруживается их практически полное совпадение. В тех же случаях, когда курируемое
заболевание не связано с сердечно-сосудистой системой, указанные явления встречаются
значительно реже. Таким образом, это еще раз подтверждает, что в состоянии аутогенного
расслабления  в  первую  очередь  начинают «сигналить» вовлеченные  в  болезненный
процесс  органы: на  фоне  общего  снижения  корковой  активности  патологические  очаги,
обладающие  до- и  субклинической  активностью, приобретают  характер  относительно
доминирующих. По  мере  освоения  аутогенных  упражнений  отмеченные  неприятные
ощущения  со  стороны  сердца  проходят, хотя  и  не  всегда  до  окончания  гетерогенного
обучающего курса. Мы, как и другие авторы, считаем, что если эти неприятные ощущения
не усиливают ипохондрической фиксации больных, они не являются противопоказанием к
продолжению занятий.

В  то  же  время  могут  иметь  место  случаи, когда 6-е  упражнение  целесообразно

исключить из общей схемы занятий. Приведем пример из наших наблюдений.

Больной Т., 33 лет, образование высшее, товаровед, женат, имеет одного ребенка. Обратился с жалобами на боли

в сердце, перебои, чувство замирания и т. п., которые появились год назад. В течение последних 6 мес ведет щадящий
образ жизни: бросил курить, избегает нагрузок и близости с женой. В беседе — сенситивен, озабочен своим состоянием,
движения замедленные, ищет защиты у врача, речь хорошо поставлена, свое состояние описывает скрупулезно, выявляя
все  новые  и  новые детали. Внешний вид — здорового  молодого  мужчины. При  клиническом  обследовании  и  на  ЭКГ
патологии не выявлено. При клинико-психологиче-ском обследовании — относительное повышение шкал 2 (75 Т) и 7
(73  Т)  MMPI.  В  анамнезе:  когда  пациенту  было  15  лет,  от  сердечного  приступа  в  возрасте  35  лет  умерла  его  мать.
Пациент отмечает, что он очень похож на мать, однако в беседе не высказывает бесспорно присутствующего вопроса: не
может  ли  он, унаследовав  внешность  матери, унаследовать  и  ее  судьбу. Диагноз: кардиофобический  синдром. С
больным проведен сеанс рациональной терапии, в процессе которого разъяснена роль психической травмы, связанной с
заболеванием и смертью матери, указано на роль патологического очага фиксации в памяти, который и обнаружил свою
активность при приближении пациента к 35 годам (возраст, в котором умерла мать). Отмечено, что имеющиеся у него
изменения  связаны  с нарушением  нервной регуляции, являются  функциональными  и, следовательно, обратимыми. (В
процессе  беседы  с  больным  ни  разу  не  были  употреблены  слова «страх», «невроз», и  диагноз  был «подан» как
«функциональное нарушение деятельности сердца».)

Уже в процессе обучающего курса аутогенной тренировки состояние больного прогрессивно улучшалось; через

2 нед снизились субъективные ощущения, тревога, повысилась активность (по шкале 7 MMPI — снижение на 6 Т, по
шкале 2 —на 4 Т). При  переходе  к 6-му  упражнению — резкое  обострение, выраженная  ипохондрическая  фиксация,
мысли о неизбежности смерти. Проведен еще один сеанс рациональной терапии; от гетерогенных тренировок пациент
был освобожден; завершение обучающего курса — в виде индивидуальных занятий, комплекс «Сердце» не применялся.
Специальные  упражнения  на  базе  аутогенной  тренировки (см. ниже): методы  десенсибилизации, отвлечения  и
самовоспитания в течение 2 нед амбулаторно, в последующем — самостоятельно. Выздоровление наступило через 8 нед
от начала лечения. При катамнестическом наблюдении в течение 3 лет рецидивов не было.

Из  этого  наблюдения  видно, что  уже  применение  обучающего  курса  требует

индивидуализации. При выполнении упражнений, направленных на овладение регуляцией
ритма  и  частоты  сердечной  деятельности, не  следует  рекомендовать (как  это  делается
некоторыми авторами) учиться мысленно вести подсчет сердцебиений.

Излишнее  внимание  к  сердечной  деятельности, утрачивающее  при  этом  характер

пассивной концентрации, может провоцировать ипохондрические явления и жалобы даже
у здоровых лиц. Здоровый человек не ощущает деятельность своего сердца, а при подоб

-


background image

ной модификации упражнения такие ощущения могут появляться и, сохраняясь некоторое
время  после  окончания  гетерогенных  тренировок, приводить  к  чувству  дискомфорта  и
тревоги.

