Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3375

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

обучаемые (особенно  в  группах  здоровых  лиц) в  процессе  первых  занятий  склонны
«наблюдать» за своими товарищами, что неизбежно замечается последними и вызывает у
них  негативную  реакцию. Классическая  поза  в  значительной  мере  устраняет  эти
осложнения; кроме этого, поза со склоненной головой и взглядом «в себя» имеет и само

-

стоятельное психотерапевтическое значение.

Не  стоит  давать  обучаемым  каких-либо  указаний  о  необходимости  сохранения

неподвижности во время тренировок, так как, во-первых, это может вызвать негативизм и
прямо  противоположную  реакцию, а, во-вторых, начиная  со 2 —3-го  занятия, все
пациенты  всегда  сидят (или  лежат) совершенно  неподвижно  на  протяжении  всей
тренировки (иногда  до 30 мин, если  тренировка  специально  пролонгируется), не
испытывая при этом никаких неудобств или ощущений вынужденности позы. Этот факт
на 3—4-м  занятии  целесообразно  подчеркнуть  обучаемым  и  объяснить  его  особым
состоянием  аутогенного  расслабления, которое  создает  максимально  благоприятные
условия  для  полноценного  отдыха. Иногда  помехой  первых  занятий  становится
подкашливание, высокая  взаимоиндукция  которого  хорошо  известна. В  этих  случаях
лучше  деликатно (коснувшись  плеча  и  жестом  мягко  предложив  оставить  помещение)
удалить «индуктора», чем  пытаться  сохранить  занятие, предлагая  обучаемым
"откашляться" и т. п. Всего на курс предусматривается 12 гетерогенных занятий. Однако
при  практическом [применении  метода  возможны  некоторые  вариации  в  сторону
увеличения — до 15 — 16 занятий, но, как правило, не более этого.

Вряд ли  можно считать целесообразным  длительное проведение обучающего курса

при его безуспешности. Описываемый Шульцем  случай  с медицинской  сестрой, которая
освоила  первое  упражнение  только  после  двух  лет  систематических  тренировок, хотя  и
служит  примером  настойчивости  пациента  и  терпе-ливости врача, является  казуистикой.
В  то  же  время  следует  помнить, что  освоить  аутогенные  упражнения  могут  не  все. По
нашим  данным, до 2 — 3% «отсева» из  психотерапевтических  групп  связано  именно  с
этой  причиной. Неудачи  могут  быть  связаны  как  с  исходно  неверной  установкой  на
занятия, так  и  со  специфическим  складом  психики  конкретной  личности, при  котором
формируются  два  разнонаправленных  мотива: с  одной  стороны, желание  овладеть
методом  и, с  другой — непреодолимое  противодействие  гетеро- и  аутогенному
воздействию. Систематические исследования этой феноменологии еще не проведены. Во
всяком  случае, опыт  показывает, что  если  пациент  при  повторном  обучающем  курсе
аутотренинга  не  добился  успеха, целесообразно  избрать  другой  метод  психотерапевти

-

ческого  воздействия. Освоение  каждого  последующего  этапа (см. схему 3) в  группе
следует начинать лишь после усвоения предшествующих упражнений. В первую очередь
и в наибольшей степени это касается упражнений первого этапа («релаксация» и «тепло»),
которые являются основой всей системы аутогенной тренировки. Как правило, именно за
счет увеличения количества занятий первого этапа происходит удлинение всего курса.

Естественным является вопрос — как определить, усвоено упражнение группой или

нет? В связи с тем, что применение обратной связи и даже простая регистрация, например,
температуры кисти в процессе обучающего курса по объективным причинам ограничены
(для этого понадобилось бы, как минимум, 8 — 10 чувствительных электротермометров),
мы рекомендуем

Таблица 3.

