Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3157

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Больные, как  правило, склонны  рассказывать  близким, знакомым, а  порой  и  мало

знакомым людям о своем состоянии и переживаниях. Психологическое содержание такой
«открытости» состоит в поисках сочувствия и обнадеживающего (но не пренебрежитель

-

ного) ответа, что  имеющееся  заболевание неопасно. К сожалению, такое межличностное
общение  в  клинике  и  вне  ее  не  всегда  дает  положительные  результаты, поэтому  нужно
разъяснять пациенту, что о своей болезни ему лучше всего беседовать только с лечащим
врачом. Иногда  целесообразно  привлекать  для  этого  ассистентов  из  числа  медицинских
психологов. Позитивный  эффект  оказывает и опосредованное  рациональное  воздействие
через  членов  семьи  и  лиц  из  ближайшего  окружения. В  процессе  терапии  и  выздоро

-

вления  необходимо  постепенно, ступенчато «отдалять» от  себя  больного, стимулируя  в
нем чувство независимости от врача и уверенности в своем будущем.

 Терапевтическая  эффективность  изменения  неадекватного  отношения  больного  к

окружающей  его  среде, положительное  влияние  стенической  реакции  на  преодоление
заболевания, его исход, целесообразность функциональной тренировки при разъясняющей
и  убеждающей  роли  врача  неоднократно  подчеркивались  В. Н. Мясищевым, М. С.
Лебединским,  К.  И.  Платоновым,  Н.  В.  Ивановым  и  другими  видными  советскими
психотерапевтами. Известный  специалист  и  энтузиаст  аутогенной  тренировки  А. М.
Свядощ (1982) отмечал: «Каким  бы  способом  врач  ни  лечил  больного  неврозом, метод
убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома,
но  и  для  профилактики  рецидива  заболевания». Терапия  убеждением  и  разъяснением
является  составной  частью  современной  системы  аутогенной  тренировки, играя  в  ней
большую  или  меньшую  роль  в  зависимости от  применяемых  модификаций. Вне  зависи

-

мости от группового или индивидуального применения метода, ему всегда предшествует
собеседование, направленное  на  изучение  личности  больного  и  ее  отношений. В
содержание  этой  беседы  органически  входит  воздействие  разъяснением  и  убеждением,
основу  которого  составляет  формирование  критического  отношения  больного  к  себе  и
своим ощущениям без их

переоценки.

Тщательное  объективное  неврологическое  исследование  больного, страдающего

неврозом, служит  фундаментом  для  авторитетного  разъяснения, что  не  соматические
(органические) нарушения  лежат  в  основе  патологических  симптомов, а  эмоциональное
напряжение  и  перенапряжение, следовые  воздействия  ранее  перенесенных  психических
травм  и  переживаний. Целесообразно  в  доступной  форме  объяснить  больному  отличия
«органического» и «функционального», логически  обосновывая  связи  понятий «нервное
— функциональное — излечимое».

При  объективном  обследовании  больного  неврозом  оценка  состояния  мышечного

тонуса имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Важно уже
при  первой  беседе  обратить  внимание  пациента  на  нередкие  при  таких  болезнях  на

-

пряженность  лицевой  мускулатуры, стесненность  дыхания  и  прерывистость  речи,
изменения  общего  мышечного  тонуса, выражающиеся  в  оживлении  илиснижении
рефлексов. На  этом  фоне  объяснение  взаимосвязи  нервно-эмоционального  состояния  и
тонуса  скелетной  мускулатуры  находит  конкретное (очевидное  и  для  больного)
подкрепление  в  проявлениях  болезни  у  исследуемого  лица. Осознание  этого  факта
способствует  лучшему  пониманию  пациентом  терапевтической  значимости  тренировки
расслабления  мышц  и  упражнений  в  регуляции  мышечного  тонуса. Человеку,
обладающему  достаточной  подготовкой, можно  привести  аналогии  из  известных  в
кибернетике механизмов прямой и обратной связи.

Доступное  разъяснение  причин  невротических  расстройств  и  лежащих  в  их основе

психофизиологических  процессов  можно  проводить  и  посредством  совместного, в  том
числе  группового, обсуждения  популярных  изданий, ранее  рекомендованных  врачом  к
прочтению. Определенная духовная зрелость и наличие необходимого минимума знаний,
подготовленность  больного  к  осмысленному  восприятию  методики  аутогенной


background image

тренировки составляет залог успеха терапии, формируя у пациента активное отношение к
лечению и делая его соучастником терапевтического процесса. В свою очередь, активная
позиция больного открывает перспективы к самовоздействию, к перестройке собственной
личности, к самоубеждению и оптимизации психических процессов.

