ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3444
Скачиваний: 98
ная тренировка», подготовленные В. Я. Ткаченко, которые быстро разошлись, хотя, по
нашему мнению, текст занятий и их исполнение весьма далеки от совершенства.
Эстетическое восприятие, основанное на способности переживать различные
явления действительности как прекрасные или возвышенные, пока мало изучено. Лишь
последние работы, в которых музыкальные и художественные произведения
анализируются на основе информационного подхода [Орлов Ю. К., 1980; Голицын Г. А.,
1980], слегка приподнимают существовавшую веками завесу таинственности. В
частности, работы приведенных выше авторов показали, что построение большинства
произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая,
конечно же, не осознавалась гениями искусства в момент творения. В частности, речь
идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая
музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно
разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой, по нашему мнению,
лежат все те же механизмы «опережающего отражения», когда каждый новый стимул не
только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным
развитием музыкальной фразы и создает то прекрасное чувство удовлетворения, обычно
характеризуемое как эстетическое восприятие. Музыкальное произведение, полностью
состоящее из неожиданностей («какофония»), так же, как и бесконечно тянущаяся одна
нота, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к
психическим нарушениям. Конечно же, приведенными выше эффектами не исчерпы
-
вается все воздействие музыки на психику — существенное значение имеют культурные
установки и социализация восприятия.
Нами уже отмечалось, что между «вижу», «слышу» и «чувствую» разница является
весьма условной, а привычное деление на субъективное и объективное также отчасти
субъективно. Воздействие музыки на психику, вне сомнения, можно считать объективным
психическим феноменом, о котором никогда не следует забывать в процессе
психотерапии.
Применение музыкального сопровождения занятий, как показали наши
исследования, существенно повышает эффективность гетеротренинга. Подбор произве
-
дений всегда индивидуален и должен соответствовать личным установкам врача как
руководителя занятий, стилю и методике их проведения. Слияние формул самовнушения
и музыкальных фраз в единое целое или, что бывает чаще, «наслоение» формул самовну
-
шения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому руководитель
тренировки должен тонко чувствовать музыкальное произведение, чтобы не уподобиться
неумелому танцору, которому никак не удается «попасть в такт».
В процессе сеансов гетеротренинга (за исключением комплекса «Мобилизация»)
музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая задающих
формул и шепотного подтекста. Особое значение подбор произведений приобретает при
моделировании настроения. Мы не рекомендуем использовать для этого модные шлягеры
или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длительное и универсальное
эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические
произведения (в частности, мы использовали произведения П. И. Чайковского, С. В.
Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена).Одним из наиболее
выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и
кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с
физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и
целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда
глубоко индивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произведения и темпу
его исполнения соответствуют вполне определенные субъективные ассоциации или
переживания. В процессе психотерапии обычно используются музыкальные
произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной
окраски и художественного выражения той или иной музыкальной формы могут
ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествовательным или умиротворяющим
воздействием. Естественно, что использование произведений, усиливающих или
вызывающих ощущения тоски или скорби, в процессе психотерапевтических сеансов
нежелательно.
Предложенное В. Леви описание психотерапевтического воздействия музыки в
континууме «удовольствие — неудовольствие» далеко не исчерпывает всех вариантов ее
эмоционально-психологического воздействия. По нашему мнению, глубокое влияние на
психоэмоциональное состояние человека музыка приобретает прежде всего в силу
субъективной значимости и ее смысловой, также глубоко индивидуальной, ин
-
терпретации, тесно связанной с прежним опытом и всем тем, что вкладывается в понятие
«личностный смысл». В значительной степени подобное мнение ранее высказывалось
музыковедом В. В. Медушевским (1976), выдвинувшим гипотезу о художественном мо
-
делировании эмоций в музыке, который считает, что ассоциативные связи при восприятии
музыкальных произведений формируются в рамках индивидуального опыта и
культуральных традиций.
Исследования
по
воздействию
музыки
на
состояние
человека
пока
немногочисленны. В отдельных работах было показано, что любители музыки и
музыканты-профессионалы по ряду психологических показателей отличаются от людей,
характеризующих себя как «равнодушных» к этому виду искусства. Эти отличия, в
частности, проявляются в большей гибкости мышления, богатстве воображения, более
выраженной сенси-тивности и склонности к невротическим реакциям, а также в более
низкой моральной нормативности [Сыроежина Ю. И., 1984]. Приведенные данные могут
иметь определенное диагностическое значение. Другими авторами отмечалось, что
сочетанное или изолированное применение музыкотерапии при лечении знатоков этого
вида искусства и профессионалов не всегда оказывает позитивное влияние, так как они
склонны к критическому анализу исполнения и фиксации на форме музыкального
произведения [Вейсова 3. А., 1983]. По-видимому, эти данные также следует учитывать
при формировании психотерапевтических групп. В целом же следует согласиться со
специалистами в области спортивного аутотренинга Е. И. Смаглием и Е. П. Щербаковым
(1982), что «глубокого теоретического обоснования музыкотерапии пока нет». Бесспорно,
был прав и Р. Вгоса, когда писал: «Всякое безвредное средство, оказавшееся успешным
хотя бы однажды, заслуживает изучения». В полной мере это относится и к
музыкотерапии.
