Файл: Лобзин В.С. - Аутогенная тренировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3445

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

количество  работ  по  этой  проблеме  в  педагогике, как  психофизиологическое  качество
пока  очень  мало  исследована. Многие  поразительные  ее  феномены, в  силу  их  обы

-

денности, не  вызывают  у  нас  удивления  и  ощущения  прикосновения  к  загадочному.
Например, речь, являясь  произвольной  функцией, становится  ею  лишь  на  основе
длительного  упражнения  и  научения. В  этом  плане  самого  пристального  внимания
заслуживают  пока  единичные опыты применения  аутогенной  тренировки  у  детей (Н. П.
Мировская,  С.  Г.  Файнберг,  В.  А.  Сергеев  с  соавт.  —  у  нас;  В.  С.  Манова-Томова  —  в
Болгарии; Р. Агсап — в  Румынии), когда  обучаемость  как  системное  качество  наиболее
высока. Возможно, если  бы  так  же  систематически и  настойчиво, как мы обучаем  детей
навыкам  социальной (интерперсональной) саморегуляции  отношений (опроизволиваем
их), мы  прививали  бы  им  приемы  саморегуляции  внутренних (интраперсональных)
отношений, многие  современные  данные  о  статистике  психоневрологической  патологии
не  выглядели  бы  так  удручающе.

Одновременно  это  способствовало  бы  снятию  того

налета  сверхъестественности  с  фактов  управляемой  саморегуляции  исходно
непроизвольных  функций, которые, возможно, являются  непроизвольными  в
значительной  степени  потому, что  мы  не  ставили  сознательной  цели  их
опроизволивания.

Учение И. М. Сеченова об отражательной роли мозга было поддержано и развито в

трудах  И. П. Павлова  и  созданной  им  школы. Обоснованные  в  отечественной  науке
принципы  нервизма  и  детерминизма, учение  об  условных  рефлексах  позволили  с
физиологических  позиций  подойти  к  вопросу  о  произвольных  и  непроизвольных
реакциях. Многочисленные экспериментальные работы павловской школы показали, что в
основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов,
идущих  от  внешней  среды  и  от  проприорецепторов.  По  словам  И.  П.  Павлова,  «весь
механизм  волевого  движения  есть  условный, ассоциативный  процесс, подчиняющийся
всем описанным законам высшей нервной деятельности»

8

.

В  многочисленных  работах  И. П. Павлова  подчеркивается  роль  речи  и  образных

представлений  в  установлении  двусторонних  связей  кинестетических  клеток  с
двигательными, а  также  клетками  корковых  отделов  анализаторов. Обсуждая  вопрос  об
идеомоторных  актах (которые, как  мы  убедимся  позднее, играют  огромную  роль  в
методике аутогенной тренировки), И. П. Павлов говорил: «Давно было замечено и научно
доказано, что  раз  вы  думаете  об  определенном  движении, т. е. имеете  кинестетическое
представление, вы  его  невольно..., этого  не  замечая, производите»

9

. Идеомоторная

тренировка  в  качестве  одного  из  главных  компонентов  входит  во  многие  современные
модификации аутотренинга.

Связь  функционального  состояния  центральной  нервной  системы  и  адаптивного

поведения с движениями, тонусом поперечнополосатой и гладкой мускулатуры, имеющих
обширное корковое представительство, неоднократно подчеркивалась И. П. Павловым и
его  учениками. В 1912 — 1913 г., читая  лекции  в  Военно-медицинской  академии, И. П.
Павлов 

говорил: «Нормальная 

мышечная 

деятельность 

тонко 

регулируется

раздражениями, идущими  от  самого  двигательного  аппарата, а  именно: во  время
движения  сухожилия  то  натягиваются, то  ослабляются, сочленовые  поверхности
соприкасаются... И, так  как  в  этих  частях, в  сухожилиях, суставах  и  т. д. оканчиваются
центростремительные  нервы, которые  в  каждый  момент  посылают  раздражения  в
центральную  нервную  систему, то  благодаря  этому  сигнализируется  каждый  момент
движения и все движение в целом регулируется и направляется»

10

. В этой короткой цитате

со  всей  очевидностью  обнаруживаются  рефлекторные  основы  теории  обратной  связи, а
также  полученные  позднее  нейрофизиологические  факты  саморегуляции  мышечного
тонуса и функционирования гамма-петли.