Наш  опыт  показывает, что  в  отличие  от  чистых  форм  аутосуггестии  в  методике

аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на
основе  целенаправленно  развиваемой  рефлексивной  функции  сознания. Это  положение
обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и
преобразующе  воздействовать, является  не  только  внешний  мир, но  и  внутренняя  среда
организма в целом (К. К. Платонов). Основная же суть рефлексивной функции сознания
состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и
самоконтроля  это  самовоздействие  делает  аутогенную  тренировку  интеллектуальным  и
волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной
перестройке личности.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Коллективная психотерапия.

Среди методик, родственных аутогенной тренировке,

в  первую  очередь  следует  назвать  варианты  коллективной  психотерапии. Существует
множество  видов  коллективной  психотерапии, к одному  из  которых, собственно, можно
отнести  и  аутогенную  тренировку  при  групповом  варианте  ее  применения. А. П.
Слободяник (1978) приводит краткое описание более двадцати различных методик и мо

-

дификаций коллективной психотерапии («психотерапия в  малой  группе», «коллективная
психотерапия  в  условиях  совместной  деятельности», «комбинированная  групповая
психотерапия», «семейная  психотерапия», «коррективный  интерперсональный  опыт  по
Кпоbloch», коллективная психотерапия «кофе и ...» по Masnik и др.).

Коллективная психотерапия в отечественной практике активно применяется с начала

XX столетия [Неткачев  Г. Д., 1909; Бехтерев  В. М., 1921, 1925, и  др.). Вопросы
коллективной  психотерапии  неврозов  в  последующем  успешно  разрабатывали  Н. В.
Иванов С. И. Консторум, С. С. Либих, В. К. Мягер, В. Н. Мясищев, К. И. Платонов, В. Е.
Рожнов, М. М. Кабанов, В. М. Воловик, Б. Д. Карвасарский  и  мн. др. В  зарубежной
практике  также  широко  применяются  методы  групповой  психотерапии. Кроме
разнообразных разговорных ее форм, сюда относятся игровая психотерапия и психодрама
Moreno, групповой психоанализ Wolf и др.

Изучение  методов  коллективной  психотерапии  и  исследование  ее  особенностей,

связанных с повышением внушаемости в группе, занимает значительное место в работах
В. М. Бехтерева. Им были разработаны принципы и методика коллективного гипноза, до
настоящего  времени  применяемые  при  лечении  токсикомании, алкоголизма  и  других
расстройств. О  значении, которое  В. М. Бехтерев  придавал  этому  направлению,
свидетельствует  тот  факт, что  именно  эта  тема  была  избрана  им  для  доклада  на I
Всесоюзном съезде невропатологов (декабрь 1927 г.), сделанного за сутки до его смерти.

Несмотря  на  часто  весьма  существенные  отличия  в  наименовании  и  стиле

применения различных методов коллективно-групповой психотерапии, они имеют много
общего. В  их  основе  лежит, как  правило, воздействие  на  уже  существующие  или
специально  создаваемые  группы  личности  врача, который  принимает  на  себя  роль
директивного  или  недирективного лидера

3

. Вторым компонентом  коллективных методов

психотерапии  является  межличностное  взаимодействие  членов  группы, объединенных
деятельностью, интересами  или  сходными  отклонениями  в  состоянии  здоровья. В
последнем  случае  совместное  обсуждение  не  только  симптомов  заболевания  и  их

3

Понятие «лидер» получило  распространение  в  психологии  в  ЗО-е  годы (работы  К. Levin). Иногда  наблюдаемая

синонимизация  понятий «лидер» и «руководитель» неправомерна. Далеко  не  каждый  руководитель  групп  занятий,
скажем, по  аутогенной  тренировке, может  быть  лидером  в  той  же  группе  при  проведении  иной  формы  коллективно-
групповой терапии.


background image

динамики в процессе лечения, но и лечебных приемов, осуществляемое под руководством
и  при  непосредственном  участии  врача, в  ряде  случаев  способствует  психотерапев

-

тическому  эффекту. К  сожалению, лечебное  действие  обычного  человеческого
сочувствия, сопереживания, бесспорно  способствующее  активизации  компенсаторных  и
реадаптационных механизмов организма и личности, пока очень мало изучено.