Для  проверки  реализации  формул  самовнушения  и  повышения  эффективности

гетерогенного  обучающего  или  лечебного  курса  целесообразно  использовать  метод
«аутогенной  тренировки  с  обратной  связью» (biofeedback therapy зарубежных  авторов),
когда  пациенты  контролируют  изменение  частоты  сердечных  сокращений  при  помощи
пульсотахометров (аппараты «КТД», «Физиолог», различные «Полиграфы» и др.). Таким
образом, пациенты  или  обучаемые  получают  объективную  информацию  о  динамике
конкретного  физиологического  показателя, однако  эта  информация  никак  не  связана  со
снижением  порогов  проприоцепции  и  излишней  фиксацией  на  состоянии  внутренних
органов. В  большинстве  случаев  применение  обратной  связи  способствует  более
быстрому  усвоению  упражнения  в  процессе  обучающего  курса, индивидуализации
используемых  приемов  и  более  эффективной  реализации  терапевтического  воздействия,
особенно  при  тахикардическом  синдроме, так  как  позволяет  фиксировать  малейшие
позитивные  изменения. Эту  роль  обратной  связи  очень  образно  характеризует J. Hasset
(1981): «Обратная связь, доставляющая информацию

о  малых  изменениях, обычно  более  эффективна, чем  информация  о  крупных

сдвигах. Если вы узнаете о том, что чересчур растолстели, только тогда, когда вам станут
узки все ваши туалеты, это будет не лучший способ самоконтроля. И если единственным
стимулом  для  соблюдения  диеты будет надежда на  то, что  через  полгода на  вас  налезут
ваши  любимые  брюки,  вы  скорее  всего  так  долго  не  выдержите.  Если  же  вы  будете
ежедневно становиться на весы, то, узнав, например, что ваша масса тела со вчерашнего
дня  уменьшилась  со 113 до 111 кг, вам, вероятно, легче  будет  ограничиться  сегодня
черным кофе и ломтиком хлеба без масла»

41

.

Среднее  замедление  частоты  сердечных  сокращений  в  процессе  гетерогенных

занятий  к  концу  обучающего  курса  составляет  10  —12%  от  исходного  (до  начала
тренировки). Этот показатель управляемого замедления частоты сердечной деятельности
использовался нами как критерий эффективности усвоения аутогенных упражнений. Если
замедление пульса на 10 % от исходного достигается уже к 8-му занятию (до начала 6-го
упражнения), это  является  свидетельством  весьма  успешного  усвоения  метода
конкретным обучаемым. Однако 10—12% — это лишь критерий эффективности усвоения
аутогенных  упражнений. В  процессе  систематических  занятий  без  специальной
направленности на «эстрадные» эффекты частота сердечных сокращений снижается на 15
— 19, а в случае применения обратной связи — на 15 — 25 % в процессе гетерогенных
занятий и на 8 — 10% вне последних (рис. 15).

41

В  целом, имея  достаточный  опыт  психологического  и  клинико-психологического  тестирования, мы  считаем, что

тесты, хотя I и  являются  в  ряде  случаев  довольно  удобным  и  необходимым  инструментом, но  не  привносят
принципиально нового, по сравнению I с тем, что можно получить в процессе обычного наблюдения и беседы.


background image

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

При  сюжетной  сенсорной  репродукции, которая [в  качестве  одного  из  основных

элементов  входит  в  рекомендуемые  нами  приемы (методы  самовоспитания,
[идеомоторной  тренировки, отвлечения  и  др., см. гл. 1б), существенное  значение  имеет
цвет  или  окраска  вырываемых  образов. Известно, что  у  каждого  человека  имеется  свое
более  или  менее  отчетливое  отношение  к  тому  или  иному  цвету  и  их  различным
сочетаниям, что  позволило  использовать  цветовые  предпочтения  в  качестве
диагностических  методов. Нашим  сотрудником  С. В. Чермяниным  в 1982 г. была
предложена  методика «Контрасты», в  основе  которой  лежат  предпочтения  сочетаний
различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное
состояние, а  также  некоторые «базисные» (свойства  обследуемых. Получаемые  с
помощью  методики «Контрасты» показатели  достоверно  и  разнонаправленно
коррелируют  с  тревожностью, стрессо-устойчивостью, некоторыми  вегетативными
индексами  и  показателями  межличностного  восприятия. Склонность  к  тому  или  иному
цвету  или  сочетанию  цветов  может  существенно  меняться  под  воздействием  самых
различных  факторов, в  то  же  время  у  каждой  личности  имеются  устойчивые
предпочтения, составляющие «личную  цветовую  шкалу» как  одно  из  проявлений
индивидуальности.

В  плане  диагностики  существенное  значение  имеет  отношение  к  тем  или  иным

цветам  самих  пациентов, информацию  о  котором  можно  получить  не  только  путем
тестирования  или  расспроса, но  и  наблюдения (цвет  костюма, галстука  и  т. д.). В
отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер)
цвета  могут  оказывать  такое  же  сильное  воздействие, как  и  слова (например, портрет
близ-I кого человека в черном обрамлении).