8

Павлов И. П. Поли. собр. соч.—М.; Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 229.

9

Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. VIII, кн. 2, с. 316.

10

Павлов. И. П. Лекции по физиологии. — М.; Л., 1951, с. 550-551.


background image

Принцип рефлекторной деятельности мозга, обоснованный в работах И. П. Павлова,

полностью  сохраняет  свое  значение  и  по  отношению  к  эмоциональным  реакциям.
Мышечные  компоненты  эмоций — мимика, пантомимика, тембр  голоса — являются
объективными  признаками  состояния  психики/Психологическое  обоснование  связи
мышечной деятельности с эмоциональной сферой берет свое начало еще от исследований
W. James и  С. Lange. Несмотря  на  наивность  аргументации («эмоция — ощущение
телесных  изменений»), этими  авторами  была  довольно  точно  подмечена  взаимосвязь
эмоциональных ощущений» и их внешнего выражения.

Хорошо  известно, что  мышечное  напряжение («застывшая  мимика», «нервная

дрожь», «стесненное  дыхание» и  т. д.) является  соматическим  компонентом  страха  и
других отрицательных эмоций. Психологический опыт подкрепляется физиологическими
наблюдениями с одновременной регистрацией вегетативных, биохимических и моторных
изменений в ответ на эмоциогенные раздражители. Специальные электрофизиологические
исследования, в частности, показали, что отрицательные эмоциональные состояния всегда
сопровождаются  активацией  поперечнополосатой  мускулатуры, а  расслабление  мышц
служит 

внешним 

выражением 

положительных 

эмоций, состояния 

покоя,

уравновешенности. В  связи  с  этим  становятся  понятными  физиологический  смысл
волевого расслабления мышц, тренировки этого процесса, а также роль самовнушения на
фоне  состояния  релаксации, вызывающего  фазовые  состояния  в  коре  головного  мозга. ,
Словесный  сигнал  или  образ, вызванный  словесным  сигналом, ведет  при  повторении  в
процессе  тренировки  к  образованию  условных  кортико-висцеральных  реакций  и
реализации желаемых сдвигов, тем самым повышая уровень саморегуляции.

Говоря о том, что только у человека движения становятся истинно произвольными,

И. П. Павлов  писал: «Непроизвольное можно сделать произвольным, но  достигается  это
теперь при помощи второй сигнальной системы»

11

. «Слово, — указывал он, — благодаря

всей  предшествующей  жизни  взрослого  человека, связано  со  всеми  внешними  и
внутренними раздражителями, все их заменяет и потому может вызвать все те действия,
реакции  организма, которые  обусловливают  те  раздражители»

12

. Роль  речи  в  развитии

произвольной регуляции функций была убедительно показана в ряде работ отечественных
авторов (Н. А. Берн-штейн, К. И. Платонов, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

Большое значение для понимания механизмов внушения и опроизволивания имеют

установленные  павловской  школой  и  Н. Е. Введенским  так  называемые  фазовые
(переходные) состояния  между  сном  и  бодрствованием, отличающиеся  различной
степенью  выраженности  и  интенсивности  процессов  торможения  функций. Одной  из
наиболее существенных для психотерапии особенностей фазовых состояний является от

-

крывающаяся  при  этом  возможность  воздействия  на  некоторые  психические  и
физиологические  функции  «в  обход  сознательного  контроля».  По  И.  П.  Павлову,  сила
самовнушения (или внушения) определяется наличием «концентрированного раздражения
определенного  участка  коры, сопровождающегося  сильнейшим  затормаживанием
остальных  отделов  коры, представляющих, так  сказать, коренные  интересы  всего
организма, его  целостности, его  существованиям. При  таком  состоянии  коры  больших
полушарий  могут  создаться  условия, когда  второсигнальные (знаковые) процессы
доминируют над реальными ощущениями. «Одним из прямых результатов этого, — писал
К. И. Платонов, — является возникновение акта самовнушения»

13

.