Квалиметрическая шкала субъективных оценок ощущений тяжести и тепла

Баллы

Шкала субъективной
оценки ощущений
тяжести

Баллы

Шкала субъективной
оценки ощущений тепла

1

Какие-либо особые
ощущения в процессе
занятий от-
сутствовали

1

Какие-либо особые
ощущения в процессе
занятий отсутство-
вали

2

Были какие-то не-
ясные ощущения, не
поддающиеся какой-
либо определенной

2

Были какие-то не-
ясные ощущения, не
поддающиеся какой-
либо определенной


background image

характеристике

характеристике

3

Ощущение некоторой
скованности или
потяжеления кисти,
даже если оно было
кратковременным

3

Ощущение легкого
«покалывания», «зу-
да» или потепления
кисти любой локали-
зации, даже если оно
было кратковремен-
ным

4

Периодически воз-
никающее ощущение
потяжеления кисти

4

Периодически воз-
никающее ощущение,
характеризуемое как
тепло

5

Незначительное
потяжеление кисти,
преимущественно в
конце занятия

5

Слабое ощущение
тепла, наступающее в
конце занятия

6

Заметное потяже-
ление кисти на про-
тяжении большей ча-
сти занятия

6

Заметное ощущение
тепла на протяжении
большей части
занятия

7

Ощутимое потя-
желение кисти на
протяжении всего за-
нятия, иррадиация
или генерализация

7

Ощутимое потепле-
ние кисти на протя-
жении всего занятия,
иррадиация или гене-
рализация

8

Выраженное ощу-
щение тяжести, гене-
рализация

8

Выраженное ощу-
щение тепла, генера-
лизация

9

Выраженное ощу-
щение тяжести с
явлениями спонтан-
ной генерализации

9

Выраженное ощу-
щение тепла с явле-
ниями спонтанной ге-
нерализации

10

Легко вызываемое
самостоятельно ощу-
щение тяжести с яв-
лениями спонтанной
генерализации

10

Легко вызываемое
самостоятельно ощу-
щение тепла с явле-
ниями спонтанной ге-
нерализации

использовать 10-балльную квалиметрическую шкалу субъективных оценок (табл. 3)

и  на  основании  их  усреднения  вести  график  динамики  усвоения  упражнений  в  группе
(рис. 13). Эти рекомендации обоснованы собственным опытом и литературными данными,
которые  свидетельствуют, что  человек  в  состоянии  устанавливать  количественные


background image

отношения  между  субъективными  ощущениями  и  переживаниями  без  большой
систематической  ошибки (А. И. Белов, I. Ekman). В  целом, если  усредненная  оценка  в
группе  достигает 5 баллов, можно  считать  упражнение  освоенным, невзирая  на  часто
довольно значительные пределы колебаний.

Широкие  словесные  формулы  суггестивного  характера  способствуют  появлению

ожидаемых эффектов уже после первых двух занятий у 50 % обучаемых. Однако не стоит
увлекаться суггестированием, чтобы не нарушить систему этапной активации пациентов.
Задача  первого  этапа  в  значительной  степени определяется  необходимостью  ознакомить
обучаемых  с  теми  специфическими  ощущениями, на  достижение  которых  на-правлены
гетерогенные  тренировки. Даже  минимальные  знания  об  ощущениях, которые  нужно
обрести, и  состоянии, которого  необходимо  достигнуть, значительно  повышают
результативность  обучающего  курса. И  в  этом  смысле, бесспорно, лучше  один  раз
испытать, чем много раз услышать.