Нами приведены наиболее общая схема и последовательность усвоения основных
(базисных) упражнений аутогенной тренировки, которые могут широко варьировать при
практическом использовании метода квалифицированным специалистом. Наши
наблюдения убеждают в том, что не следует проводить занятия по заранее написанному
тексту, разве что иметь его под рукой при отсутствии достаточного опыта работы. При
проведении гетерогенных тренировок врач должен выполнять упражнения совместно с
обучаемыми, постоянно чувствуя аудиторию, сверяясь со своими ощущениями, при
необходимости усиливая суггестивное воздействие или, наоборот, применяя методы ак
-
тивизации обучаемых. Таким образом, каждое занятие становится в известной степени
творческим актом, а продуктивность обучения в значительной мере зависит от
взаимодействия обучающего врача с аудиторией. Личность врача имеет самостоятельное
значение в эффективности обучения и практического применения метода. К сожалению,
личность психотерапевта как специфическая категория пока мало исследована.И только
субъективный опыт, интегрируя восприятие выражения лица и глаз, манеры держаться,
тембра голоса, построения речи и общего впечатления, которое производится на
окружающих, с некоторой вероятностью позволяет сказать — получится или не получится
из конкретного врача хороший психотерапевт.
Несмотря на уже достаточно длительную историю медицинского применения,
внушаемость человека и ее феномены все еще нередко воспринимаются почти на
средневековом уровне, а личность психотерапевта порой ассоциируется с неким факиром
или фокусником. Даже среди врачей иногда возникает такой диалог: «Я слышал, ты
занимаешься гипнозом? Загипнотизируй меня». Такая просьба столь же нелепа, как,
скажем, обращение вполне здорового коллеги к хирургу: «Я слышал, ты занимаешься
хирургией сердца? Прооперируй меня». От подобной, мягко говоря, психотера
-
певтической необразованности нередко проистекает недоверие к терапии внушением и
порой неуважение или суеверный страх по отношению к психотерапевту. Возможно, наш
пример с хирургом кому-то покажется неубедительным. Возьмем более простой случай.
Если у вас никогда не болела голова — как можно убедить вас, что тот или иной препарат
при головной боли для вас наиболее эффективен или что он вообще как-либо действует?
И даже, если вы примете препарат, он вам «не поможет», потому что не от чего помогать.
Так же и внушение применимо и эффективно там и в тех случаях, когда оно нужно,
необходимо.
Обращаясь к вопросу о внушаемости, самовнушаемости и гипнабельности,
необходимо сказать, что мы ни разу не встретились с отсутствием эффекта или полной
рефрактерностью к лечебному внушению в тех случаях, когда оно было показано, а
побуждением к применению психотерапевтических методов были не «эстрадные»
эффекты, а активное стремление врача и больного к выздоровлению или облегчению
страданий последнего.
При работе со здоровыми лицами очень часто приходится отвечать на вопрос:
«Можно ли самостоятельно овладеть приемами аутотренинга?» На этот вопрос, конечно,
нужно отвечать утвердительно: «Да, можно, как можно самостоятельно изучить ино
-
странный язык или, скажем, овладеть приемами каратэ». Однако многим ли это удается?
Участие во всех указанных занятиях преподавателя, тренера или врача — вот гарантия и
залог успеха. Применение же аутогенной тренировки у больных, в том числе и обуча
-
ющий курс, по нашему мнению, может проводиться только врачом.
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Систематические занятия аутотренингом, представляя по своей еути тренировку
основных нейрорегуляторных психофизиологических механизмов, в ряде случаев
оказывают самостоятельное позитивное воздействие, о котором уже говорилось при
изложении нейропсихологических и нейрофизиологических эффектов релаксации.
Состояние человека, являясь субъективно-объективным феноменом, интегрирующим го
-
меостатические характеристики организма и личности, наиболее чутко и весьма
индивидуально отражает малейшие как отрицательные, так и положительные сдвиги. В то
же время самооценка собственного состояния, в силу ее субъективной представленности,
существенно зависит от особенностей личности, характера и темперамента, объединяемых
понятием «индивидуальность». Именно индивидуальность каждого конкретного человека
определяет то бесконечное многообразие клинических симптомов и синдромов, которые
возникают в ответ на практически идентичные воздействия. Она же определяет и
вариации психотерапевтического воздействия в зависимости от особенностей
наблюдаемых клинических проявлений и своеобразия личности больного.