С  трудами  И. П. Павлова  и  Н. Е. Введенского  тесно  связаны  представления  о

доминанте, выдвинутые  А. А. Ухтомским. Под  доминантой  А. А. Ухтомский  понимал
«господствующий  очаг  возбуждения, предопределяющий  в  значительной  степени
характер  текущих  реакций  центров  в  данный  момент», считая, что  принцип  доминанты
является «физиологической основой акта внимания и предметного мышления». Исходя из

11

Павлов И. П.

Павловские среды.- М.; Л., 1949, т. 2, с. 337

12

Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. IV, с. 429.

13

Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М.; Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 212.


background image

этих  представлений, причины  многих  психопатологических  явлений («навязчивости»,
«галлюцинаций», «предубеждений») А. А. Ухтомский  видел  в «инертности
господствующего  возбуждения» («доминанте переживаемого  момента»). С  точки  зрения
теории  А. А. Ухтомского, всякое  индивидуальное  психическое  содержание  есть  след  от
пережитой  ранее  доминанты. Текущее  состояние  человека  и  его  активность, по  А. А.
Ухтомскому,  всегда  является  отражением  той  или  иной  доминанты.  Устойчивость  же
самой  доминанты  зависит  от  лабильности  формирующих  ее  нервных  центров. Чем
лабильнее и одновременно устойчивее возбуждение нервных центров, тем благоприятнее
условия  для  образования  новых  доминант. Следует  отметить, что  основная  сущность
аутотренинга  состоит  именно  в  целенаправленной  тренировке  нервных  процессов — их
лабильности, устойчивости и переключаемости.

Существенное  влияние  на  современные  теоретические  построения  в  психологии  и

медицине оказали идеи известного советского психолога Л. С. Выготского, заложившего
основы исторического подхода к изучению психики человека. В основе предложенной им
теории лежат две гипотезы — об опосредованном характере психической деятельности и
о происхождении внутренних психических процессов из внешних (идея интериоризации).
Автор рассматривал процесс формирования внешних психических функций как образова

-

ние форм речевого общения с последующим их обращением на себя и далее «про себя».
Всякая  высшая  психическая  функция  необходимо  проходит  через  внешнюю  стадию  в
своем  развитии, потому  что  она  является  первоначально  социальной  функцией

14

. Теоре

-

тические построения Л. С. Выготского были в последующем подтверждены в работах А.
Н. Леонтьева (1977).

В 

последние 

годы 

активно 

проводятся 

нейрофизиологические 

и

психофизиологические исследования функции речи, которую нейропсихолог А. Р. Лурия
назвал «одним из наиболее  существенных средств  регуляции человеческого поведения»,
поднимающего «отдельные  непроизвольные  реакции  до  уровня  сложных  произвольных
действий» и  осуществляющего «контроль  за  протеканием  высших, сознательных  форм
человеческой  деятельности».  А.  Р.  Лурия,  развивая  положения  И.  П.  Павлова  и  Л.  С.
Выготского, считал, что  специфически  человеческие  формы  психической  деятельности
включают, прежде всего, взаимодействие двух  уровней организации нервных процессов:
первосигнального  и «того, который  формировался  на  основе  языка  и  в  основе  которого
лежала  сигнальная  регулирующая  функция  слова». Далее, автор  высказывает
предположение, что «в различных патологических состояниях изменение нейродинамики,
лежащей  в  основе  элементарных  и  речевых  процессов, может  быть  неодинаковым».

Существенное  значение  для  теории  и  практики  психотерапии  имеют  положения  А. Р.
Лурия  о  регулирующем  влиянии  речи  при  патологических  состояниях  и  речевом
воздействии  на  общую  нейродинамику,

в  частности  у  детей. Опыты, проведенные  им

совместно с Е. Д. Хомской у детей с церебральной патологией, показали, что если регули

-

рующее  влияние  речи  остается  сохранным, то  оно  может  компенсировать  нарушения
общей нейродинамики. Поддерживая высказывание D. Hebb, А. Р. Лурия пишет, что «по
отношению  к  человеку  понятие  CNS  может  быть  расшифровано  как  Conceptual  Nervous
Sistem»

15

, тем  самым  еще  раз  подчеркивая  регулирующую  роль  речи  и  вербального

мышления по отношению ко всем функциям ЦНС. Эти обоснованные научные положения
в  значительной  степени  объясняют  механизмы  и  терапевтическую  эффективность
модификаций  аутогенной  тренировки, в  основе  которых  лежит  вербальное
аутовоздействие.

