Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1385

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

«Итак, мы у подножия стены — стены языка. Мы находимся на своем месте, т.е. по ту

же сторону стены, что и пациент; и именно у этой стен, которая что для нас, что для него
одна и та же, мы и попробуем отозваться на эхо его речи».

«Психоаналитический  опыт  вновь  открыл  в  человеке  императив  Слова — закон,

формирующий человека по своему образу и подобию. Манипулируя поэтической функцией
языка, он же, опыт этот, дает человеческому желанию его символическое опосредование. И
да  позволит он  вам  наконец  понять,  что  вся  реальность  его  результатов  заключена  лишь  в
даре речи, ибо лишь посредством этого дара пришла к человеку реальность и лишь совершая
акт речи вновь может он реальность сберечь».

Контрольные вопросы

1. Что понимается К. Леви-Стросом под предсознательным и бессознательным?
2. Каковы, с  точки  зрения  К. Леви-Строса, сходства  и  различия  между  шаманским

врачеванием и психоанализом?

3. Какие эпистемы и модели человека рассматриваются М. Фуко?
4. Как трактует М. Фуко связи между гуманитарными науками и психоанализом?
5. Какие максимы лежат в основе структурного психоанализа Ж. Лакан?
6. Что нового внес Ж. Лакан в теорию и практику психоанализа?

Литература

1. Автономова  Н.С. Философские  проблемы  структурного  анализа  в  гуманитарных

науках. - М., 1977. - С. 48-81, 108-158.

2. Автономова B.C. Лакан: возрождение  или  конец  психоанализа? // Бессознательное:

природа, функции, методы исследования. Т. 4. — Тбилиси, 1985.

3. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М., 1995.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала и другие тексты. — М.; Paris, 1994.
5. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954). -

М., 1998.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.
7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С.

308-339.

8. Фуко М. Слова и вещи. археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.
9. Фуко М. Пользование наслаждением // Архетип. — 1996. — № 1. — С. 41-44.

Тема 10

 Эгопсихология

А. Фрейд. Краткая биография. Основные работы.
Детский психоанализ. Отличие детского психоанализа от психоанализа взрослых.
Двойная мораль ребенка. Невроз. Место и роль психоаналитика при работе с детьми.
Линии  развития  ребенка. Воспитание  опрятности. Проявление  агрессивности.

Компромисс между сдерживанием и свободой проявления агрессивности.

Я, Оно, Сверх-Я. Связь между анализом Оно и анализом Я.
Защитные механизмы Я как объект анализа.
Мотивы защиты от инстинктов и аффектов. Типы тревоги. Способы защиты.
Идентификация с агрессором как стадия развития Сверх-Я.
Цель и задачи психоаналитической терапии.
Г. Гартман. Краткая биография. Основные работы.
Структура личности. Принципы психической жизни. Анализ вторичных функций Я.

Изречения
Фрейд А.:

«Невроз  ребенка  разыгрывается  между  тремя  факторами: между  его

бессознательными влечениями, его Я и Сверх-Я, которое является представителем этических
и  эстетических  требований  общества. Задача  анализа  заключается  в  том, чтобы  путем
осознания  бессознательных  влечений  упразднить  конфликт, существующий  между  этими
тремя инстанциями».


background image

42

«... Аналитик должен суметь занять во время анализа с ребенком место его Я-идеала, он

не должен начинать свою освободительную аналитическую работу до тех пор, покуда он не
будет уверен в том, что окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка».

«Самым  правильным  методом  будет  изменение  центра  внимания  в  анализе, его

переключение с инстинкта на конкретный защитный механизм, т.е. с Оно на Я».

«... Я само является объектом анализа в том отношении, что постоянно осуществляемые

им защитные действия реализуются  бессознательно и могут быть введены в сознание лишь
ценой  значительных  усилий, подобно  бессознательной  активности  любого  из  вытесняемых
инстинктивных импульсов».

«С  теоретической  точки  зрения  анализ  процесса "идентификации  с  агрессором"

помогает  нам  различать  способы  употребления  конкретных  защитных  механизмов; на
практике это позволяет нам отличать приступы тревоги в переносе от вспышек агрессии».

«Анализ как терапевтический метод с самого начала имеет дело с Я и его отклонениями;

исследование Оно и его способа действия всегда было лишь средством для достижения цели.
А  цель  всегда  одна  и  та  же:  коррекция  этих  отклонений  и  восстановление  Я  в  его
целостности».