Основные  словесные  формулы, как  уже  отмечалось, необходимо  излагать  в

спокойной  форме; суггестивное подкрепление также дается спокойным, лишь  несколько
пониженным тоном. Рекомендуемая некоторыми авторами (А. М. Свядощ, А. С. Ромен, Т.
Л. Бортник) повелительная, императивная  форма  самовнушений, сближающая  характер
воздействия  с  гипнотическим, часто  вызывает  внутреннее  сопротивление  и  даже
откровенный  негативизм  у  отдельных  членов  группы. Во  вводной  лекции  необходимо
предупредить  обучаемых, чтобы  они  избегали  излишней  концентрации  внимания.
Самовнушения не нужно «вбивать» в себя, как нелюбимое стихотворение; им, как пишет
Шульц, нужно «предаться». Наш  собственный  опыт  подтверждает  справедливость  этого
положения. Можно  еще  раз  напомнить  выражение  Э. Куэ, который, несмотря  на
высказываемую  в  его  адрес  справедливую  критику, бесспорно, бьш  чрезвычайно
наблюдательным  и  талантливым  психотерапевтом: «Если  некоторые  не  добиваются
удовлетворительного  результата  с  помощью  самовнушения, это  или  потому, что  не
доверяют  себе, или, чаще, потому, что  совершают  усилия. Чтобы  добиться  результата,
совершенно  необходимо  отсутствие  усилий, ибо  они  предполагают  участие  воли, в  то
время  как  именно  она  должна  остаться  в  стороне». В  лекции  М. Е. Бурно (1975)
приводится перевод строфы из стихотворения Р. Рильке, которую Шульц использовал для
разъяснения  того, что  должен  делать  и  чувствовать  пациент  в  процессе  сеанса
аутотренинга:

Он должен, уподобясь птицам, Что камнем падают из стай, Своею тяжестью упиться, Покой бескрайний телу дать.

Н. Lindemann (1980), обосновывая  роль  пассивной  концентрации  внимания  и

отмечая  отрицательные  эффекты  волевых  усилий, приводит  результаты  эксперимента,
проведенного японскими специалистами:

«...Испытуемых  попросили  активно, с  максимальным  волевым  усилием  пожелать:

«Я  хочу во что бы то ни стало, чтобы мои руки стали теплыми». Результат был именно
тот, которого  ожидали  экспериментаторы : произошло  сужение  сосудов  рук  и  было
зарегистрировано снижение их температуры».

В  комплексную  методику  перед  упражнениями, направленными  на  достижение

релаксации, нами  введена  расширенная  формула  покоя. Это  вызвано  тем, что  в
большинстве  случаев  обучаемые  просят  после  принятия  исходной  позы  дать  им  время
«настроиться» на  занятие. Таким  образом, на  начальных  этапах  формулы  успокоения
выполняют роль подготовительных (преднастроечных) упражнений, а, закрепляясь в про

-

цессе  систематических  упражнений, приобретают  самостоятельное  значение, и
практически  во  всех  случаях  ключевая  формула «Я  совершенно  спокоен» входит  в
индивидуальные варианты, формулируемые самими пациентами.

 Релаксирующие  упражнения. После  выполнения  упражнений, направленных  на

общее  успокоение, выполняется  вторая  часть  занятия — упражнения (тренировка) в
мышечной релаксации. Комплексная методика предусматривает два основных варианта 2-
го упражнения, а также их комбинированное или сочетанное применение.


background image

 Вариант  а) — самовнушение  ощущений  тяжести. Упражнение  выполняется  в

соответствии  со  схемой  и  не  требует  каких-либо  дополнительных  инструкций
относительно  методики  проведения  занятий. Однако  необходимо  отметить  возможность
появления  у  обучаемых  некоторых  неспецифических  и  в  то  же  время  характерных
ощущений, которые I. Schultz называл «аутогенными разрядами». Так, например, одновре

-

менно  с  ощущениями  тяжести  иногда  возникает  субъективное  впечатление  увеличения
размеров  кисти  или  всей  руки, ощущение  слияния  тяжелой  кисти  с подлокотниками
кресла или реакция «отчуждения», когда конечности кажутся пациенту более не принад

-

лежащими  ему. В  других  случаях  возникают  ощущения  тянущего  характера  в  мышцах
или  ощущения  их  вибрации, подергивания, зуда  и  т. п. Некоторые  авторы  отмечают
возможность  временной  глухоты. Мы  также  наблюдали  подобное  явление, однако  не
склонны  квалифицировать  его  как  глухоту — скорееэто  обычное  следствие  изменения
чувствительности  анализаторов, сопутствующее  фазовым  состояниям  в  коре  головного
мозга. Сюда же относятся и отме-. чаемые некоторыми пациентами вспышки или мерца