Изложение теоретического обоснования и физиологических механизмов аутогенной

тренировки и психотерапии в целом было бы неполным без учета теории функциональных
систем, разработанной П. К. Анохиным (1978). Эта теория развивает основные положения
физиологического  учения  И. П. Павлова  и  вводит  качественно  новые  понятия  о

14

Выготский Л/ С. Развитие высших психических функций.- М., 1960, с. 197.

15

Conceptual Nervous Sistem (англ.) — концептуальная (знаковая) нервная система; CNS — ЦНС.


background image

специфических механизмах динамической организации активности в  целостную систему
поведенческого акта.

Первоначально  в  павловских  исследованиях  психические  и  физиологические,

условнорефлекторные процессы сопоставлялись, при этом И. П. Павлов считал, что «здесь
имеется (в  условном  рефлексе —

прим.  авт.  В.  Л.,  М.  Р.)

полное  слитие, полное

поглощение  одного  другим, отождествление»

16

.  Позднее,  говоря  о  своем  учении,  И.  П.

Павлов  отмечает, что  оно «совершенно  исключило  из  своего  круга  психологические
понятия»

17

.  К  сожалению,  об  этом  иногда  забывается,  и  в  наше  время  еще  можно

встретиться с излишней психологизацией павловской теории и терминологии. Отражение
мозгом объективной действительности в рамках условнорефлекторной теории затрагивало
лишь физиологические процессы и поведенческие реакции. Таким образом, учение И. П.
Павлова  о  высшей  нервной  деятельности  создало  только  предпосылки  для  изучения
механизмов поведения человека.

На  основании  опыта  павловской  школы  и  собственных  экспериментальных

исследований  П. К. Анохиным  была  создана «теория  функциональных  систем». Его
исследования, в частности, показали, что некоторые периферические эффекты в условиях
целостного  организма  не  могут  быть  объяснены  на  основании  причинно-следственных
связей  каждого  из  них  со  стимулом. Одновременно  автором  было  обосновано, что
совокупность  отдельных  эффекторных  проявлений  или  их  сочетаний  не  образует
целостного  поведенческого  акта, а  лишь  их  согласованность  в  интегративной
деятельности  мозга  определяет  суммарное  выражение  и  сам  феномен  поведенческого
акта. Таким  образом, в  теории  П. К. Анохина  на  смену  представлениям  о  стимуле  и
реакции  выдвигаются  положения  о  целостной  организации  поведенческого  акта  и  его
интеграции  из  частных  механизмов. Далее, П. К. Анохиным  и  его  учениками  было
показано,

что поведенческий акт определяется не предшествующим и запускающим его

стимулом, а конкретным  результатом, на  достижение которого направлен  этот акт.

Тем  самым  в  структуру  поведенческого  акта  включалась  цель, без  которой  невозможно
объяснение адаптивной деятельности организма. Формирование в процессе психотерапии
осознаваемой  пациентом  цели  или «формулы-намерения» [Lindemann H., 1980] при
аутогенной  тренировке  является  обязательным  элементом  и  залогом  успешности
психотерапевтического воздействия.

Изучение соматических и вегетативных функций позволило сделать П. К. Анохину

заключение, что  функции, участвующие  в  целостной  интеграции  поведенческого  акта,
организованы  как  функциональные  системы, образующиеся «из  динамически  мобили

-

зуемых структур», при этом «компоненты  той или иной анатомической  принадлежности
мобилизуются  и  вовлекаются  в  функциональную  систему  только  в  меру  их  содействия
получению  запрограммированного  результата» (П. К. Анохин). Согласно  его  теории,
операциональная архитектоника функциональной системы поведенческого акта включает
в  себя  ряд  стадий  или  составляющих  афферентного  синтеза. К  ним  относятся:
мотивационные  влияния, прошлый  опыт, пусковая  и  обстановочная  афферентация,
принятие  решения, формирование  акцептора  результатов  действия (его  цели) и
программы  действия, вьшолнение  действия, получение  результата  и  сличение  его  с
акцептором  действия. С  учетом  этих  данных

изучение  структуры

любого, в  том  числе

патологически  извращенного, поведенческого {и  в  этом  случае — приспособительного)
акта, в  основе  которого  лежат  мотивационные  установки  и  специфически
трансформированный  прошлый  опыт пациента, должно  всегда  предшествовать психо

-

терапевтическому  воздействию.