При  гетерогенных  занятиях  и  заданиях  на  дом  по I аутогенной  сенсорной

репродукции используемые

Таблица 5

Воздействие цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного

образапри аутогенной тренировке

Локализация

Цвет

вверху

боковые поверхно-
сти или перспектива

внизу

Красный Возбуждает,

мобилизует, ока-
зывает эротоген-
ное воздействие

Возбуждает

Воспринимается
неестественно, мо-
жет «обжигать»

Розовый Ощущение лег-

кости, счастья

Чувство нежности Часто ассоции-

руется с обоня-
тельными ощуще-
ниями

Оран-
жевый

Способствует
концентрации
внимания

Ощущение тепла,
способствует
релаксации

Эффект «при-
поднятости» и
тепла, иногда
воспри-
нимается неестест-
венно

Желтый Вызывает при-

ятные ощущения
разрядки, отвле-
чения, способст-

Возбуждает,
может вызывать
неприятные ощу-
щения

Эффект припод-
нятости, иногда
парения

вует релаксации

Зеленый Воспринимается

неестественно

Успокаивает

Успокаивает,
«охлаждает», мо-
жет оказывать
снотворное дей-
ствие

Голубой Ощущение лег-

кости, способст-
вует релаксации

«Охлаждает»,
вызывает отчуж-
дение

«Охлаждает»
(более выраженно,
чем зеленый)


background image

Синий

Вызывает тре-
вожность, беспо-
койство

Отчуждение в
группе и в отно-
шениях «врач —
пациент»

Тревога, «холод»,
ощущение бездны

Корич-
невый

Чувство тяжести,
давления (для
усиления чувства
тяжести
использовать не
рекомендуется)

Угнетает, уси-
ливает ипохонд-
рическую настро-
енность

Ощущение уве-
ренности, твердо-
сти

образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные

рекомендации. При  отсутствии  таких  рекомендаций  пациенты «окрашивают» образы
самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций
Г. Филинга  и  К. Ауэра  и  собственного  опыта  нами  предлагается  использовать  данные о
психоэмоциональном воздействии цвета, приведенные в табл. 5.

С  учетом  клинико-психологической  направленности  сюжетная  развертка

седативного  характера, используемая  в  процессе  групповых  занятий, приобретает
следующий  вид (используется  на  фоне  состояния  релаксации): «Представьте  себе  как
можно  ярче — теплый  летний  день..., голубое-голубое  небо..., неяркое  летнее  солнце...,
слегка  розовеющие  по  краям  облака... Вы  стоите  на  ровном  бескрайнем  поле..., теплой
коричневой земли почти не видно — повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно
ярче  представьте — зеленая-зеленая, до  самого  горизонта..., невдалеке  от  Вас  зеленеет
лес...,  сквозь  зелень  под  ногами  видны  белые  и  розовые  цветы...»  и  т.  д.  Аналогичные
рекомендации  даются  в  заданиях  на  сенсорную  репродукцию  при  самостоятельных
занятиях и при использовании метода внушенных сновидений (см. ниже).

В  ряде  случаев  важно  обратить  внимание  пациентов  на  целесообразность

сознательного  выбора  цвета  одежды (рубашки, платья, костюма, галстука  и  т. д.) в
зависимости  от  необходимости  моделировать  то  или  иное  настроение. Художественно
одаренные  личности, тонко  и  чутко  воспринимающие  окружающий  мир, нередко
прибегают  к  подобным  приемам. Так, известный  автор  детективных  романов — Жорж
Симе-нон, — по  его  признанию, для  повышения  работоспособности  часто  надевал  по
утрам  красную  пижаму.  Красный  цвет  оказывал  на  него  сильное  мобилизующее
воздействие: «Мне  нередко случалось, не вылезая  из красной пижамы, писать вот  таким
образом по шесть-семь рассказов в день (!)»

Известно  также, что  еще  В. М. Бехтерев  использовал  цвет  в  целях  усиления

психотерапевтического  воздействия  на  эмоциональное  состояние  своих  пациентов. В
клинике  нервных  болезней  Военно-медицинской  академии  до  сих  пор  сохранилась
комната, где  В. М. Бехтерев  проводил  сеансы  психотерапии. В  этой  комнате  есть
выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета.

У  больных  в  состоянии  депрессии  намного  улучшалось  настроение, если

психотерапия  проводилась  при  красном  свете  и, наоборот, синий  свет  благотворно
действовал при возбуждении.

При  всех  спорах  о  различиях  в  действии  того  или  иного  конкретного  цвета  на

эмоциональное  состояние  человека  имеются  общие  закономерности: длинноволновая
часть  видимого  спектра (наибольшая  длина  волны — у  красного  цвета, затем  у
оранжевого  и  желтого  и  т. д.) действует  возбуждающе (мобилизует, стимулирует), а
коротковолновая (начиная  с .голубого цвета) — успокаивает  или  угнетает. Эти сведения
также  целесообразно  сообщать  пациентам  и  рекомендовать  им  учиться  самостоятельно
подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Применение  музыки  как  одной  из  разновидностей  эстетотерапии  нашло  особенно

широкое  использование  в  сочетании  с  аутогенной  тренировкой. В 1973 г. Апрелевский
завод грампластинок выпустил  специальные записи «Мелодии  спокойного сна. Аутоген

-