«В  настоящее  время  мы, по-видимому, определили  бы  задачу  анализа  следующим

образом: получить максимально полное знание обо всех трех образованиях, из которых, как
мы  считаем, состоит  психическая  личность, и  изучить  их  отношения  между  собой  и
внешним  миром. Иными  словами, по  отношению  к  Я — исследовать  его  содержание,
границы и функции, проследить историю его зависимости от внешнего мира, Оно и Сверх-Я;
по  отношению  к  Оно  —  дать  описание  инстинктов,  т.е.  содержания  Оно  и  проследить  их
трансформацию».

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика эгопсихологии?
2. Что представляют собой защитные механизмы Я?
3. Какие способы защиты Я от инстинктов и аффектов рассматриваются А. Фрейд?
4. К чему ведет защитный процесс идентификации с агрессором?
5. Какова, с точки зрения А. Фрейд, роль психоаналитика при работе с детьми?
6. Как в эгопсихологии определяются задачи и цели психоаналитической терапии?

Литература

1. Обухов  Я.Л. Детская  агрессивность  и  проблемы  анального  характера  в  концепции

Анны Фрейд // Российский психоаналитический вестник. - 1994. - № 3-4. - С. 131-135.

2. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994. — С. 63, 124-125.
3. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. — М., 1993.
4. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб.,

1997.

Тема 11

Экзистенциальный психоанализ

Ж.-П. Сартр. Биографические сведения. Основные работы.
Понятия, идеи и концепции экзистенциального психоанализа Ж.-П. Сартра.
Представление о горизонтальном  и вертикальном психическом  детерминизме. Критика

эмпирического психоанализа.

Сознание  и  бессознательное. Спонтанное  сознание. Изначальный  проект. Свободный

выбор. Человек как тотальность.

Л. Бинсвангер. Биографические сведения. Основные работы.
Экзистенциальный  анализ. Модернизация  классического  психоанализа  с  позиций

экзистенциализма  и  психоаналитической  антропологии. Причинность  и  субъективный
смысл.

Психическая болезнь как высшая неподлинность существования. Психическое здоровье

как трансцендирование, выход за собственные пределы.

М.Босс. Биографические сведения. Основные работы.


background image

43

Дазайн-анализ. Критика  понятия «бессознательное  психическое». Причинность  и

свободный выбор.

Психическое  заболевание  как  суженность  восприятия  бытия, ограниченность  видения

мира. Осознание собственной виновности и выбор своего существования.

Цель дазайн-анализа. Условия успешного лечения.

Изречения
Сартр Ж.-П.:

 «Глубокое противоречие всякого психоанализа заключается в том, что он

одновременно  представляет  как  причинную  связь,  так  и  связь  понимания  между
феноменами, которые  он  изучает. Эти  два  типа  связей  несовместимы. Поэтому  теоретик
психоанализа устанавливает жесткие трансцендентные причинные связи между изучаемыми
фактами ... тогда  как  практик  достигает  успеха, изучая  прежде  всего  факты  сознания  в
понимании, т.е. ловко  отыскивая  внутрисознательное  отношение  между  символизацией  и
символом».

«Экзистенциальный  психоанализ  отвергает  гипотезу  о  бессознательном; он

рассматривает психический акт как сопричастный с сознанием».

«...Мы утверждаем, что в той мере, в какой психоаналитик пользуется пониманием для

интерпретации  сознания, было  бы  лучше  признать  открыто, что  все  то, что  происходит  в
сознании, может получить свое объяснение только из самого же сознания».

«Психоанализ  вещей  должен  в  первую  очередь  заняться  установлением  того, каким

образом каждая вещь есть объективный смысл бытия и отношения человеческой реальности
к этому бытию».

«То, что интересует психоаналитика в первую очередь, так это определение свободного

проекта  отдельной  личности  на  основе  того  индивидуального  отношения, которое
объединяет его с различными символами бытия».

Бинсвангер  Л.:

  «...человек  может  быть  понят  не  в  терминах  какой-либо  теории,

независимо от того, является ли она механистической, биологической или психологической,
но  только  в  терминах  чисто  феноменологического  разъяснения  тотального  сочленения
человеческого существования как бытия-в-мире».