По нашему мнению, подобно тому, как не суще-ствует лечения гипнозом, а есть
лечение внушением в гипнозе, также не существует и терапии аутогенной тренировкой,
а лучше говорить о лечении в аутогенном состоянии, реализуемом преимущественно с
помощью приемов самовнушения, сенсорной репродукции, а так-же путем приобретения
навыков и развития способности к целенаправленной регуляции некоторых вегета-
тпивных и соматических функций на основе вербалъно-висцеральных и сенсорно-
репродуктивно-висцералъных рефлексов.
Поэтому прежде чем перейти к изложению
специальных методов и упражнений, реализуемых на основе аутогенной тренировки,
обратимся к понятию «аутогенного состояния».
АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Большинство авторов, занимающихся теорией и практикой аутотренинга, на
основании специфических феноменов, наблюдаемых в эксперименте и клинике, выделяют
особое состояние сознания, которое обычно называют «аутогенным состоянием». С
учетом субъективных наблюдений пациентов, психофизиологических и ЭЭГ-
исследований в настоящее время сформировано 3 гипотезы аутогенного состояния, от
-
личающиеся отношением последнего к основным физиологическим переходным фазам в
континууме «активность — сон».
Первая гипотеза рассматривает аутогенное состояние именно как этап в
последовательных стадиях перехода от бодрствования ко сну (рис. 16).
В соответствии с этой гипотезой предполагается, что обучение аутогенной
тренировке позволяет целенаправленно вызывать и удерживать особое состояние, среднее
между «предсонливостью» и «сонливостью». При этом допускается, что человек может
прямо перейти из аутогенного состояния как в состояние активности, так и в состояние
сна (см. рис. 16).
Другая гипотеза характеризует аутогенное состояние как специфические
психофизиологические изменения, которые не могут рассматриваться как одна из
промежуточных фаз «сна — бодрствования». Но при этом добавляется, что аутогенное
состояние может быть транзиторно связано с этими фазами.
В этой гипотезе вводится понятие аутогенного смещения («Autogening shift»). В
процессе усвоения обучающего курса аутогенное смещение может идти через
предсонливость (рис. 17, 1). У хорошо тренированных субъектов аутогенное смещение
появляется почти сразу вслед за активным состоянием (рис. 17, 2). В зависимости от
эффективности обучения и применяемой техники занятий аутогенное смещение может
развиваться на промежуточной стадии между активностью и предсонливостью (рис. 17,
3).
Авторы этих гипотез P. Geismann, A. Jus
42
и W. Lut-he считают, что: а) прямое
смещение из сонливости в аутогенное состояние невозможно; б) переход из аутогенного
состояния ко сну осуществляется через фазу предсонливости (рис. 17,4).
Третья гипотеза (S. Dongier и др.) исходит из предположения, что аутогенное
состояние характеризуется специфическими функциональными изменениями, которые
вообще не связаны с переходными фазами «сон — бодрствование». Эта гипотеза, так же
как и две предыдущие, обосновывается экспериментальными данными и клиническими
наблюдениями. В частности, анализ динамики пространственно-временных паттернов
ЭЭГ показывает, что аутогенное состояние, как уже отмечалось, может развиваться прямо
из состояния активности, минуя стадию предсонливости. Кроме этого, хорошо известно,
что человек, находящийся в аутогенном состоянии, не спит, а возможное развитие
дремоты и сонливости в ряде случаев зависит от хронического или острого недосыпания.
Далее авторы гипотезы отмечают, что аутогенное состояние обычно ассоциируется с
повышением способности к самоотчету и самосознанию, специфическими особенностями
которых являются повышение чувствительности к эндогенным стимулам и селективное
ограничение внешних воздействий. В подтверждение своей гипотезы авторы также
приводят анализ ЭЭГ, изменения которой при аутогенном состоянии отличны от
аналогичных временных и пространственных паттернов при гипнозе, сонливости и
обычном сне.
Наши собственные исследования показали, что при выполнении релаксирующих
упражнений (в первой фазе аутогенной тренировки) на ЭЭГ преобладают изменения,
характерные для тормозного процесса, а во второй фазе (пассивной концентрации
внимания) на ЭЭГ регистрируются биоэлектрические сдвиги, свидетельствующие об
активной корковой деятельности. Аналогичные данные были получены К. Sipos (1980), в
частности, автором было обосновано, что увеличение альфа-активности во время
аутогенной тренировки существенно отличается от гиперсинхронной альфа-активности
42
Позднее A. Jus и К. Jus (1977) было предложено компромиссное решение. Оно заключалось в том, что во время
упражнений «Тяжесть» и «Тепло» уровень бодрствования значительно снижается и только во время упражнений
«Дыхание» и «Сердце» возникает аутогенное состояние. С этим трудно согласиться, так как, по нашему мнению,
комплексы «Дыхание» и «Сердце», хотя и входят в состав базисных упражнений, но лишь условно и не являются ос-
новой аутогенного состояния.