-

ния, возникающие в зрительном анализаторе при закрытых глазах, временная сухость во
рту  или  повышенная  саливация.  Подобных  форм  «аутогенных  разрядов»  огромное
множество. У  каждого  второго  пациента  они  приобретают  индивидуальный  оттенок  и
индивидуальную интерпретацию. Самой главной особенностью этих ощущений является
то, что они, появляясь на 4 —6-м занятии, быстро и бесследно проходят при регулярных
(ауто- и гетерогенных) тренировках, полностью исчезая к 8 —10-му занятию. Исключение
составляют  лишь  ощущения «невесомости» или «парения» собственного  тела,
усиливающиеся  и  целенаправленно  вызываемые  пациентами  в  процессе  тренировок  в
мышечной релаксации.

Для  исключения  внушенных  эффектов  не  следует  предупреждать  пациентов  о

возможных  вариантах «аутогенных  разрядов». В  тех  случаях, когда  они  появляются,
необходимо  объяснить, что  они  представляют  собой  специфические  проявления
релаксации, не опасны и полностью безвредны. Трактуя эти явления с психосоматических
позиций, некоторые  исследователи  объясняют  их  как «процесс  разрядки  перенапря

-

женных областей мозга».

В  качестве  особой  формы «аутогенных  разрядов» следует  выделить  мышечные

спазмы, так как они иногда требуют активного вмешательства руководителя тренировок.
В  1980  г.  Е.  С.  Подольский  рассказал

37

нам  о  случае  развития  приступа  эпилепсии  в

процессе  выполнения 2-го  упражнения. При  клиническом  обследовании  больного,
проведенном  в  одном  из  центральных  специализированных  лечебных  учреждений,
диагноз был подтвержден и, как оказалось, отдельные симптомы заболевания имели место
и  до  развития  манифестных  проявлений.  Таким  образом,  в  данном  случае  аутогенная
тренировка сыграла роль «диагностического сита» для пациента, который собирался стать
летчиком и  уже  учился в  летном вузе. Несмотря на  то, что  это  единственный  известный
нам случай, о нем, конечно же, не стоит забывать.

По  нашим  данным, после  упражнений, направленных  на  вызывание  мышечной

тяжести, у 36% обучаемых  в  течение  некоторого  времени  сохраняется  ощущение
скованности и некоторое (не более 0,02 с) замедление скорости сенсомоторных реакций.
А. В. Алексеев (1978) отмечает развитие гипнотического сна под влиянием самовнушения
ощущений  тяжести  у  высококвалифицированных  спортсменов  с  сильно  развитой  и
хорошо  тренированной  мускулатурой. «Многие  спортсмены  настолько  отяжелели, —
пишет  автор, — что  пришлось  специальными  способами  возвращать  их  в  бодрое
состояние». Т. Л. Бортник  сообщалось, что  в  некоторых  случаях  при  самовнушении
чувства тяжести увеличивается частота сердечных сокращений и частота дыхания; на ЭЭГ
отмечается  уменьшение  синхронизации  биоэлектрической  активности  и  увеличение
пароксизмальных  разрядов. В  связи  с  приведенными  данными  следует  признать, что  в

37

Личное сообщение.


background image

ряде  случаев  достижение  релаксации  с  помощью  самовнушений  тяжести  является
противопоказанным, в  частности  при  эпилепсии (действенность  аутогенной  тренировки
при которой вообще сомнительна), склонности к судорожным состояниям, при некоторых
формах  коронарной  патологии, а  также  в  случаях  профилактического  применения  в
процессе  деятельности  у  некоторых  специалистов  сенсомоторного  профиля (например,
летчиков) и спортсменов атлетических видов спорта.