В  своей  теории  П. К. Анохин  вводит  понятие

«опережающего  отражения» параметров  будущего  стимула-результата  в  рецептивных
полях, т. е. в континууме поведения каждый стимул-результат не только ожидается, но и
активно «запрашивается» из внешней (или внутренней) среды.

16

Павлов И. П.

Избранные произведения.—М., 1949, с. 521.

17

Там же, с. 385.


background image

Открывающиеся  в  настоящее  время  определенные  пути  количественной  оценки

некоторых  параметров  организованности, а  следовательно, и  саморегуляции  системы
делают  возможной  экспериментальную  проверку  теоретических  построений  П. К.
Анохина. С точки зрения психотерапии, представляет несомненный интерес объединение
в теории П. К. Анохина мотивационных установок и целеполагания в единый континуум с
физиологическими 

приспособительными 

реакциями 

на  основе 

интегративной

деятельности  мозга  и  функционирования  всего  организма  как  целого.

Это  позволяет

предположить, что  глубокие  отличия  между  произвольной  и  вегетативной  регуляцией
функций лежат более в области наших традиционных представлений, немсели в области
их структурной и функциональной организации.

Весьма 

показателен 

пример 

взаимообусловливания 

физиологических 

и

поведенческих реакций, который приводит П. К. 18

.

Несомненно, что  представления  о  системной  организации  физиологических,

психофизиологических  и  поведенческих  реакций  должны  найти  отражение  в  решении
целого ряда проблем психотерапии и, в частности, в раскрытии и понимании механизмов
аутогенной  тренировки. Приступающим  к  изучению  этого  метода  настоятельно
рекомендуется  прочесть  в  цитируемой  выше  книге  главы  «Саморегуляция
физиологических  функций» и «Теория  функциональной  системы  как  предпосылка  к
построению физиологической кибернетики».

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

В  последние  годы  наблюдается  усиление  внимания  ряда  исследователей  и, в

частности, психотерапевтов  к  проблеме  бессознательного. Обычно  постановку  этой
проблемы  связывают  с  именем S. Freud. Однако  необходимо  отметить, что  еще  И. М.
Сеченов  признавал, что, помимо  явного (осознанного) ощущения, могут  существовать
явления, которые  он  характеризовал  как «ощущения  в  скрытой  форме». На  реальность
проблемы  бессознательного  указывали  И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн. В  советский
период  этому  направлению  был  посвящен  целый  ряд  работ  известных  отечественных
специалистов  (Г.  В.  Гершуни,  Д.  Н.  Узнадзе,  Л.  С.  Выготский,  А.  Н.  Леонтьев,  А.  Р.
Лурия, Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, В. Н. Мясищев и др.). Как отмечал П. К. Анохин, «за
пределами  фокуса  сознания  остается  огромный  багаж, который  можно  назвать  памятью
мозга; этот  багаж  накапливается  в  течение  всей  жизни  и  оказывается, как  показывают
некоторые гипнотические опыты, поразительно стойким».

Не  останавливаясь  подробно  на  критике  психоаналитической  концепции

бессознательного, отметим  лишь, что  фрейдизм  пытался  создать  теорию «бессо

-

знательного» в полном отрыве от научного физиологического учения о мозговых, в том
числе высших психических, функциях. Затронув  многие важные проблемы и обнаружив
некоторые  интересные  для  клинициста-психопатолога  факты, психоаналитическое  на

-

правление не смогло научно их обосновать или раскрыть их сущность.

18

Анохин^ П. К.

Узловые вопросы теории функциональной системы.- М., 1980, с. 121.