«...Указанием  на  базисную  структуру  экзистенции  как  бытия-в-мире  Хайдеггер  дает  в

руки психиатра ключ, с помощью которого он, будучи свободным от предрассудков любой
научной теории, способен принимать и описывать исследуемые им  феномены в  их полном
внутреннем содержании».

Босс М.:

 «...с  точки  зрения  феноменов  человеческой  экзистенции, абсолютно  нет

никакой необходимости в постулировании бессознательного психического».

«...Сущность  человека  высвечивается  им  самим  как  бытие-в-мире, а  не  благодаря

другому бытию».

«Дазайн-аналитик возвращает человеку его достоинство: он является посланником того,

что лежит в основании всего сущего».

Контрольные вопросы

1. Какие идеи и концепции З. Фрейда были подвергнуты критике Ж.-П. Сартром?
2. В чем состоит специфика экзистенциального психоанализа Сартра?
3. На чем основывается экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера?
4. Каковы взгляды Бинсвангера на психическое заболевание и здоровье человека?
5. Что представляет собой дазайн-анализ М. Босса?
6. Какой точки зрения на психическое заболевание придерживается Босс и какова цель

дазайн-анализа?

Литература

1. Бинсвангер  Л. Бытие  в  мире. Введение  в  экзистенциональную  психиатрию. — М.;

СПб., 1999.

2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С.

233-263.

3. Руткевич  А.М. От  Фрейда  к  Хайдеггеру. Критический  очерк  экзистенциального

анализа. — М., 1985. — С. 73—105, 145-161.


background image

44

4.  Сартр  Ж.-П.  Очерк  теории  эмоций  //  Психология  эмоций.  Тексты.  Под  ред.  B.K.

Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 127-129.

5. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. — М., 1998.

Тема 12

 Антипсихиатрия

История возникновения антипсихиатрического движения.
Психическое заболевание в контексте межличностного восприятия и экзистенциальных

отношений.

Р. Лэйнг. Биографические сведения. Основные работы.
Формы тревоги человека и система ложных Я. Внутренний мир шизоида.
Типы семей. Конфликтные ситуации в семье. Шизофреногенные семьи.
Шизофрения  как  процесс  естественного  исцеления. Нормальность — предательство

подлинных возможностей человека.

Церемониал инициации. Путешествие по внутреннему пространству и экзистенциальное

возрождение. Терапевтические коммуны.

Д. Купер. Основные работы и идеи.
Революция  безумия  как  предпосылка  социальной  революции. Раскрепощение

сексуальности.

Изречения
Лэйнг  Р.:

  «Наша  цивилизация  подавляет  не  только  "инстинкты",  но  и  вообще  любую

форму трансценденции».

«Последующее  явное  разрушение  и  растворение  Я  в  шизофреническом  состоянии

совершается не из-за атак извне (действительных или предполагаемых), а из-за опустошения,
вызванного самими защитными маневрами».

«Сумасшествие — необязательно  разрыв. Оно  может  стать  также  прорывом.

Потенциально  это освобождение  и обновление, но  также  порабощение  и  экзистенциальная
смерть».

«Семья  типа  нексус  сравнима  с  преступным  сообществом, в  котором  взаимная

поддержка является не чем иным, как взаимным устрашением».

«Шизофреник  действительно  может  быть  сумасшедшим. Он  сумасшедший. Но  он  не

больной.  Больше  того,  я  сказал  бы  людям,  которые  прошли  через  опыт  безумия,  что  он
открыл им ценности, сравнимые с Манной Небесной».

«Я  думаю, что  шизофреники  могут  научит  психиатров  большему  о  внутреннем  мире,

чем психиатры своих пациентов».

Купер Д.:

 «Сумасшествие коренится не в самой личности, а в системе тех отношений, в

которых данный пациент принимает участие».

«Я думаю, что нам необходима одновременно революция любви, преобразующая нашу

сексуальность, революция безумия, преобразующая наше Я».

Контрольные вопросы

1. Почему возникло антипсихиатрическое движение?
2. Каковы основные идем антипсихиатрии Лэйнга?
3. Какие формы тревоги рассматриваются Лэйнгом?
4. Какую типологию семей дает Лэйнг?
5. Какую роль, с точки зрения Лэйнга, шизофреник играет в терапевтических коммунах?
6. Что понимается Купером под революцией безумия?