Вариант  б) — идеомоторные  релаксирующие  упражнения

38

. Упражнения  также

выполняются в соответствии со схемой. Врачом поочередно называются основные группы
мышц (сверху вниз), и обучаемым предлагается вначале «сосредоточиться на них (перене

-

сти  на  них «внутренний  взор»), прочувствовать  остаточное  напряжение  и  расслабить».
Эта  инструкция  дается  во  вводной  лекции, повторять  фразу «сосредоточиться —
прочувствовать  —  расслабить»  для  каждой  группы  мышц,  как  это  рекомендуют
некоторые  авторы, мы  считаем  нецелесообразным. В  соответствии с  методикой  два
первых элемента выполняются на вдохе, а расслабление — вместе с выдохом. Во время
вдоха  происходит  активация  ретикулярной  формации, что, по-видимому, несколько
снижает пороги ряда анализаторов и усиливает проприоцепцию. Импульсы, исходящие из
дыхательного  центра, вызывают  некоторое  повышение  тонуса  нервной  и  мышечной
системы. Выдох  сопровождается  противоположными  явлениями. Таким  образом, фаза
вдоха является  мобилизующей, а фаза  выдоха — успокаивающей, что  подчеркивалось  и
другими авторами (X. Клейнзорге). Такая методика релаксирующих упражнений является
в  известной  мере  цредуготавливающей  к  упражнениям  по  регуляции  ритма  дыхания. В
формулах  суггестивного  подкрепления  к  релаксирующим  упражнениям  дается  наиболее
общая  информация  о  проприоцептивных  ощущениях, которые  появляются  при
расслаблении  отдельных  групп  мышц. Учитывая  то, что  эти  ощущения  связаны  с
двигательной  сферой, но  практически  не  имеют  каких-либо  заметных  моторных
компонентов, в  суггестивное  подкрепление  вводится  фраза «как  бы» (например,
«сомкнутые веки как бы слегка поднимаются  вверх», «брови как бы расходятся в сторо

-

ны» и т. д.).

Суггестивное подкрепление к словесным формулам, направленным на расслабление

мышц  кистей  и  стоп, не  дается, так  как  ощущения  их  релаксации обычно  возникают  не
ранее 3-й  недели (7 —8-го  занятия) систематических  упражнений, носят  выраженный
индивидуальный  характер  и  трудно  поддаются  общему  словесному  описанию. Так,
например, у  одних  обучаемых  расслабление  мышц  кисти  сопровождалось  ощущением
легкого  сгибания  пальцев  и «сжимания» всей  кисти; у  других,— наоборот, возникало
ощущение «распухания» кисти.

Таким  образом, вариант  б) имеет  существенные  отличия  от  варианта  а). В  первом

случае ощущение тяжести (и, соответственно, релаксация) вначале вызывается в мышцах
рук, во втором — релаксация начинается с крупных мышц. Если ощущение тяжести легче
реализуется 

в 

мышцах 

кисти, имеющих 

достаточно 

обширное 

корковое

представительство, то  идеомоторные  релаксирующие  упражнения  являются  более
эффективными  для  крупных  мышц, ощущение  расслабления  и  напряжения  которых
хорошо  знакомо  обучаемым  и  легко  достигается  путем  произвольной  регуляции.  Чтобы
пациенты лучше представляла (или вспомнили) различия между состояниями напряжения
в  расслабления, можно  провести  перед  началом  аутогенных  тренировок  короткий  курс
прогрессирующей  релаксации  по  Джейкобсону, однако  обычно  бывает  достаточно  и
нескольких напряжений и расслаблений мышц плечевого пояса и бедра.

В процессе идеомоторных релаксирующих упражнений можно использовать прием,

рекомендованный А. В. Алексеевым (1978). Все мышцы тела при этом условно делятся на

38

Заметим, что рекомендуемые А. В. Алексеевым (1978) вслед за Джейкобсоном релаксирующие упражнения, в основе

которых лежит последовательное напряжение и расслабление мышц, утомительны для больных и, как показывает наш
опыт, не всегда встречают положительный прием в группах здоровых лиц, поэтому  указанный вариант, по-видимому,
наиболее адекватен лишь применительно к спортивной практике.