В  процессе  работы  с  группой  наиболее  часто  используются  следующие

психотерапевтические  приемы: поиск  общего, типичного  для  большинства  больных (в
жалобах, течении  заболевания  и  выздоровления, реализации  лечебного  воздействия  и  т.
д.); анонимное» обсуждение развития и течения болезни одного из членов группы [Либих
С. С, 1979].

Возможность  охвата  врачебным  воздействием  одновременно  нескольких  больных,

часто «амбулаторный» характер  группового  терапевтического  воздействия  и  его
обоснованная  в  многочисленных  исследованиях  эффективность  в  значительной  степени
определяют дальнейшие перспективы использования методов коллективной психотерапии
у  больных, а  также  в  целях  производственной  гигиены  и  улучшения  профессиональной
адаптации.

Условнорефлекторная  терапия.

Другой  группой  ме

тодов, близких  к  аутогенной

тренировке, являются  различные  формы  условно-рефлекторнои  терапии. Основателем
этого  психотерапевтического  направления  был  В. М. Бехтерев, впервые  предложивший
принципы  сочетательно-(условно)-рефлекторной  терапии, исходя  из  павловского  учения
об условных рефлексах.

Вместе  с  тем  В. М. Бехтерев  отмечал «механизированный  характер» метода  и

поэтому считал необходимым дополнять его рациональной психотерапией. Известно, что
И. П. Павлов  отвергал  попытки  объяснять  обучение  людей  на  основе  упрощенного
использования условнорефлекторнои теории и критиковал за это школу бихевиоризма. В
то  же  время  ряд  западных  представителей  поведенческой  терапии

4

  осуществляет

механистический  перенос  теоретических  построений  И. П. Павлова  в  психотерапию.
Таким, в  частности, является  так  называемый «скиннеровский  метод  обусловливания»,
основанный на поощрении и наказании (в  качестве последнего применяются достаточно
ощутимые удары электрического тока).

Одной 

из 

разновидностей 

условнорефлекторнои 

терапии 

являются

психотерапевтические тренировки, которые, как правило, входят составным элементом в
широкий  круг  врачебных  мероприятий  при  лечении  фобий  и  пограничных  состояний.
Психотерапевтические  приемы  при  этом  направлены  на  торможение  патологических
условных  связей, их  перестройку  и  обучение  желательным, целесообразным  формам
поведения. В  отечественной  и  зарубежной  практике  широко  используется  метод
функциональной поэтапной тренировки, заключающийся в  постепенной адаптации боль

-

ного  к  психотравмирующей  ситуации. Так, некоторые  психотерапевты  при  лечении
агорафобии (боязнь широких  улиц и площадей) вначале заставляют больного проходить
очень  короткие  расстояния  в  сопровождении  врача, а  затем  постепенно  увеличивают
маршруты, используя одновременно директивное и суггестивное воздействие.

Обучающий  характер  и  этапность, лежащие в  основе  функциональной  тренировки,

ее  направленность  на  повышение  активности  пациента  сближают  этот  метод  с
индивидуальными приемами аутогенной терапии.

4

Один  из  распространенных  на  западе  методов «поведенческой  терапии» — «терапия  обусловливания» —своим

наименованием  обязан  неверному  переводу  павловского  термина «условный  рефлекс», ошибочно  истолкованного  как
«обусловленный рефлекс» [Touimin S., 1978].


background image

Схема 1.

Основные составляющие элементы психотерапевтического
воздействия и источники аутогенной тренировки.

Таким  образом, следует  признать, что  по  своему  происхождению, структуре  и

механизмам действия (схема 1) аутогенная тренировка является синтетическим методом,
удачно  объединившим  в  себе  положительные  стороны  ряда  психотерапевтических
приемов. В  результате  такого  синтеза  была  создана  качественно  новая  комплексная
методика, способствующая активизации больного и направленная на стимуляцию и опти

-

мальное  использование  резервных  возможностей  организма  и  личности  в  процессе
лечения.