Литература

1. Кельнер М.С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. — М., 1989. – С. 171-181.
2. Лейнг Р. Разделенное Я. — Киев, 1995.
3. Лэнг Р. Расколотое Я. — М.; СПб., 1995.
4. Лэйнг Р. Трансцендентальный опыт и его отношение к религии и психозам. // С. Гроф

Духовный кризис. — М., 1995. — С. 62-74.

5. Руткевич  А.М. От  Фрейда  к  Хайдеггеру. Критический  очерк  экзистенциального

анализа. — М., 1985. — С 121-144.


background image

45

Тема 13

   Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари

Социальная  система  и  психическая  патология. Шизофрения  как  продукт  деспотии  и

угнетения в обществе.

Критика  классического  психоанализа  З. Фрейда  и  структурного  психоанализа  Ж.

Лакана.

Комплекс  Эдипа  с  точки  зрения  шизоанализа. Шизофрения  как  способ  расширения

социального поля в обществе.

Машинное бессознательное. Образы, слова и машинизмы.
Производящие  желания  машины. Кодирование  и  декодирование. Всеобщее  движение

детерриториализации.

Шизоанализ как микрополитическая практика. Шизоанали-тическая прагматика.

Изречения
Делёз  Ж., Гваттари  Ф.:

 «Декодирование  потоков  и  их  детерриториализация

представляют  собой  в  совокупности  основную  тенденцию  капитализма. Он  не  прекращает
приближаться к своему пределу, который является вполне шизофреническим».

Гваттари  Ф.:

 «Мы  имеем  то  бессознательное, которое  заслуживаем! И  я  должен

признать, что бессознательное психоаналитиков-структуралистов мне подходит еще меньше,
чем бессознательное фрейдистов, юнгианцев или райхианцев».

«Я  вижу  бессознательное  скорее  как  нечто  разбросанное  почти  везде  вокруг  нас  не

только  в  жестах, повседневных  предметах, но  и  на  телевидении, в  атмосфере  самого
времени... Иначе  говоря, не  бессознательное  специалистов  по  бессознательному, не
бессознательное, кристаллизованное 

в 

прошлом, желатинированное 

в

институционализированном  дискурсе, но, напротив, бессознательное, развернутое  к
будущему, бессознательное, основой которого было бы иное, лишь возможность его самого,
возможное  на  уровне  языка, а  также  возможное  на  уровне  кожи, на  уровне  социума, на
уровне космоса».

«...Машинное бессознательное, в отличие от психоаналитического бессознательного, не

является 

репрезентативным 

бессознательным, кристаллизованным 

в 

комплексы,

кодифицированным и размещенным на генетической оси; оно создано как карта».

«Будет ли шизоанализ новым культом машины? Возможно! Но, разумеется, не в рамках

общественных  капиталистических  отношений. Чрезмерный  рост  машинизмов  любой
природы, во всех областях, которые, кажется, должны теперь привести  человеческий род к
неизбежной катастрофе, могут также стать на царственный путь его освобождения».

Контрольные вопросы

1. Какое истолкование шизофрении дается Делёзом и Гваттари?
2. В чем состоит критика представителями шизоанализа классического психоанализа З.

Фрейда и структурного психоанализа Ж. Лакана?

3. Что такое машинное бессознательное?
4. Что представляют собой процессы декодирования и детерриториализации?
5. Какие принципы лежат в основе шизоаналитической прагматики?

Литература

1. Гваттари Ф. Машинное бессознательное // Архетип. — 1995. — № 1. - С. 58, 65.
2. Гваттари Ф. Машинное бессознательное. Очерки по шизоанализу // Архетип - 1996. -

№3-4. – С. 95-103.

3. Делёз  Ж., Гваттари  Ф. Капитализм  и  шизофрения  Анти-Эдип. — М., 1990.

Капитализм и шизофрения. Беседа Катрин Клеман с Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари.
Ad Maiginem'93. — М., 1994. — С. 394—406.

4. Маньковская Н.Б. Шизоанализ вместо психоанализа? — М., 1991.
5. Риклин М. Феликс Гваттари: танец освобождения // Архетип. — 1995. - № 1. - С. 57.

Тема 14

    Психотерапия Р. Мэя

Краткая биография. Идейные истоки. Основные работы Р. Мэя.