Стремление  к  использованию  комплекса  лечебных  факторов  с  учетом  их

взаимоусиления  и  потенцирования  представляет  собой  общую  тенденцию  современной
медицины. Обзоры  мировой  литературы, посвященные  работам  по  психотерапии  самых
различных  заболеваний, показывают, что  как  у  нас  в  стране, так  и  за  рубежом  на
протяжении  последних  двух-трех  десятилетий  методы  прямой  суггестии  или
психоанализа  все  более  и  более  уступают  место  комплексным  психотерапевтическим
методикам, среди  которых важное место занимают  методики  тренирующего характера  и
повышающие способность к саморегуляции психических и физиологических функций.


background image

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Физиологические  эффекты  аутогенной  тренировки  в  целом  и  механизмы

восстановления под  ее  влиянием  нервной  регуляции  тех  или  иных  конкретных  функций
весьма сложны и до настоящего времени полностью не изучены. В зарубежных странах,
где  опыт  практического  применения  аутогенной  тренировки  имеет  уже  достаточно
длительную  историю, эти  механизмы  часто  объясняются  с  позиций  и  в  терминах
бихевиористических и психосоматических концепций, лишь очень отдаленно связанных с
физиологией. В  связи  с  этим  известный  французский  автор L. Chertok в 1958 г. писал:
«Научное обоснование релаксации еще трудно при сегодняшних знаниях... В дискуссии о
взаимоотношении  между  физиологическим  и  психологическим  релаксация  является  тем
перекрестком, где  эти  области  безнадежно  спутаны». Через 20 с  лишним  лет  в
монографии «Непознанное в психике человека» он (4-982) вновь возвращается к этой теме
и, анализируя  свой  многолетний  психотерапевтический  опыт  гипнолога  и
психоаналитика, обобщает: «...Я не мог не признать, что многое из того, что происходит у
меня  на  глазах, остается  для  меня  несомненно  загадочным. Я  вдруг  обернулся  к
реальности. И заметил,что король голый. Наши знания о действительности ничтожны по
сравнению с тем, что нам неизвестно»

5

. С некоторыми оговорками можно, в общем, согла

-

ситься с этим мнением.

По  справедливому  замечанию  Н. В. Иванова, «трудность  правильного  построения

теории релаксации связана с тем, что это неотделимо от  решения общего философского
вопроса о соотношении психического и физиологического».

На  протяжении  истории  психотерапии  постоянно  возникали, отмирали  или

трансформировались научные теории, расширявшие наши представления о механизмах и
основах  психотерапевтического  воздействия. Естественным  и  очевидным  является
положение, что  любые  новые  успехи  возможны  только  на  основе  творческого
переосмысления  и  обобщения  на  качественно  новом  уровне огромной  фактологии  и  на

-

учного  опыта, существенный  вклад  в  которые  внесла  отечественная  психотерапия.
Идеалистические  позиции  многих  зарубежных  исследователей  в  определенной  степени
тормозят  прогресс  в  области  психотерапии, в  ряде  случаев  несовместимы  с  идеями  и
достижениями  отечественной  физиологической  школы, основанной  на  принципах
диалектического материализма.

Центральное  место  в  раскрытии  физиологических  механизмов  аутогенной

тренировки  занимает  изучение  вопросов  саморегуляции  исходно  непроизвольных
функций организма. Согласно технике Шульца, важным условием для овладения методом
являются  упражнения  в  расслаблении  мышц, т. е. упражнения  в  целенаправленных
двигательных  актах, хотя  и  крайне  редко  реализуемых  в  обыденной  жизни (в  этом  их
варианте).

И. М. Сеченов  впервые  обосновал  положение  о  том, что  все  психические  акты

принадлежат к рефлекторным и «все сознательные движения, вытекающие из этих актов,
движения, называемые  обыкновенно  произвольными, суть  в  строгом  смысле  отра

-

женные»

6

. Произвольное  движение, по  мнению  И. М. Сеченова, отличается  от

непроизвольного  тем, что  оно  подчиняется  воле, сопровождается  ощущениями,
отражающимися  в  сознании, а  также  тем, что  оно «есть  движение  заученное (разрядка
наша — В. Л., М. Р.) под влиянием  условий, создаваемых жизнью»

7

. Здесь  уместно еще

раз  напомнить, что  обучающий (научающий) характер  является  одним  из  основных
принципов  аутогенной  тренировки. Обучаемость  человека, несмотря  на  значительное

5

Шерток Л.

Непознанное в психике человека.— М., 1982, с. 33

6

Сеченов И.

М. Рефлексы головного мозга. —

М., 1961,

с. 70

7

Сеченов И. М.

Избранные философские и психологические произведения. — М., 1974, с. 291.